Творческая мастерская "Зимний лес"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Запанкова Юлия Игоревна

Почему отдано предпочтение именно этой технологии? Во-первых, в центр ставится личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Во-вторых, ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств. В-третьих, педагог осознаёт ценность развития личности ребёнка.

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. При этом учитываются возрастные и психологические особенности каждого ученика. Главная идея – переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но возможности детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения. Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет русский язык. Класс 6. 

Тема урока: Зимний лес.

Тип урокаурок закрепления и обобщения

Форма урокатворческая мастерская

Продолжительность: 1 урок – 45 минут

Автор: Запанкова Ю.И.

Методический комментарий к уроку. Данный урок является заключительным в системе уроков по теме «Типы речи. Описание».

Структурные элементы урока:

  1. Фаза индукции.
  2. Работа с материалом.
  3. Социализация.
  4. Рефлексия.

Формирование УУД

Личностные: формирование мотивации

Познавательные: анализ, синтез.

Коммуникативные: умение слушать, проявлять эмпатию к партнерам по сотрудничеству.

Методы обучения, используемые на уроке:

  • словесные, наглядные;
  • методы психологии – развитие мыслительных операций: систематизация, сравнение и обобщение;
  • методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах

Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, обобщение, чтение, письмо.

Оборудование: стандартный комплект оборудования, презентация, репродукция картины И.И.Шишкина «Зима»

Актуальность выбранной технологии и форм для достижения цели урока.

Почему отдано предпочтение именно этой технологии? Во-первых, в центр ставится личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Во-вторых, ребёнок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств. В-третьих, педагог осознаёт ценность развития личности ребёнка.

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. При этом учитываются возрастные и психологические особенности каждого ученика. Главная идея – переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка учителя – не на передачу знаний о предмете, а на общение с учениками, на взаимопонимание, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребёнка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но возможности детей ещё слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения. Ребёнку нужны педагогическая помощь и поддержка.

Соблюдение санитарно – гигиенических норм.

На уроке с целью профилактики переутомления проводится гимнастика для глаз.

Цели урока:

  1. активизировать лексику по теме, обогатить речь учащихся оценочными прилагательными;
  2. систематизировать приобретенные учащимися знания об описании;
  3. развивать воображение, творческое мышление;
  4. воспитывать любовь к родной природе.

Ход урока.

I. ФАЗА ИНДУКЦИИ.

– Презентация с музыкальным сопровождением.

- Прочитайте слова И.Бунина:

Утро тихо, радостно и молодо

Белым снегом все запушено.

- Почему эти строки я выбрала?

- О чём сегодня на уроке пойдёт речь?

- Нам сегодня предстоит разобраться, как видели эту чудесную пору художники, мастера слова, музыканты.

II. РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ и СОЦИАЛИЗАЦИЯ.

1) Зима - самое волшебное и загадочное время года! Поскрипывает снег, мороз щеки пощипывает. Мороз! Но уже встает солнце, начинается день, и лес оживает…

2) Работа с репродукцией картины И.И.Шишкина «Зима»

- Давайте остановимся и оглядимся вокруг: что мы здесь увидели?

- Что с первого взгляда поражает в картине?

- Как докажем, что художник изобразил начало дня?

- Какие строки приходят на память? (Мороз и солнце! День чудесный!)

- Когда на улице мороз и светит солнце, каким бывает день?

- Что можно сказать о воздухе в морозном хвойном лесу?

- Мы стоим на заснеженной поляне. Тишина… Но можно ли что-то услышать?

- Как художнику удалось передать ощущение покоя и тишины?

3) Работа в парах: обогащение словаря.

- Опишите сосны, охарактеризуйте, какие они? (Великаны, столетние, стройные, величавые, величественные, могучие, вековые).

- Что можно сказать о снеге, какие сравнения, эпитеты вы могли бы употребить? (Снежный пуховый наряд, белое нежное покрывало, нарядные шубки у молодых сосен).

- На ветках как лежит снег? (Снежные лапы, снежные гирлянды, как лебяжий пух, свисает, как бахрома)

- Замерзли? Давайте пройдем вглубь леса. Что там мы увидели?

- Дальше мы не пройдем, много снега. Что делает снег, лежащий на земле, особенно красивым?

- Как меняется снег под лучами солнца? (Переливается, искрится, лучится, серебрится).

- Приглядитесь внимательно, увидели интересное сочетание красок? Какого цвета становится снег под лучами солнца? (Розоватым, в глубине и в тени – синий).

4) - Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. И.И.Шишкин использует прием контраста, это делает сочетание красок выразительным, ярким, притягательным.

- А какое у нас настроение на уроке? Выразите его с помощью красок. (Учитель проходит по классу и наблюдает, какую краску выбирают дети для выражения своего настроения).

5) – Рассмотрите репродукцию картины и красками изобразите своё настроение (индивидуальная работа). Работы вывешиваются.

6) – При описании пейзажа часто употребляются глаголы со значением цвета: белеть, краснеть, голубеть, желтеть и др. Обратимся к таблице.

Вдали темнеют стволы деревьев.

Виднеется, выделяется по признаку цвета

Снег розовеет. Белеет нежное снежное покрывало.

Становится какого-нибудь цвета.

- Определите значение выделенных слов.

7) - Прослушайте пьесу П.И.Чайковского «Январь. У камелька» из цикла «Времена года».

- Какое настроение передает композитор? Что вы «увидели», представили, слушая это музыкальное произведение? Изобразите этот образ с помощью красок или дайте словесное описание, используя выразительные средства языка (на выбор учащихся).

8) – Вернёмся к репродукции. Составьте небольшой текст, используя глаголы и прилагательные со значением цвета.

(Ученики работают с репродукцией картины И.И.Шишкина, читают друг другу тексты, обсуждают, представители групп читают лучшие работы вслух)

III. РЕФЛЕКСИЯ. Обсуждение результатов занятия. Написание синквейна.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Сегодня на уроке мы услышали и увидели, как выражаются зима и зимний лес в различных видах искусства: живописи, поэзии, музыке. Но у каждого человека своё восприятие. Используя знания, полученные на уроке, выберите одно из предложенных заданий и выполните его к следующему уроку:

1) напишите сочинение-миниатюру «Как я нарисую зиму»,

2) напишите сочинение по картине И.И.Шишкина «Зима»

3) нарисуйте рисунок с изображением зимнего пейзажа?

4) сочините стихотворение о зиме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антонова, Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка. – Русский язык в школе, 2007, №7.
  2. Горбич, О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку. М.: Педагогический университет «1 сентября», 2009.
  3. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии. М.: Дрофа, 2006.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Творческие профессии, творческие люди

Эту презентацию можно использовать  на уроках ИЗО,  искусства по теме Современное искусство", а также по профориентации....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...