Функция имени прилагательного в речи. Древний Рим.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Алена Сергеевна Белова

Интегрированный урок. Предметы: русский, литература, история.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок на тему «Имя прилагательное. Функция прилагательного в рассказе А.И. Куприна "Золотой петух. Древний Рим»

5 класс

Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
  2. Провести анализ рассказа А.И. Куприна «Золотой петух», тем самым показать функцию прилагательных в произведениях литературы.
  3. Познакомиться с местоположением, природными особенностями Рима, узнать легенду об основании Рима.

Задачи:

  • Повторить пройденный материал по теме «Имя прилагательное», показать функцию прилагательных в тексте художественной литературы.
  • Познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Золотой Петух».
  • Выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями

Ход урока:

Этапы урока

Ответы учеников

1.

Русский язык

Мотивация учебной деятельности.

Учитель:

- Друзья мои! Я очень рада

 Войти в приветливый ваш класс.

 И для меня уже награда

 Вниманье ваших умных глаз.

 Я знаю: каждый в классе гений,

 Но без труда талант не впрок.

 Скрестите шпаги ваших мнений -

 Мы вместе сочиним урок!

  - Давайте улыбнёмся друг другу и новым открытиям и начнём наш урок.

2.

Прилагательное как часть речи

Сл. 3,4

Сл.5

Учитель: Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет?

  1. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.
  2. В тёмной темнице сидит красная девица, зелёная коса на улице.

Учитель:

Дайте определение имени прилагательного как части речи

1) Арбуз: алый, сахарный, зеленый, бархатный.

2) Морковь: красная, зеленая. Это имена прилагательные

Имя прилагательное -

- самостоятельная часть речи

- обозначает признак предмета (по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам,... )

- отвечает на вопросы Какой? Каков?  Чей?

3.

Роль прилагательного в тексте

Сл. 6,7

Учитель: Отгадайте, о какой птице идет речь.

Какие прилагательные помогают понять это?

… по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы.

Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову.)

Выпишите из текста прилагательные, которые обозначают:

  1. цвет;
  2. отношение автора к предмету описания.

Лебедь 

Величавой (осанке), водяной, водоплавающей (птицей), белый, с блестящими, прозрачными, небольшими (глазами), с черным (носом), черными (лапами), с длинною, гибкою, красивою (шеей), прекрасен.

Величавый, прекрасен

Сл.8

Учитель: Вставьте прилагательные к выделенным существительным (раздаточный материал).

Было _____, _____ утро… Помню ____, ____ сад, помню _____ аллеи, тонкий аромат _____ листвы и запах антоновских яблок, запах меда и _____ свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются _____ голоса и скрип телег.

Раннее, прохладное, красивый, чистый, темные, осенней, утренней, громкие

Сл.9

Учитель: 

Какова роль имени прилагательного в речи?

Помогает точнее описывать предмет, обозначает признак предмета по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам, помогает выразить отношение к описываемому предмету.

Литература

4.

Сл.10

Учитель: Чтобы увидеть одну из главнейших функций прилагательных, мы обратимся к произведению А.И. Куприна «Золотой Петух» и постараемся эту функцию назвать.

Сл.11

Учитель: Ребята, какие  рассказы Куприна вы читали? Чем эти произведения вам запомнились?

- Давайте вспомним эти произведения, разгадав небольшой кроссворд (Работаем в парах).

Работа с кроссвордом.

Ответы: «Слон», «Барбос и Жулька», «Белый пудель».

5.

Работа с текстом «Золотой Петух».

Учитель: Ребята, сейчас обратимся непосредственно к тексту. Подумайте, каким настроением проникнут рассказ А.И. Куприна «Золотой Петух»?

- Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

- Где происходят события, описанные в рассказе?

Учитель: В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе.

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.

Приподнятым настроением.

Эпизод, где раздается петушиный крик.

События происходят во Франции.

6.

Сл.12

Сл.13

Учитель: Прочтите выразительно  строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины.

«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полете на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но еще дольше их доносился победоносный крик петуха».

- А теперь попробуем убрать из текста прилагательные и посмотрим, изменится ли он.

Сл.14

Учитель: Так зачем используются прилагательные в художественных текстах? Какова их функция?

Прилагательные делают художественный текст красивее, образнее, как правило, в тексте часто выступают в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся.

7.

Сл.15

Учитель: Ребята, проведем небольшую словарную работу, в этом рассказе вам встретились непонятные слова. Давайте дадим им толкование.

Когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.

Легион – основная единица в армии древнего Рима.

Триумфатор-цезарь – полководец-победитель, встречаемый с триумфом.

- Ответьте на вопрос, к какому древнему государству относятся эти слова?

Древний Рим.

История

8.

Учитель: Ребята, а что вы знаете об этой стране?

Рим – это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь.

9.

Сл.16

Учитель: Поработаем с картой.

Апеннинский полуостров  с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским.

9.

Самостоятельная работа.

