Задания на развитие УУД на уроках русского языка в 5-6 классах
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Ртищева Елена Анатольевна

В Стандартах второго поколения выделены виды универсальных учебных действий – УУД, которые необходимо формировать у учащихся в соответствии с новыми требованиями.  Здесь вы найдёте  задания на развитие УУД на уроках русского языка в 5-6 классах с использованием технологии развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_na_razvitie_uud.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Задания на развитие УУД на уроках русского языка в 5-6 классах с использованием технологии развивающего обучения

В Стандартах второго поколения выделены виды универсальных учебных действий – УУД, которые необходимо формировать у учащихся в соответствии с новыми требованиями. Данные действия можно объединить в четыре блока: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Задания на развитие личностных УУД,

  1. Разговор по душам. 

Предлагается ситуация, которая предполагает разные способы поведения. Например : в столовой должны дежурить 2 ученика. Один поработал две минутки и убежал. Что должен сделать другой?

- Отправиться искать убежавшего, чтобы вынудить его дежурить.

- Пожаловаться учителю.

- Постараться сделать всю работу самому. Каждый должен предложить и аргументировать свой выбор. (Вариант задания: в результате обмена мнениями и аргументами постарайтесь прийти к единому мнению.) Весь диалог запишите.

2.  Иллюстрация к учебнику. 

Придумать и описать (можно изобразить) ситуацию для картины в учебник по русскому языку, на основе которой можно создать диалог (публицистическую статью, речь на митинге и т. п.). Сформулировать задание для учеников. Самим выполнить свое задание.

3.  Составление предложений на заданную тему.

Учитель (ученик или все вместе по договоренности) могут объявлять «тему недели» для придумываемых предложений. Например, «К 70-летию победы в Великой Отечественной войне».

4. Развитие речи. 

 Учащимся предлагается дописать пословицы, подобрав глаголы противоположного значения.

Например:

Мир строит, а война …

Смелый побеждает, а трус …

Труд кормит, а лень …

Человек от лени болеет, а от труда …

Сумел завязать, сумей и …

Чем зря кричать, лучше …

2. Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:

(Какой?) друг – настоящий клад.

(Какое?) слово и в ненастный день согреет.

(Какая?) книга – лучший друг.

(Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

(Какая?) земля и в горести мила [1].

После выполнения этого задания ребятам предлагается объединиться в группы и написать мини-сочинение на понимание одной из пословиц.

Например: Как вы понимаете пословицу «Чем зря кричать, лучше промолчать»? Готовые работы зачитываются вслух и обсуждаются коллективно

5. Подготовка к изложению по тексту:

      Добрая береза не только согр…вала, осв…щала, исц…ляла, оч…щала, но и укр…шала жизнь русского человека. Д…вным- д…вно Новый год начинался не ёлкой, а берёзой. Да и в…личали один из месяцев года (апрель) берёзозолом. И сейчас в украинском языке сохранилось название апреля- березень.

      «Березовый» Новый год просуществовал на Руси до середины тринадцатого века, когда начало года было перенесено на сентябрь- время сбора урожая. А праздник березки остался, им отм…чали ок…нчание в…сенних п…левых работ.

       Шли в л…са девушки и н…ряжали березку лентами, венками, в…дили хороводы, расп…вали песни, г…дали.

        Праздник березки сохр…нился в некоторых деревнях, где бер…гут добрые традиции русского народа.

Задание по тексту:

- выписать слова с пропущенными буквами;

- выделить в них корни;

- подобрать проверочные слова.

Беседа по тексту:

- Каково было отношение русского народа к березе?

- С чем оно было связано?

- Только ли русские люди почитали березу?

- Какие традиции, связанные с березой возникли у народа и живы ли они сейчас?

- Как сегодня живется березе? Что надо делать, чтобы и сегодня береза радовала человека и помогала ему?

Задания на развитие познавательных УУД 

  1. Нахождение корня слова по алгоритму. 

Это может быть работа в парах или индивидуальная работа. Требуется научиться находить корень слова в соответствии с правилом. Провести анализ и объяснить значение корня слова.

Инструкция: закончите запись алгоритма.

Порядок действий при выделении корня:

найти ………...;

подобрать .…………. ……………;

сопоставить …………… ……..… и выделить в них………….….., обозначив...……… и ……………….

