Конспект урока "Роль имени существительного в речи, или сколько красок у зимы?»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Банникова Елена Александровна

Обобщение и систематизация знаний учащихся о роли имен существительных в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Роль имени существительного в речи. «Сколько красок у зимы?»

Класс: 5 класс

Базовый учебник: «Русский язык»  5 класс». Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о роли имен существительных в речи.

Организация деятельности обучающихся направлена на достижение ими следующих результатов:

предметные УУД:

  • повторить изученный ранее материал об имени существительном, углубить знания учащихся, познакомить со значением и морфологическими признаками имени существительного как части речи;
  • формировать умение составлять рассказ об имени существительном в форме научного описания, умение доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения, умение находить имена существительные в тексте и определять их морфологические признаки и синтаксическую роль;
  • формировать навыки правильного произношения; развивать орфографическую зоркость, речь учащихся;
  • способствовать воспитанию интереса к традициям своего народа, русской литературе и живописи.

личностные УУД:

  • понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию;

познавательные УУД:  

  • формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
  • формировать умение анализировать текст с целью выявления общих законов;

коммуникативные УУД:

  • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Задачи:

  •  обучающие – объяснить общее грамматическое значение  имен существительных;
  • развивающие – развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи;
  • воспитательные – воспитывать любовь к природе и окружающему миру, прививать интерес к русскому языку и литературе.

Тип урока: комбинированный, с использованием приемов критического мышления (кластер, инсерт)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер и проекционное оборудование.

Методы и приёмы, используемые на уроке: объяснительно – иллюстративный, исследовательский метод, метод наблюдения; работа в парах, работа по составлению кластера, работа с учебником, упражнения на развитие избирательной памяти.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение и углубление изученного материала.

1. Беседа.

- С каким разделом науки о языке вы познакомились на предыдущем уроке?

- Что изучает морфология?

- Вспомните, пожалуйста, какие группы частей речи вы знаете? (самостоятельные, служебные, междометия)

- О какой части речи мы говорили на прошлом уроке?

-Что вам известно об этой части речи?

2.Восстановление учащимися  кластера на доске (на предыдущем уроке он был составлен в тетради для конспектов)

Имя существительное

Грамматическое значение        Морфологические признаки                 Синтаксическая роль

предмет                                 род, число, падеж, склонение        подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство

3. Речевая зарядка.

- Прочитайте эпиграф урока:

«Категория существительного имеет огромное значение  для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая наука. Нельзя было бы, например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует»

А.М.Пешковский

- Объясните, как вы понимаете это высказывание.

Ответы учащихся

- О справедливости этого утверждения говорят цифры. По данным «Частотного словаря русского языка», из 9 000 наиболее частотных слов существительных  - 4000, что составляет 44%, следовательно, почти каждое второе слово в нашей речи  - имя существительное.

4. Формулировка темы и цели урока.

5. Работа в тетради. Запись даты и темы урока.

III. Усвоение новых знаний. Проблемное объяснение нового материала.

1.Работа по рядам с поэтическим текстом.

Задание: прочитать выразительно, найти слова, обозначающие цветообразы.

Морозное дыхание метели

Еще свежо, но улеглась метель.

Белеет снега мшистая постель,

В сугробах стынут траурные ели.

Ночное небо низко и черно,—

Лишь в глубине, где Млечный Путь белеет,

Сквозит его таинственное дно

И холодом созвездий пламенеет.

Обрывки туч порой темнеют в нем...

Но стынет ночь. И низко над землею

Усталый вихрь шипящею змеею

Скользит и жжет своим сухим огнем.

Иван Алексеевич Бунин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Сергей Александрович Есенин 

Снежок

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! —
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Николай Алексеевич Некрасов

- Прочитайте выразительно стихотворения. Какие цветообразы вам встретились? Принято считать, что самая главная краска зимы – белая. Я с этим не согласна.  А вы? Чтобы доказать обратное, предлагаю рассмотреть картину Б.М. Кустодиева «Масленица» (1919 год).

2. Анализ художественного полотна.

-Какому православному празднику посвящена картина? (Прощеное воскресенье)

- Какую народную традиции показал мастер?  (Масленица- это проводы зимы и встреча с весной. В эти дни на улицах городов и сёл народ устраивал игрища. Это были катания на санях, скачки на лошадях, кулачные бои. Все хозяйки в эти дни пекли блины. Круглые горячие блины считаются символом солнца).

