План-конспект открытого занятия по русскому языку и культуре речи
методическая разработка по русскому языку

Разработка одного из занятий по русскому языку и культуре речи                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pnan-konspekt_zanyatiya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

открытого занятия

по русскому языку и культуре речи

Тема: «Выразительные возможности русского синтаксиса».  

Преподаватель: Боева Любовь Егоровна

 КУРСК – 2019

Тема: «Выразительные возможности русского синтаксиса».  

Цели занятия:

1. Закрепление умений работать с текстом: определять тему, основную мысль, различать типы речи, четко аргументируя свое мнение; объяснять значения слов, орфограммы и пунктограммы; работать со справочной литературой.

2. Совершенствовать ранее приобретенные умения и навыки.

3. Расширять кругозор, вызвать интерес к родному языку, а также к другим дисциплинам.

Оборудование:

Учебник А. И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, (упр. 307 – воспоминания В.А. Соллогуба о жене А.С. Пушкина – Н.Н. Пушкиной), раздаточный материал (текст Б. Мейлаха), словарь синонимов, иностранных слов, этимологический словарь, толковый словарь С.И. Ожегова, роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», на доске – портреты А.С. Пушкина, Н.Н. Пушкиной.

Ход занятия:

I. Организация начала занятия (психологический настрой студентов).

II. Вступительное слово преподавателя, в котором он подчеркивает значение темы, сообщает цель.

III. Проверка домашнего задания.

Учебник А. И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, (упр. 307 – воспоминания В.А. Соллогуба о жене А.С. Пушкина – Н.Н. Пушкиной).

- выразительное чтение текста студентом;

- докажите, что это текст;

- определите тему текста, основную мысль;

- какого типа речи текст? (в нем сочетаются два типа речи: повествование и описание);

- какова структура повествования, грамматические особенности?

- структура описания, грамматические особенности?

- в чем вы видите особенности описания портрета Н.Н. Пушкиной? (обратиться к портрету, который на доске (художник Брюллов));

- какие изобразительно-выразительные средства языка вы встретили в этом описании? (сравнение, эпитеты, метафоры);

- как вы полагаете, почему Соллогуб особо выделил слово женщины?

- какие орфограммы вы можете найти в данном тексте? (работа со словом обаятельнее);

- какие пунктуационные правила иллюстрирует данный текст? (первое предложение  - БСП (между частями поставлено тире), второе – ССП (запятая перед союзом и), в третьем предложении есть однородные члены, ССП (союз но), СПП (союзное слово которая));

- используя возможности синтаксической синонимии, сделайте так, чтобы третье предложение было только с сочинительной связью (придаточное предложение в СПП заменить на причастный оборот);

- объясните, почему в конце последнего предложения стоит ! (это сложная синтаксическая конструкция эмоционально окрашена);

- кто такой В.А. Соллогуб? ( Владимир Александрович Соллогуб (1813 – 1832) – граф, русский писатель);

- почему мы сегодня вспоминаем литературу 19 века? (А.С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка).

Преподаватель обращается к репродукциям памятников А.С.Пушкина, установленных в Санкт - Петербурге и Москве (очень часто влюбленные назначают свидания именно около этих памятников, такая возможность появилась в 2000году и у молодых жителей нашего города).

Чтение студентом четверостишья из «Евгения Онегина» («Любви все возрасты покорны…»).  

Преподаватель обращается к студентам:

- Ребята, я знаю, что многим из вас понравилось описание Соллогубом Н.Н. Пушкиной. Может быть, оно вдохновило кого-то на создание собственного произведения? («Проба пера»).

IV. Актуализация знаний и практических умений.

Слово преподавателя:

 Так как мы сегодня обратились к литературе 19 века, хотелось бы вспомнить слова М.И. Цветаевой: «Москва родила, Петербург убил».

Через некоторое время после женитьбы А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова – Пушкина переехали из Москвы в Петербург, где в 1837 году Пушкин получил смертельную рану во время дуэли с Дантесом на Черной речке. Но Москва – место рождения гениального поэта, поэтому его детские впечатления связаны с этим городом:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось.

Давайте обратимся к тексту Б. Мейлаха и посмотрим, какой была Москва в начале 19 века?