Краткая запись действий при выделении корня:

1) перелески;

2) …………………, …….…….., …………...;

3) перелески.

Следуя порядку действий, указанному в предыдущем упражнении, обозначьте корни следующих слов:

привокзальный, горизонтально, картинный, безвестный.

  1. “Закодированное слово”

Обозначим следующие буквы цифрами:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 А Б В К М Н О Л Д Т

Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101?

Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов.

    3 .  Найди соответствие.

Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: дробь – десятичная, свинцовая, правильная.

Звук –

Речь –

Предложение –

Словарь –

  1.  Доказательство тезиса

Учитель задаёт классу вопрос: «Что можно узнать о слове из толкового словаря?» Ученики выдвигают свои тезисы и доказывают их письменно. Они имеют возможность обращаться к толковым словарям. В конце работы им предлагается сделать выводы из рассуждения.

  1. Составление тематических групп

Учитель предлагает ученикам рисунок лошади со сбруей .Учащиеся сами формулируют проблемы и предлагают пути их решения, дают определение понятию «тематическая группа». Учитель направляет деятельность школьников, задаёт вопросы о тематической группе.  Пятиклассники выдвигают гипотезы об использовании данных слов и обосновывают их, доказывают свои тезисы. Педагог предлагает детям составить другие тематические группы из известных им слов. Класс делится на 4 группы. Ученики используют при выполнении задания толковые словари, компьютерные средства. Каждый записывает свою тематическую группу из 8-10 слов. Потом выбирается 1 тематическая группа слов от каждой группы учащихся. В конце выполнения задания представители от каждой группы учеников зачитывают тематические группы слов, анализируют ответы одноклассников и дают самооценку. Учитель подводит итоги.

Учащиеся сами формулируют проблему и предлагают пути её решения, исправляют ошибки в употреблении слов, выдвигают гипотезы и их обосновывают, доказывают свои тезисы, делают выводы. Педагог направляет работу детей, подводит итоги. Исправленные предложения школьники записывают в своих тетрадях.

Задания на развитие коммуникативных УУД 

  1. Речевой этикет

 Прочитать и определить, кто из мальчиков говорит правильно. Доказать свою мысль.

- Надевай пальто: на улице холодно,- сказал Сережа.

- Одевай пальто: на улице холодно, - сказал Миша.

2.  «Собиратели слов»

При изучении или повторении темы «Лексика» ученикам может быть предложено создать свои словарики. Работа организовывается в группах. При этом с учениками обсуждаются возможности, которые перед ними открываются, (ученики могут выбрать тематику лексики, которая войдет в словарик; словарик может быть иллюстрирован, и не только рисунками, но и текстами; словарик может быть снабжён кроссвордом; словарики могут содержать не только толкование слов, но и их этимологию, фразеологизмы, в состав которых входит данное слово и т. п.) Созданные словарики презентуются классу. Группы оценивают качество результатов других групп, аргументируя свою оценку. В конце проекта обязательно проводится рефлексия.

     3. Дружеское послание 

Перед тем, как начать урок, ребята разбиваются на группы. Каждая группа проводит исследовательскую работу на следующие темы: «Правила написания письма», «Что такое дружеское послание», «Основные компоненты письма», «Примеры дружеских посланий известных людей: А. П. Чехова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого».

После прослушивания подготовленных работ, идет их обсуждение. Подводя итог, ребятам предлагается написать дружеское послание одному из одноклассников.

Далее заслушиваются дружеские послания ребят. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. В заключение учащиеся делятся впечатлениями о прослушанных текстах.

  1. Изучаем фонетику

Класс делится на три группы. Каждая группа дает себе название.

Учитель дает задания, на выполнение которых отводится определённое время.

Например, игра «Отгадай букву» (проверяется знание русского алфавита):Удобная буква! Удобно в ней то, что можно на букву повесить пальто.

Летает над калиткой птица, но на калитку не садится.

Игра «Найди слова, в которых звуков меньше, чем букв» (проверяется понимание соотношения звукобуквенного состава слова):

Подарю, ускоряет, птица, скроется, устный, снится, мужчина, женщина, мальчик, звездный, звезда, явится,

  1. Составление связного рассказа на заданную тему.

