Конспект урока по теме "Правописание приставок"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Шевченко Надежда Анатольевна

Материал может быть использован при проведении урока по теме "Правописание приставок". Предлагается презентация, которая поможет при изучении материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс

Тема урока: Правописание приставок на з-с

Цели урока:

  • изучать правописание приставок на з-с;
  • развивать связную речь;
  • обогащать словарный         запас;
  • учить различать орфограммы в приставках;
  • вырабатывать навык морфологического разбора слов;
  • развивать умение работать с «рассыпанным» текстом;
  • содействовать развитию у детей умения общаться;
  • воспитывать умение любоваться природой

Оборудование:

  • Мультимедийная установка
  • СD-проигрыватель
  • Доска
  • Мел
  • Дидактический материал

Ход урока

I.Оргмомент

II.АОЗ (актуализация опорных знаний)

1.Терминологическая дуэль (на экране появляются слайды со словами-терминами:

  1. Текст
  2. Тема текста
  3. Описание
  4. Повествование
  5. Рассуждение
  6. Словосочетание
  7. Глухие согласные
  8. Способы словообразования
  9. Корень
  10. Морфемы
  11. Предлог
  12. Приставка

2.Морфема-загадка:

Упражнение 1
С
пишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы:

Бе..брежный простор; бе..звёздная ночь; ранний ра..свет; в..порхнула птица; ра..чистить полянку; ра..правила крылья; в..летела на сосну; ра..цвели ландыши; бе..шумно подойти; в..пыхивают маки.

Проверь себя!
Безбрежный простор; беззвёздная ночь; ранний рассвет; вспорхнула птица; расчистить полянку; расправила крылья; взлетела на сосну; расцвели ландыши; бесшумно подойти; вспыхивают маки.

Слова написаны на доске. Учащиеся выходят и объясняют морфемный состав. Обозначают морфемы на листочке остальные.

III.ФНЗ (формирование новых знаний)

  • Каковы условия написания приставок в словах:

Вслушаться, подоконник, подорожник, надрезать, надраить?

(Необходимо запомнить, неизменяемое написание).

Вскипеть, расценка (зависит от последующего согласного).

Слайд 4,5

Объявление целей:

  • Будем изучать правописание приставок на з-с, продолжим учиться различать орфограммы в приставках.
  • От чего зависит написание приставок на з-с? (Откройте тетрадь по теории, если забыли).

Слайд 6.

  • Какие согласные глухие? Правило – помощник.
  • Заполнить орфограмму. Правописание приставок на з-с поможет стихотворение Александровича. Прочитайте его. Стихотворение дома вклеить в тетрадь по теории. Слайд 7.

Живут на свете, людям помогая,
Приставки
воз-, из-, через-, раз- и без-, 
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-
Пред согласными глухими
Быстро
сменят З на С. (+вз-)  

IV. ФПУиН (формирование практических умений и навыков).

Упражнение 325 выполняем коллективно по цепочке:

Разводить, изводить, низводить, возводить, взводить (курок пистолета), расхвалить, восхвалить, бесценный, разграбить, раскинуть, вскинуть.

Задание 2. Прочитаем задание.

  • Кто хочет, может выполнить работу самостоятельно. Остальные работают вместе со мной (1 человек записывает на доске, остальные в тетради, обозначая орфограмму).
  • Кто выполнил, проверьте себя.

Слайд 8,9

Игра «Аплодисменты»

  • Когда пишутся приставки с буквой з на конце?

Аплодируем только этим приставкам:

Распахнуть, бесформенный, безграничный, разгрузить, испугать, бесчисленные , беспокойно, вздыхать, изгибаться, чрезмерный, бесполезный, разварить, безбедный.

Задание 3.

- Прочитайте текст. Определите тему текста. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте изучаемую орфограмму

Водопад

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко ра..носится грохот ни..вергающейся с обрыва воды. Всё кругом в..драгивает от шума. Бе..прерывно падает вода и ра..сыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в бе..молвном во..хищении на это чрезвычайно красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в безоблачные дни, когда бе..численные капельки как бы ра..творяются в воздухе.

 

- Кому удалось хоть раз полюбоваться водопадами? У нас еще все впереди.

Слайд 11.

  • Задание выполните самостоятельно. Проверьте себя.
  • Кто не допустил ни одной ошибки? У кого 1-2 ошибки – это тоже хороший результат.

