«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»
статья по русскому языку по теме

Асланова Александра Валерьевна

Переход  детей из начальной школы в среднюю  часто сопряжён с падением успеваемости. Традиционно мы связываем это с трудностями социальной адаптации при переходе на предметное обучение, с подростковым кризисом. Но социально-психологическая дезадаптация вторична, наблюдается она после того, как ученик начинает плохо понимать изучаемый материал, т.е. нарушается ведущая учебная деятельность. В чем причина? Одна из главных причин - недостаток интеллектуальных способностей, не сформировано понятийное мышление. Ученик может хорошо описывать, представлять, запоминать, воспроизводить, но, чтобы развивалось мышление, нужно ежедневно и систематически мыслить. Такую возможность дает развивающее обучение.  Развивающее обучение зарекомендовало себя как эффективная образовательная технология ещё в середине прошлого века. Автор делится опытом работы по организации современного развивающего урока русского языка. Статья содержит материал об основной цели развивающего обучения, его задачах и общепедагогических принципах, а также  примеры форм, приемов работы и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchee_obuchenie_na_urokah_russkogo_yazyka..rar23.72 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Асланова Александра Валерьевна, МОУ СОШ №2,  учитель русского

языка и литературы, город Серпухов Московской области

Аннотация

Развивающее обучение зарекомендовало себя как эффективная образовательная технология ещё в середине прошлого века. Автор делится опытом работы по организации современного развивающего урока русского языка. Статья содержит материал об основной цели развивающего обучения, его задачах и общепедагогических принципах, а также  примеры форм, приемов работы и упражнений.

Переход  детей из начальной школы в среднюю  часто сопряжён с падением успеваемости. Традиционно мы связываем это с трудностями социальной адаптации при переходе на предметное обучение, с подростковым кризисом. Но социально-психологическая дезадаптация вторична, наблюдается она после того, как ученик начинает плохо понимать изучаемый материал, т.е. нарушается ведущая учебная деятельность. В чем причина? Одна из главных причин - недостаток интеллектуальных способностей, не сформировано понятийное мышление. Ученик может хорошо описывать, представлять, запоминать, воспроизводить, но, чтобы развивалось мышление, нужно ежедневно и систематически мыслить. Такую возможность дает развивающее обучение.

Способность мыслить очень необходима современному человеку, так как разнообразие социально-экономических и культурных перемен в нашем государстве начинает опережать способность людей объективно осмысливать новые явления, учитывать риски и прогнозировать  перспективы. Возникла проблема – решать ее нам, педагогам. И это уже не предположение, а требование, потому что в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования  перед школой поставлена глобальная задача перехода на новую систему обучения, в основу которой положен системно - деятельностный подход.  Что-то новое? Нет, именно такой подход  лежит в основе развивающего обучения. Идея его была впервые сформулирована  Л.С.Выготским: «Обучение ребёнка должно вести за собой его развитие - только в этом случае его можно назвать хорошим». Другими словами, обучение должно опережать развитие.

Основной целью развивающего обучения является  обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для становления личности ребенка как субъекта учебной деятельности.  Субъект - человек, способный управлять своей деятельностью, поэтому основными задачами являются следующие:

формировать  новый тип мышления – понятийный (рефлексивный), позволяющий исследовать и понимать сложность окружающего мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, решать задачи профессионального и жизненного самоопределения;  

способствовать проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты;

формировать мотивацию к обучению, познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие  личностные позиции, социальные компетенции учащихся.

  Известно, что зачастую учителя русского языка не отводят  данным задачам должного внимания, считая, что главное на уроках русского языка – формирование грамотности. В действительности же,  чем раньше в учебном процессе начинать использовать приемы развивающего обучения, чем быстрее можно получить более высокие результаты не только в развитии детей, но и в обучении детей, то есть развитие и обучение взаимообусловлены.  Итак,     развивающее обучение это = ЗУН + способы умственных действий + самоуправляющие механизмы личности + эмоционально-нравственная сфера + деятельностно - практическая сфера.  За счет чего достигается развивающий эффект на уроках русского языка? За счет особого способа организации совместной учебной деятельности. В Концепции развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова – основоположников развивающего обучения в школе XX века – выделяются принципы, на основании которых должно строиться обучение детей.

