Материалы по итоговому собеседованию.
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Данный материал использую при подготовке девятиклассников к итоговму собеседованию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОГЭ -2020. Русский язык. Устное собеседование. Критерии оценивания.

Задание 1. Чтение текста вслух.

 

Критерии оценивания чтения вслух.

Баллы

Интонация.

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

1

 

 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

0

Темп чтения.

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

1

 

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

0

 

Максимальное количество баллов 

2

 Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

 

Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания.

Баллы.

П1

Сохранение при пересказе микротем текста.

 

 

Все основные микротемы исходного текста сохранены

2

 

 Упущена или добавлена одна или более микротем.

1

 

Упущены или добавлены более двух микротем

0

П2

Соблюдение фактологической точности при пересказе .

 

 

Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.

1

 

Допущены фактические ошибки (одна и более)

0

П3

Работа с высказыванием.

 

 

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.

1

 

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа.

0

П4

Способы цитирования.

 

Ошибок нет.

1

 

Допущены ошибки при цитировании (одна и более).

0

Максимальное количество баллов

5

 

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)*

 

Г

Соблюдение грамматических норм.

 

 

Грамматических ошибок нет.

1

 

Допущены грамматические ошибки (одна и более).

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

 

 

Орфоэпических ошибок нет,

или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением).

1

 

Допущены орфоэпические ошибки (две и более)

0

Р

Соблюдение речевых норм.

 

 

Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок.

1

 

Допущены речевые ошибки (четыре и более).

0

ИСК.

Искажения слов.

 

 

Искажений слов нет.

1

 

Допущены искажения слов (одно и более).

0

Максимальное количество баллов

4

 

Задание 3. Монологическое высказывание.

 

Критерии оценивания монологического  высказывания (М).

Баллы

 

Выполнение коммуникативной задачи.

 

М1

Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют.

1

 

Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но допустил фактические ошибки,

и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания.

0

М2

Учёт условий речевой ситуации.

 

 

Учтены условия речевой ситуации.

1

 

Условия речевой ситуации не учтены.

0

М3

Речевое оформление монологического высказывания (МР) .

 

 

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

1

 

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более).

0

Максимальное количество баллов

3

 Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.

 

Критерии оценивания диалога (Д).

 

Д1

Участник справился с коммуникативной задачей.   Даны ответы на все вопросы в диалоге.

1

 

Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы.

0

Д2

Учёт условий речевой ситуации.

 

Учтены условия речевой ситуации.

1

 

Условия речевой ситуации не учтены.

0

Максимальное количество баллов

2

 

 

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)*

 

Г

Соблюдение грамматических норм.

 

 

Грамматических ошибок нет.

1

 

Допущены грамматические ошибки (одна и более).

0

О

Соблюдение орфоэпических норм

 

 

Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок.

1

 

Допущены орфоэпические ошибки (три и более)

0

Р

Соблюдение речевых норм.

 

 

Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок

1

 

Допущены речевые ошибки (четыре или более)

0

РО

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.

По этому критерию участник итогового собеседования получает 1 балл только в случае, если  1 балл получен по критерию «Соблюдение речевых норм»

1

 

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря,

и/или используются однотипные синтаксические конструкции

0

Максимальное количество баллов

4

 

 

Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.

* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не более двух баллов.

Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20. Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов. 

 

Blank is 2020


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 3.1 Описание фотографии Беспалова Т.В., г. Мыски Кемеровской обл.

Слайд 2

Формулировка задания 3.1 (П ример из демонстрационного варианта) Тема 1. Праздник Опишите фотографию. Не забудьте описать место и время проведения праздника; событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник; присутствующих на празднике; общую атмосферу праздника и настроение участников. Время на подготовку - 1 минута Время на высказывание - не более 3 минут

Слайд 3

Что оценивают эксперты (При объёме монолога не менее 10 фраз по теме высказывания) Монологическое высказывание Выполнение коммуникативной задачи Учёт условий речевой ситуации Речевое оформление монологического высказывания Правильность речи Соблюдение грамматических норм Соблюдение орфоэпических норм Соблюдение речевых норм Речевое оформление

Слайд 4

№ Критерии оценивания монологического высказывания (М) Баллы М1 Выполнение коммуникативной задачи * Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют * Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания 1 0 М2 Учёт условий речевой ситуации * Учтены условия речевой ситуации * Условия речевой ситуации не учтены 1 0 М3 Речевое оформление монологического высказывания (МР) * Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена * Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более) 1 0 Максимальное количество баллов 3

Слайд 5

№ Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) Баллы Г Соблюдение грамматических норм * Грамматических ошибок нет * Допущены грамматические ошибки (одна и более) 1 0 О Соблюдение орфоэпических норм * Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок * Допущены орфоэпические ошибки (три и более) 1 0 Р Соблюдение речевых норм * Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок * Допущены речевые ошибки (четыре и более) 1 0 РО Речевое оформление * Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции * Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции 1 0 Максимальное количество баллов 4

Слайд 6

Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь. Монолог-описание предполагает характеристику предмета или явления путём перечисления их качеств, признаков, особенностей. Цель описания состоит в том, чтобы слушатель увидел, представил предмет описания. Основная задача – указать признаки описываемого предмета, лица, места, явления. Немного теории

Слайд 7

Жанровая фотография – это остановленное мгновение жизни, какая-то сценка, история, но не постановочная, а естественная.

Слайд 8

Предлагаемые темы мероприятие школьный праздник экскурсия посещение музея посещение урока посещение зрелищного мероприятия (концерта, спектакля, оперы, балета) спортивные соревнования школьная научная практика (проект) поход летний отдых увлечение современный город школьный кабинет домашние дела и др.

Слайд 9

Что предлагается описать время действия; место действия; занятие ребят; их внешний вид (лицо, одежда); присутствующих; пейзаж; интерьер; общую атмосферу события; настроение участников и др.

Слайд 10

Композиция фотографии — это построение и последовательность изобразительных приёмов, реализующих художественную идею. На переднем плане (в центре) На заднем плане Справа Слева Внизу

Слайд 11

Речевые стандарты На фотографии изображен (-о, -а, - ы ) … В объектив фотографа попали … В центре фотографии мы видим … На заднем плане находится … Вдалеке мы можем разглядеть … Можно предположить, что … Кажется, что … Смотришь на фотографию и представляешь… Фотография передаёт ощущение … Фотографу удалось показать …

Слайд 12

Подберите синонимы к словам Фотография – фотокарточка, фото, снимок, кадр Фотографировать – снимать, делать снимок Увидеть – рассмотреть, заметить, увидать , различить, уловить , разглядеть Изобразить – показать, представить, описать, выразить, воспроизвести, воссоздать, отобразить , передать, запечатлеть, зафиксировать Ученики – учащиеся, школьники, ребята , дети , подростки , старшеклассники Фотограф – а втор снимка (кадра)

Слайд 13

Предупреждаем ошибки Фотограф сфотографировал ребят во время отдыха. Ребята … На ребятах … (надеты, одеты) Мы видим ребят, стоящих на сцене и которые поют песню. Школьники фотографируют и любуются памятниками архитектуры. Глядя на фотографию, у меня возникло желание тоже отправиться в поход. Благодаря этого снимка мы узнали, кто победил в соревновании. Все, кто интересуются историей страны, должны посещать музеи. Фотограф показал то, как ученицы готовят школьный проект. Для восприятия фотографии большое значение играют детали. По эмоциям зрителей видно, что они довольны игрой актёров в спектакле «Ревизоре».

