Развивающее обучение на уроках русского языка
статья по русскому языку (6 класс)

Хасаншина Исламия Мансуровна

Процесс изучения русского языка .  Развивающие технологии как средство повышения качества учебных достижений школьников по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_razvivayushchee_obuchenie.docx58.85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский  институт социально-педагогических технологии и ресурсов »

Филологический  факультет

Кафедра  русского  языка  и литературы

 Развивающее обучение на уроках русского языка

/Курсовая  работа  по современному русскому литературному языку/

                                                 

                                                                       

   

Набережные Челны, 2013г.


Оглавление

Введение…………………………………………………………… ……………..3

Глава I. Технология развивающего обучения.......................................................5

            1.1  Принципы обучения: особенности и специфика..…………….…....5

            1.2  Формы и методы обучения русскому языку в школе…...…………8

            1.3  Современные подходы к обучению русскому языку…  …..….….10 

            1.4 Технология развивающего обучения на уроках русского языка  в основной школе……………………………………………………………….…12

Глава II. Практическая часть……...…….……………………………………....14

            2.1 Технология развивающего обучения в процессе изучения сложного предложения.........................................................................................14

            2.2 Использование игрового материала на уроках русского языка......21

            2.3 Роль занимательных заданий при изучении темы «Сложное предложение»…………………………………………………………………….23

Заключение.        ………………………………………………………………………25

Литература.        …………………………………………………………………........27

Приложение.        ……………………………………………………………………..29


Введение

Актуальность темы. Ушедший XX век поставил перед школьным образованием сверхсложную задачу повышения качества образования параллельно с реформированием всей системы образования. Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, потребовала содержательных перемен во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании. Изменившиеся требования к современным образовательным учреждениям были сформулированы в Законе ПМР «Об образовании», где названа одна из главных задач – стимулирование и развитие умственных процессов. Одними из главных задач современного образования являются перестройка и адаптация учащегося к сегодняшним реалиям, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Успешное решение этих задач связано с преодолением внутренних стереотипов, которые сложились в течение нескольких последних поколений. В настоящее время в педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии или технологии обучения. В противовес традиционно выделяемым педагогической, методической и дидактической системам.

В системе образования русский язык занимает особое место, обеспечивая культурно-гуманистическую направленность, формирование нравственного мира личности, развитие духовной среды, что отмечается учеными-классиками (М. В.Ломоносов, С. И. Ожегов, Д. Э. Розенталь, Л. Н. Толстой, Л. В.Щерба, К. Д.Ушинский). В школе русский язык выступает как научная дисциплина, изучение которой требует большого труда.

Объект исследования: процесс изучения русского языка в школе.

Предмет исследования: развивающие технологии как средство повышения качества учебных достижений школьников по русскому языку.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое использование развивающих технологий на уроках русского языка.

В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:

1. дать характеристику специфике обучения русскому языку в школе, его формы и методы.

2. раскрыть суть современного  подхода к обучению русскому языку в школе.

3. разработать урок с применением технологий развивающего обучения и проверить его эффективность.

В данном исследовании были использованы следующие методы:

1. Теоретические: изучение и анализ педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; научно - методический анализ состояния проблемы исследования; синтез, обобщение, систематизация.

2. Экспериментальные: изучение опыта преподавателей русского языка, по проблеме применения технологий развивающего обучения; беседы с учащимися; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения за учащимися.


1.1  Принципы обучения: особенности и специфика

Процесс обучения представляет собой сложную организованную систему, которая состоит из учебной деятельности как учителя, так и учащегося.  Но для того, чтобы обучение было организованным, необходимо, чтобы оно опиралось на закономерности, которые существуют объективно или их существование предполагается. Эти закономерности, сформулированные в виде нормативных положений, которыми следует руководствоваться, и представляют собой принципы обучения.