- чтение студентами отрывка про себя, затем вслух (задание №1);

- определение темы, идеи текста;

- кто такой Б. Мейлах? (прожил 96 лет, скончался в 1897 году; 58 лет исследовал творчество А.С. Пушкина);

- определите тип речи (в нем сочетаются три типа речи: повествование,  описание и рассуждение), (задание №5);    

- грамматические особенности рассуждения? (много вводных слов);

- что такое вводные слова, какова их роль в речи? (ответ студентов);

- слово преподавателя: «Кто смог теорию усвоить прочно, на практике проверим точно»: выпишите из текста Б. Мейлаха все вводные слова и определите их значение (студенты работают самостоятельно, затем проверка); вернемся к тексту В.А. Соллогуба: в нем есть вводные слова? (в конце первого абзаца – во – первых). Почему же тогда нет во – вторых? (есть в особенности, а вообще, это отрывок). А есть ли в данном тексте еще слова, кроме вводных, грамматически не связанные с членами предложения? (есть, утвердительное слово да, которое также отделяется запятой);

- объясните знаки препинания в первом абзаце текста Б. Мейлаха? (1 – СПП – союзное слово которые; вводное слово безусловно; 2 – однородные члены, тире перед обобщающим словом, а вообще, это СПП (союз где); 3 – ССП, однородные члены, вводное слово конечно);

- второе предложение в первом абзаце – что это за прием? (это перефраз, контекстуальные синонимы);

- выполните задание №2 – объясните значение устаревшего слова первопрестольный («Заглянем, как Пушкин встарь, мы в толковый наш словарь» - старейший);

- в первом предложении – «врезались в сознание», подберите синоним («врезались в память»);

- работа со словом впечатление (оно – в конце первого абзаца), обратитесь к этимологическому словарю и словарю иностранных слов;

- задание №3 – подберите синонимы к словам интимный, миниатюрный, по-видимому (интимный – близкий (прямо в тексте), из словаря иностранных слов узнать происхождение данного слова, в словаре синонимов по-видимому (37 вариантов) – один студент зачитывает, остальные пишут по памяти;

- слова:  миниатюрный, по-видимому - находятся во втором абзаце текста, обратимся к нему:

- кто такой вельможа князь Н.Б. Юсупов? (вельможа – знатный богатый сановник);

- кто помнит отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (глава 7 – XXXVIII – XXXIX), где есть слова: «У Харитонья в переулке» (чтение студентом данного отрывка наизусть);

- слово преподавателя:[в ноябре 1804 года Пушкины переехали в небольшой флигель при дворце князя Н.Б. Юсупова по Большому Харитоньевскому переулку, 17. Этот великолепный памятник архитектуры 17 века прекрасно сохранился до наших дней и украшает Москву.

Таинственный, погибший в 1812 году тенистый сад против дворца – «Юсупов сад» - явился, видимо, первым сильным впечатлением маленького Пушкина];

- второй абзац состоит из четырех предложений и в каждом – слово сад. Не является ли это речевым недочетом?

- работа со словом достопримечательность  (оно – в начале второго абзаца), обратитесь к этимологическому словарю и словарю иностранных слов;

- задание №6: спишите последнее предложение второго абзаца и объясните пунктуацию в нем («Сведения о том, что этот сад был доступен очень узкому кругу посетителей, по-видимому, неверны…» - СПП, в котором придаточное определительное находится внутри главного, в главном – вводное слово по-видимому- [         ,(что…), вв,   ] );

- найдите в тексте предложения с аналогичной схемой (первое из первого абзаца - [         ,(которые…), вв,   ], и второе из второго абзаца, если его перестроить, только в нем отсутствует вводное слово);

- задание №6: спишите последнее предложение и объясните пунктуацию в нем  (вводные слова итак, безусловно; однородные члены, связанные союзом и; обособленный причастный оборот; а вообще, это СПП);

- объясните правописание безударных гласных в корнях слов  данного предложения;

- выделите морфемы в глаголе родился, объясните правописание безударной гласной в корне (родился  -  родить);

- найдите слово с такой же структурой и объясните орфограммы в нем (восторгался);

- выполните задание №8 (если останется время);

- найдите в первом абзаце слова, в которых звуков больше, чем букв (если останется время).

V. Итог занятия с оценкой проделанной студентами работы.

VI. «Чтоб упрочить ваше знание,

         Даю домашнее задание»:

Напишите сочинение – размышление «Как я понимаю выражение «культура речи?», соблюдая орфографические и пунктуационные  нормы.

                                  

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Русский язык и культура речи" (конспекты практических занятий)

Спецкурс представляет собой разработанные практические задания, предназначенные для углубленного изучения русского языка....

Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)

Цели  урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность;  найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

План-конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи

План-конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи для специальности 030912 Право и организация социального обеспечения. Предназначен для преподавателей...

План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом  в формировании коммуникативной комп...

Открытый урок по русскому языку и культуре речи

Презентация  к открытому уроку по русскому языку и культуре речи...

Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)

Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Ра...