Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правильное употребление имени существительного в речи. Грамматические нормы".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Курушина Маргарита Викторовна

В конспекте отражены целевые установки, представлены этапы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Правильное употребление имён существительных. Грамматические нормы.

Цель:

  1. Актуализировать знания учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи;
  2. Закрепить навыки использования несклоняемых существительных в речи в составе словосочетаний прил.+сущ.; актуализировать орфоэпические навыки при  употреблении имён существительных; совершенствовать умение работать с лингвистическими словарями.
  3. Воспитывать бережное отношение к слову, пробудить интерес к самостоятельным лингвистическим исследованиям.

Этап урока

Содержание этапов урока

Синхронизация

Оргминутка

1минута

Целеполагание

Сегодня на уроке нам предстоит

  1. познакомиться с новыми тайнами этимологии слова,
  2. вспомнить некоторые орфоэпические нормы русского языка,
  3. усвоить  особенности словоизменения имён существительных,
  4. и, конечно, расширить свои познания в области культуры русской речи.

1минута

Опрос д/з

Итак, начнём урок с опроса домашнего задания. Вам предлагалось  разноуровневое задание  по материалам упражнения 324.

  1. Кто работал только с толковым словарём при выполнении домашнего задания?
  2. А кто провёл дополнительный орфоэпический и этимологический анализ слов?
  3. Ребята, подготовившие компьютерную презентацию по этимологическому анализу слов, приготовьтесь к её защите.

Давайте посмотрим, что у вас получилось (опрос д/з). Защита компьютерных презентаций по этимологии слов.

Слова, которые должны быть написаны у ребят: декан, кашне, айсберг, контейнер.

Вопросы после проверки д/з :

Какова синтаксическая особенность всех предложений, которые вы записали? (Они пишутся через тире, так как подлежащее и сказуемое  выражены существительными).

Какую  орфоэпическую  особенность вы заметили в этих словах?

5 минуты

Орфоэпическая минутка.

Ну, а теперь давайте вспомним ещё слова,  при произношении  которых  могут возникнуть подобные трудности:

На интерактивной доске  в режиме презентации по одному появляются слова:

1 слайд: тостер, дельфин, депо, миксер, сканер, принтер, пантера, прачечная, яичница, горчичник, прочность;

2 слайд – материалы упражнения 318 (Все слова, предложенные детям в этом задании, рассматривались на предыдущем уроке. В материал этого урока включены как вторичное закрепление).

Им.п.ед.ч.

Род.п.ед.ч.

Вин.п.ед.ч.

Вода

Воды

Воду

Голова

Головы

Голову

Гора

Горы

Гору

Душа

Души

Душу

Земля

земли

Землю

зима

зимы

зиму

Нога

Ноги

Ногу

пора

Поры

Пору

Река

Реки

Реку

Рука

Руки

Руку

стена

Стены

Стену

Что получится, если изменить место ударения в словах второго столбика? Как называются такие слова? (Омографы).

4минуты

Знакомство с новой темой.

Тема нашего сегодняшнего урока -  Грамматические нормы имени существительного. Давайте уточним, что означает в лингвистическом плане слово «нормы». Если кто-то из вас забыл, вы можете подсмотреть это в толковом словарике. Как вы понимаете словосочетание грамматические нормы? (Образец словоизменения существительных, общие правила для изменеия сущ. по падежам и числам).

Да, однако есть существительные, которые не изменяются. У них даже окончания нет. Прослушайте стихотворение-шутку и определите, какие это  слова:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали  метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать -

Будут польта выдавать.

 

Какие это слова? (дети отвечают). Как называются такие слова? (Несклоняемые имена существительные).  Как с помощью текста мы с можем определить их род? Давайте попросим подсказки у нашего учебника. Посмотрим, какое задание нам предлагает упражнение 325.   Не забудьте при выполнении упражнения обратиться к материалам третьей части учебника.

