Презентация по теме "Антонимы"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Цветкова Галина Евгеньевна

Данная презентация содержит много полезного материала по теме "Антонима" для учителей и учащхся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Антонимы 5 класс1.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прочитайте текст. (лишний слайд) 1 . Назовите слова одной и той же части речи, которые пишутся по-разному, а обозначают одно и то же. 2. Что это за слова? В далеком прошлом, когда еще не было железных дорог, длинные путешествия через всю Россию совершали на лошадях, т.е. конным транспортом. Ездили на перекладных, передвигались на почтовых, путешествовали на долгих вместе с ямщиком, который сидел на облучке. По городу то и дело разъезжали коляски, кибитки, кареты.

Слайд 2

Ответьте на вопросы: Какие слова называются синонимами ?

Слайд 3

Ответьте на вопросы: Будут ли являться синонимами следующие слова: интерес, интересный, интересоваться?

Слайд 4

Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках? Не спеши языком, торопись делом. Рука победит одного, знания поборют тысячи. Объясните смысл пословиц.

Слайд 5

«Ученье свет неученье тьма»

Слайд 6

«Ученье – свет, неученье – тьма» В какие группы можно объединить слова в предложении?

Слайд 7

Антонимы

Слайд 8

Прочитайте диалог. Найдите антонимы. Дополните свое определение. – Ну и жарко ! - Да ты что? Холодно ! -Я весь покраснел ! -А я побелел ! -Ты что такой кислый ? -А ты что, сладкий ? -Нет, я бодрый ! - Ну, а я сонный .

Слайд 9

Проверь себя! Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Запишите определение в справочник.

Слайд 10

Грамматическая сказка

Слайд 11

Задание: передайте содержание сказки научным языком.

Слайд 12

Встретились Копченый с Моченым, разговорились. -Ну, как там наш Свежий? Опять чего-то с Черствым не поладил? - Да, Свежий Черствому не товарищ. Черствый считает, что Свежий у него отбивает хлеб. Между прочим, Теплый сначала поддерживал Свежего. Пока речь шла о хлебе. - Теплый в любом хлебном деле на стороне Свежего, хотя и отдает Черствому за его многолетний опыт. - Зато потом, когда Тухлый поднял вопрос об атмосфере в коллективе, Теплый вдруг обрушился на Свежего, обвинил его в том, что он охлаждает теплоту наших отношений. «Я синоним Свежего, - сказал Тёплый , - пока дело идет о хлебе насущном. Но в отношении атмосферы – пусть он меня простит - тут я его антоним»

Слайд 13

- Не поймешь этого Теплого: то он синоним, то антоним. - Но самое интересное, когда речь зашла об атмосфере в коллективе, знаешь, кто поддержал Свежего? Чёрствый ! - Он же был против него? - Это пока речь шла о хлебе. А когда речь зашла об атмосфере, об отношениях к товарищам… В этом отношении, между нами говоря, Черствый – синоним Холодного, а Холодный, между нами говоря, синоним Прохладного… - А Прохладный – синоним Свежего? Ну и обстановка в нашем коллективе! Никогда не знаешь, кто тебе синоним, а кто антоним…

Слайд 14

Задание: передайте содержание сказки научным языком.

Слайд 15

Сколько антонимов можно подобрать к слову « трудный »?

Слайд 16

А сколько антонимов у слова « свежий »? От чего это зависит?

Слайд 17

Вывод: У многозначных слов может быть несколько антонимов.

Слайд 18

Придумайте антонимы к разным значениям приведённых ниже многозначных слов. Составьте с ними словосочетания. Густой, дикий, прямой, лёгкий, свежий. Для чего вы выполняли это задание?

Слайд 19

ФИЗМИНУТКА Поиграем!

Слайд 20

Добрый Злой Идти Говорить Огромный Синий Красный Трудный Интересный Веселый Прилежный Разговор Глаза Еда Отчизна Кидать

Слайд 21

Объясните роль антонимов на следующих примерах. Он не только не умный, а совсем глупый. Это задание лёгкое, а то трудное. Это свежий хлеб или чёрствый? Для чего употребляются антонимы в речи?

Слайд 22

Вывод: Антонимы позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты . Антонимы помогают подчеркнуть эти контрасты, противопоставить явления, высказать мысль с большей точностью .

Слайд 23

Маленькие дети прекрасно чувствуют значение антонимов и образуют их по всем правилам создания слов в русском языке. Рассмотрите примеры детских слов. - Я помнил, помнил, а потом отпомнил . - Заразился и отразился. - Ах, какие обезьяны уклюжие! - Я тебя пригласила, а теперь отгласила . А вот диалоги. - Не плачь, он ударил нечаянно. -Нет, чаянно , чаянно , я знаю, что чаянно . Какую роль в данных предложениях играют антонимы? Как они образованы?

Слайд 24

Маленькие дети прекрасно чувствуют значение антонимов и образуют их по всем правилам создания слов в русском языке. Рассмотрите примеры детских слов. - Я помнил, помнил , а потом отпомнил . - Заразился и отразился . - Ах, какие обезьяны уклюжие! - Я тебя пригласила , а теперь отгласила . А вот диалоги. - Не плачь, он ударил нечаянно . -Нет, чаянно , чаянно , я знаю, что чаянно . Какие значения при этом слова- антонимыприобретают ? Как они образованы? Какую роль в данных предложениях играют антонимы?

Слайд 25

Попробуем образовать антонимы, используя морфемы. Установите соответствие между словами и приставками, представленными на слайде. Запишите полученные пары антонимов. Сделайте вывод о том, какие приставки используются при образовании антонимов чаще всего . Добрый – Свежий – Трудный – Циклон – Газированный – Действие – Аварийный – Человечный – Приставки : Не Анти Без Противо Бес

Слайд 26

Отправимся в путешествие! У себя на парте вы найдете карты, но никакой маршрут на них не проложен. Ваша задача - проложить маршрут путешествия. Для это вам необходимо подобрать антонимы к предложенным прилагательным. Постройте туристический маршрут, последовательно соединяя выбранные вами антонимы.

Слайд 27

Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане, и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов: Я съел бы еще этого… Больше всего мне понравилось… Я почти переварил… Я переел… Пожалуйста, добавьте…

Слайд 28

Пофантазируем! Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Слайд 29

Домашнее задание: выберите любую тему и напишите сказку(минимум 7 предложений). 1. Что было бы, если бы синонимов в языке не было? 2. Что было бы, если бы антонимы исчезли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...