Конспект урока на тему "Изъявительное наклонение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС

по теме «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение»

(По учебнику Т.А. Ладыженской)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ  урока  русского языка в 6 классе

Тема урока: «Изъявительное наклонение»

Цель урока: Создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями глаголов изъявительного наклонения, развития умения правильно  употреблять глаголы изъявительного наклонения в своей речи.

Тип урока:  Урок общеметодологической направленности

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является вторым по изучению  наклонения глаголов.

Урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

Предметные результаты

Метапредметные    результаты

регулятивные

коммуникативные

познавательные

-Определяют наклонение глаголов

-Правильно употребляют глаголы изъявительного наклонения в своей  речи

- Ставят цель.

- Составляют план своей деятельности.

-Осуществляют самоконтроль.

- Участвуют в диалоге.

- Высказывают свою точку зрения.

- Аргументируют свое мнение.

- Строят продуктивное речевое взаимодействие в группе.

-Дают определение понятиям

-Выделяют общие и отличительные моменты

-Делают выводы с обоснованием

Межпредметные связи: литература

Ресурсы: компьютер, проектор, индивидуальные карточки с заданием.

Используемые технологии: Технология ИКТ, здоровьесберегающие технологии, исследовательские подходы в обучении.

Методы: частично-поисковый, исследовательский. Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.

1. Мотивация к учебной деятельности способствовала психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.

2. На этапе актуализация знаний были созданы условия, при которых ученики сами вывели тему и цель урока.

3. На этапе формирование новых знаний ребята сами сформулировали основные моменты правила, исходя из выясненных в диалоге с учителем положений.

4. На этапе первичное закрепление ребята, работая в парах,  закрепили новый материал

6. Физкультминутка.

7. Творческая работа в группах. Применение нового знания в нестандартной ситуации

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались удачно подобранные виды организации деятельности учащихся, такие как: беседа, исследование, самостоятельная работа, самопроверка,  творческое задание. Работа в парах, индивидуальная работа, работа в группах. Устная работа чередовалась с письменной работой.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по ФГОС

по теме «Наклонения глагола. Изъявительное наклонение»

(По учебнику Т.А. Ладыженской)

Цель урока: Создать условия для ознакомления обучающихся с особенностями глаголов изъявительного наклонения, развития умения правильно  употреблять глаголы изъявительного наклонения в своей речи.

Тип урока:  Урок общеметодологической направленности

Предполагаемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные    результаты

регулятивные

коммуникативные

познавательные

-Определяют наклонение глаголов

-Правильно употребляют глаголы изъявительного наклонения в своей  речи

- Ставят цель.

- Составляют план своей деятельности.

-Осуществляют самоконтроль.

- Участвуют в диалоге.

- Высказывают свою точку зрения.

- Аргументируют свое мнение.

- Строят продуктивное речевое взаимодействие в группе.

-Дают определение понятиям

-Выделяют общие и отличительные моменты

-Делают выводы с обоснованием

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.  

  1. Актуализация знаний

(Подведение детей к формулированию

темы и постановке

задач урока.

Составление плана работы)

- Наш сегодняшний урок я бы хотела начать с эпиграфа.

Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте её…

В.П.Астафьев

- Кому принадлежат эти слова?

- А что вы знаете о В.П. Астафьеве? Кто это?

- О какой земле он говорит?

- Какие чувства он испытывает к своей земле?

- Какая часть речи помогла писателю выразить свои чувства?

- Глаголы какого наклонения встретились в эпиграфе?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Запись в тетрадь даты и темы урока.

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему и цели урока с помощью слов-помощников.

  • Повторим…
  • Узнаем…
  • Научимся…
  • Будем уметь…

Записывают дату и тему урока.

 Ставят цель.

Составляют план своей деятельности.

Участвуют в диалоге.

  1. Формирование новых знаний

- Чтобы не заблудиться на просторах нашей необъятной родины, необходимо восстановить карту (исправить теоретические ошибки в схеме).

Прежде чем мы отправимся на экскурсию в прекрасный уголок нашей родины, давайте воспроизведем теоретический материал, данный в схеме (рассказать правило).

Исправляют ошибки в теоретическом материале, заполняют таблицу.

Воспроизводят текст правила по схеме

Определяют наклонение глаголов

Участвуют в диалоге.

Высказывают свою точку зрения.

Аргументируют свое мнение.

Дают определение понятиям

Выделяют общие и отличительные моменты

Делают выводы с обоснованием

  1. Первичное закрепление
  1. Работа с текстами  (мини-исследование в парах).

- Ребята, какое открытие сделал Васютка в произведении В.П.Астафьева?

-Я предлагаю вам сейчас тоже сделать небольшое открытие. Для этого вам необходимо в парах провести исследование,  в результате которого вы сможете дать ответ на вопрос: В текстах какого стиля чаще всего встречаются глаголы  изъявительного наклонения? Свой ответ аргументировать примерами из текста.

Вывод!

