Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку

Васильева Надежда Михайловна

Важность нравственного воспитания подрастающего поколения не стоит отрицать. Особое внимание формированию таких качества, как патриотизм, честность, доброта раскрывают возможности уроков русского языка и литературы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей

 на уроках русского языка и литературы

Выполнила:

Васильева Надежда Михайловна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 145

Калининского района

Санкт-Петербурга

               Формирование духовно-нравственных ценностей гражданина великой России – задача школьного учителя, ключевой фактор развития страны, обеспечивающий единство духа, моральных ценностей, а также стабильности в политическом и экономическом плане.  Эта необходимость закреплена и на государственном уровне документами: Федеральным Законом «Об образовании», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Федеральным государственным образовательным стандартом, Концепцией духовно-нравственного воспитания личности. Целью воспитания является формирование у ребенка мировоззрений о нормах поведения в обществе, понятиях о прекрасном, о роли семьи, долге и чести, о Родине.

        Художественная литература обладает богатым потенциалом в формировании нравственных основ жизни. Это ресурс, который вводит школьника в мир человеческих чувств и переживаний, жизнь общества и природы. Литература расширяет кругозор учащихся разных возрастов, позволяет приобрести эмоциональный опыт, формирует художественный вкус.

       На сознание человека, как и на его поступки, воздействует именно художественное слово. Под руководством учителя происходит анализ произведения: учащиеся выражают собственное суждение о поступках героев, составляют характеристики персонажей, подтверждают собственное суждение цитатами из текстов, сравнивают героев, их поступки, речь. Выводы вызывают у школьников желание стать лучше, стремиться помогать другим и адекватно оценивать поступки людей в современном мире. Гуманные отношения между людьми, а именно: деликатность, отзывчивость, доброжелательность, чувство верности слову – формируются на уроках литературы.

         Развивать у ребенка такие качества, которые будут способствовать в дальнейшем формированию гражданственности, активной жизненной позиции, ответственности и дисциплинированности – вот основа духовно-нравственного воспитания в школе. Воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной и культурной жизни. (1)

        Посредством учебного материала предмета «Русский язык» и «Литература» ребенку прививается любовь к родному языку и истории своей страны.

        Самое главное – научить ребенка вдумчиво читать, работать с текстом, проводить словарную работу, анализировать слово, подбирать синонимы, антонимы, редактировать предложения. Если это небольшое по объему произведение литературы, его можно прочитать в классе, на уроке, а еще лучше – прослушать его чтение в исполнении мастера художественного чтения или учителя. Тогда данный текст учащиеся воспримут более эмоционально. А это способствует развитию нравственных устоев.

        Использование нетрадиционных форм  уроков русского языка и литературы помогают работать над формированием нравственных основ у школьников. Урок-игра, урок-концерт, урок-диспут, урок-викторина, урок-путешествие, урок-конференция... Особую роль занимает коллективно-творческое дело - технология, разработанная Ивановым И.П. (2) Несомненно, современная школа позволяет широко использовать информационно-компьютерные технологии на уроках.

        Стоит заметить, что каждое художественное произведение, изучение которого входит в школьную программу курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нём ставятся. Учитель должен лишь помочь ученику почувствовать, увидеть эти проблемы с помощью различных видов работы на уроке и при выполнении домашних заданий. Они должны быть интересными и разнообразными.

        Литература:

  1. Большая советская энциклопедия, М., «Советская энциклопедия», 1978 г.
  2. Иванов И.П. «Звено в бесконечной цепи», Рязань, 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы

Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....

Гражданственность – одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы

В статье «Гражданственность - одна из составляющих в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках русского языка и литературы» учитель делится опытом практической работы по формированию гражда...

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Как с помощью учебного материала проводить духовно-нравственное воспитание учащихся...

Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.

Сегодня мы должны придавать   серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся,  проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...