Слайд 14

Алгоритм выполнения задания 3.1 Внимательно рассмотрите фотографию. Подберите опорные слова и словосочетания для описания фотографии. Дайте развёрнутые ответы на каждый пункт задания, чтобы получилось монологическое высказывание. Тема 1. Экскурсия Опишите фотографию Не забудьте описать время и место действия; занятие ребят; их внешний вид; общую атмосферу события и настроение участников. Презентация Беспаловой Т.В. г. Мыски Кемеровской обл.

Слайд 15

Примерный план монологического высказывания-описания 1. Вводные фразы по теме фотографии. 2. Описание фотографии с учётом задания: - время действия ( когда ? в какое время? ) - место действия ( где ? в каком месте? ) - внешний вид участников ( кто? как выглядят? ) - занятие участников ( что делают? чем заняты? как?) - настроение участников ( какое ? какие эмоции выражены? ) 3. Завершающие фразы ( общая атмосфера события; понравилась ли фотография и почему; настроение, которое вызывает снимок и др. ) Время на высказывание - не более 3 минут

Слайд 16

Обучающая работа 1. Определите тему фотографии экскурсия 2. Назовите время действия весна / осень 3. Опишите место действия площадь, храмы, соборы, памятники архитектуры, старинные здания 4. Чем заняты ребята? знакомятся, осматривают, слушают, фотографируют Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания для описания фотографии ( их можно записать в черновике ). Не забудьте описать время и место действия; занятие ребят; их внешний вид; общую атмосферу события и настроение участников.

Слайд 17

Обучающая работа 5. Опишите внешний вид ребят куртки, джинсы, шапочки, кепки 6. Определите общую атмосферу и настроение участников увлечены, заинтересованы 7. Понравилась ли Вам фотография? Чем? удачная Следуя плану, подбираем опорные слова и словосочетания для описания фотографии ( их можно записать в черновике ). Не забудьте описать время и место действия; занятие ребят; их внешний вид; общую атмосферу события и настроение участников.

Слайд 18

Обучающая работа Используя опорные слова, составляем монологическое высказывание Перед нами фотография, тема которой «Экскурсия». Автор снимка запечатлел школьников на площади, окружённой старинными зданиями. Даже в пасмурный день ярко золотятся купола храмов. Вероятно, на улице прохладно, поэтому ученики тепло одеты. На них куртки и джинсы, на головах шапочки и кепки. Фотограф показал зрителям заинтересованность ребят. Они увлечённо слушают рассказ экскурсовода. Некоторые из них фотографируют памятники архитектуры. Мне понравился этот снимок. Он кажется удачным, потому что передаёт интерес школьников к истории нашей страны. Вводная фраза Место действия Время действия Хмурое небо и одежда людей позволяют думать, что это осень или весна. Можно предположить, что во время каникул ребята решили познакомиться с достопримечательностями города. Внешний вид участников Занятие и настроение участников Завершающие фразы (12 фраз)

Слайд 19

Практическая работа Тема 1. Поход Опишите фотографию. Не забудьте описать время и место действия ; занятие ребят ; их внешний вид ; общую атмосферу события настроение участников. Прочитайте задание. Внимательно рассмотрите фотографию. Подберите опорные слова и словосочетания для её описания. Время на подготовку – 1 минута

Слайд 20

4. Продолжите предложения, которые можно использовать для описания фотографии. Перед нами фотография … (на какую тему?). Пейзаж и одежда людей позволяют думать, что это … ( какое время года? укажите детали). Можно предположить, что … (что предшествовало запечатлённому моменту?). Автор снимка запечатлел ребят … (в какой момент?). В центре фотографии мы видим, как … (что делают руководитель группы и один из туристов?). Подростки на берегу … (что делают ?). Туристы … (как?) одеты. На них … (что надето?). С собой у них … (что?). Чувствуется, что настроение у ребят … (какое?). Они готовы … (какова их цель?). Мне понравился этот снимок. Он кажется удачным … (почему?). (13 фраз)

Слайд 21

Самостоятельная работа 1 вариант Школьный проект Опишите фотографию. Не забудьте описать время и место действия ; занятие ребят ; их внешний вид ; общую атмосферу события настроение участников. Время на подготовку - 1 минута

Слайд 22

Самостоятельная работа 2 вариант Посещение спектакля Опишите фотографию. Не забудьте описать время и место действия ; что делают актёры; костюмы и декорации; общую атмосферу события настроение участников. Время на подготовку - 1 минута

Слайд 23

Удачи на итоговом собеседовании! Использованные материалы Демонстрационный вариант устного собеседования по русскому языку для выпускников основной школы http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory Материалы «Открытого банка оценочных средств» сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/newrubankhttp://www.fipi.ru/newrubank «ОГЭ-2018. Устное собеседование. Типовые варианты: 20 вариантов» под ред. И.П. Цыбулько . Егораева Г.Т. Устный ОГЭ. Говорение. Работа над функционально-смысловыми типами речи. Нарушевич А.Г. Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блицподготовка .



Предварительный просмотр:

Памятка. Как составить монолог (задание 3). 

Тема 1.Описание фотографии (текст-описание).

1.   Передо мной интересная фотография.

2.     Я думаю, что на ней запечатлен(а)…………..

3.     Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4.     Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)

5.     На переднем плане мы видим….

6.     Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).

7.     Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …

8.     На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)

9.     Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).

10.   Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Тема 2. Рассказ на заданную тему (текст-повествование).

 1.    Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….

 2.    Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).

 3.    Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).

 4.    К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).

5.     И вот наступил долгожданный день.

6.     Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..

7.     Кроме того, мы увидели ….

8.     Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….

9.     Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……

10.   Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

Тема 3.Рассуждение на заданную тему (текст-рассуждение).

1.     Мне предложили порассуждать на интересную тему.

2.     (Произнести заданную для монолога тему).

3.     Попробую изложить свою точку зрения.

4.     Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).

5.     Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).

6.     (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…

7.     Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…

8.     Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).

9.     (Ответ на последний вопрос)

 10.  Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

В пунктах 5, 6, 7, 9 применять прием реконструирования вопросительного предложения в утвердительное. 

Памятка. Как составить монолог (задание 3). 

Тема 1.Описание фотографии (текст-описание).

1.   Передо мной интересная фотография.

2.     Я думаю, что на ней запечатлен(а)…………..

3.     Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4.     Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)

5.     На переднем плане мы видим….

6.     Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).

7.     Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …

8.     На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)

9.     Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).

10.   Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Тема 2. Рассказ на заданную тему (текст-повествование).

 1.    Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….

 2.    Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).

 3.    Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).

 4.    К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).

5.     И вот наступил долгожданный день.

6.     Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..

7.     Кроме того, мы увидели ….

8.     Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….

9.     Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……

10.   Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

Тема 3.Рассуждение на заданную тему (текст-рассуждение).

1.     Мне предложили порассуждать на интересную тему.

2.     (Произнести заданную для монолога тему).

3.     Попробую изложить свою точку зрения.

4.     Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).

5.     Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).

6.     (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…

7.     Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…

8.     Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).

9.     (Ответ на последний вопрос)

 10.  Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

В пунктах 5, 6, 7, 9 применять прием реконструирования вопросительного предложения в утвердительное.



Предварительный просмотр:

Вариант 1.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. Наши верные друзья.  Опишите фотографию.

http://umoslovo.ru/images/podgotovka-gia/malysch.jpg

Не забудьте описать:

-время и место действия; -главных героев фотографии;

-их позу и движения; -общее настроение произведения.

Тема 2. Поход  в лес, который запомнился мне больше всего.  (Повествование на основе жизненного опыта).

Не забудьте рассказать:

-о планировании похода и подготовке к нему;

-об участниках похода;

-описать конечный пункт похода;

-о новых впечатлениях, знаниях, эмоциях;

-почему Вам запомнилось это событие.

Тема 3. Милосердие.

Нужно ли быть милосердным человеком?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

-Что такое милосердие?

-Какие поступки можно назвать милосердными?