 Современными дидактическими принципами обусловлены требования ко всем составляющим учебного процесса: логике, целям и задачам обучения, формированию его содержания, подбору форм и методов, анализу результатов и побуждению к их достижению. Таким образом, основополагающие положения, определяющие систему требований к методике, организации и содержанию обучения, и представляют собой принципы обучения. Это идеи, нормативные требования, которыми необходимо руководствоваться во время организации и проведения процесса обучения и воспитания. Необходимо отметить, что принципы обучения носят характер общих указаний, норм и правил, призванных регулировать учебный процесс. Они возникают на основе глубокого анализа обучения, основываются на закономерностях обучения, которые установлены дидактикой. В современной общеобразовательной школе можно определить, следующие основные принципы обучения:

 - принцип развивающего обучения, который в то же время является и воспитывающим. Он предусматривает всестороннее развитие учащегося, его индивидуальных наклонностей;  

 - принцип научности, который пребывает в тесной взаимосвязи с современными научными знаниями;  

 - принцип, благодаря которому поддерживается систематичность и последовательность в овладении теоретическими знаниями с последующим применением их на практике;

 - принцип осознанного получения знаний, самостоятельности и творческой активности обучаемых под руководством учителя;

 - принцип комплексного подхода к учебному процессу и развитию детей, который предусматривает единство продуктивного и репродуктивного, эмоционального и рационального, абстрактного и конкретного, использование наглядности;

 - принцип, предполагающий доступность обучения;

 - принцип, предусматривающий получение прочных знаний и развитие познавательности учащихся;

 - принцип тесной связи обучения с реальной жизнью;

 - принцип эффективного сочетания разных методов и форм обучения.

Эти же положения в полной мере выступают и как принципы обучения русскому языку. Кроме общепризнанных принципов, при изучении русского языка можно использовать и такие, как:

 - когнитивный, предусматривающий анализ, синтез и обобщение изучаемого материала;

 - креативный, подразумевающий творческий подход к решению учебных задач, готовность воспринимать новые идеи;

 - рефлексивный, позволяющий учащемуся, проанализировав проделанную работу, понять, чему он смог научиться, а над чем еще следует трудиться для достижения результата. Также можно использовать такие принципы конструирования обучения:

 - восхождение от общего к частному: сначала формируется представление о языковедческой основе изучаемого материала, а затем происходит переход к конкретной теме;

 - принцип разграничения языковых значений - частей речи, частей слова, грамматических категорий;

 - принцип внимательного отношения к различным знакам языка - буквам, звукам, морфемам, орфограммам и, конечно же, словам;

 - принцип, предусматривающий последовательное наращивание темпов в обучении русскому языку.       

На нынешнем этапе в школе программированное, объяснительно-иллюстративное, проблемное принципы обучения русскому языку уже практически не встречаются в чистом виде. Они тесно взаимодействуют между собой. Перечисленные выше принципы обучения не являются равнозначными.[1]


1.2  Формы и методы обучения русскому языку в школе
       Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи. Новые аспекты открываются в развивающей и воспитывающей функции метода. Метод тесно связан с деятельностью. Использование различных средств в процессе обучения меняет сам метод деятельности. Использование разнообразных средств приводит к изменению структуры учебного метода. В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении данному предмету. Наиболее ранней классификацией является деление методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельные работы).[2,с.62]

В последнее время предложена классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод. Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность). В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены в три группы.

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
      2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.

3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы.

Урок–это сочетание двух или нескольких форм организации учебной работы. Поскольку на уроке могут быть использованы разные формы организации учебной работы учащихся, то можно рассматривать урок как некоторую совокупность организационных форм обучения. В современной дидактике под понятием «общие формы организации обучения» объединяются фронтальные (общеклассные), групповые (бригадные) и индивидуальные формы учебной работы.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

·   класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

·   каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

·   задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.


1.3  Современные подходы к обучению русскому языку

В настоящее время в современных школах существует множество различных систем обучения. Но не каждое из них предполагает сотрудничество и взаимодействие учителя с учащимися. Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести систематический характер обучения; упорядоченную, логически правильную подачу материала; организационную четкость, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Но сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы, к сожалению, приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания.

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда. В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.

