Конспект урока "Три склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Перепелина Анастасия Александровна

Материал содержит текст конспекта, презентацию и перфокарту в виде таблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_tri_skloneniya.doc51 КБ
Файл urok_3_skloneniya.pptx1.8 МБ
Microsoft Office document icon perfokarta.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Три склонения имен существительных.

Класс: 5 В.

Цели: расширить представление о понятии склонение.

Задачи:  

  • обучающие: систематизировать знания о трех склонениях имен существительных, умения определять склонение, познакомить с существительными на –ия, -ие, -ий.
  • воспитательные:  воспитать у обучающихся средствами коммуникации:
  1. уверенность в своих знаниях,
  2. чувство коллективизма,
  3. любовь к природе и бережное отношение к ней,
  4. чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-беседа.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация, сигнальные карточки, перфокарты, репродукция картины.

Ход урока:

Этапы

Содержание

Примечания

1. Орг. момент

Поздороваться, проверить готовность к уроку.

Записать в тетради число и классная работа.

Слайд 1

2. Проверка

домашнего задания

Взаимопроверка домашнего упражнения, выставление оценок на полях тетради.

Слайд 2

3. Формулирование

темы урока

Разгадайте, пожалуйста, ребус. (Падежи).

- Как называется изменение слова по падежам? (склонение).

- Сколько склонений имен существительных в русском языке? (три).

- Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? (три склонения имен существительных). - Цель урока? (получение новых знаний). Запишите тему урока в тетрадь.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5 (тема и цель урока)

4. Подготовка

 к изучению

нового материала

Перед вами картина известного художника А. К. Саврасова «Распутица». Краткий рассказ о художнике.

- Какое время года изобразил художник?

- Почему вы так решили?

- Какими красками написана картина? (масло)

Слайд 6 (картина)

Слайд 7

Слайд 8 (картина)

5. Работа с перфокартой

- Вспомните падежные окончания существительных с помощью таблицы.

В перфокарте обведите в кружок правильное окончание у слов картина и масло. Самопроверка с помощью слайда презентации. Выставление оценок.

Слайд 9 (таблица падежи)

Слайд 10 с правильными ответами

6. Работа с новым

материалом

Учитель читает стихотворение А. Барто "Распутица".

- Подходит ли оно в качестве иллюстрации к картине Саврасова?

- Давайте просклоняем слово иллюстрация. (Учитель склоняет на доске, ученики в тетради).

- Почему у нас возникли трудности в выборе окончаний Р., Д., П. п.? (они безударные).

- Чтобы избежать сложностей, запомните алгоритм.

Слайд 11 с картиной

(Закрыть проектор!!!)

Слайд 12

алгоритм.

7. Физкультминутка

Давайте дадим нашим глазам отдохнуть и попробуем оживить весенний пейзаж Саврасова.

Слайд 13

физминутка

8. Закрепление нового материала

А теперь потренируемся определять трудные окончания существительных на –ия, -ие, -ий. Проверяет один ученик вслух. Оцениваем его ответ с помощью сигналов-хлопков.

Слайды 14, 15, 16 с тестовыми

заданиями

9. Работа с пословицами и

народными приметами.

- Что перед вами? (пословицы и народные приметы). А значит это народная мудрость, советы, к которым надо прислушиваться каждому человеку, если он хочет быть добрым хозяином своей земли.

Найдите слова на изучаемую тему. Определите их падеж и запишите в тетрадь, поставьте слова в «трудные» падежи и выделите окончания.

Слайд 17 с пословицами.

10. Рефлексия

- Давайте оценим полученные знания. Что нового вы сегодня узнали о склонении существительных?

- Кто уверен в том, что разобрался в склонении существительных на –ия, -ие,

-ий,  и считает, что наш урок достиг поставленных целей, поднимите смайлик с улыбкой.

- Кто не уверен в своих знаниях, поднимите грустный смайлик. Вам, ребята, нужно будет дополнительно дома просклонять существительные.