-Где  разворачивается действие картины?

-Какое время суток? Как вы это поняли?

-Какую общую атмосферу передал мастер? Обоснуйте свой ответ.

-Какую цветовую палитру использует Б.М. Кустодиев?

3.Работа с текстом. Выразительное чтение фрагмента учителем.

- Я предлагаю послушать фрагмент из книги Ивана Шмелева «Лето Господне». Вот как описал мастер слова масленицу.

Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. 

… чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте… Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике, от которого пахло медом, с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, — поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью…

И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость…     (по И. Шмелеву)

4.Устно передайте содержание картины, используя приведенную схему описания. (По цепочке, по предложению).

На картине…. изображено…

На переднем плане…..

Взгляните на ….

Мы видим, что….

Обратим внимание….

Главные события развертываются на втором плане….

Здесь…. изобразил…

Всмотритесь в …..

На третьем плане …..

Мы видим, что….

Внимательно присмотревшись к ……, можно увидеть….

Возможно, что….

Нетрудно догадаться, что……

Главная мысль, которую хочет донести до нас художник, заключается в том, что….

5. Работа в группах. Словарная работа (слова на карточках).

- Запишите в тетрадь только те существительные, которые обозначают указанные названия. Подчеркните вставленные буквы.

  • Состояние человека или отвлеченные понятия (азарт, удивление, бодрость, веселье, восхищение, любовь, счастье, удовольствие, радость)
  • Признаки (синева, бирюза, розовость, белизна, пурпур, румянец, голубизна, лазурь, золото, серебро)
  • Совокупность лиц (детвора, молодежь, народ)

- Прочитайте слова, объясните их значения и назовите встретившиеся орфограммы.

Микровывод:   что обозначает имя существительное?

 - Сопоставим наши предположения с научной статьей об имени существительном.

6.Изучение материала о роли существительных в речи, используя технологию «инсерт».

-Изучая материал, делайте пометки на полях карандашом v иформация, которую знали, + новая информация, ? хочу обсудить эту информацию.

Мы воспринимаем и познаем окружающий нас мир , получая представление о различных предметах, явлениях, людях. В этом нам помогают имена существительные. Вот почему они занимают важнейшее место в ряду самостоятельных частей речи. Без существительных мы не могли бы выражать свои мысли, потому что человеку становится понятным и доступным прежде всего то, что получило имя, название.

С помощью существительных мы можем называть не только различные предметы, но и чувства, состояния человека (удивление, сонливость, беспокойство), действия (побег, рисование), признаки (синева, изящество), отвлеченные понятия (радость, волшебство), вещества (нефть, замазка), совокупность предметов и лиц (листва, родня).

И все эти разные значения, которые выражают имена существительные, в грамматике называются словом предмет. Итак, общее грамматическое значение имени существительного  - предмет (в широком смысле слова).

( Из учебника «Русский язык», 5 класс. С.И. Львовой, В.В. Львова)

- Что выяснили? Какую новую важную информацию получили?

IV. Осмысление изученного и рефлексия.

Творческая работа – рассуждение.

Принято считать, что самая главная краска зимы – белая. Я с этим не согласна (не согласен).  

У зимы много разных красок. Снег переливается голубыми, серебристыми, синими оттенками.

Зимнее небо (в пасмурные дни – серое, а в ясные – синее, розовое, даже алое).

Цвет опушенных инеем деревьев (серебристый, мерцающий).

Чувства людей.

У зимы множество красок.

V. Итог урока.

1. Слово учителя.

- Что вспомнили сегодня на уроке, что узнали нового?

2. Выставление оценок.

3. Домашнее задание. Сделать рисунки «Мои ассоциации с именем существительным».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме "Роль имен существительных в речи"

Урок по теме "Роль имён существительных в речи" проводится после изучения теоретических сведений об этой части речи. Фронтальная работа на уроке и работа в малых группах по реализации мини проекта в р...

Урок русского языка в 6-м классе "Употребление имен существительных в речи"

Урок дает представление о роли существительных в достижении точности, информативности и выразительности речи;  знакомит с новыми понятиями – сравнением,  поэтическим...

Употребление имен существительных в речи

Цель: создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):·        Личностные УУД: мотивация освоения темы урока, оценивание усваиваемого...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

Употребление имен существительных в речи

Употребление имен существительных в речи...