  1. Выборочный диктант (выписать глаголы в изъявительном наклонении, вставить буквы, определить время,  вид и спряжение).

Самопроверка!

Вывод!

Работают с текстами. Исследуют тексты разных стилей на наличие глаголов изъявительного наклонения. Делают выводы.

Выписывают глаголы из текста, вставляют буквы, указывают спряжение, время, вид.

Проводят самопроверку

Определяют наклонение глаголов

Участвуют в диалоге.

Высказывают свою точку зрения.

Аргументируют свое мнение.

Дают определение понятиям

Выделяют общие и отличительные моменты

Делают выводы с обоснованием

Осуществляют самоконтроль.

  1. Физкультминутка

-Ребята, а с каким термином вы познакомились в тексте научного стиля?  Что означает этот термин?

-Я предлагаю вам отдохнуть и как раз вспомнить примеры архаизмов.

Перво-наперво разомнем персты

Оком поморгаем правым

Оком поморгаем левым

Дружно выю разомнем

Потянем десницу вверх

Возьмемся десницей за чело

Потянем шуйцу вверх

Похлопаем по ланитам

Помассажируем выю шуйцей

Похлопаем десницей об шуйцу

  1. Закрепление

(Работа в группах)

- Ребята, а сколько лет было Васютке? (13 лет)

- Вы тоже можете принести пользу для своего города.  

1. Работа с текстом сочинения:

 Все вы знаете, что в нашем городе пройдет Универсиада  2019. Один из учащихся 6 класса написал небольшой маршрутный лист с целью привлечь внимание гостей к достопримечательностям нашего города.

Текст:  Мы с папой очень часто ездием в заповедник «Столбы» и хочем рассказать вам о нем. Там много скал и животных. А еще там много  птиц, которым я всегда ложу угощения. Дорогие гости нашего города, приглашаем вас в заповедник «Столбы».

- Как вы думаете, получилось ли у него рассказать о богатстве и уникальности нашего края? Почему?

- Давайте вместе исправим ошибки.

- Я предлагаю помочь ученику. Написать маршрутный лист, правильно употребляя глаголы изъявительного наклонения. Работать вы будете в группах и помощниками вам будут учебник на стр. 103 и текст «Как работать в группе».

2. Групповая творческая работа по созданию текста

3. Представление работ

Вывод!

Устно исправляют ошибки в тексте сочинения.

В группах пишут творческую работу, правильно используя глаголы изъявительного наклонения.

Выступают со своими работами. Делают вывод

Определяют наклонение глаголов

Правильно употребляют глаголы изъявительного наклонения в своей  речи

Участвуют в диалоге.

Высказывают свою точку зрения.

Аргументируют свое мнение.

Строят продуктивное речевое взаимодействие в группе.

  1. Рефлексия

(Соотнесение

поставленных задач

с достигнутым результатом, фиксация нового знания)

1. Организует рефлексию.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.  Достигнуты ли цели?

- Сегодня я узнала…

- Я научилась…

- Самое сложное задание для меня было…

- Теперь я могу…

2.Домашнее задание: Упр. 540

3. Оценивает ответы.

Оценивают свою работу на уроке.

Высказывают свою точку зрения.

Аргументируют свое мнение.

Осуществляют самоконтроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Землю свою люблю и не устаю удивляться красоте её… В.П.Астафьев

Слайд 2

Тр и надцатое апреля Из ъ явительное накл о нение

Слайд 3

Слова-помощники: Повторить… Узнать… Научиться…

Слайд 4

ГЛАГОЛ Изъявительное наклонение Условное наклонение ГЛАГОЛ + БЫ ….. ГЛАГОЛ В ПРОШ.,НАСТ., БУД. ВРЕМЕНИ Повелительное наклонение ПРИКАЗ ПРОСЬБА УЧИСЬ! УЧИЛСЯ УЧУСЬ БУДУ УЧИТЬСЯ УЧИЛСЯ БЫ

Слайд 5

СТ О ИТ – СТОЯЛ – БУДЕТ СТОЯТЬ – несов.в., II спр . ОПУСКА Е Т – ОПУСКАЛ – БУДЕТ ОПУСКАТЬ – несов.в., I спр . ОБЛИЗЫВА Е Т – ОБЛИЗЫВАЛ – БУДЕТ ОБЛИЗЫВАТЬ – несов. ., I спр . ВЫТ И РА Е Т – ВЫТИРАЛ – БУДЕТ ВЫТИРАТЬ – несов.в., I спр . НАПРАВЛЯ Е ТСЯ – НАПРАВЛЯЛСЯ – БУДЕТ НАПРАВЛЯТЬСЯ – несов.в., I спр .

Слайд 6

Критерии оценивания: 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3»

Слайд 7

Сочинение Мы с папой очень часто ездием в заповедник «Столбы» и хочем рассказать вам о нем. Там много скал и животных. А еще там много птиц, которым я всегда ложу угощения. Дорогие гости нашего города, приглашаем вас в заповедник «Столбы».