Прочные позиции занимает развивающее обучение. Развивающее обучение предполагает вовлекать обучающихся в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Целью развивающего обучения школьников является достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Конечная цель технологии состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении  и быть способным удовлетворять её посредством учения, т.е. хотеть, любить и учиться.

Обучение русскому языку предоставляет учителю большие возможности в работе над развитием мышления школьников. Потенциал развития личности младшего школьника реализован в содержании учебников и учебных пособий по русскому языку. Правильно, системно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и таланта. Приучая ребёнка к осмыслению нового материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений, развивая пытливость его ума, учитель закладывает основы успешной мыслительной деятельности учащегося. Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий последует движение вперед по пути познания, развития и творчества. Уроки средствами учебного предмета обеспечивают существенное воздействие на развитие у учащихся речи, мышления и воображения. Достаточная степень развития мышления, воображения речи - важнейший показатель развития личности. Главная задача - помочь каждому ребёнку осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Использование развивающего обучения на уроках русского языка, где учащиеся являются активными участниками учебного процесса, можно не только активизировать познавательную деятельность школьников, но и сделать урок более живым, разнообразным, а следовательно, продуктивным, сэкономить время, затрачиваемое зачастую на малоэффективные фронтальные опросы.


Развивающее образование требует новых методов и технологий обучения. В основу технологии развивающего обучения положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи. При такой форме обучения содержание, формы, методы должны максимально учитывать индивидуальные способности и особенности учащегося, а также предпочитаемые способы работы с учебным материалом. Она нацеливает на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путём самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.

     Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, формировать и далее развивать мотивацию обучения, а также направлена на обеспечение усвоения базовых и новых компонентов  в содержании предмета. Исходя из опыта работы, элементы этой технологии могут с успехом применяться как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе с учащимися.  

Особенности технологии: методы обучения – развивающие; обучение ориентированно на развитие каждого ученика; выявление уровня развития каждого ученика на каждом этапе обучения; применение разнообразных методов, средств и форм обучения; применение общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работы; создание специальных средств – развивающих заданий, которые формируют рациональные умения умственного труда.

    Актуальность данной технологии заключается в том, что каждый учащийся по мере своих возможностей должен стать коммуникативно-способным  человеком, владеющим в полной мере устной и письменной речью. Обучение русскому языку необходимо осуществлять с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативных компетенций.


Глава II. Практическая часть

2.1 Технология развивающего обучения в процессе изучения сложного предложения

Синтаксис – эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связанная речь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связанной речи и прежде всех его коммуникативных единиц – предложений.

Синтаксису в современной лингвистике уделяется огромное значение, многие взгляды на вопросы синтаксиса, его места в грамматике, языке и речи, классификации синтаксических единиц пересматриваются. Хочется так же, чтобы и в технологии преподавания русского языка вопросам синтаксиса уделялось не менее внимания.

Выделяются следующие синтаксические единицы «объекты» синтаксиса: словосочетание, предложение и сложное предложение.

       Традиционное для русской синтаксической науки понимание синтаксических объектов характеризуется тем, что наряду со словосочетанием и предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение. Сложным предложением называется синтаксическая единица, компонентами которой являются предложения, связанные между собой синтаксической связью.                                                          

 Сложное предложение отличается от простого, прежде всего характером образующих его компонентов. Компонентами, образующими простое предложение, являются определённые классы словоформ или лексически не заменяемые словоформы. Таким образом, синтаксическая природа компонентов простого предложения радикально отличается от синтаксической природы образуемого ими синтаксического построения.

Сложное предложение состоит из компонентов, которые в большей или меньшей степени обладают свойствами простых предложений и, таким образом, по своей синтаксической природе не противостоят так резко образуемому ими целому – сложному предложению.

Общность синтаксической природы компонентов и образуемого ими целого сближает сложное предложение со словосочетанием, которое выполняет ту же функцию, что и его компоненты – слова или словоформы – и по своей синтаксической природе не противостоит им.

Обязательным и конструирующим признаком компонентов сложного предложения является то, что они обладают категорией предикативности, соответственно, предикативными единицами.