Работа с сигнальными карточками.

11. Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Объяснение домашнего задания.

Слайд 18 с д/з

12. Итог урока

- О чем еще очень важном для каждого человека мы сегодня говорили? (О природе и бережном отношении к ней в целом и к родному краю в частности). А русский язык вобрал в себя все богатство красок и явлений жизни, поэтому правильная речь на родном языке -- это такой же признак  любви к своей стране, которая начинается с любви к родному слову и бережного и правильного с ним обращения.

Слайд 19 (Спасибо за урок).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ СОШ № 24 урок русского языка Учитель: Перепелина Анастасия Александровна класс: 5 В

Слайд 2

Проверка домашнего задания Упражнение 513. С ударением на первом слоге С ударением на втором слоге С ударением на третьем слоге засуха, злоба, ненависть, свёкла, силос, хворост, хвоя, хлопок. боязнь, дремота, доставка, досуг, единство, крапива, страда, фарфор, цемент, щавель. каучук, молодежь.

Слайд 3

Работа с ребусом с в ю ?

Слайд 5

Тема урока Три склонения имён существительных Цель урока: Получение новых знаний

Слайд 6

А.К. Саврасов. Распутица

Слайд 7

Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830—1897) русский художник - пейзажист

Слайд 8

А.К. Саврасов. Распутица

Слайд 10

Правильные ответы к перфокартам Картина Масло И.п. - а И.п. - о Р. п. - ы Р. п. - а Д. п. - е Д. п. - у В. п. - у В. п. - о Т. п. - ой Т. п. -ом П. п. - е П. п. - е

Слайд 11

А.К. Саврасов. Распутица

Слайд 14

Тест В каком ряду на месте пропуска в Р. п. пишется окончание -я? а) лекци.., лектори..; б) санатори.., гербари..; в) арми.., гени...

Слайд 15

Тест В каком ряду на месте пропуска в Д. п. пишется окончание -и? а) станци.., цветени..; б) академи.., затемени..; в) молни.., фантази...

Слайд 16

Тест В каком ряду оба слова оканчиваются в И. п. на – ИЯ? а) о знании, о редакции; б) во введении, об оружии; в) об акции, на территории;

Слайд 17

Работа с пословицами и народными приметами Растение – земли украшение . Большой иней, бугры снега, глубоко промерзлая земля - к хлебородию. В новолуние сеять - червь поест. Молния дважды в одно место не ударяет.

Слайд 18

Домашнее задание Просклонять в тетради слова: секция, планетарий, затмение. Упражнение № 537

Слайд 19

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Картин…

Масл…

И.п.

- о

- а

И.п.

- о

- а

Р. п.

- ы

- а

Р. п.

- ы

- а

Д. п.

- е

- и

Д. п.

- у

- е

В. п.

- а

- у

В. п.

- а

- о

Т. п.

- ой

- ай

Т. п.

-ом

-ам

П. п.

- е

- и

П. п.

- е

- и

Картин…

Масл…

И.п.

- о

- а

И.п.

- о

- а

Р. п.

- ы

- а

Р. п.

- ы

- а

Д. п.

- е

- и

Д. п.

- у

- е

В. п.

- а

- у

В. п.

- а

- о

Т. п.

- ой

- ай

Т. п.

-ом

-ам

П. п.

- е

- и

П. п.

- е

- и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...

Конспект урока по письму и развитию речи в 5-х классе. Закрепление по теме «Склонение имён существительных»

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы коррекционных школ 8 вида ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Склонение имён существительных в единственном числе».

Класс: 8аТема: Склонение имён существительных в единственном числе.Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.Задачи:Обучающие: систематизировать у...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Третье склонение имён существительных"

На этом уроке обучающиеся познакомятся с признаками имён существительных третьего склонения, научатся распознавать имена существительные третьего склонения....

Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс

Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....