Учитель: Прочитаем легенду об основании Рима

Древняя история Италии известна как история Древнего Рима — по имени города-государства, которому удалось подчинить себе все племена и земли Апеннинского полуострова. Сохранилось множество древних легенд о возникновении города. Но наибольшей популярностью пользовались предания об основании города потомком троянского героя Энея Ромулом, который и дал городу своё имя. Ромул и его брат-близнец Рем принадлежали к царскому роду, правившему в одном из городов Лация. По приказу их жестокого сородича, захватившего власть в городе, новорождённые близнецы были брошены в реку Тибр на погибель. Но волны прибили корзину с детьми к отмели, а нашедшая их волчица вскормила близнецов своим молоком. Воспитали братьев простые пастухи. Возмужав, юноши свергли власть коварного царя, но не остались в родном городе, а решили основать новый. Однажды в ссоре Ромул убил Рема и стал единоличным правителем города-государства — первым римским царём. По преданию, Ромул учредил совет старейшин, разделил народ на благородных и простолюдинов. Основание города Ромулом легенды относят к 753 году до н. э.

 - Так кто создал Рим, и какой год принято считать годом основания города?

Ромул, в 753 году до н.э.

10.

Сл.17

Учитель: “Яркое солнце освещало равнину. Голубое небо отражалось в водах рек и прибрежных озёр. Это был берег Италии и местность называлась Лаций, - гласит легенда. Эта местность понравилась пришельцам. Климат тёплый, пологие склоны Апеннинских гор поросли сочной зеленью”.

- Задолго до даты основания Рима на  холмах левобережья Тибра стали селиться  племена. Они постепенно  обустраивались.

- Ребята, а сейчас послушаем старинную итальянскую музыку. Слушайте внимательно и думайте, какие чувства у вас она вызывает и какие представления об этой стране.

11.

Подведение итогов урока. Выставление оценок

Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня. Что запомнилось вам больше всего?

12.

Сл.18

Домашнее задание

Учитель: А теперь запишите домашнее задание.

Русский язык:

Литература: Задание на выбор

         Составить цитатный план рассказа.

         Подготовить пересказ от 3-го лица.

История: Параграф 44, мини-сочинение: «Мое представление о Риме».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Роль имени прилагательного в тексте. Древний Рим» 5 класс

Слайд 2

Цели урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное». Провести анализ рассказа А.И. Куприна «Золотой петух», тем самым показать функцию прилагательных в произведениях литературы. 3. Познакомиться с местоположением, природными особенностями Рима, узнать легенду об основании Рима.

Слайд 3

Задание: Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет? Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. 2. В тёмной темнице сидит красная девица, зелёная коса на улице.

Слайд 4

Задание: Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет? Прилагательные указывают на признаки предметов: Сам алый , сахарный , кафтан зелёный , бархатный . 2. В тёмной темнице сидит красная девица, зелёная коса на улице.

Слайд 5

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи обозначает признак предмета (по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам,... ) отвечает на вопросы К акой? Каков? Чей? Задание: Дайте определение имени прилагательного как части речи

Слайд 6

Отгадайте, о какой птице идет речь. Какие прилагательные помогают понять это? … по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову.)

Слайд 7

Отгадайте, о какой птице идет речь. Какие прилагательные помогают понять это? … по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы . Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами , с черным носом и черными лапами , с длинною, гибкою и красивою шеею , он невыразимо прекрасен , когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову.) Выпишите из текста прилагательные, которые обозначают: цвет; отношение автора к предмету описания.

Слайд 8

Задание: Вставьте прилагательные к выделенным существительным. Было _____, _____ утро … Помню ____, ____ сад , помню _____ аллеи , тонкий аромат _____ листвы и запах антоновских яблок, запах меда и _____ свежести . Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются _____ голоса и скрип телег.

Слайд 9

Вопрос: Какова роль имени прилагательного в речи? Помогает точнее описывать предмет, обозначает признак предмета по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам, помогает выразить отношение к описываемому предмету.

Слайд 11

Реши кроссворд

Слайд 12

« Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полете на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но еще дольше их доносился победоносный крик петуха».

Слайд 13

«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика. В прежние времена, охотясь на глухариных токах в русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка паровозный свисток и петушиные крики в деревнях. Последними звуками, которые я слышал, поднимаясь в полете на воздушном шаре, всегда были свистки мальчишек, но еще дольше их доносился крик петуха».

Слайд 14

Функция прилагательных в тексте художественной литературы делают художественный текст красивее, образнее; как правило, в тексте часто выступают в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся.

Слайд 15

Когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии. Легион – основная единица в армии древнего Рима. Триумфатор-цезарь – полководец-победитель, встречаемый с триумфом. Словарная работа

Слайд 17

Русский язык: Литература: Задание на выбор Составить цитатный план рассказа. Подготовить пересказ от 3-го лица. История: Параграф 44, мини-сочинение: «Мое представление о Риме». Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...

Концепция учебного занятия «Роль имен прилагательных в речи» (урок-мастерская по русскому языку в 5 классе)

Проведение уроков по русскому языку в технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивает реализацию основных положений ФГОС основного общего образования: деятельностный подход в обучении, развитие тв...

Употребление имен прилагательных в речи.

Урок развития речи. Роль прилагательных в достижении точности и выразительности речи. На уроке используется технология критического мышления...

Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).

Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....

Роль имени прилагательного в речи

предлагаемый конспект урока идет в комплекте со смартпрезентацией. На этом уроке применяется технология лингвистического опыта, в результате которого учащиеся приходят к выводу, какова роль прилагател...