Структурная схема сложного предложения включает следующие четыре класса необходимых характеристик:

1) потенциальный количественный состав сложного предложения (или открытость/ закрытость его структуры);

2) синтаксическая связь между компонентами и средства её выражения;

3) порядок компонентов, т.е. их расположение относительно друг друга;

4) особенности семантического наполнения, строения и лексического состава компонентов.

Всё сказанное позволяет определить сложное предложение как сочетание предикативных единиц, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве целостной единицы сообщения.

 Разнообразие взглядов в филологии делает задачу методистов сложной: необходимо выбрать наиболее походящее научное понятие (и современное, и общепризнанное), и применить его в курсе русского языка средней общеобразовательной школы. Поэтому существует несколько точек зрения на принцип преподавания темы «Сложное предложение» в школе и классификацию придаточных в сложноподчинённом предложении.

Сложные предложения рассматриваются с точки зрения средств  связи (союзные и бессоюзные); союзные сложные предложения описываются по характеру средств связи (сложносочинённые и сложноподчинённые); сложноподчинённые – по значениям придаточной части. При описании бессоюзных предложений учитывается смысловые отношения между частями. Сложные предложения описываются также с точки зрения количественного состава простых предложений, входящих в него (сложные синтаксические конструкции): интонационный (сопоставление структуры и интонации) и морфолого-синтаксический (сопоставление члена предложения и части речи). Синтаксические упражнения, которые включают в себя работу, как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, это:

-отграничение одних синтаксических структур от других;

-определение структуры данной синтаксической единицы;

-нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

-составление схем предложений;

-составление предложений по схемам;

-составление предложений указанной структуры;

-полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур.

Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом речевых умений. Основная цель методики преподавание русского языка – освоение учениками общеобразовательной школы грамотным письмом и речью, а так же развитие духовных способностей учащихся через преподавание родного языка. Почти все понятия синтаксиса используются при изучении пунктуации.

На уроке изучения сложносочинённых предложений рекомендуется составление сводной таблицы о сочинительных союзах и их значениях с примерами и определением смысловых отношений между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Здесь можно использовать упражнения по составлению предложений с данным учителем началом и по придумыванию учащимися предложений с использованием всех союзов, приведённых в таблице.

 Типичные ошибки, на которые учителю необходимо обратить внимание:

 а) пропуск запятой перед союзом и, когда сложносочинённое предложение ошибочно принимает учащимися за простое с однородными членами;

 б) постановка запятой перед распространённым однородным членом, когда последний принимается учеником за целое простое предложение;

в) речевая синтаксическая ошибка выражается в так называемом
«многосоюзии», когда учащийся без видимой причины вводит в свою речь лишние союзы;

 г) а также в излишней (с точки зрения стиля и фактической необходимости) повторяемости наречий, употребляемых в роли союзов и обозначающих последовательность действий».

Для устранения ошибок предлагаются различные приемы: синтаксический и пунктуационный разбор предложений списанных с различных источников (доска, карточка, учебник), творческие работы (составление новых или обработка вариантов), обучающие диктанты, грамматический анализ.   

Знакомство со сложноподчиненными предложениями необходимо проводить в сравнении со сложносочинёнными и выявлении разницы между подчинительной и сочинительной связью, «путём анализа устанавливается, что каждое из придаточных поясняет какое-либо слово главного предложения». Далее необходимо выяснить характер подчинительных союзных слов.

При изучении темы происходит знакомство (в некоторых случаях повторение) пунктуационных правил: постановка запятой, тире, двоеточия в различных видах сложных предложений, но «на уроках, посвящённых сложному предложению, занятия пунктуацией должны вестись лишь попутно, носить подчинительный характер, чтобы не отвлекать внимание школьников от основной цели урока». Но при изучении сложноподчинённых предложений необходимо более уделить внимания правильной постановке знака препинания. Ученики должны понимать структурно-семантические особенности сложноподчинённых предложений и суть взаимоотношений между главным и придаточным, что подготовит почву для введения указанной выше классификацией типов придаточных предложений.