Принцип управления развитием. Развитием ребенка можно управлять средствами обучения. Психологи считают, что развитие  интеллекта и мышления положительно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, личности человека в целом.

Принцип исследования и  поиска. В развивающем обучении  знания никогда не даются в готовом виде.

Принцип постановки учебной задачи. Логика построения урока такова, что цели, задачи, необходимость поиска нового учебного материала или его закрепления продиктованы проблемной ситуацией.

Принцип моделирования. Новое знание необходимо закрепить в модели.

Принцип «восхождения от абстрактного к конкретному» - обучение от общих к частным примерам.

Иными словами, учитель должен проектировать особый урок -  опыт личности, столкнувшейся в своей деятельности с проблемой, которую необходимо решить. Неотъемлемой частью созданной среды должны быть  позитивная связь и взаимодействие участников учебного процесса, возможность проявить индивидуальную ответственность и совместная оценка хода работы.

Все развивающие виды деятельности на уроке русского языка (приемы работы, упражнения) основаны на 4-х мыслительных операциях.

Пример №1.

Логический отбор формирует индуктивное мышление, его конкретно-практическую направленность, интуитивное чутье языка, является одним из показателей здравого смысла.  Например: женщины выше мужчин бывают … (всегда, обычно, часто, никогда, иногда); комментарий – это … (закон, лекция, объяснение, следствие, намек); противоположностью надежды является … (грусть, злость, нежность, уныние, отчаяние)

Определение общих черт и исключение лишнего – в процессе выполнения таких заданий развиваются способности к абстрагированию, память, внимание, оперированию понятиями. Например, нужно найти лишнее слово:  идти, мчатся, ползти, бежать, лежать; разум, вывод, решение, начинание, договор;  граница, мост,  общество,  расстояние,  супружество.

Аналогии развивают комбинаторные способности, подвижность мышления, его обстоятельность.  Например: лес – дерево, луг – ? (куст, пастбище, трава, сено, тропинка); искать – находить, размышлять - ? (запоминать, приходить к выводу, расследовать, петь, вспоминать); год – весна, жизнь - ? (радость, старость, рождение, юность, учеба)

В ходе упражнений на классификацию (обобщение)  развиваются способности выносить суждение, способность к абстракции, образованию понятий, умение словесно выражать мысль. Пшеница, овес - … (зерновые); похвала, наказание - … (меры воспитания); благословение, проклятие - … (пожелания).

Все виды работ учащихся на уроке должны строиться учителем с опорой на основные мыслительные операции.

Урок – это своеобразное зеркало, в котором можно увидеть систему обучения. Любое педагогическое действие имеет силу в ряду себе подобных. Поэтому независимо от конкретной цели деятельности, типа, развивающий урок  имеет постоянную психологическую структуру.

Первый этап урока – установление межличностного контакта. Интересная цитата, вопрос, иллюстрация, развернутая метафора, факт  интригуют, обращают на себя внимание детей. Межличностный контакт возникает, когда учитель предъявляет детям свою индивидуальность, создает атмосферу душевного комфорта.  Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим детей в активную умственную деятельность, захватывающую их эмоционально. Итак, давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, чтобы ощутить тепло и доброжелательный настрой друг друга. Положительные эмоции увеличивают возможности интеллекта.  Большую роль играет эмоционально насыщенный дидактический материал. Красивое, умное слово призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус. Вот, например, цитата начала одного из уроков в 9 классе: «Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть» (Б.Франклин).  В каком объеме обсуждать эти слова  – решение учителя и детей.

Следующий этап – включение в предметную деятельность и актуализация знаний с целью повторения и создания ситуации успеха.  Составление лестницы знаний,  сравнительной характеристики изучаемых понятий, решение грамматических задач, составление текста-сообщения по указанным принципам логики, составление текста-рассуждения на основе предварительной аналитической работы – методические приемы, которые может использовать учитель. Учащиеся возвращаются к изученному, освоенному, самое главное – переживание успешности.