-Встречали ли Вы милосердных людей?

-Вы совершали милосердные поступки?

-Какие чувства Вас переполняли?

ВАРИАНТ 2

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Карточки участника собеседования.

Тема 1. Профессия  кулинара. Опишите фотографию.

http://umoslovo.ru/images/podgotovka-gia/pekar.jpg

Не забудьте описать:

-место действия; -героев фотографии;
-их позу и движения; -общее настроение  фотографии;
-Ваше отношение к профессии кулинара.

Тема 2. Экскурсия в музей, которая  запомнилась мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).

Не забудьте рассказать:

-когда и какой музей Вы посетили;
-с кем Вы ходили на экскурсию;
-что вы предполагали увидеть;
-исполнились ли ваши желания;
-что нового и интересного Вы узнали во время экскурсии;
-посоветовали бы Вы посетить музей своим друзьям, одноклассникам.

Тема 3. Подвиг.

Можно ли совершить подвиг в мирное время?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

-Что такое подвиг?
-Какие поступки можно назвать героическими?
-Какими качествами характера должны обладать герои?
-Может ли быть героическим безнравственный поступок?

Вариант 3

Задание 3. Монологическое высказывание.

Тема 1.Профессия учителя физической культуры. (На основе фотографии).

http://umoslovo.ru/images/podgotovka-gia/trener.jpg

Не забудьте описать:

-место действия;
-запечатленный момент;
-героев фотографии;
-их расположение;
-общее настроение  фотографии;
-Ваше отношение к профессии учителя физической культуры.

2.Посещение концерта, который  запомнился  мне больше всего. (Повествование на основе жизненного опыта).

Тема 3. Сила духа.

Какими качествами характера обладают сильные духом люди?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

-Что такое сила духа?

-Назовите черты характера волевых людей.

-Можно ли сформировать силу духа и что для этого необходимо сделать?

-Считаете Вы себя сильной личность?

-Совместимы ли  понятия сила духа и преступление?

Вариант 4.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Тема 1.Истории нетленные страницы! Опишите фотографию.

http://umoslovo.ru/images/podgotovka-gia/karaul.jpg

Не забудьте описать:

-где происходит действие; -какой момент запечатлен;
-внешность  героев фотографии; -действия героев фотографии;
-кому посвящен  мемориал;

-какие чувства Вы испытываете, анализируя фотографию. 

Тема 2.Участие в праздничных мероприятиях, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне.  (Повествование на основе жизненного опыта).

Не забудьте рассказать:

-какие мероприятия Вы посетили;

-кто был участником  торжественных событий;
-какие памятные места Вы посетили; -какие чувства Вы испытали.
-Согласны ли Вы  со словами: «Сохраним память – сбережем Отчизну!» 

Тема 3. Малая Родина.

Есть ли в мире прекраснее место? (Рассуждение по поставленному вопросу)

Не забудьте дать ответы на вопросы:

-где Вы родились;
-какие достопримечательности есть в Вашем городе (поселке, селе);
-нравится  ли Вам  природа родного края;
-какую роль играет малая Родина в судьбе человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Устный экзамен. Задание 1. Чтение вслух. Склоняем числительные НЦИО Национальный центр инноваций в образовании

Слайд 2

Склонение количественных числительных Простые количественные числительные от пяти до двадцати и тридцать склоняются как существительные третьего склонения.

Слайд 3

Склонение простых количественных числительных И.п. тридцать дочь Р.п. тридцат и дочер и Д.п. тридцат и дочер и В.п. тридцать дочь Т.п. тридцат ью дочер ью П.п. о тридцат и о дочер и

Слайд 4

Склонение простых количественных числительных У числительных 40, 90, 100 две формы. И., В сорок девяност о ст о Р., Д., Т., П сорок а девяност а ст а

Слайд 5

Повторяем склонение сложных количественных числительных При склонении сложных количественных числительных от 50 до 80, от 500 до 900 и от 200 до 300 изменяются обе их части.

Слайд 6

Узелок на память! Труднее всего склоняются числительные с сотнями: триста, шестьсот, восемьсот. Воспользуйтесь подсказкой Т.Л. Служевской из книги «Уроки русской словесности» (СПб., 1994, стр. 125). Она предлагает в случае затруднения подставить вместо второй части сложного числительного, оканчивающегося на -сот , слово нота (оно того же склонения). И.п. семьсот – семь нот. Т.п. сем ью ст ам и – сем ью нот ами .

Слайд 7

Склонение сложных количественных числительных Падежи От пятидесяти до восьмидесяти От двухсот до четырехсот От пятисот до девятисот И.п. семьдесят четыр е ст а восемьсот Р.п. сем и десят и четыр ёх сот восьм и сот Д.п. сем и десят и четыр ём ст ам восьм и ст ам В.п. семьдесят четыр е ст а восемьсот Т.п. семь ю десять ю четырь мя ст ами восемь ю ст ами П.п. о сем и десят и о четыр ёх ст ах о восьм и ст ах

Слайд 8

Склонение составных количественных числительных У составных количественных числительных изменяется каждое слово.

Слайд 9

Склоняем числительное шестьсот девяносто шесть И.п . шестьсот девяност о пять Р.п. шест и сот девяност а пят и Д.п. шест и ст ам девяност а пят и В.п. шестьсот девяносто пять Т.п. шесть ю ст ами девяност а пять ю П.п. о шест и ст ах девяност а пят и

Слайд 10

Склоняем порядковые числительные При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово. И.п. т ысяча восемьсот третий Р.п. т ысяча восемьсот треть его Д.п. тысяча восемьсот треть ему В.п. т ысяча восемьсот трети й Т.п. т ысяча восемьсот треть им П.п. о тысяча восемьсот треть ем

Слайд 11

Склоняем числительные полтора и полтораста К количественным числительным относятся слова полтора и полтораста. Числительное полтора обозначает количество, равное единице и половине единицы ( 1,5 ). Числительное полтораста обозначает количество предметов равное ста пятидесяти .

Слайд 12

И.п . В.п. полтора, полтораста Р.п. Д.п. полутора, полутораста Т.п. П.п.

Слайд 13

Склонение собирательных числительных Собирательные числительные изменяются по падежам, но рода не имеют (за исключением числительных оба и обе ) . В косвенных падежах собирательные числительные имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе. Например: с семер ыми котят ами

Слайд 14

Склоняем собирательные числительные оба, обе И.п. оба (щенка), обе (птицы) Р.п. об оих (щенков), об еих (птиц) Д.п. об оим (щенкам), об еим (птицам) В.п. об оих (щенков), об еих (птиц) Т.п. об оими (щенками), об еими (птицами) П.п. об об оих (щенках), об об еих (птицах)

Слайд 15

Склонение дробных числительных При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть (числитель) склоняется как количественное числительное обозначающее целое число, вторая (знаменатель) – как порядковое числительное. Например: от д в ух седьм ых , к дв ум седьм ым

Слайд 16

Склоняем числительное три пятых (яблока) И.п. три пятых яблока Р.п. тр ёх пят ых яблока Д.п. тр ём пят ым яблока В.п. три пятых яблока Т.п. тре мя пят ыми яблока П.п. о тр ёх пят ых яблока

Слайд 17

Тренировочные упражнения

Слайд 18

Запишите числительные прописью. Раскройте скобки, поставьте числительные и существительные в нужную форму. Обоснуйте выбор формы. Наш город с 8760 жителями расположен на берегу Волги. С (тысяча рублей) в кармане в этот элитный магазин заходить не стоит. Мой родной город расположен по (оба) стороны реки. Отряд противника насчитывал около 660 штыков и около (полтораста лошадей). Свет с этой звезды идёт около (10 тысяч лет). Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко), 5 (галета) и не более (полтора литра) воды. Если к 25367 прибавить 46838, то получится 72205. В банк я вошёл с 45858 (рубль). Ближайший телефон находился в деревне, то есть в (полтора километра) от станции. В 1961 году человек впервые преодолел земное притяжение и вырвался в космическое пространство. Вышел в свет новый анатомический атлас человека с 2647 (иллюстрация). (Оба) дочерям удалось поступить в университет в этом году. В (оба) государствах приняты законы по охране авторских прав. У (оба) стран есть проблемы с выплатой долгов международным финансовым организациям. На сборы в поход у нас ушло (полтора) суток. Строительство завода должно завершиться к 2023 году.