Нельзя упустить такую важную возможность, предоставляемую анализом подобных предложений, как упражнения в выразительном чтении. Дело в том, что при чтении таких сложных конструкций по иному, чем в менее распространённых предложениях  распределяется и запас воздуха у читающего, и паузы (в отношении их длительности), меняется в ряде случаев и характер интонации. Потому учитель должен настойчиво добиваться от учащихся, чтобы каждое из даваемых для разбора предложений было бы прочитано учащимися выразительно.

Смысловой анализ сложных предложений с различными видами связей и составление к ним схем содействуют и развитию логического мышления.

На данных уроках полезно провести краткий объяснительный диктант и организовать работу по карточкам с написанными на них предложениями (последними обеспечивается индивидуализированный подход к учащимся).

В качестве материала для занятий по этой теме целесообразно использовать тексты сочинений самих учащихся, чтобы на примерах лучших из них показать умелое конструирование сложных предложений, а примере слабых работ – случаи ошибочного их использования». Так же Текучёв даёт подробное описание методики проведения синтаксического разбора: «Под разбором сложного предложения по его составу следует понимать разбор сложного предложения с выделением в нём простых предложений, входящих в его состав и являющихся по отношению к целому сложному его частью».

Как в простом предложении член предложения является такой единицей, которая не может делиться на более мелкие синтаксические единицы (распространённые члены предложения в особом положении), так и в сложном, каждое простое предложение, входящее в его состав, является такой синтаксической единицей, такой его частью, которая не может члениться на более дробные части, представляющие собой тоже предложение.

В простых предложениях могут быть выделены члены предложения, потому такой разбор является по членам, а не по составу предложения». Наряду с различными видами разборов необходимо использовать приём грамматического конструирования (составление предложения по схеме).

Хотелось бы сказать несколько слов по поводу практического применения некоторых приёмов и упражнений по изучению темы «Сложное предложение». Так, в частности, известный советский методист Текучёв А.В. предлагает при изучении предложений с различными видами связи разбирать удачные и не удачные конструкции сложных предложений, используя собственные сочинения учеников.

Современные исследования психологии подростков позволяют сделать вывод о частичной неправильности такого приёма. Лучшие работы можно брать для примера, а с неудачными – следует быть осторожнее, так как ненароком можно нанести травму ещё не окрепшей психике взрослеющего человека. Указывая на ошибки, учитель должен применить всё своё чувство такта.

Для работы по редактированию сложных предложений в 9 классе можно брать для примера работу вымышленного горе-ученика или учителю самому допустить ошибку, но так умело, чтобы в то же время не потерять авторитет в глазах подопечных. Всё это требует большого профессионального мастерства учителя. В работе необходимо так же давать ученикам возможность самостоятельно мыслить, больше делать выводов, пусть даже путь к индивидуальному лежит через коллективное познание.

Все синтаксические понятия, пунктуационные правила необходимо рассматривать сначала на примере. Пусть ребята сами додумаются и скажут своими словами, что они увидели необычного и нового в приведённом учителем предложении. И только затем открыть и прочитать учебник.

Русский язык и его правила необходимо учить, как таблицу умножения, несмотря на гуманитарность (неточность) дисциплины, на большое количество нюансов и исключений из правил. Когда понятие укорениться в голове каждого ребенка, тогда можно приступить к рассмотрению частностей. А потому не будет лишним каждому (в зависимости от количества человек в классе) повторить вслух по очереди изучаемое правило. Сначала, или если ученики не приучены к такой работе, будет казаться смешным неоднократное повторение. Но, однако, в сочетании с самостоятельной проработкой примеров можно получить хороший результат.


2.2 Использование игрового материала на уроках русского языка

Так как тема «Сложное предложение» изучается обзорно уже с 5 класса, но не вводятся типы придаточных, то, как раз здесь и должно использовать игровой материал, опираясь на эмоционально-экспресивное восприятие пятиклашек. Справиться с этой нелёгкой задачей поможет пособие Т. Угроватовой «Подсказки на каждый день». Например, при введении понятия «Сложное предложение» можно предложить детям разобрать стихотворение Э Успенского «Память»:

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю.

«Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне».

 Ехал Ваня на коне,

Вёл собачку на ремне,

Ну, а кактус в это время

Мыл старушку на окне…

Ехал кактус на окне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на коне…

Знаю я, что говорю;

Говорил, что повторю,

Вот и вышло без ошибок:

А чего хвалиться зрю?

Таких весёлых и в то же время полезных упражнений у Угроватовой много. Есть даже герои-помощники: Кот и Пёс, которые попадают в ситуации, где Кот представлен хитрецом и «грамотеем». В последнем упражнении предлагается написать диктант, в форме сказки, о том, как встретились различные типы сложных предложений. В игровой форме даётся весь материал в книге. Так интересно, используя игровые моменты, можно построить уроки по введению, так сказать, не основных тем 5 класса, и в то же время заложить прочные основы для понимания и углубленного изучения темы в 9 классе.

Психологами давно установлено, что эмоционально пережитые события на более долгое время остаются в памяти. Конечно, в старших классах уместнее использовать занимательный материал несколько иного характера. 


2.3 Роль занимательных заданий при изучении темы «Сложное предложение»

В 9 классе при изучении темы «Сложное предложение» можно использовать задания творческого плана. Это должна быть работа, направленная на развитие мыслительной деятельности. Например, можно организовать конкурс на лучший свод правил по синтаксису и пунктуации для проверки правописания в новой компьютерной программе или подобрать сложные предложения для обучения гуманоидов с соседней планеты.

На заключительных уроках создать проблемную ситуацию: например, написать текст, состоящий только из простых предложений на любую или определённую тему. Возможно такое в живом языке? Как это влияет на смысл? Остаётся ли язык так же богат и красив?

 Для домашних упражнений можно использовать художественные произведения, изучаемые на уроках литературы. Пусть ученики самостоятельно выпишут сложноподчинённые с различными типами придаточных. Таким образом, можно вызвать интерес к изучению темы, однако, не забывая, играя, всё же учить.

В игровом материале и некоторых приёмах работы по изучению нового материала, закреплению, автоматизации навыков можно и нужно использовать новаторские разработки. Теоретический материал разумнее применять общепринятый, чтобы не вводить путаницу в систему понятий школьников. С интересующимися или сильными учениками при достатке времени следует рассмотреть различные взгляды, существующие в лингвистике.

Например, все задания практических упражнений сводятся в основном к расстановке пропущенных знаков препинания (в частности запятой) и определения типов предложения. Есть задания по составлению предложений (развитие речи), а также работа с союзами (в союзных сложных предложения). В некоторых упражнениях видим элементы стилистической работы. Материал для упражнений подобран на основе произведений русской классики.[3]


Заключение.


        

Литература

  1. Интернет ресурс: http://fb.ru/article/4146/printsipyi-obucheniya-osobennosti-i-spetsifika
  2. Педагогический вестник ЕАО: ежеквартальный журнал, Выпуски 1-2 Педагог. вестник ЕАО, 2007
  3. Интернет ресурс: http://nsportal.ru/


Приложение.
Урок русского языка с элементами развивающего обучения по теме: "О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных -ОВ-, -ЕВ-", 6-й класс, учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой

Цели:

Обучающие:

  1. Обучение учащихся образованию прилагательных с помощью суффиксов -ов-, -ев- .
  2. Освоение правила написания букв о-е после шипящих и ц в указанных суффиксах.

Развивающие:

  1. Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.
  2. Развитие умения применять знания на практике.
  3. Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.
  4. Развитие культуры речи.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать взаимоуважение.
  2. Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

Вид урока: урок-исследование.

Технология: на диалоговой основе.

Оборудование: таблицы, карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Прием “удивляй” (цель: настроить на урок, повысить интерес к уроку):

Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, умный, справедливый,
И веселый, и счастливый.

Фронтальная работа:

Про кого так можно сказать?
Почему вы так решили?

