Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Мединцева Любовь Викторовна

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o-yo.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема:        Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова

(презентация к уроку).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Рефлексия.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

Проблемная ситуация.

IV. Открытие нового знания

Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний .

1. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):

Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.

Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)

2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:

ночь                чаща

дрожь                круча

роскошь        жизнь

луч                 шило

ключ                щавель

пустошь        чудо

– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.

– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)

– Обозначьте в словах этот опознавательный признак.

– Назовите условия выбора орфограмм.

– На основе графических обозначений сформулируйте правила.

3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)

– С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)  

– Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания.

Несколько человек записывают на доске по 3–4 слова из своих личных орфоэпических мини­словариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных слов.

III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).

Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего?

Задание на слайде: вставьте букву ё-о , в каком случае возникла проблема выбора?

Бочка      челка

Мед         шелк

Лодка     щетка

Теплый   желтый

Давайте сравним результаты(слайд)

Обсудите в парах,Что общего в словах 1-го и 2-го столбика.(ё-о)

А в чем различие?

Это новый вид орфограммы?Почему?

(гласные ё-о после шипящих)

Назовите опознавательный признак?

Сформулируйте проблему?(какую букву ё-о писать после шипящих)слайд

Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.

Так какова тема нашего урока?(буквы ё-о после шипящих в корне слова)

А какая цель перед нами стоит?

Запишите тему нашего урока (слайд)

 

1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов).

Прочитайте слова вслух.

Желтый          крыжовник

Шепот            шорох

 Черный           шов

Щелка             капюшон

Какой звук мы слышим под ударением после шипящих в корне  слова. А какие буквы пишутся?

2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) по заданию подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам  1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов.

Обсудите и выполните в парах

1.подберите к словам 1-го столбика однокоренные слова(глаголы и суш.),запишите их,выделите корень и расставьте ударение.

2.попробуйте сделать то же  со словами 2-го столбика.Что получилось?

Дети зачитывают свои варианты.(слайд)

Давайте сравним ваши ответы.(слайд)

жёлтый – желтеть,

шёпот – шептать,

чёрный – чернеть

и существительные щёлка – щель.

Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике,

 Крыжовник-?

Шорох-?

Шов-?

Капюшон-?

Какой вывод вы можете сделать?

Делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне .Ответьте на проблемный вопрос урока.

Сформулируйте правило самостоятельно.Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.

Физкульминутка

Сравни и запомни

Прочитайте слова

Крыжовник    жонглер

Шорох            шоссе

Шов                шофер

Капюшон      шоколад

Чем отличаются слова в каждой группе?

Скажите это один вид орфограммы или разные?Обоснуйте ответ.Мы можем проверить эти слова?Эти слова с непроверяемой безударной гласной О после шипящих в корне надо запомнить,а для этого мы с вами заучим слова-исключения(мнемоническое првило)

Шоколад,шофер,крыжовник

Шов,шоссе,обжора,шорник

Шорох,чопорный,чащоба,

капюшон,жокей,трущоба.

Скажите толкование каких слов вы знаете.

Познавательные УУД

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

Коммуникативные УУД

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

3.Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

2. Строить логические рассуждения.

3. Производить анализ, синтез, сравнение

V. Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений.

1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.

А теперь мы с вами закрепим ваши знания.

Работа с карточками(спишите словосочетания,вставьте пропущенные буквы

 и графически их обозначьте)

2. развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ё после буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.

Следующее задание выполним в устной форме.Я  буду зачитывать слово,а вы подберите к нему однокоренное , в котором гласный после шипящего находится под ударением:

Шерстяной- шёрстка,

желтеть, щека, пчела, щелка,

печень,черстветь,чертить,чернота.

3. Работа с карточками в паре.

Развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.

Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово).

На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:

Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, мальчик получил несильный ожог.

Вопросы и задания к ним:

– Назовите два одинаково звучащих  слова. ([ажок].)

– Сравните их написание. Что необычного заметили?

– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)

Выполните синтаксический разбор предложения.

П. – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по­разному.) Предположите, почему слова пишутся по­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)

– Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!».

Ожог(сущ.) руки  ожог(гл.) руку

2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.

 На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.

– Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)

– Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?

– Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой?

(Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)

– Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?

– Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)

Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах.

Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова.

А чтобы вы лучше их запомнили, ,прочитаем юмористический рассказ, в котором собраны слова-исключения. 

По шоссе мчалась машина. В кабине сидели шофер, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора- обжора, жонглер и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглер жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол.

Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры- обжоры.

 Все были шокированы происшедшим.

Выпишите их.

VII. Домашнее задание.

1. Выучить слова­исключения.

2. Составить предложения со словами трущоба, чащоба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

Урок по русскому языку: Диктант по изученным орфограммам- буквой Ё и О после буквы шипящего в корне слова и ранее изученным орфограммам

Урок контроля. Ученик  учиться  владеть различными видами аудирования, писать слова с изученной орфограммой....