Исследовательская работа по теме "Фразеологизмы в нашей жизни"
проект по русскому языку (6 класс)

В настоящее время существует проблема недостаточности знаний по теме «Фразеологизмы». Многие думают, что знание фразеологизмов им не пригодится, хотя сами часто используют их в речи и не замечают этого. В 5 классе в УМК под редакцией Ладыженской Т.А. изучаются лишь слова в прямом и переносном значении, но понятие фразеологизмов не даётся. Тем не менее, изучение фразеологизмов и правильное употребление их в речи помогает расширить словарный запас. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная работа

Тема: Фразеологизмы в нашей жизни

Автор: Сазонова Варвара (ученица 5 «Г» класса

МБОУ - СОШ №3»)

Проектная работа допущена к защите

Руководитель: Феськова Людмила Анатольевна,

учитель русского языка и литературы.

Оглавление

Оглавление………………………………………………………………..…...2

Введение…………………………………………………………………...…..3

Фразеологизмы………………………………………………………….….4-6

Фразеологический словарь в картинках……………………………………6

Заключение…………………………………………………………….……….7

Список литературы…………………………………………………….……...8

Приложение………………………………………………………………..9-24

Введение

В настоящее время существует проблема недостаточности знаний по теме «Фразеологизмы». Многие думают, что знание фразеологизмов им не пригодится, хотя сами часто используют их в речи и не замечают этого. В 5 классе в УМК под редакцией Ладыженской Т.А. изучаются лишь слова в прямом и переносном значении, но понятие фразеологизмов не даётся. Тем не менее, изучение фразеологизмов и правильное употребление их в речи помогает расширить словарный запас. Поэтому тема данного исследования является актуальной.

Цель проекта - доказать, что фразеологизмы на сегодняшний день достаточно серьёзная тема, которую нужно изучать с особым вниманием, а также просто подготовить ребят к изучению новой темы.

Задачи проектной работы:

1. Изучить понятие «фразеологизм», а также их типы;

2. Приготовить сообщение по теме «Фразеологизмы» для учащихся 5-ых классов и задания на закрепление темы;

3. Составить собственный «Бестолковый словарь» (словарь фразеологизмов в картинках).

Гипотеза: не смотря на то, что фразеологизмы в школе ещё не изучали, мы используем их в повседневной речи и знаем, что они обозначают.

На разработку и реализацию проекта ушло 6 недель. Работа проводилась в несколько этапов:

1 этап – сбор и изучение информации (1 неделя);

2 этап – подготовка сообщения и заданий для закрепления темы (1 неделя);

3 этап – выступление перед учащимися 5 классов – всего 5 классов (1 неделя);

4 этап – обработка результатов анкет и составление «Бестолкового словаря» (2 недели);

5 этап – подготовка защитного слова (1 неделя).

Ресурсы проекта: интернет-источники, словарь фразеологизмов в картинках.

Практическая часть

Фразеологизмы

Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и по функции соотносится с отдельным словом.

"Фразис"- выражение.

"Логос"- слово, понятие.

Например:

Душа в пятки уходит (становится страшно.)

Душа на распашку (чистосердечный)

Душа в душу (дружно) и т.д [5].

Свойства фразеологизмов:

1.Фразеологизмы состоят из двух и более слов (например: видеть насквозь);

2. Могут иметь структуру предложения (например: бабушка надвое сказала) [6].

Признаки фразеологизмов:

1. Нельзя заменять слова;

2. Слова теряют свою смысловую самостоятельность;

3. Не создаются в речи, а используются готовыми, требуют запоминания [6].

Чем фразеологизмы отличаются от слова?

Прежде всего, своей ярко выраженной стилистической окраской. Большинство общеупотребляемых слов из лексического запаса среднестатистического человека - это нейтральная лексика. Фразеологизмы же характеризуют оценочное значение , эмоционально - экспрессивную окраску , без которых реализация значения фразеологизмов невозможна [3].

С точки зрения стилистики языка фразеологизмы можно разделить на:

1. Нейтральные (время от времени, мало по малу и т.п)

2.Высокого стиля (краеугольный камень, почить в бозе и др.)

3. Разговорные и просторечные (скатертью дорога, ловить ворон и т.д) [3]

Фразеологизмы также можно классифицировать с лексико - грамматической точки зрения:

1.Глагольные - употребляются в речи в форме несовершенного и совершенного вида: брать/взять быка за рога, вешать/повесить нос, гладить/погладить против шерсти и т.д. Значительное число глагольных фразеологизмов все-таки закрепилось в языке в форме только одного вида: совершенного (махнуть рукой, заткнуть за пояс, убить двух зайцев) или несовершенного(водить за нос, небо коптить, стоять горой (за кого-то)).

2. Именные - реализуются в именных словосочетаниях (бабье лето, темный лес, филькина грамота). В предложении могут играть роль именного сказуемого - употребляются в Им.п. или иногда в Т.п.

3. Наречные - реализуются в наречных словосочетаниях (во все лопатки , во все глаза, в одно слово, в чёрном теле, так себе ).

4. Адъективные - характеризуются тем, что для их толкования требуются определительные (адъективные) словосочетания (кожа да кости - очень худой, молоко на губах не обсохло - слишком молодой).

5. Глагольно - именные (предикативные) - построены по образцу предложения и реализуют в глагольно-именных оборотах (фактически - предложения, где в роли подлежащего (грамматического или логического) выступает неопределенное местоимение): глаза на лоб лезут у кого, и флаг в руки кому [4].

Неправильное употребление фразеологизмов ведёт к возникновению речевых ошибок.