Слайд 19

Задание. Директору одной школы, в которой было 863 ученика, приходилось постоянно писать всякие отчеты, следовательно, употреблять составное числительное восемьсот шестьдесят три в разных падежах. Посмотрите, как он это делал. И.п. Восемьсот шестьдесят три – количество учеников на 2017/18 учебный год. Р.п. У всех восьмисот шестидесяти трех учеников имеется форма. Д.п. Всем восьмистам шестидесяти трем ученикам объявлена благодарность. В.п. Я обязан наградить восемьсот шестьдесят трех учеников (числительные два, три, четыре имеют разные формы в.п., когда сочетаются с одуш. или неодуш. существительными: трех учеников, но три стола ). Т.п. Я как директор школы горжусь всеми моими восьмьюстами (восемьюстами) шестьюдесятью тремя учениками. П.п. Учителя ежедневно и еженощно думают о восьмистах шестидесяти трех учениках. А теперь представьте себе, что учеников в этой школе было не 863, а 974, и составьте с этим числительным аналогичные предложения.

Слайд 20

Запишите цифры словами и прочитайте запись . 3/4 территории; 7/8 коллектива; 1,5 миллиарда; 2/3 сочинения; 1/6 океана; 5/6 трассы; 1/2 рассказа; 0,9 процента. Просклоняйте числительные, подобрав к ним существительные. Полтораста; 3 2/7; 1/16. 0,001 секунды длится вспышка молнии. За 0,1 секунды космический корабль пролетает 1 километр. Запишите, раскрывая скобки. Замените цифры порядковыми числительными. Укажите падеж числительных. (342) поезд, (13) номер, (15) участник, к (8) пациенту, в (603) школу, к (2006) году, (1) января, в день (8) Марта, (90) рейс, на (105) километре, на (714) маршруте.

Слайд 21

Исправьте ошибки в употреблении числительных. Отредактированный вариант запишите. В Москве более восемьсот уличных часов. 2) Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь. Некоторые деревья достигали почти сорок метров. В древнегреческом языке словом стадион чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе – сто двадцать пяти шагам, или расстоянию, которое человек проходит за две минуты. Взрослое растение кукурузы за сутки испаряет около восемьсот граммов воды. Интересно, что банан достигает высоты шесть-семь метров, а бамбук – сорок метров. Сосны живут до триста пятидесяти – четыреста лет и достигают тридцать – сорок пять метров высоты. Первые микроскопы давали увеличение до двести семьдесят раз, а современные световые микроскопы – до три тысячи шестьсот раз.

Слайд 22

Прочитайте текст вслух Загадка Атлантиды волнует человечество вот уже 10 000 лет. Впервые об Атлантиде и об очень древней цивилизации атлантов рассказал античный философ Платон в своих знаменитых «Диалогах». Атлантида находилась якобы к западу от Геркулесовых столпов (пролива Гибралтар), в Атлантическом океане. Материк погиб более 9000 лет назад в результате сильнейших землетрясений и наводнений. Платон сообщал, что источником ему послужили работы афинского ученого по имени Солон, который, в свою очередь, получил сведения об исчезнувшем материке во время поездки в Египет около 600 года до н.э., беседуя со жрецами и исследуя архивы. За миллионы лет своего существования Атлантида пережила четыре катастрофы, после каждой из которых материк уменьшался и дробился. За 90–100 веков до н.э. Атлантида погибла, погрузившись в пучину вод. Сказание Платона, изложенное в диалогах «Тимэй» и «Критий», поражает воображение. Оно повествует о могучем народе атлантов, об их прекрасном острове и о великом и достойном удивления союзе царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка. Платон описал столицу последнего царства Атлантиды – Город Золотых Врат, – круглую, как диск Солнца, которому поклонялись атланты. Равнина, окружавшая столицу с трех сторон, была преобразована людьми в гладкий правильный прямоугольник длиной 555 километров и шириной 370 километров. Вокруг равнины по периметру был выкопан ров глубиной 32 метра, шириной 85 метров, длина его равнялась 1850 километрам. Вся территория равнины была пересечена с севера на юг 289 каналами, ширина каждого из которых была 30 метров, а длина – 370 метров. В стране были развиты письменность, наука, техника, искусство. У атлантов были даже летательные аппараты. В продолжение многих поколений это была страна богатства, изобилия и справедливости. Но атланты постепенно отвернулись от добродетели. Во время последней Атлантиды они являли собой постыдное зрелище. И тогда, рассказывают легенды, Зевс, бог богов, решил наложить на народ Атлантиды кару. Пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений... И Атлантида погрузилась в пучину. Так описывает Платон Атлантиду, отданную Посейдоном своему первенцу Атланту. (По Н.Глазкову и В.Ланде)

Слайд 23

Удачи на экзамене! Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва

Слайд 24

Литература Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1994. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995. Граник Г.Г. и др. Имя числительное. Газета «Русский язык» № 8/2004. Л.Н.Досова Система уроков по теме «Имя числительное». Газета «Русский язык», №14, 2007 Материалы сайта http://licey.net


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание 3.3 Рассуждение по поставленному вопросу

Слайд 2

Формулировка задания 3.3 (П ример из демонстрационного варианта) Тема 3. Мода (Рассуждение по поставленному вопросу) Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Всегда ли нужно следовать моде?» Не забудьте дать ответы на вопросы: Что значит следовать моде? Для Вас важно следовать моде и почему? Следовать моде можно только в одежде? Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»? Время на подготовку - 1 минута Время на высказывание - не более 3 минут

Слайд 3

Что оценивают эксперты (При объёме монолога не менее 10 фраз по теме высказывания) Монологическое высказывание Выполнение коммуникативной задачи Учёт условий речевой ситуации Речевое оформление монологического высказывания Правильность речи Соблюдение грамматических норм Соблюдение орфоэпических норм Соблюдение речевых норм Речевое оформление

Слайд 4

№ Критерии оценивания монологического высказывания (М) Баллы М1 Выполнение коммуникативной задачи * Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют * Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания 1 0 М2 Учёт условий речевой ситуации * Учтены условия речевой ситуации * Условия речевой ситуации не учтены 1 0 М3 Речевое оформление монологического высказывания (МР) * Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена * Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более) 1 0 Максимальное количество баллов 3

Слайд 5

№ Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) Баллы Г Соблюдение грамматических норм * Грамматических ошибок нет * Допущены грамматические ошибки (одна и более) 1 0 О Соблюдение орфоэпических норм * Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок * Допущены орфоэпические ошибки (три и более) 1 0 Р Соблюдение речевых норм * Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок * Допущены речевые ошибки (четыре и более) 1 0 РО Речевое оформление * Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции * Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции 1 0 Максимальное количество баллов 4

Слайд 6

Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь. Монолог-рассуждение предполагает выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. Цель рассуждения – предъявление информации и аргументирование её. Основная задача – обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события. Немного теории

Слайд 7

Предлагаемые темы общения

Слайд 8

Темы личных интересов

Слайд 9

Темы межличностных отношений

Слайд 10

Темы социально-культурной направленности

Слайд 11

Темы общегуманной направленности

Слайд 12

Темы профессиональной направленности

Слайд 13

Какие ставятся вопросы Что такое ... ? Что значит … ? Что влияет … ? Что мешает (помогает) … ? Какой смысл … ? От чего зависит … ? Почему … ? Когда … ? Как … ? Как можно … ? Какой … ? Нужно ли … ? Может ли … ? Есть ли … ? Всегда ли … ? Должны ли … ? Согласны ли Вы … ?

