Технологическая карта урока по теме "Что такое деепричастие"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Соловьева Татьяна Владимировна

Даннная технологическая карта урока разработана по всем стандартам ФГОС. Она включает в себя разные виды работ, которые  помогут учащимся понять изучаемый ими материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема занятия: Что такое деепричастие

УМК: М.М. Разумовская С.И. Львова

Класс: 6

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: познакомиться с понятием «деепричастие», научиться  отличать деепричастие от других частей речи, узнать о его грамматических признаках

Учебные задачи, направленные на достижение:

А) личностных результатов:

 1. Формирование устойчивой мотивации к  изучению и закреплению нового материала (ЛУУД).

 2.Формирование умения распознавать деепричастия в текстах разной стилевой принадлежности.

 3. Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Б) метапредметных результатов обучения:

    1. Формировать умения осознанного построения речевого высказывания об особенностях деепричастий в русском языке. (КУУД)

    2. Формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа изучаемого материала (РУУД)

   3. Формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в учебном процессе (КУУД)

  4.Формировать у школьников среднего звена умение размышлять  о теме урока  и личностной оценке ее содержания (ПУУД) 

В) предметных результатов обучения:

1.Знать основные признаки  деепричастия и его типичные суффиксы

2.Объяснять, какие языковые признаки глагола и наречия свойственны деепричастию. 

3. Определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс  -ся (-сь).

 4. Опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признака 

Оснащение занятия:

Материалы для учащихся: презентация, учебник, игры, интересная информация,

Материалы для учителя: технологическая карта, презентация, учебник

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения и воспитания

УУД, (формируемые на данном этапе урока)

1. Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя;

- Создание ситуации успеха в обучении;

 формирование готовности восприятия учебного материала

 Формирование устойчивой мотивации к  изучению и закреплению нового материала (ЛУУД).

2. Актуализация знаний

 - Ребята, давайте вспомним, с какой особой формой глагола,  включающей в себя признаки двух частей речи, мы познакомились на предыдущих уроках?

Ученики вспоминают, что  причастие включает в себя признаки глагола и прилагательного. Называют его морфологические признаки

Повторение;

- Беседа;

 Формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа изучаемого материала (РУУД)

   

 Организация учебной и познавательной деятельности          

3.1. Постановка проблемы (выявление места и причины затруднения)

А теперь, ребята, внимательно посмотрите на доску. Давайте вместе прочитаем данный текст: (слайд № 1)

 Ф. М.  Достоевскому не понравилось одно выражение. У меня было написано так: «Когда шарманка  перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».

«Не то, не то, - раздраженно вдруг заговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам».

Надо сказать: «Пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая».

 Замечание это – помню хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, «звеня и подпрыгивая» выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение . (учитель может провести эксперимент и бросить пятак на пол)

А теперь ответьте на вопрос? Чем был недоволен Ф. М. Достоевский? Какие же слова из текста помогли «оживить» картину?  Давайте их выделим. На какой вопрос они отвечают? Выпишите их в тетрадь и рядом запишите глаголы ,  от которых они образованы.

Ребята читают текст и отвечают на вопросы.

Ученики  находят в тексте деепричастия, ставят к ним вопрос, записывают глаголы, от которых те образованы

Подводящий диалог;

Метод проблемной ситуации;

Беседа;

Формировать умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в учебном процессе. (КУУД)

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества (ЛУУД).

3.2. Построение проекта выхода из затруднения

А теперь давайте откроем учебники и познакомимся с понятием «деепричастие». Прочитайте, пожалуйста, материал из учебника под заголовком «Возьмите на заметку!» Что же вы еще узнали о деепричастии?

Один из учеников читает теоретический материал на странице 204-205

Подводящий диалог;

Формировать у школьников среднего звена умение размышлять по новой теме  и давать личностную оценку её содержанию (ПУУД).

 

3.3.Реализация построенного проекта через виды индивидуальной и совместной деятельности

-Опираясь на статью учебника, сделайте схематическую запись, которая обобщит прочитанный материал. Для дополнения вашей опорной схемы, вам необходимо рассмотреть материал  из упражнения 502. Затем оцените работу друг друга. Проверьте работу одноклассника, сверив ее со слайдом № 2

Ученики рисуют таблицу,  заполняют ее и проверяют друг у друга. В случае необходимости дополняют свои записи.

Проверка умений выстраивать алгоритм при изучении нового материала.

Формировать у школьников среднего звена умение размышлять по новой теме  и давать личностную оценку её содержанию (ПУУД).

-Ребята, а теперь  давайте обратимся к упражнению 500.

Трое учеников выходят к доске и работают со своим рядом слов, а также разбирают слова по составу ( танцуя, подорожав, скрепив).

Демонстрация знаний учащихся

Формировать умения осознанного построения речевого высказывания об особенностях деепричастий в русском языке. (КУУД)

 - А теперь минутка отдыха. Давайте поиграем в слова. На слайде № 3 представлены глаголы. Вы должны правильно образовать от них деепричастия.

 Гулять - гуляя

Смотреть – смотря

Читать – читая

Рисовать – рисуя

Скрепить - скрепив

Надуться – надувшись

 Закричать - закричав

Ребята называют деепричастия

Создание эффекта занимательной игры в процессе обучения

Формировать у школьников среднего звена умение размышлять  о теме урока  и личностной оценке ее содержания (ПУУД)

Вернемся к учебнику и выполним упражнение 501 .  

Четверо учеников работают у доски, выделяя орфограммы и выполняя задания.

Метод наблюдения и работы с текстом

Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества (ЛУУД).

- Попробуйте каждое причастие заменить глаголом. В форме  какого времени вы употребите глагол в каждом предложении?

Ребята отвечают на вопросы учителя.

Метод анализа

Формировать умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа изучаемого материала (РУУД)

- Подумайте и скажите, какую роль выполняют деепричастия в речи?

-Украшают нашу речь, делают ее живописнее.

Метод анализа

 Формировать умения осознанного построения речевого высказывания об особенностях деепричастий в русском языке. (КУУД).

3.4. Включение в систему знаний и повторение

- Итак, ребята, сегодня мы с вами  познакомились с понятием деепричастие и узнали его морфологические признаки.

- Расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали?

- Отвечают на вопросы учителя;

 - Подводят итог занятию;

Повторение и обобщение изученного материала

Формирование устойчивой мотивации к  изучению и закреплению нового материала (ЛУУД).

4. Рефлексия

-Ребята, как вы считаете,  насколько хорошо вы усвоили новый? Используя сигнальные карточки, дайте ответ

 - Домашнее задание: выучить опорную схему по теме деепричастие и выполнить упражнение 503

Ученики поднимают цветные карточки: зеленый цвет (100%), желтый (50%) и красный (менее 30%)

Создание ситуации успеха в обучении;

Формирование устойчивой мотивации к  изучению и закреплению нового материала (ЛУУД).

 

 

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс

Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....

Презентация к технологической карте урока "Что такое деепричастие"

Презентация разработана для технологической карте урока "Что такое деепричастие"...

Технологическая карта урока информатики «Что такое алгоритм» 6 класс

Урок по теме "Что ткое алгоритм" разработан для учащихся 6 класс, обучаюихся по учебнику Информатика. Учебник для 6 класса. Босова Л.Л.  Это первый урок в разде...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие и деепричастие" (урок-закрепления)

Представлен урок русского языка по теме "Причастие и деепричастие", на котором во время уроков отрабатываются знания  благодаря ЦОР...

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...