Ученики получают связный рассказ на дом. Например: «Что я знаю об имени существительном».Учащиеся самостоятельно выбирают материал, составляют связный рассказ по плану

Задания на развитие регулятивныхУУД 

  1.  «Проба на внимание».

Это может быть индивидуальная и групповая работа.

Учащимся предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нём ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. Фиксируется время работы с текстом, особенности его поведения. Для того чтобы исправить ошибки в тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст.

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

  1.  Решение лингвистических задач

групповая работа.

Класс делится на группы. Учащимся выдаются карточки с заданиями, после выполнения которых происходит обмен и взаимопроверка.

Карточки с текстами.

1. Расположите предложения в нужной последовательности, чтобы получился текст. Спишите его, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1) Суда во врем_на Колумба (не)могли совершать очень длительные плавания в открытом мор…

2) Смертельный голод и жажда порой угр_жали мор_кам и при обычных плаваниях по хорош_ уже извес_ным м_ршрутам.

3) Это были деревя_ные парусники с (много)числе_ным эк_паж_м.

4) Иначе с парусами (не) справиш..ся.

5) Они (не)вмещали достаточного ко_личества5) Они (не)вмещали достаточного ко_личества пресной воды и провианта.

6) Предприятие генуэз_кого мор_хода требовал_ отча_ной смелости.

7) А тут пр_дстоял д_лекий (не)извес_ный путь.

(Правильный вариант: 1, 5, 3, 4, 2, 7, 6)

2. Восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился текст. Какое предложение здесь лишнее? Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1) При помощи (остр_)умных соображений Аристотель док_зал (шар_)образность Земли.

2) Своим автор_тетом Аристотель на много веков закр_пил ложное мнение что Земля (не)подвижный центр Вселе…ой.

3) Он утверждал что лу_ные затмения происход_т когда Луна попада_т в тень отбрасыва_мую Землей.

4) Таким путем Аристотель пр_шел к выводу что Земля безусловно (шар_)образна и что (шар_)образны (по)видимому все небесные тела.

5) И сама Луна имеет выпуклую скорее всего (шар_)образную форму.

6) На диск_ Луны мы вид_м край земной тени всегда круглым.

(Правильный вариант: 1, 3, 6, 5, 4.)

  1. Исправление ошибок в употреблении слов

Учитель зачитывает ученикам предложения, написанные на доске:

1) На стенах висят портреты модных причёсок.

2) Летом лес зелёный, а теперь он поменял свою шерсть и стоит белый.

3) На его лице блуждает задумчивая физиономия.

4) Бабушка сплела мне из шерсти новые носки.

Учащиеся сами формулируют проблему и предлагают пути её решения, исправляют ошибки в употреблении слов, выдвигают гипотезы и их обосновывают, доказывают свои тезисы, делают выводы. Педагог направляет работу детей, подводит итоги. Исправленные предложения школьники записывают в своих тетрадях.

4. «Цифровой диктант». 

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.

Учитель предлагает детям среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0.

5.Готовимся к контрольной работе

 Учитель (или сам ученик) формулирует перечень знаний и умений, которые будут проверяться в контрольной работе. Ученик проводит самооценку, решая, в какой степени он готов к контролю. При этом учитель может предложить ученику провести самоконтроль, подготовив соответствующий учебный материал с ключом для самопроверки. Такого рода деятельность помогает нам добиться главного – ученик всё лучше и лучше понимает, что он ответственен за результаты своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для разминки на уроках русского языка в 5-6 классах

"Разминка" на уроках русского языка - для меня дело обязательное. Она позволяет начать урок, заставив ребят размышлять, активизирует их познавательные способности. Материалом для разминки может стать ...

Система заданий по разделу "Лексикология" для формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5-х классах

Данная методическая разработка к учебнику Львова С.И. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. / С.И.Львова, В.В.Львов. – 8-е изд., - М.: Мнемозина, 2011 содержит сист...

Игровые задания на уроках русского языка для 5-7 классов

Игровые задания на уроках русского языка для 5-7 классов...

Презентация "Виды заданий по формированию УУД на уроках русского языка" 5-8 класс

В данной презентации представлены типовые задания по формированию УУД на уроках русского языка в 5-8 классах согласно стандартам ФГОС. задания разработаны для каждого вида УУД :личностные, познаватель...