Урок русского языка в 5 классе по теме "Роль имен существительных в речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок по теме "Роль имён существительных в речи" проводится после изучения теоретических сведений об этой части речи. Фронтальная работа на уроке и работа в малых группах по реализации мини проекта в рамках одного учебного часа позволяют проверить ЗУНы учащихся по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК - ПРАКТИКУМ

«РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО СТИЛИ»

Цель: а) повторить основной признак литературного языка - наличие системы общепризнанных норм;

б)        обобщить сведения о стилях литературного языка;

в) познакомить детей с такими деловыми документами, как заявление,
расписка;

г)         продолжить работу над навыками стилистического разбора текста.

Оборудование: учебники, тетради, словари, тексты басен И. А. Крылова, портрет И.А. Крылова, таблица на доске, разностилевые тексты.

ХОД УРОКА

Что вам известно о литературном языке?

  1. Основу русского национального языка составляет литературный язык. Просторечия,   диалекты, жаргоны, профессионализмы находятся за пределами литературного языка.
  2. Русский литературный язык - язык нормированный. Произношение слов, их выбор и употребление грамматических форм, построение предложений в литературном языке подчиняются определенным правилам, или нормам.
  3. Но при всей своей устойчивости норма литературного языка не является постоянной; она способна меняться, совершенствоваться, развиваться, иметь варианты.

Главный признак литературного языка - НОРМИРОВАННОСТЬ.

Практическая работа № 1.

Пользуясь нормами литературного языка, записать данное предложение: Литературный язык - высшая форма общенационального языка, определяемая системой норм. Выполнить синтаксический разбор.

Общественная деятельность людей, в процессе которой постоянно используются ресурсы языка, определила три его основные функции: общение, сообщение и воздействие.

Функция общения принадлежит разговорному стилю, для которого характерны следующие особенности:

  1. широкое употребление обиходной лексики;
  2. использование стилистически-окрашенной лексики;
  3. употребление фразеологических единиц;
  4. употребление междометий, частиц, вводных слов;
  5. использование простых предложений;
  6. диалогическая речь;
  7. неязыковые факторы: мимика, жесты, поза.

Докажите, что басня И.А. Крылова «Демьянова уха» (диалог соседей) принадлежит разговорному стилю.

Среди книжных стилей выделяется деловой, который характеризуется

  1. употреблением слов в прямом значении;
  2. использованием специфической лексики;
  3. использованием штампов;
  4. употреблением глагольных словосочетаний вместо глаголов;
  5. употреблением предлогов;
  6. употреблением сложных союзов;
  7. употреблением сложных предложений с перечислением;
  8. широким применением причастных и деепричастных оборотов.

Проверка домашнего задания. (Следовало написать заявление.)

Сходный с деловым, выполняющим функцию сообщения - научный стиль.

Читаем с доски текст из энциклопедического словаря.

Для доказательства слушаем, чем характеризуется научный

стиль:

  1. употребление слов в прямом значении;
  2. широкое использование терминов;
  3. использование сложных предложений;
  4. употребление сложных конструкций с перечислением;
  5. вводные слова и предложения;
  6. слабое использование языковых средств, выражающих эмоции автора.

Практическая работа № 2.

Выписать из текста

а)        термины, но не более пяти;

б)        предложения с перечислениями;

в)        предложения с вводными словами.

Книжный стиль, выполняющий функцию воздействия, публицистический. Ему свойственно:

  1. общественно-политическая лексика;
  2. слова яркой эмоциональной окраски самого широкого диапазона;
  3. особый синтаксис с присущими ему разнообразными синтаксическими единицами: однородными членами, вводными словами, причастными и деепричастными оборотами;
  4. образные средства языка.

В данном тексте отыщите элементы публицистического стиля. Выписать контекстуальные синонимы, дающие возможность получить большую информацию.

Итог урока. Прочесть название темы.

Чем мы занимались на уроке?

Что дает нам знание теории стилей?

Где это более всего нужно в школе?

Вывод. Задача изучения курса русского языка - свободное владение языком. А знание таких проблем как проблема стиля способствует умению правильно говорить и писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка по теме: "Множественное число имен существительных" (5 класс)

Представлен подробный конспект урока русского языка по теме "Множественное число имен существительных", в котором прописаны УУД, методы, приемы и средства обучения, формы организации деятельности учащ...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"

Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР....