Конспект урока "Времена глагола"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Андреева Людмила Владимировна

Урок-обобщение по теме "Изменение глаголов по временам". 8 класс. Для обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremena_glagola.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок письма, чтения и развития речи в 8-Г классе

Тема:

                                Учитель русского языка

                                Андреева Л.В.

                                 

Москва 2019 год

                                                                 

Тема урока:  «Изменение глаголов по временам. Тренировочные упражнения».

Цель урока:

- формировать умение различать глаголы по временам

Задачи урока:

Образовательные:

- обобщать полученные знания о времени глагола;

 - корригировать умение находить глаголы в тексте;

-упражнять в распознавании  глаголов среди других частей речи;

- познакомить со словами, отражающими временные представления

Коррекционные:

- развивать связную речь учащихся, работать  над составлением связного высказывания;

- развивать память, внимание, речь, расширять и обогащать словарный запас;

- развивать орфографическую зоркость, творческие способности, связную речь;

- корригировать  и развивать  личностные качества обучающихся, эмоционально-волевую  сферу (навыки  самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства;

Воспитывающие:

- прививать интерес к предмету;

-воспитывать культуру общения на уроке и аккуратность ведения записей в тетради, расширять словарный запас и развивать кругозор

                       учащихся.

 Тип урока: закрепление изученных знаний. 

Оборудование урока: индивидуальные карточки, интерактивная доска.

                                           

Ход урока.

 I. Организационный момент.

1.Взаимное приветствие.

- Друзья, мне приятно видеть вас. У нас гости на уроке.

 Не забывайте, гость недолго гостит, да многое замечает. 

- Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое. 

2.Проверка готовности рабочих мест.

3.Организация внимания.

II. Введение в тему урока.

 

1. Анкета

- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?                               Слайд 1  Презентация

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и всем известную частицу.

- К чему вы стремитесь?

- Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков –

В речи быть одним из главных слов…

- Кто же этот незнакомец?   (Глагол).                        Слайд 2  Презентация

 

2. Разминка

–А сейчас давайте проведём разминку                     МЭШ   Этап -1

Распределите слова в три столбика.    (раздаточный материал)

Мороз, морозит, морозный, зелень, зеленеет, зелёный, интерес, интересный, интересуется.

-По какому признаку вы распределили слова?

III. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке  мы закрепим наши знания о времени глагола. И покажем умения, которые приобрели по этой теме.         Доска

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа, тема урока – Изменение глаголов по временам                               МЭШ   Этап -2

- А как вы думаете, что такое время?

- Как время и глаголы связаны между собой?  (ответы уч-ся)

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время. Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».                                    Слайд 3  Презентация   

- Какие пословицы со словами Время вы знаете? 

 Делу время, потехе – час

Время – не птица, за хвост не поймаешь.

Не время сидеть сложа руки.

Всему своё время.                                                     МЭШ   Этап -3

IV. Работа по развитию речи.

а) Вступление

-Ребята, а что такое глагол?    (ответы детей)

-Знаете ли вы, почему эта часть речи получила такое название?

Слово «глагол» заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово или речь».

В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать. Обратившись к современному толковому словарю Ожегова, узнаем его значение  «говорить многословно и бессодержательно.

Но мы с вами не будем разглагольствовать, мы будем говорить по существу.

-Скажите, для чего нам нужны глаголы?  (Без них невозможно передать события; глаголы рассказывают о деятельности человека, о его чувствах; рассказывает о различных явлениях природы; без глагола невозможно представить будущее, узнать прошлое)

Глагол придаёт речи – жизнь.

-Задумывались ли вы, как часто в речи употребляем мы глагол?

По частоте употребления глаголы занимает второе место после существительных.

- Давайте понаблюдаем,  какова роль глаголов в нашей речи?