Слайд 14

Алгоритм выполнения задания 3.3 3. Отберите необходимый для раскрытия темы рассуждения материал. Время на подготовку - 1 минута

Слайд 15

План рассуждения

Слайд 16

Речевые стандарты

Слайд 17

Обучающая работа Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Что значит быть успешным человеком?» Не забудьте дать ответы на вопросы: Какой смысл люди вкладывают в понятие «успешный человек»? От чего зависит успех: от удачи или труда? Можно ли научиться быть успешным? Какого важного успеха Вы добились в своей жизни? Время на подготовку - 1 минута Время на высказывание - не более 3 минут Тема 3. Что значит быть успешным человеком? (Рассуждение по поставленному вопросу) Внимательно читаем задание

Слайд 18

Обучающая работа Осмысливаем предложенную тему рассуждения УСПЕХ

Слайд 19

Обучающая работа Отбираем необходимый материал для раскрытия темы Какой смысл люди вкладывают в понятие «успешный человек»? От чего зависит успех: от удачи или труда? Можно ли научиться быть успешным? Какого важного успеха Вы добились в своей жизни? признание, высокий социальный статус, высочайший профессионализм в своём деле, богатство, власть, результаты в достижении чего-либо… хорошая учёба, победа на олимпиаде, достижения в (спортивных, музыкальных, художественных и т.п.) занятиях… трудолюбие, терпение, решительность, целеустремлённость… ставить цели и добиваться их, волевые качества, решительность, настойчивость…

Слайд 20

Обучающая работа Составляем монологическое высказывание Какой смысл люди вкладывают в понятие «успешный человек»? От чего зависит успех: от удачи или труда? Можно ли научиться быть успешным? Какого важного успеха Вы добились в своей жизни? Составляющие успеха зависят от личности человека и его предпочтений. Для одних это … , для других – … По моему мнению, успешный человек – тот, кто … На своём пути к успеху я уже достиг(- ла ) некоторых результатов. Например, … Я считаю, что успех зависит от … Надо обладать такими качествами, как … А для этого необходимо заниматься самовоспитанием, работать над собой. Человек научит себя быть успешным, если будет … 3. Вывод 1. Вводная фраза (подведение к проблемному вопросу) Наверное, нет человека, который не хотел бы быть успешным в жизни. 2. Ответы на проблемные вопросы задания (тезисы) Время на высказывание - не более 3 минут Таким образом, от самого человека зависит, станет ли он успешным человеком. 11 фраз

Слайд 21

Самостоятельная работа Тема 3. Могут ли деньги сделать человека счастливым? (Рассуждение по поставленному вопросу) Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Могут ли деньги сделать человека счастливым?» Не забудьте дать ответы на вопросы: Всегда ли счастье связано с материальными ценностями? Могут ли деньги решить все проблемы? Должны ли у школьника быть карманные деньги? Нужно ли учиться тратить деньги? Тема 3. Что я могу сделать для сохранения родной природы? (Рассуждение по поставленному вопросу) Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Что я могу сделать для сохранения родной природы?» Не забудьте дать ответы на вопросы: Почему экологические проблемы так актуальны? Как относятся люди к природе? Кто должен нести ответственность за сохранение родной природы? Что может сделать каждый человек для сохранения природы?

Слайд 22

Успеха на итоговом собеседовании!

Слайд 23

Использованные материалы Демонстрационный вариант устного собеседования по русскому языку для выпускников основной школы http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory Материалы «Открытого банка оценочных средств» сайта ФИПИ http://www.fipi.ru/newrubankhttp://www.fipi.ru/newrubank «ОГЭ-2018. Устное собеседование. Типовые варианты: 20 вариантов» под ред. И.П. Цыбулько . – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – 88 с. Егораева Г.Т. Устный ОГЭ. Говорение. Работа над функционально-смысловыми типами речи. Нарушевич А.Г. Устная часть ОГЭ по русскому языку. Блицподготовка .



Предварительный просмотр:

  1. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине:

«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»

Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.

Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».

Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!

  1. Задание 2

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Михаила Черпанова:

«Итак, весь мир более полвека восхищается побегом М. Девятаева, так и не поняв главного – узник острова Узедом по сути дела выбил из рук бесноватого фюрера последнюю его надежду – ракету ФАУ-2 и способствовал тому, чтобы она оказалась в распоряжении советских ракетостроителей под руководством С.П. Королёва.

Другими словами, побег Девятаева во многом способствовал прекращению Второй Мировой войны и создал условия для предотвращения Третьей.»

Война застала его под Минском. Уже 23 июня Михаил Девятаев участвовал в воздушном бою. 24 июня он сбил вражеский самолет. А еще через день сам попал под огонь «Мессершмитта» и выпрыгнул с парашютом из горящего «ишака» (истребителя «И-16»). Не прояви он находчивость, война и жизнь окончились бы для него в этом бою под Минском — «Мессершмитт» развернулся расстрелять летчика. Михаил стянул стропы и быстро понесся к земле. В ста метрах он дал парашюту раскрыться и спасся. Потом он еще не один раз покидал горящие самолеты. К лету 44-го года он сбил девять вражеских самолетов. Пять раз сбивали его. У него были прострелены рука и нога. К 1944 году летчик Девятаев был награжден тремя боевыми орденами. Но в историю Великой Отечественной войны своё имя Михаил Девятаев навечно вписал, совершив побег из немецкого плена на вражеском самолёте.

Двухмоторный тяжёлый бомбардировщик взлетел на глазах у изумлённых немцев на секретной базе Пенемюнде. Через два часа приземлился на вспаханном поле за линией фронта. Подбежавшие к самолёту солдаты увидели десять скелетов в полосатой одежде, бежавших из плена. В 1957 году история этого дерзкого, почти фантастического побега стала достоянием больших газет. Главное ее лицо — летчик Михаил Петрович Девятаев был удостоен звания Героя Советского Союза. (197 слов)

3. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Константина Случевсккого, писателя и журналиста, о Ростове Великом:

«Здесь возросло и окрепло великорусское племя».

Ростов Великий — самый древний город в Северо-Восточной Руси. Только два города Древней Руси были удостоены почетного звания «Великий»: Новгород и Ростов Ярославский (Ростов Великий). При князе Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе, именно тогда Ростов и получил название Великого.

С XVIII в. Ростов стал крупным торгово-ярмарочным центром. В XIX в. Ростовская ярмарка была третьей в России по объемам торговли — после Нижегородской и Ирбитской.

Современный Ростов Великий — это уникальный историко-архитектурный заповедник, удивительный город, существующий уже более одиннадцати столетий. Кроме величественного Кремля, монастырских ансамблей и храмов в Ростове сохранилось немало интереснейших памятников культового и гражданского зодчества. Архитектурные памятники Ростова Великого продолжают свою жизнь в современном городе, наполненном новой жизнью, незримо связанные с сегодняшним днем. Они — молчаливые свидетели прошлого и настоящего, и ростовцы бережно и трепетно заботятся об их сохранении.

Славен Ростов и своими художественными ремеслами. Ростовскую финифть — уникальный народный промысел, традиционно существующий только в Ростове — ценят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом.

В 1970 Ростов объявлен городом-заповедником.

4. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Н.К. Рериха:

«Если мы мыслим о Культуре, это уже значит – мы мыслим и о Красоте, и о Книге как о создании прекрасном»

Достоевский загадочно обронил однажды: «Мир спасет красота». Что это? Мне долго казалось — просто фраза. Как бы это возможно? Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? Облагораживала, возвышала — да, но кого спасла?

Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями…

Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия?

И простой шаг простого мужественного человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это приходит в мир и даже царит в мире — но не через меня. Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! Против многого в мире может выстоять ложь — но только не против искусства.

…Это старое триединство Истины, Добра и Красоты — не просто парадная обветшалая формула… Если вершины этих трех дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, — то может быть причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трех?

И тогда не обмолвкою, но пророчеством написано у Достоевского: «Мир спасет красота»?

5. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.С. Смирнова:

«Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны».

В глубине заповедника, на берегу реки Чистой, под скалою, в густых зарослях чернеется сруб. Он почти сгнил. Много лет прошло с того дня, когда его здесь срубили солдаты, насмерть вставшие на пути фашистских захватчиков, рвавшихся через Главный кавказский хребет к Черному морю. Может, это был штабной блиндаж? — кто теперь скажет? Да и неважно это. Главное в том, что сруб этот живо напоминает о суровых и крайне тяжких месяцах героической обороны Кавказа. Он как памятник, хранимый не людьми — природой, так как мало кому известно это место. Здесь нет мрамора и гранита, нет бронзы, не пылают здесь прозрачные в солнечном свете факелы Вечного огня. Скреплённый цементом дикий камень с привинченной металлической доской, или сваренная из листовой стали тумба, увенчанная стальной звездой, простые, идущие из глубины вечно тоскующего сердца слова бесконечной благодарности ныне живущих тем, кто осенью 1942 года в этих скалах и долинах положили свои жизни на алтарь Отечества — вот какие обелиски стоят в горах.

И если тебе, мой читатель, посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике и пройти по тропе, обочь которой стоит такой обелиск, низко поклонись памяти защитников нашей Родины… (по В. Молчанову) (179 слов)

6. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.С. Пушкина:

«Чтение – вот лучшее учение».

Книги Пушкин любил с детства. По словам его младшего брата, он, еще будучи мальчиком, проводил бессонные ночи, тайком забираясь в кабинет отца. И без разбора «пожирал» все книги, попадавшиеся ему под руку.

Обладая необыкновенной памятью, Пушкин уже на одиннадцатом году великолепно знал французскую литературу. Девяти лет он читал «Илиаду» и «Одиссею». Своей начитанностью мальчик впоследствии поразил своих лицейских товарищей.

Большую любовь к книге Пушкин сохранил до конца своих дней. Находясь в изгнании, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу. Почти с каждой почтой он получал книжные посылки.

Уезжая в путешествия, Пушкин всегда брал с собой книгу. К книгам поэт относился очень бережно. В одном из писем с дороги поэт писал, что он очень сердит и расстроен, так как книги, взятые им в дорогу, в сундуке перебились и перетерлись.

После дуэли Пушкин лежал в кабинете, окруженный книгами своей библиотеки. Рядом с кабинетом, в гостиной, собрались его близкие друзья. С ними поэт трогательно и взволнованно простился. Состояние его ухудшилось. Он попросил привести детей и простился с ними. Потом он окинул угасавшим взглядом книжные полки и тихо промолвил: «Прощайте, друзья!» (по А. Гессену) (183 слова)

7. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова из французской газеты «Тан»:

«Русские летчики положили конец страшной драме, которая моментами, казалось, должна была привести к трагической развязке. Их мужество, выдержка, преданность делу заслуженно вызывают восхищение всего мира».

13 февраля 1934 г. весь мир узнал о трагедии в Ледовитом океане. Тогда пароход «Челюскин», следовавший из Мурманска во Владивосток, оказался в ледовом плену, вовлечен в дрейф. Восьмиметровый ледяной вал медленно двигался на пароход, судно трещало, ему грозила неминуемая гибель. По приказу О.Ю. Шмидта 104 человека вынуждены были в условиях полярной ночи покинуть судно и оказались на дрейфующем льду. Пессимисты предсказывали их неминуемую гибель. В мировой практике еще не было случая спасения такого количества людей, оказавшихся на дрейфующих льдах Ледовитого океана. Оптимисты надеялись на благополучный исход и на фантастическое спасение участников ледовой эпопеи. 13 апреля — ровно через два месяца после гибели корабля — спасение было завершено.

За 75 лет, прошедших после гибели парохода «Челюскин» и спасения всех оказавшихся на льду людей, в печати появились десятки статей, легенд, фантастических и псевдонаучных публикаций, посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного по тем временам рейса. Одни обвиняют правительство страны, О.Ю. Шмидта, В.И. Воронина в авантюризме, некомпетентности, легкомыслии, непродуманных решениях, приведших к гибели судна. Другие восторгаются мужеством и героизмом людей, оказавшихся в экстремальных условиях, и летчиков, принимавших участие в спасательной операции. (по материалам Интернета) (176 слов)

8. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова В.Д. Берестов:

«Читая Словарь Даля как повесть, не только слышишь ритмы, но и любуешься красками языка, будто полярным сиянием».

В.И. Даль был искателем и собирателем слов. Сам образ жизни — постоянные переезды с места на место, встречи с разными людьми — помогал ему стать собирателем слов. «Жадно хватая на лету родные речи, слова и обороты, когда они срывались с языка в простой беседе…записывал их, без всякой иной цели и намеренья, как для памяти, для изучения языка, потому что они мне нравились», — говорил В.И. Даль.

Интерес к русскому языку, русскому быту, фольклору появился у Даля в юности. Ещё учась в Морском корпусе, он составил свой первый словарь, в который вошли 34 слова кадетского жаргона. А в 1819 году 18-летний мичман, направляясь к месту своей службы на Черноморский флот, записал первое заинтересовавшее его слово «замолаживать», которое услышал от ямщика, что значило в новгородских краях «пасмурнеть, заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью». Оно-то и положило начало главному труду всей жизни В.И. Даля — «Толковому словарю живого великорусского языка», которому он отдал более полувека, собрав 200000 слов. Печатался в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин».

Владимир Иванович Даль был награжден Ломоносовской премией, а в 1863 году удостоен высокого звания почётного академика Петербургской Академии Наук. (179 слов)

9. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А. С. Пушкина:

«Он был первым нашим университетом».

Ломоносов. При этом слове вспоминаем о человеке в белом завитом парике, румяного и полнолицего. Мы привыкли к такому образу, что иного Ломоносова не представляем. А ведь был и без парика. В маленьком музее, в деревне Ломоносово, долго стоишь именно перед этим портретом: большелобый лысеющий человек. В этом лице легче увидеть русского парня, проживающего на краю деревянной России. Деревянные избы, деревянная посуда, прялки. Рыбацкие сети, светец для лучины. И не нужно много воображения, чтобы представить идущего с веслом парня, по имени Михаил.

В деревенском музее собраны свидетельства всех деяний Ломоносова. Он был первым нашим поэтом и первым физиком. Был знатоком русского языка, химиком, астрономом, художником . Ему принадлежат большие труды по географии, философии. Книга Ломоносова «Древняя русская история» была первым учебником и первым печатным изданием. Он первый указал на возможность пройти на восток, северными морями. Во время наблюдения за Венерой, он предположил наличие атмосферы.

Ломоносов был одним из великих учёных. В Москве есть университет имени Ломоносова. За своё стремление к познанию невиданного ему были присуждены две золотые медали. Именем Ломоносова названы город, течение, горный хребет, подводный хребет и возвышенность. Ломоносов был верным и преданным сыном России. Он был великим гражданином Отечества.  (по В. Пескову) (191 слово)

10. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова из русской пословицы:

«С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».