V.Итог урока.

Игра «Собери словечко».

  • Какие орфограммы выделяют при написании приставок?
  • Каждый найдет себе пару и объяснит написание приставок в словах:

Безвредный, расположиться, безвкусный, взглянуть, возглавить, изгиб, расчистить, сбиться, сбросить, передать, зажегся, восстановить, вознестись, изменить, отрастить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

правописание приставок

Слайд 2

содержание Различайте предлог и приставку Правописание приставок Неизменяемые приставки Приставки на -З - -С Приставки при- - пре-

Слайд 3

РАЗЛИЧАЙТЕ ПРЕДЛОГ ОТДЕЛЬНОЕ СЛОВО (СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ); СЛУЖИТ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО СО СКЛОНЯЕМЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ; ПИШЕТСЯ ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГИХ СЛОВ ПРИСТАВКА ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА; СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ; ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ КО ВСЕМ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫМ ЧАСТЯМ РЕЧИ; ПИШЕТСЯ СЛИТНО

Слайд 4

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРЕ-, ПРИ- НА -З - -С

Слайд 5

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ С-, ОТ-, ОБ-, ДО-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПОД-, ПОДО-, ПРО-, НА-, НАД-, ЗА-, ВНЕ-, В-, ОКОЛО-, СВЕРХ-, ПРОТИВО-, ПОСЛЕ-: С ДАТЬ, ОТ ДАТЬ, ДО ПУСТИТЬ, ПОСЛЕ ЗАВТРА, НАД РЕЗАТЬ.

Слайд 6

ПРИСТАВКИ НА -З - -С ПЕРЕД ЗВОНКИМИ -З ПЕРЕД ГЛУХИМИ -С РАЗДАТЬ БЕЗВОДНЫЙ РАСЦВЕТ БЕСШУМНЫЙ

Слайд 7

Живут на свете, людям помогая, Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-, Но звук глухой согласный их встречает, И мы их пишем только с буквой С. Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Ты запомни, что приставки Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через- Пред согласными глухими Быстро сменят З на С. (+ вз- )

Слайд 8

Упражнение 1 С пишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму Бе..брежный простор; бе..звёздная ночь; ранний ра..свет; в..порхнула птица; ра..чистить полянку; ра..правила крылья; в..летела на сосну; ра..цвели ландыши; бе..шумно подойти; в..пыхивают маки.

Слайд 9

Проверь себя! Бе з брежный простор; бе з звёздная ночь; ранний ра с свет; в с порхнула птица; ра с чистить полянку; ра с правила крылья; в з летела на сосну; ра с цвели ландыши; бе с шумно подойти; в с пыхивают маки.

Слайд 10

Водопад

Слайд 11

Упражнение 2 Прочитайте текст. Определите тему текста. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте изучаемую орфограмму Водопад Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко ра..носится грохот ни..вергающейся с обрыва воды. Всё кругом в..драгивает от шума. Бе..прерывно падает вода и ра..сыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в бе..молвном во..хищении на это чрезвычайно красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в безоблачные дни, когда бе..численные капельки как бы ра..творяются в воздухе.

Слайд 12

Проверь себя! Водопад Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко ра з носится грохот ни з вергающейся с обрыва воды. Всё кругом в з драгивает от шума. Бе с прерывно падает вода и ра с сыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в бе з молвном во с хищении на это чрезвычайно красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в безоблачные дни, когда бе с численные капельки как бы ра с творяются в воздухе .

Слайд 13

написание приставок ПРИ- приближение: при ехать присоединение: при шить неполнота действия: при сесть близость = около: при морский ПРЕ- = пере-: пре града = очень: пре интересный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Практическое овладение образованием слов при помощи приставок.

Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо...

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

конспект урока по русскому языку "Правописание приставок пре и при"

Конспект урока предназначен для учащихся 6 класса и позволяет наиболее полно усвоить материал. Изучение нового материал происходит с помощью схем и таблиц, этот прием делает изучаемый материал более п...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....

конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание приставок пре-при"

урок опубликован в  электронном  журнале"Учительский  журнале он-лайн" Цель урока: отработка навыков  правописания приставок пре-приЗадачи:Обучающие – закрепить знан...

Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-"

Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при-" в 6 классе....