1.Употребление фразеологизмов в неправильном значении. Например, при буквальном понимании или искажении смысла фразеологизма - "ни к чему не придерёшься", в данном случае оборот был понят слишком буквально и поэтому использован неправильно.

2.Искажение формы фразеологизма.

Грамматическое искажение - он работает спустив рукава (правильно: спустя рукава). Мне его рассказы навязали на зубах (правильно: навязли в зубах). Неправильно так же заменять во фразеологизмах краткие формы прилагательных на полные.

Лексическое искажение - заткнуть за свой пояс кого-то (в состав фразеологизма невозможно свободно вводить новые единицы). Жить на широкую (правильно жить на широкую ногу - нельзя выбрасывать слова из фразеологизма).

3.Нарушение лексической сочетаемости. У него никогда не было своего мнения - всегда за всеми повторял и пел под чужую дудку (на самом деле, есть фразеологизмы: плясать под чужую дудку и петь с чужого голоса) [4].

Фразеологический словарь в картинках

Существует много разных словарей фразеологизмов в картинках. Это словари детские, школьные, отображающие античные фразеологизмы, зарубежные, русские, сказочные, крылатых выражений и т.п.

Обычно в них присутствует изображение фразеологизма и дана подпись к нему. Картинки бывают маленькие и во весь лист. Фразеологизмы представлены в алфавитном порядке.

Наш «Бестолковый словарь» - тоже словарь крылатых выражений. Картинки было предложено нарисовать учащимся 5 классов, часть нарисовала самостоятельно. Словарь составлялся по мере поступления иллюстраций, поэтому фразеологизмы расположены не по алфавиту, но это не уменьшает интереса к ним.

Заключение

Наш родной язык очень богат. Часто одно и то же выражение можно понять по-разному: это зависит от ситуации, настроения, самого человека, времени, в котором живём. Поэтому и существуют фразеологизмы – устойчивые выражения языка, значения которых всем известны и общепризнаны, у них нет автора, они настолько вошли в нашу речь, что уже являются народными.

Подводя итоги проектной работы, можно сказать, что гипотеза исследования подтвердилась. После изучения теоретического материала была отобрана самая интересная и важная информация о фразеологизмах, а также подобраны различные задания на закрепление темы. С этим материалом я выступала перед 5 классами. Но оказалось, что все ребята знают фразеологизмы и используют их в речи постоянно, они смогли назвать значение всех предложенных крылатых выражений.

После знакомства с темой им было предложено написать отзывы о выступлении. Практически все ученики оставили добрые пожелания. Вот некоторые из них:

- Мне понравилось, собирать фразеологизмы. Ты хорошо выступила! Молодец! Так держать!

- Мне очень понравилось выступление Насти, она нам рассказала всё понятно. Спасибо за выступление.

- Мне понравилось всё отлично.

- Мне понравилось всё. Очень хорошо! Удачи!

Кроме того, ребята охотно согласились поучаствовать в создании «Бестолкового словаря» (см. Приложение). Так, цель и задачи проектной работы оказались достигнуты.

Изучать фразеологизмы очень интересно, особенно находить их и пытаться нарисовать их буквальное значение. Хотелось бы ещё больше узнать о них, о том, откуда они всё-таки появились, какие фразеологизмы бывают у других народов, и продолжить своё исследование, продолжая пополнять «Бестолковый словарь» новыми картинками.

Список литературы

1. Весёлый фразеологический словарь [Электронный ресурс]. - http://allforchildren.ru

2. Словарь фразеологизмов [Электронный ресурс]. - http://frazbook.ru

3. Фразеологизмы [Электронный ресурс]. - http://www.razumniki.ru

4. Фразеологизмы и их значения примеры фразеологизмов [Электронный ресурс]. - http://voda.molodostivivat.ru

5. Фразеологизмы русского языка [Электронный ресурс]. - http://orfogrammka.ru

6. Что такое фразеологизм [Электронный ресурс]. - http://bitclass.ru

7. Что такое фразеологизм [Электронный ресурс]. - http://infoogle.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект воспитательной работы "Сотовый телефон в нашей жизни" в 7а классе

Презентация проекта "Сотовый телефон в нашей жизни", 7 класс коррекционной школы, VIII вида...

Исследовательская работа. «Отец и сын: две жизни, две судьбы»

Судьбы людей – живая память. Изучаешь их и словно перелистываешь страницы интересной книги. Они рассказывают о делах недавних и давно минувших дней. Человек не может не помнить своё прошлое. В часы ра...

исследовательская работа на тему "Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться"

Проблема сквернословия в настоящее время очень актуальна. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова сквернословие определяется как «речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами,...

Рекомендации по организации и проведению обучающимися исследовательских работ по изучению истории церкви, жизни и деятельности священноцерковнослужителей

Методические рекомендации предназначены для учителей истории, руководителей краеведческих кружков, школьных музеев при организации и проведении научно-исследовательских работ обучающихся по краеведени...

Научно-исследовательская работа школьников «ОХРАНЯЕМЫЕ РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ»

Для уточнения местонахождения редких растений и животных нужны добровольные помощники, которых необходимо снабдить методическими разработками, знаниями соответствующей литературой. В то же время они н...

Исследовательская работа на тему "Малоподвижный образ жизни совремннного школьника".

Исследовательская работа проводилась  с учащимися 6-9 классов, с использованием данных опросов детей и их родителей....

Инструктивные карточки к исследовательской работе "Органические вещества в нашей жизни"

Инструктивные карточки к исследовательской работе к обобщающему уроку по химии в 10 классе "Органические вещества в нашей жизни"....