                                                                                           

Глагол называет самые разнообразные действия:            МЭШ   Этап -4

- движение (идти, прыгать, бежать),

- звучание (шуршать, чирикать),

- речь (говорить, спрашивать, объяснять),

- трудовые процессы (рисовать, строить),

- чувства (грустить, любить, ненавидеть).  

   б) Творческая работа

- Сейчас вам предстоит выполнить задание творческого характера.

МЭШ   Этап -5

1. Составь и запиши предложения с данными словами, добавив глаголы.

Глубокий, ущелье, ручей.

Соседний, крыша, гнездо.

Дальний, болото, клюква.                                                     

(Записать предложения в тетради)

-Разбор предложения по членам.                                        

-Разбор предложения по частям речи одного предложения             Доска

V. Актуализация знаний по теме.

1. Заменить фразу глаголом                                              МЭШ   Этап -6

                       

Слайд  4  Презентация   

У. Выражаешь свое мнение, доказываешь, несмотря на неправоту.

Д. Споришь.        

У. Относишься с уважением к людям.

Д. Уважаешь.

У. Обратишься к кому-либо с вопросом.

Д. Спросишь.

У. Подвергаешься опасности, риску.

Д. Рискуешь.

У. Мужественно переносишь боль.

Д. Терпишь.

У. Не забываешь о дорогих тебе людях.

Д. Помнишь.

- К какой части речи относятся записанные слова? ( Это глаголы.)

2. Повторение по изучаемой теме

- А что вы уже знаете о глаголах? (глаголы изменяются по временам)

- Напомните о каждом из них.                                 Слайд  5  Презентация   

   

Глаголы настоящего времени (наст.вр.) показывают, что действие происходит в то время, когда о нём говорят, - момент речи. Что делает? что делают?

Глаголы прошедшего времени (прош.вр.) показывают, что действие происходило раньше. Что делал? что делали?

Глаголы будущего времени (буд.вр.) показывают, что действие будет происходить позже. Что будет делать? Что будут делать? Что сделает? Что сделают?  

- Правильно. Глаголы, которые мы будем использовать на уроке, выберем из стихотворных строк удивительного русского поэта. В высказывании о нем использованы все слова из нашего предыдущего задания.

 "Он умел спорить и отстаивать истину;

глубоко уважал близких по духу ему людей;

 рисковал говорить правду, терпеливо

 сносил жестокую цензуру;

всегда любил спрашивать, узнавая что-то новое;

 помнил о дорогих ему людях".

- Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь.

«Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски,

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух,

В них Русью пахнет!»

-Имя этого великого человека? (Пушкин.)                    МЭШ   Этап -7     

- Это человек, о котором друзья говорили, что его можно слушать вечно.

3. Словарная работа

-  Ребята. А вы знаете, что такое пейзаж?   (ответы детей.)

- Если мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что пейзаж это рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

– А теперь послушайте, объяснение значения этого слова МЭШ   Этап -8     

Если видишь – на картине нарисована река,

 Или ель и белый иней, или сад и облака,

 Или снежная равнина, или поле и шалаш,

 Обязательно картина называется... (Пейзаж.)

«ПЕЙЗАЖ» (фр. страна, местность).                        

4.Запись слова в тетрадь.

-  Почему мы говорим о пейзаже в произведениях Александра Сергеевича Пушкина? Ведь он не писал картины красками на полотнах?

- Он писал их словами, да так образно, что можно представить, увидеть в своем воображении ту красоту природы, которую он видел сам.

-При помощи чего поэты и писатели создают свои пейзажи?  (словом)

- А художники? (кисточками и красками)

- Таких художников называют пейзажистами.                МЭШ   Этап -8                          (по стрелке)    

- Запишем это слово в тетрадь и разберём его по составу. ПЕЙЗАЖИСТЫ                                                  

                                                                                           

Динамическая пауза.

4. Творческая работа.          (раздаточный материал)

Учитель читает отрывок из романа "Евгений Онегин", дети следят по тексту, напечатанному на карточках.

 Вот север, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл – и вот сама

 Идет волшебница зима.

 Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов;

 Легла волнистыми коврами

 Среди полей, вокруг холмов;

 Брега с недвижною рекою

 Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз. И рады мы

 Проказам матушки зимы.

– Найдите и назовите глаголы  (ответы уч-ся)

                    ПРОВЕРКА                                              МЭШ   Этап - 9   

– В форме какого времени они употреблены?   ( В основном в форме прошедшего времени.)

-  Какой глагол "лишний"? (Идет – это глагол в форме настоящего времени.)                                                                          МЭШ   Этап - 9 

                                                                                     по  стрелке                          

- Попробуйте все глаголы  в выделенном отрывке употребить в форме будущего времени, не нарушая рифмы и ритма стихотворения.

 Придет, рассыплется; клоками                                     МЭШ   Этап - 9 

 Повиснет на суках дубов;

 Ляжет волнистыми коврами

 Среди полей, вокруг холмов...

                                                                             

- Как думаете, почему Александр Сергеевич употребил глаголы именно в прошедшем времени?

- Пушкин видит приход зимы и описывает, как воспринимает это сам.

VI. Домашнее задание.                                                 МЭШ   Этап - 10

Стр. 144 упр. 191

VII. Закрепление

Работа над стихотворением.                                   Слайд 6  Презентация   

А.С. Пушкин "Зимняя дорога"

 Сквозь волнистые туманы

 Пробирается луна,

 На печальные поляны

 Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

 Тройка борзая ... (летит, бежит, спешит, несется),

 Колокольчик однозвучный

 Утомительно ... (звенит, бренчит, гремит, тренькает).

-Глаголы, данные в скобках, какие действия обозначают? (действия движения)

– Подберите нужный глагол, объясните, почему подобрали именно это слово.

( Подходят слова: бежит и гремит)

- Почему колокольчик "гремит"? ( Колокольчик должен греметь, чтобы в зимнюю пургу или метель было слышно, что по дороге кто-то едет.)

-Слушая стихотворение Пушкина, что могли себе представить? Какие картины, образы возникли в вашем воображении.

-Глаголы бежит и гремит в каком времени употреблены? (В настоящем).

Запись в тетрадях:

- Поставьте их в прошед.вр.,  буд.вр. Запишем это в тетрадях.

Доска

1 вариант. Гремит (наст.вр.), гремел (прош.вр.), загремит (буд.вр.).

2 вариант. Бежит (наст.вр.), бежал (прош.вр.), побежит (буд.вр.).

VIII. Работа над орфографией                               Слайд 7  Презентация 

                                                                         

Вставить пропущенные буквы. На доске:                       

Снежные равнины к...врами яркими л...гли.

 Но вот уже тр...щ…т м...розы и серебрятся средь полей.

 

Мч…тся тучи, вьются тучи;

 Нев...димкою луна

 Осв...щает сне... летучий.

(уч-ся вставляют пропущенные буквы)                 Слайд 8  Презентация

Слайд 9 Презентация

Спасибо за внимание

IX.  Итог  урока.

- Какие знания о глаголе мы сегодня вспомнили?

Рефлексия.

- Интересно ли вам было на уроке?

- С каким настроением вы работали?

- Какое задание вам показалось трудным?

- Мы с вами ещё раз соприкоснулись с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина.

-Мне сегодня было приятно с вами на уроке. Я увидела ваши заинтересованные лица, а это значит, что вы и дальше будете узнавать много нового о глаголе, а я вам в этом помогу. А если у кого - то что - то не получилось - не беда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Конспект урока "Глагол "To be" в прошедшем времени"

Конспект открытого урока английского языка....

Конспект урока "Глагол Can" 2 класс

по программе Биболетовой...

Современные образовательные технологии. Программное обеспечение ФГОС-3. Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол. Грамматические признаки глагола"

Данный урок русского языка предполагает использование новых современных образовательных технологий: в системно-деятельностном подходе с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР)...