В ожерелье народных ремесел современная Хохлома — наш драгоценный бриллиант. Вы приходите на выставку, и первое, что бросается в глаза, — бочонок, чашка и поставец, ярко украшенные золотом и киноварью. Вы берете бочонок, такой массивный и тяжелый с виду, и рука вдруг чувствует, что он совсем легок. Ну, конечно, не как пух — ведь бочонок сделан из дерева, но тяжести ожидаешь потому, что он похож на металлический. На нем незатейливые золотистые узоры «травкой», «ягодкой», «листочками».

Знаменитое хохломское «золото» и орнамент «травка» возникли на основе уже существовавших многовековых художественных традиций.

Золото всегда было олицетворением счастливой, богатой жизни, довольства, красоты и чистоты. В народе говорили: «золото не горит, а чудеса творит»…

Крестьянин собирал свадебный пир. Бедна была домашняя деревенская обстановка! Подумайте, как приятно было в семье хлебопашца поставить на стол отливающую золотом посуду, украшенную гроздьями рябины, травным орнаментом.

На реке Унже в Макарьеве устраивалась всероссийская ярмарка. На нее везли деревянные изделия из заволжских лесов: лопаты, лотки, совки, ложки, чашки, корыта, ведра, блюда, миски, дуги. Отсюда пошла слава местных изделий. Отсюда их отправляли не только по всей Руси, но и грузили этим ходовым товаром волжские суда, чтобы отправить его в Среднюю Азию и в далекую Персию. (по Е.И. Осетрову) (190 слов)

11. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова М. В. Алпатова:

«Рублев сумел воплотить в этих образах и чистую красоту юности, и непоколебимую силу зрелого мужа, и величавую мудрость старости, он сумел выразить в них лучшие черты древнерусского народного идеала».

К нам во Владимир постоянно приезжали экспедиции археологов, художники, реставраторы, историки, просто любители путешествий. Людей интересовало разное, но все — непременно! — желали увидеть фрески Андрея Рублева, гениального русского художника пятнадцатого века. Его живопись, расчищенная реставраторами на стенах Успенского собора, — часть истории самого Отечества нашего. Без него нет Древней Руси, как нет ее без Московского Кремля, храма Василия Блаженного, Куликова поля.

Когда я гляжу на трубящего ангела, написанного на западной арке продольной части храма, когда думаю об этом прекрасном образе, рожденном чувством гармонии, ясностью духа, плавной чистотой линий и красок, то невольно воспринимаю встречу с чудом искусства как встречу с самим творцом художественного совершенства. Рублевский ангел — возвышенная мечта об идеальном человеке, позволяющая глубоко заглянуть в народную душу, понять мироощущение и духовное богатство наших далеких соотечественников.

Что же давало великому иконнику силы для изображения в своих творениях героев одухотворенных, чьи черты исполнены покоя, чьи ясные взоры устремлены в необозримую даль?

Ненависти и отчаянию Андрей Рублев противопоставлял любовь, добро, дружеское согласие. Когда всматриваешься в группу «праведных жен», идущих в рай, нарисованную на южном столпе, то особенно глубоко ощущаешь замысел изографа, верившего в то, что зло исчезнет, уступив в мире место добру. (по Е.И. Осетрову) (187 слов)

12. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Попова А.С., русского физика, электротехника, изобретателя радио:

«Я всегда гордился тем, что родился русским»

Теперь уже никто не считает сверхъестественным и необъяснимым тот факт, что с начала христианства и до монголо-татарского нашествия Киевская Русь была страной высокой и прекрасной письменной культуры. Введение христианства и приобщение её к византийской книжности установило преемственность двух письменных культур. Это сильно преумножило интерес восточных славян к книге и способствовало распространению письменности ещё на заре её цивилизации.

Не без основания предполагают, что грамотность была у нас воспринята в течение самого короткого времени и беспрепятственно развивалась на первых порах. Ничто не преграждало народу путь к грамоте, и наши прародители быстро овладели сравнительно высоким уровнем письма. Это подтверждается сохранившимися надписями на деревянных предметах, например, на прялках, на причудливых гребнях для расчёсывания льна, на неприхотливой глиняной посуде, на различных деревяшках, не пригодных для экспонирования.

Наука недаром придаёт огромное значение изучению старинных предметов. Без преувеличения можно сказать, что археологические находки превзошли все ожидания учёных, приоткрыв картины живой древности. В небезызвестных раскопках под Новгородом, которые велись в продолжение десяти лет, были найдены сверхинтересные грамоты на бересте. Это беспрецедентное открытие в археологии: в них запечатлена оригинальная предыстория русской книги. (по И. Голуб.) (169 слов.)

13. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Аристофана, древнегреческий драматурга:

«Поэт должен скрывать дурное и не представлять его на сцене. Как детей наставляет учитель, так поэт должен наставлять взрослых…»

Жизнь древних греков невозможно представить себе без театральных представлений, их любимого зрелища. Известно, что древние греки очень любили виноград и после его сбора устраивали праздник в честь бога винограда Диониса. Такие представления назывались трагедиями.

Простым людям всегда было интересно знать, как живут богатые. Драматург Софокл начал писать пьесы про царей, и сразу стало ясно: цари и те часто плачут и личная жизнь у них небезопасна и отнюдь не проста. А для того чтобы придать повествованию занимательности, Софокл решил привлечь актеров, которые смогли бы сыграть его произведения, — так появился театр.

Вначале поклонники искусства были очень недовольны: действие видели только те, кто сидел в первом ряду, и, поскольку билеты тогда еще не были предусмотрены, лучшие места занимали самые сильные и рослые. Тогда эллины решили устранить это неравноправие и построили амфитеатр, где каждый следующий ряд был выше предыдущего, и всё, что происходило на сцене, стало видно всем пришедшим на представление.

Обычно театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В один день ставили и трагедию, и драму, и комедию. Театральные зрелища были особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра. (192 слова)

14. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова из постановления I Учредительного конгресса олимпийского движения:

«Поскольку нет никаких сомнений в преимуществах, предоставляемых возрождением Олимпийских игр как с точки зрения спортивной, так и интернациональной, да будут возрождены эти игры на основах, которые соответствуют требованиям современной жизни».

Древние греки придумали Олимпийские игры, пока вели одну из своих нескончаемых войн. Основных причин было две: во-первых, во время баталий солдатам и офицерам некогда было заниматься спортом, а ведь эллины (так называли себя древние греки) стремились тренироваться всё время, не занятое упражнениями в философии; во-вторых, воинам хотелось поскорее вернуться домой, а отпуск на войне не предоставлялся. Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры, ведь непременное условие Олимпиады — прекращение войны.

За множество веков Олимпиада преодолела не одно препятствие. Сейчас это одно из крупнейших и захватывающих событий в мире, во время которого по-прежнему стараются прекратить все военные конфликты.

Спортивное движение не угасло, а возродилось с новыми силами и стремлениями к высоким идеалам. Священный огонь вспыхивает практически в каждом сердце, а девиз Олимпиады «Быстрее, Выше, Сильнее!» звучит на любой спортивной арене. Олимпийская клятва призвана провозгласить важность спортивной борьбы и ее духа. Она символизирует справедливость и доверие, которые должны отличать атмосферу олимпиады. Хотелось бы, чтобы олимпийские принципы не приносились в угоду политическим играм и интригам. (171 слово)

15. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Гёте:

«Архитектура – онемевшая музыка».