Слайд 8

Слова-помощники: - Сегодня я узнал(а)… - Я научился… - Самое сложное задание для меня было… - Теперь я могу…

Слайд 9

Домашнее задание Упр. 540

Слайд 10

Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

 ТЕКСТ 1   Архаизмы – это устаревшие слова, вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными единицами: выя – шея и др. Вытесняенные из употребления слова не исчезают бесследно: они сохраняются в литературе прошлого и в составе некоторых устоявшихся выражений, употребляемых в определённом контексте; они необходимы в исторических романах и очерках — для воссоздания быта и языкового колорита эпохи.

ТЕКСТ 2  

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Помогай товарищам, если они об этом просят.

ТЕКСТ 3   Еще некоторое время стоит неподвижно, потом медленно опуска..т ружье и облизыва..т пересохшие губы. Васютка  выт..ра..т пот со лба и решительно направля..т(?)ся в сторону темного предмета.

– Ох,  окаянный! – облегчённо в..дыха..т он, увидев перед собой огромный корень - выворотень.

_______________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 1   Архаизмы – это устаревшие слова, вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными единицами: выя – шея и др. Вытесняенные из употребления слова не исчезают бесследно: они сохраняются в литературе прошлого и в составе некоторых устоявшихся выражений, употребляемых в определённом контексте; они необходимы в исторических романах и очерках — для воссоздания быта и языкового колорита эпохи.

ТЕКСТ 2  

 «Правила работы в группе»

1.Слушай, что говорят другие.

2.Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

3.Говори спокойно ясно, только по делу.

4.Помогай товарищам, если они об этом просят.

ТЕКСТ 3  Еще некоторое время стоит неподвижно, потом медленно опуска..т ружье и облизыва..т пересохшие губы. Васютка  выт..ра..т пот со лба и решительно направля..т(?)ся в сторону темного предмета.

– Ох,  окаянный! – облегчённо в..дыха..т он, увидев перед собой огромный корень - выворотень.

_______________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 1   Архаизмы – это устаревшие слова, вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными единицами: выя – шея и др. Вытесняенные из употребления слова не исчезают бесследно: они сохраняются в литературе прошлого и в составе некоторых устоявшихся выражений, употребляемых в определённом контексте; они необходимы в исторических романах и очерках — для воссоздания быта и языкового колорита эпохи.

ТЕКСТ 2  

«Правила работы в группе»

1.Слушай, что говорят другие.

2.Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

3.Говори спокойно ясно, только по делу.

4.Помогай товарищам, если они об этом просят.

ТЕКСТ 3  

         Еще некоторое время стоит неподвижно, потом медленно опуска..т ружье и облизыва..т пересохшие губы. Васютка  выт..ра..т пот со лба и решительно направля..т(?)ся в сторону темного предмета.

– Ох,  окаянный! – облегчённо в..дыха..т он, увидев перед собой огромный корень - выворотень.

______________________________________________________________________________________________________

ТЕКСТ 1   Архаизмы – это устаревшие слова, вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными единицами: выя – шея и др. Вытесняенные из употребления слова не исчезают бесследно: они сохраняются в литературе прошлого и в составе некоторых устоявшихся выражений, употребляемых в определённом контексте; они необходимы в исторических романах и очерках — для воссоздания быта и языкового колорита эпохи.

ТЕКСТ 2  

«Правила работы в группе»

1.Слушай, что говорят другие.

2.Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

3.Говори спокойно ясно, только по делу.

4.Помогай товарищам, если они об этом просят.

ТЕКСТ 3   

        Еще некоторое время стоит неподвижно, потом медленно опуска..т ружье и облизыва..т пересохшие губы. Васютка  выт..ра..т пот со лба и решительно направля..т(?)ся в сторону темного предмета.

– Ох,  окаянный! – облегчённо в..дыха..т он, увидев перед собой огромный корень - выворотень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Различие форм повелительного наклонения и формы будущего времени глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: "Различие форм повелительного наклонения и  формы будущего времени глагола".Цель урока: дать представление об образовании повелительного наклонения глагола; об изменении и употреблени...

"Наклонения глагола. Условное наклонение глагола" конспект урока русского языка в 6 классе

Тема урока: Наклонения глагола. Условное наклонение глагола.Цель урока: дать сведения о наклонениях глагола и его изменениях в условном наклонении.Задачи урока:Образовательная:повторить знания учащихс...

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...

Конспект урока освоения грамматических структур испанского языка по теме «Повелительное наклонение. Утвердительная и отрицательная формы.»

Тема урока: Повелительное наклонение. Отклоняющиеся и возвратные глаголы в Imperativo Afirmativo и Imperativo Negativo.Цель: а) образовательная: закрепление форм повелительного наклонения у правильных...

Конспекты уроков: Использование повелительного наклонения; Использование структуры "There be" при описании Лондона

Технологичсекие карты к урокам английского языка в 7 классе по УМК Биболетовой "Использование повелительного наклонения в речи", "Использование структуры "There be" при описании Лондона"....