После ответов учеников:

Я рада за вас, что у вас есть такие друзья (знакомые, родные, учителя и т.п.). Но сегодня это сказано про вас. Мне очень приятно, что на уроке будут присутствовать такие ученики, потому что только такие, как вы, могут прийти на помощь товарищу, учителю, но и, конечно, русскому языку.

Прием “яркая цитата” (цель: развитие любви к русскому языку, любви к прекрасному, воспитание эстетических чувств):

Русский язык, по мнению замечательного писателя Куприна, “в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

Фронтальная работа:

К какой части речи относятся и что обозначают в русском языке такие слова, как вежливый, старательный?

Где вам чаще всего, кроме уроков русского языка, приходилось встречать имя прилагательное?

Зачем же они нужны и какую роль играют?

Межпредметная связь. Прием “удивляй” (цель: настроить на работу, повысить интерес).

Вы, наверное, помните, как мы недавно наслаждались на уроке литературы красотой украинской ночи, когда изучали произведение Н.В.Гоголя “Майская ночь, или Утопленница”, и это, благодаря использованию автором имен прилагательных, восхищались умением Гоголя передать всю полноту ощущений посредством языка. Точно также и мне хотелось бы восхититься вашими глубокими знаниями об этой части речи. Для этого вы должны вытащить из тайников вашей памяти кое-что ценное для выполнения тех заданий, которые даны на доске, а потом (прием “вопросительное предложение” цель: повысить интерес к уроку) мы вместе попробуем ответить на вопрос: “Когда же в прилагательных после шипящих и ц будет писаться суффикс –ов-, а когда –ев-? От какой части речи образуются имена прилагательные с суффиксами -ов-, -ев-?”

Работа в тетрадях:

Запись даты и темы урока.

Учитель:

Пожалуйста, кто желает рассказать о трех китах имени прилагательного по данному предложению?

Работа у доски (2 человека):

1 ученик: Индивидуальная работа (прием “тихий ответ у доски” (цель: развитие самостоятельной творческой деятельности, развитие внутренней речи для подачи внешней речи):

Предложение: Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.

2 ученик: Индивидуальная работа:

Кто желает высказать свою точку зрения по ряду слов, решая эти задачи?

Игра “Третий лишний”

Цель: активизация мыслительной деятельности, обеспечение высокого уровня умственного развития):

1. Лесной царь
Твой мяч
Лисий хвост

2. Железный гвоздь
Золотой характер
Летний день

3. Волчий след
Аккуратен
Зимний

4. Горяч(?)
Могуч(?)
Леч(?)

5. Больш....го
Хорош…го
Могуч…го

6. Удобнее
Старше
Спокойнейший

7. Более громкий
Менее вкусный 
Самый сладкий

Презентация новых слов (словарная работа для остальных (цель: развитие речи, формирование орфографической зоркости, развитие самостоятельной творческой деятельности):

Печальный, инициативный, выразительный.

Операции работы:

  1. толкование слова (работа со словарем)
  2. выдели орфограммы
  3. составь словосочетания
  4. составь предложения
  5. определи синтаксические признаки данных прилагательных.

Коллективное обсуждение итога выполнения 2-ой индивидуальной работы.

Знакомство с новой темой

Проблемная задача (цель: побуждение к мышлению, формирование творческих способностей и достижение удовлетворенности от успеха, обеспечение высокого уровня умственного развития).

На доске дана таблица со словами:

Ерш…вый, ключ…вой, деш…вый, задумч…вый.

Что здесь дано? Чем слова схожи? В чем различие? Какой гласный слышится? Можно ли на письме ориентироваться только на произношение? Как будем действовать? Выведите алгоритм.

На доске дана таблица со словами:

Кумачовый, свинцовый, грушевый, ситцевый.

Сформулируйте правило правописания суффиксов -ов- и -ев- в прилагательных.

Выясните, как образовались данные прилагательные.

Закрепление

Дифференцированная работа.

Учитель:

А теперь постараемся полученные знания применить на практике. Те, кто сидит за первыми партами, будут выполнять задание по карточкам, а остальные выполняют упражнение № 328.

Слова на карточках:

Реч…вой, лиц…вой, груш…вый, алыч…вый, сторож…вой, парч…вый, плащ…вой, душ…вой, еж…вый, кумач…вый, нож…вой, борщ…вый.