После выполнения письменной части упражнения – орфоэпическая работа.

Слова бюро, депо, жюри, такси, интервью, кафе, метро, пальто, пианино, радио, такси, кофе, тире, шоссе проецируются на интерактивную доску и проговариваются сначала учителем, затем – всем классом, затем отдельными учениками.

Перейдём к выполнению третьего пункта упражнения. Какое из слов является лингвистическим термином? (тире). Расскажите об употреблении тире

  1. Между подлежащим и сказуемым
  2. В предложениях с обобщающими словами при однородных членах
  3. В предложениях с прямой речью.

А теперь проверьте правильность своих ответов(Правило показывается на экране интерактивной доски.)

Мы познакомились с правилом согласования неизменяемых существительных  с прилагательными, вспомнили пунктуационное правило.

10 минут

Синтаксическая минутка

А теперь упражнение 326 поможет нам закрепить это пунктуационное правило. Давайте прочтём задание, предложенное в упражнении.

1тряд выполняет 1,2 предложения, второй ряд – 3,4, третий ряд -  5, 6 предложения. Зачитываем получившееся.

5минут

Словарная работа

Ну, а теперь обратимся к словам, употребление которых сегодня будет нами рассмотрено на уроках. Это слова апельсин и помидор. Как вы думаете, что общего в этимологии этих слов?

Давайте послушаем ребят, которые сегодня подготовили для нас специальную информацию.  (Рассказывают дети, которые предварительно заготовили компьютерную презентацию по этимологии, толкованию слов )

  1. Апельсин – заимствовано из голландского, где appelsien буквально означает «китайское яблоко» и представляет собой заимствование из французского языка, где этот плод называется pomme de Chine ( pomme – «яблоко»,  Chine – «Китай»). Однокореннее слово: апельсиновый. Я очень люблю апельсиновый сок.
  2. Помидор  - восходит через французский к итальянскому словосочетанию pomo d/oro  - буквально означает «золотое яблоко». Первая часть названия этого слова родственна слову «помада».

Однокоренное слово: томатный. Томатный сок полезен для здоровья.

Назовите синоним слова томат (помидор). Все эти слова и  некоторые другие объединены ещё одним общим свойством. Оказывается, форма их родительного  падежа множественного числа частенько вызывает затруднение. Для того, чтобы быть уверенными в их употреблении, обратимся к материалам упражнения 328.

4

минуты

Работа с учебником по актуализации знаний.

Читаем задание. Записываем слова в две колонки, как предложено в упражнении. Проверяем себя по словарю «Говорите правильно».

После самостоятельной работы детей – самопроверка учащихся. На экране интерактивной доски демонстрируются слова, распределённые в две колонки:

Апельсинов

Сапог

Мандаринов

Макарон

Помидоров

Яблок

Очков

Плеч

Граммов

Килограмм

Килограммов

Партизан

Гектаров

Чулок

Облаков

Татар

Носков

Солдат

Бананов

Вафель

Бананов

Блюдец

Рельсов

Полотенец

Туфель

Тапок

Сапог

Басен

 Давайте прочитаем эти слова с числительными, выполнив второй пункт упражнения 328.

10мин.

Задание на дом:

Дома вы выполните упражнение 330.

Задание под цифрой 3 выполнят Юля Д.,Руслан Ц.; задание под цифрами 1,2  - все остальные.

Желающие подготовить словарную работу на следующем уроке, подойдите ко мне на консультацию после урока.

2 минуты

Подведение итогов, оценивание

Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. Что нового узнали? Какой материал вспомнили?

Оценивание.

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "н и нн в суффиксах имен прилагательных"

Универсальная разработка  урока русского языка в 6 классе. Урок - исследование с применением приемов ТРКМ, ИКТ....

Разработка материала к уроку русского языка на тему "Правописание НЕ с именами существительными"

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание НЕ  с именами существительными. К уроку прилагается авторская презентация....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...