Пример №2

Актуализация знаний.

Составление текста по указанным принципам логики.

На баяне исполняют не только народную но и классическую музыку.

Баян большая гармоника со сложной системой ладов.

Голос его звучит всюду на конкурсах музыкантов-исполнителей в концертных залах филармоний рабочих и сельских клубах.

Слушаешь баянную музыку и понимаешь сердце охвачено необыкновенным трепетом  дышится легко и свободно  хочется петь.

Веселые трели жаворонка на рассвете и звонкое журчание ручейка раздольные мелодии и мощь органных аккордов все доступно этому волшебнику в руках искусного мастера.

Шаг 1.

Прочитать предложения. Рассмотреть схемы. Сформулировать задание к упражнению (предложения нужно записать в соответствии со схемами так, чтобы получился текст; оставить недостающие знаки препинания).

Шаг 2.

Из четырех предложений текста выделить те, в которых двоеточие и тире выполняют одинаковую синтаксическую функцию, и сформулировать тему урока (8 класс , «Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них»). Выполнить синтаксический разбор предложения, не вошедшего в текст, составить схему, сформулировать тему урока (9 класс, «Бессоюзное сложное предложение»).

На всех этапах урока преобладают задания, которые от учащихся требуют размышления, сопоставления. На этапе активизации знаний в упражнения включаются задания  как  из ранее пройденного, так и неизвестного материала, чтобы установить преемственные связи прежних и новых знаний.

Создание проблемной ситуации – «зацепка» -  этап урока, на котором учащиеся осознают интеллектуальный разрыв между хорошо знакомым материалом и новым, неизвестным. Это может быть учебная интеллектуально-лингвистическая задача, в ходе решения которой учащиеся осознают недостаточность своего знания и фиксируют место разрыва в знаково-символической форме. Возникает проблемная ситуация –  остановка в привычной деятельности,  поворот в известном материале или новый материал. Учителю не надо торопиться с навязыванием детям своего решения проблемы, своего способа действия, а стремиться к тому, чтобы ученик сформулировал не только цель дальнейшей работы, но и предложил план действий для решения проблемы.

Пример №3

Организация учебных действий. Решение учебной задачи.

Тема: «Запятая и точка с запятой в сложном бессоюзном предложении» (9 класс).

Шаг 1.

Запятая в СБП.

Предложения прочитать. Сделать синтаксический разбор.  Выяснить смысловые отношения  частей данных сложных бессоюзных: как происходят события, о которых сообщается? (отношения одновременности или последовательности); какова интонация? Выдвинуть гипотезу о постановке знака между частями СБП.

  1. Нынче жарко парит на дворе тепло пахнет разогретой муравой из-за ярко-зеленых вершин сада ослепительно белеют великолепно круглящиеся облака (И.Бунин).
  2. Равнины белеют под снегом чернеется лес впереди Савраска плетется ни шагом ни бегом не встретишь души на пути (Н.Некрасов).
  3. Смотри не опоздай.
  4. Попробуй возрази.

Шаг 2.

Запятая или точка с запятой в СБП.

Прочитать предложения. Выяснить, что общего в построении этих предложений, в чем различие?

Обратить внимание на смысловую связь  между частями СБП и интонацию   (смысловая  отдаленность частей СБП во втором предложении выражается большей интонационной законченностью). Выдвинуть гипотезу о постановке знаков между частями СБП.

  1. Светлеет воздух видней дорога яснеет небо белеют  тучки зеленеют поля (Тургенев).
  2. Дубовые кусты разрослись по скатам  оврага около родника зеленеет короткая бархатная травка солнечные лучи почти никогда не касались его холодной серебряной влаги.
  3. Изумрудные лягушата разбрасывая брызги прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережет их.

Сопоставляемые предложения прозрачны в построении, поэтому дети не испытывают особого труда в их анализе, легко обнаруживают пунктуационную аналогию.

Шаг 3.

Моделирование.

Шаг 4.

Закрепление  разбором аналогичных по построению предложений.

Фабрика очевидно была в полном расцветании и завалена работой отовсюду несся бойкий гам и гул непрестанной деятельности машины пыхтели и стучали скрипели станки колеса жужжали хлопали ремни катились и исчезали тачки бочки нагруженные тележками раздавались повелительные крики звонки свистки торопливо пробегали мастеровые в подпоясанных рубахах с волосами прихваченными ремешками (Тургенев).

Шаг 5.

Возвращение к предложению, не вошедшему в текст на этапе актуализации знаний. Постановка цели на следующий урок.

Формулирование темы и цели урока учащимися осуществляется  на основе установления логической связи между известным материалом и предполагаемыми действиями по решению проблемы. Цель урока подчиняется не только изучению учебного материала и проверке ЗУН, но и развитию интеллектуальных, волевых, нравственных, эстетических чувств учащихся. Методическая цель учителя на каждом уроке – создать условия для проявления познавательной активности учеников.

Организация учебных действий по анализу проблемной ситуации идет через  упражнения, предусматривающие напряженную мыслительную деятельность (наблюдение, анализ, сопоставление,  логические цепочки, установление взаимосвязей, исключение лишнего, обобщение, классификация). Необходимо фиксировать все гипотезы детей, сравнивать  и координировать  несовпадающие точки зрения. Данный этап работы дает ребенку возможность ясно осознать отличие старого знания от нового, известной и неизвестной формы работы. Учитель стремится к тому, чтобы ученик не только усвоил новый материал, но и овладел способом его применения, сделал самостоятельные выводы, поэтому вся работа на уроке основана на поисково-исследовательской деятельности учащихся. Открытый самим учеником способ действия запоминается надолго. Учителю важно, что главное в учебном диалоге не только выдвижение гипотез, но и их доказательство. А выполнение однообразных упражнений не ведет к развитию.

Следующий этап - разрешение противоречия и моделирование, схематизация, составление таблиц, рисунков, формул с использованием различных графических обозначений. Моделирование может использоваться на разных этапах. В условиях моделирования сокращается время вербальной передачи учебной информации учителем, повышается удельный вес самостоятельной познавательной деятельности.

Оценкой содержания учебного материала,  деятельности на уроке, эмоций (рефлексией) должен заканчиваться каждый урок. Приемов очень много: устные и письменные высказывания, «Плюс-минус-интересно» (карты настроения), «Ротация», «Цветные шары» (эмоционально-цветовые ассоциации); синквейн, «Корзина идей», переосмысление и интерпретация предложенных в начале урока эпиграфов, цитат, иллюстраций. Иногда можно попросить детей принести понравившееся высказывание, или фотографию, или репродукцию картины, которые можно охарактеризовать в свете изучаемого материала или  позже использовать на уроке.

Таким образом, благодаря  особому построению урока, методам и приемам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувств учащихся, содержанию и форме подачи учебного материала, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися, урок не только приобретает черты нестандартности, яркости, мобильности, но и становится развивающим.

 

Литература:

1.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006.

2.Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Концепция развивающего обучения . – М.: Изд.Центр МАРО, 2002.

3.Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении. – М.: Вита-Пресс, 2008 г.

3.Туник Е.Е. Тест интеллекта Амтхауэра. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пословиц и поговорок в обучении анг-лийскому языку в средней школе.

Цель данной работы – познакомить учащихся с возникновением, образованием и особенностями устойчивых словосочетаний в английском и русском языках и показать, как национальная окраска этих выражен...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Комплекс упражнений по обучению элементам эмотивной эмфазы на уроках английского языка в средней школе на старшем этапе обучения.

В данной статье приводятся эффективные упражнения для активации эмоциональности в диалогах на уроках английского языка в 11 классах среднеобразовательных школ....

Доклад "Обучение грамматике английского языка в средней школе"

Доклад "Обучение грамматике английского языка в средней школе. Коммуникативный подход"...

Игровые методы как средство обучения лексике английского языка в средней школе.

Статья об игровых приёмах в обучении английскому языку школьников средней школы...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а именно при обучении лексике английского языка в средней школе. В с...

Принципы социально-развивающего обучения иностранным языкам в средней школе

ЗаключениеОбучение – это целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя,  цель  которой – приобретение учащимся системы научных знаний, умений и на...