Проверка выполненных работ. В ходе обсуждения обращаем внимание на культуру речи (акцентологические нормы) и нормы правописания.

Релаксационная пауза (цель: снять напряжение, дать разгрузку эмоционально-мышечную, настроить на следующую работу).

Учитель: Повернемся лицом друг к другу. Вам необходимо представить, что на вас ситцевая рубашка, проведем по рукаву рубашки соседа, мысленно произнесем ситцевый – ситцевая. Вы ощущаете гладкую прохладную поверхность, а произнесенные слова только усиливают это ощущение. А сейчас представим, что на вашей левой руке замшевая перчатка, попробуем взять руку своего партнера и про себя проговорить замшевый – замшевая. Вы ощущаете тепло, мягкость. Это ощущение тепла плавно переходит на ваши лица, давайте улыбнемся друг другу, пожмем руку товарищу, пожелаем удачи, успеха и с хорошим настроением снова включимся в работу.

Раздача творческого материала

Учитель: Русский язык, как сказал Горький, “обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли”. А теперь вам предстоит поработать творчески. Прочитайте задание и выберите себе подходящий вариант. (Прием “принцип свободы выбора”).

С помощью этих словосочетаний составьте мини-текст на одну из предложенных тем:

  1. Обстановка.

Оранж…вая (люстра), кумач…вая (скатерть), ситц…вая (занавеска), кварц…вые (часы), образц…вый (порядок).

  1. Природа. Весна.

Ключ…вая (вода), глянц…вая (зыбь), камыш…вые (джунгли), грач…вая (роша), сторож…вой (пес), кварц…вый (песок).

  1. Природа. Лето.
    Устойч…вая (погода), груш…вые (деревья), алыч…вый (сад), саженц..вые (посадки), оранж…вые (лилии), пунц…вые (розы).

Проверка задания
(прослушивание нескольких работ).

Учитель: Молодцы, успешно справились с заданием. Мы убедились еще раз, что с русским языком и именем прилагательным можно творить чудеса.

А теперь поработаем устно по упражнению № 329 (сравните правописание суффиксов прилагательных и существительных после шипящих).

Работа в группах. Составьте словарный диктант:

1 группа: с гласной -е- в суффиксе прилагательных и существительных .

2 группа: с гласной-о- в суффиксе прилагательных и существительных.

Проверка работ

Учитель: А теперь мы станем программистами. Нам необходимо зашифровать текст гласными вместо точек (цель: активизация мыслительной деятельности, контроль полученных знаний). Для этого еще раз вспомним правило.

Раздаточный материал (карточка-тест):

Глянц…вая бумага, доверч…вый взгляд, саранч…вый набег, беж…вый цвет, вещ…вой рынок, ландыш…вый аромат, устойч…вая погода, бахч…вая культура. разговорч…вый ученик, замш…вый перчатки, деш…вые продукты, куч…вые облака, ерш…вая уха.

Проверка закрытого теста.

Итог по уроку

Рефлексия.

Учитель: Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас огромный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь легко.

Домашнее задание разно уровневое (прием “принцип свободы выбора”):

  1. Создать кроссворд по изученной теме.
  2. Составить грамматическую сказку “Разговор суффиксов –ов-, -ев- .”
  3. Упражнение № 331.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации " Приемы развивающего обучения на уроках русского языка"

Методические рекомендации состоят из теории, в которой представлен опыт работы по данной теме, и конкретных заданий для учащихся, которые можно использовать  при подготовке к интедллектуальным ма...

«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Переход  детей из начальной школы в среднюю  часто сопряжён с падением успеваемости. Традиционно мы связываем это с трудностями социальной адаптации при переходе на предметное обучение, с по...

Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе

Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более...

Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.

Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...

Совершенствование форм и методов развивающего обучения на уроках русского языка в школе с этнокультурным компонентом.

Главная цель развивающего обучения состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни (способности «жить своим ум...

Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

Описание системы работы. Обобщение педагогического опыта....