Петербургское здание Адмиралтейства является одним из самых узнаваемых символов города. Оно было построено при Петре I и с тех пор использовалось в качестве места расположения коллегий, министерств и других государственных учреждений. Важность, которую здание Адмиралтейства представляет для города, подчеркивает тот факт, что оно было возведено сразу после основания новой столицы. Петр I лично занимался разработкой плана и чертежа верфи, необходимой для постройки и стоянки кораблей.

Этот один из красивейших памятников Северной столицы был построен знаменитым русским архитектором Захаровым Андреяном Дмитриевичем. При проектировании известной крепости Захаров учитывал многовековую русскую архитектурную историю. Андреян Дмитриевич хотел подчеркнуть величественность крепости, протяженность которой составляет 407 метров. У крепости нет высоких угловых башен, но она выглядит величественно, и занимает центральное положение в городе.

Русские крепости всегда строились в свободном стиле, но Адмиралтейство выполнено в традициях знаменитого стиля ампир. У фасада здания есть два крыла, которые симметрично расположены к двум сторонам башни.

Адмиралтейство не выглядит устрашающе, напротив, в нем ощущается спокойствие, величество и непобедимая сила произведений русской архитектуры. В обоих крыльях фасада чередуются ритмические рисунки и четкие объемы с величественными колоннадами и арочными пролетами. Во главе всей архитектурной композиции находится золотой шпиль. (185 слов)

15. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова И. Гёте:

«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память».

Иногда люди спрашивают себя или других, чем мы отличаемся от животных? Часто можно услышать ответ — у людей есть память. Что же такое эта память?

Память — это важная способность людей удерживать в своём мозге свои мысли, переживания, ощущения, действия, при этом за необходимостью обращаться к ним снова и снова, то есть пользоваться своим прошлым с пользой для будущего и настоящего.

Кажется, что это какой-то сложный механизм, а на самом деле мы неосознанно используем его очень часто. Именно благодаря этому мы способны предугадывать и планировать будущее.

В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa. Однако, существуют люди, которые обладают феноменaльной пaмятью. Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. Или академик Абрам Иоффе, который нaизусть знaл всю тaблицу логaрифмов. Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге.

Невероятным кажется способность человека, который всю жизнь считал, что он aбсолютно неспособен к иностранным языкaм, а попaв в чужую страну, в экстремальную ситуaцию, быстро и легко выучивaет чужой язык.

Способность к зaпоминaнию во многом зaвисит от тренируемости. И чтобы развить память, нужно ее тренировать. (188 слов)

17. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Галилео Галилея:

«Для того, чтобы уничтожить учение Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно еще наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того, воспретить кому бы то ни было глядеть в небо!»

Много лет тому назад в Италии в семье музыканта родился мальчик, которого назвали Галилео Галилей.

Семнадцатилетним юношей Галилео по совету отца поступил в университет и занялся изучением медицины. Однако эта наука не увлекла молодого человека. Его интересовали исследования в области техники, поэтому юноша оставил учебу в университете и стал штудировать труды древних греков — Евклида, Архимеда, Платона, Аполлония и особенно углублённо постигал точные науки: математику, физику и астрономию.

Галилей сделал ряд важных открытий. Он исследовал и обосновал, как находить центр тяжести тел разнообразной формы, открыл законы падения тел, изобрел особые весы для измерения плотности тел. Галилей своими руками построил зрительную трубу и первым использовал ее для наблюдений за небесными светилами. С ее помощью он обнаружил пятна на Солнце, горы на Луне, увидел фазы планеты Венеры, открыл четыре спутника Юпитера.

Астрономическими наблюдениями и выводами из них Галилей подтвердил учение Коперника о том, что Земля вращается и движется вокруг Солнца.

Перед судом инквизиции Галилея заставили отречься от своих идей. Однако инквизиторы не достигли самого главного: Галилей не признал себя виновным в ереси.

(По материалам «Детской энциклопедии») (169 слов)

18. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Людвига ван Бетховена:

«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий».

Обычная шалость в детстве резко изменила жизнь Николая Полухина. В 11 лет он пошел гулять вместе с друзьями и получил сильный удар током, играя на железнодорожном мосту. Раны от того удара долго не заживали, а после этого у мальчика стало резко ухудшаться зрение. Врачи разводили руками, не зная, что делать. В итоге он получил инвалидность второй группы.

Родители поддерживали своего сына в спортивных начинаниях — он уехал из родного села Голышманово в Тюмень, поступил на физкультурный факультет Тюменского Госуниверситета.

Вскоре он всерьез занялся лыжами и тренеры посоветовали ему перейти на заочное отделение, поскольку предстоит много поездок, тренировочных сборов и выездов. Пять лет Николай пробивался в сборную России, живя в комнате отдыха цокольного помещения тренировочного клуба. Там не было окон — лишь одна дверь. Но это не мешало Полухину. Он получил два высших образования. Ну а на Паралимпийских играх в Ванкувере выиграл шесть медалей — одно «золото» и пять серебряных наград в лыжных гонках и биатлоне.

Силен тот, кто, не поддаваясь соблазнам, строит свою жизнь согласно собственному сценарию. Сильные духом люди не только себя могут преодолеть, но и стать примером для окружающих, помогая им поверить в себя и свою внутреннюю силу. (187 слов)

19. Задание 2 

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Д.С. Мережковского:

«Что Пушкин для нас? Великий писатель? Нет больше: одно из величайших явлений русского духа!»

Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко распространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи.

Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вёл в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.

Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вёл себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою…»  (Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)   (169 слов)

20. Задание 2

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Вольтера:

«Истинное мужество обнаруживается во время бедствия».

Подводное плавание в ластах на задержке дыхания и с аквалангом — технически более сложный вид спорта, чем плавание классическое. Однако для непосвященных зрителей эта дисциплина не столь интересна визуально. Наверное, именно поэтому подводное плавание не входит в олимпийскую программу.

Только это обстоятельство и является причиной того, что о великих спортивных достижениях Шаварша Карапетяна помнят лишь специалисты.

А вот подвиг его за гранью возможного помнят многие. 16 сентября 1976 года у Шаварша Карапетяна было обычная тренировка на берегу Ереванского озера. Вместе с ним пробежку совершали его брат Камо и тренер Липарит Алмасакян. Буквально на их глазах с дороги в озеро слетел переполненный людьми троллейбус. В считанные секунды он ушел на дно. Шаварш принял решение молниеносно — он будет нырять.

Медики и спасатели, разбиравшие впоследствии ситуацию, пришли к выводу: то, что сделал Шаварш Карапетян, вряд ли смог бы сделать еще хоть один человек на свете. Его подвиг сродни подвигам Геракла или Супермена.

Даже если бы он спас одного, двух, трех человек, это было бы фантастикой, учитывая условия, в которых приходилось действовать. Шаварш Карапетян в буквальном смысле вернул с того света 20 (!!!) человек.  (179 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе

Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...

Презентация в рамках подготовки к итоговому собеседованию в 9 классе по материалам ФИПИ (монолог, диалог)

Презентация, в которой анализируются основные виды речевых ошибок, особенности монолога и диалога, подходы к этим заданиям в соответсвии с критериями оценивания итогового собеседования в 9 классе. Пра...

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из способов подготовки к итоговому собеседованию».

Статья «Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе. Сочинение по картине – один из  способов подготовки к итоговому собеседованию». Сочинение по картине - эт...

Материалы для подготовки к итоговому собеседованию

Памятки при подготовке к итоговому собеседованию...

Материалы для подготовки к устной части (итоговому собеседованию) по русскому языку в 9 классе

В помощь учителю. Варианты устного собеседования по русскому языку в 9 классе...

КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ СРЕДИ 8 - Х КЛАССОВ ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у восьмиклассников общеобразовательных организаций в целях промежуточной  аттестации...