Открытый урок по учебному предмету "Русский язык" в 6 классе на тему " Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Емелева Ольга Константиновна

Дааный урок предназначен для обучающихся 6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

1

Здравствуйте, ребята! (слайд титульный) Меня зовут Емелева Ольга Константиновна, я учитель русского языка и литературы, работаю в Атамановской средней школе. И сегодня урок русского языка у вас буду вести я.

Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза, слышать и чувствовать Вас. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Давайте пожелаем друг другу удачи и успехов на уроке, улыбнёмся друг другу, гостям, и с хорошим настроением приступим к уроку.

2

 (под лиричную музыку)

 Мы слышим сотни, сотни языков,

 Они звучат со всех концов планеты!                         Повсюду миллионы разных слов                           Несутся, словно аромат букетов!                          Язык у всех народов свой, родной,                           И каждому он дорог бесконечно.                           Но есть язык, поистине святой,                          И пусть на свете он пребудет вечно!  

Мы говорим на русском языке и имеем великую радость прикасаться к его тайнам, постигать его  красоту   и   мудрость.   Ежедневно   на   уроках  русского    языка    мы   знакомимся     с  правилами  правописания  и  произношения.  Вот  и  сегодня  мы  раскроем  одну  из  тайн русского языка.

3

(Формулировка темы и цели урока на основе просмотра мультфильма «Винни - пух»)

- Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы?

 - И я тоже!

 - Давайте мы сейчас с вами просмотрим отрывок из мультфильма?

 (просмотр)

Да

4

- Ребята, а  как он называется?

 - Узнали главных персонажей?

 - Назовите их

(Слова прикрепляем)

  -  Что общего в написании этих слов?

–Это гласная или согласная буква? (гласная о)

Прикрепляем еще одно слово овражек

 - А в этом слове какая буква?  (гласная е)

-После каких согласных находится буква-орфограмма? (после шипящих)

-В какой части слова пропущена буква? (суффикс)  

-В словах какой части речи? (существительное)

(Медвежонок, пятачок)

5

- Кто догадался, какова тема урока?

(гласные о – е после шипящих в суффиксах существительных)

6

Какова цель нашего урока?

Цель: Познакомиться с орфограммой и её графическим обозначением на письме; формировать  условия выбора орфограммы: часть речи, часть слова, ударение; уметь видеть орфограмму и её опознавательные признаки

7

Наша задача  - разобраться и понять, в каких случаях пишется 0, а в каких  - е.

8

Вывод правила

 - Для того, чтобы решить нашу задачу я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е?

У вас на столах лежат карточки со словами и карточка - информатор, которая поможет идти правильным путём. Вывод запишите на карточку-правило.

Карточка-информатор:    (закладка)

1. прочитай слово

2. поставь ударение.

3. выдели суффикс

4. выдели корень, обрати внимание на звук, которым оканчивается корень, подчеркни букву.

5. сделай вывод

9

Карточка-правило:

В_____________существительных после____________

под ударением пишем____________, без ударения___________

Итак, как будет сформулировано наше правильно.(слайд) потом, чтобы нужные слова вставились в пробел

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

10.

 Игра «Воздушный шарик»

Я предлагаю вам поиграть. Правила игры такие – у меня в руках мячик, я кидаю его вам, называю слово с изучаемой орфограммой. Как вы думаете, что необходимо сделать?

Пользуясь алгоритмом, объяснить  какую гласную мы напишем в суффиксе и почему,

Сыноч…к, зайч…нок, друж…чек, галч…нок, пирож…к, кусоч…к,пастуш…к, одеж…нка.

11.

Собери пословицу

Ребята, у Вас на столе лежит конверт № 2, в этом конверте лежит пословица, но пока я к вам добиралась, она рассыпалась. Вам нужно вместе с соседом по парте собрать данную пословицу правильно, и объяснить слова с изучаемой орфограммой.

Пословицы:

  1. Куда пастушок, туда и посошок.
  2. Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито, но не червячок.
  3. В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем.
  4. Долг платежом красен.
  5. Поговорка – цветочек, пословица – ягодка
  6. Крут бережок, да рыбка хороша

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием

12

Зоопарк

 - Ребята, приходилось ли вам бывать в зоопарке?(Да)

Какие животные там обитают? Вы, наверное, видели, что некоторые животные находятся со своими детенышами. Я предлагаю вам вместе со мной  сейчас посетить детский зоопарк (слайд)

Кого вы видите на слайде?

Крольч…нок

Морж…нок

Волч…нок

Еж…нок

Медвеж…нок

 Лягуш..нок

Мыш…нок

Черепаш…нок

Какую гласную во всех этих словах мы напишем? (гласную О)

Почему(т.к. ударение падает на суффикс)

А какой здесь суффикс?( - онок )

Какое значение имеет данный суффикс (называет детенышей животных)

13

Домашнее задание(слайд)

А после этой занимательной экскурсии в зоопарк, я предлагаю вам дома выполнить следующее задание: на ваших столах лежат домики, в которые вы дома поселите животных и придумаете  волшебную сказку.

Рефлексия

-Какое открытие мы с вами сегодня сделали?

Сформулируйте правило.

Все ли задания  вы смогли выполнить с легкостью?

Добились ли мы свами  цели, поставленной в начале занятия?

14

Звездочки(под музыку) + стих про звезды

С неба звездочка упала

В класс к ребятам забежала

Две кричат вослед за ней

«Не забудь своих друзей»

А учитель – звездочет

Строгий им ведет учет.

И его ученики

Клеят звезды в дневники.

На ваших столах лежат звездочки. Я прошу вас сейчас оценить свою работу на уроке, если вам было комфортно и вы не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, приклейте звездочку к красному шарику. Если вам было комфортно, но вы выполняли задания с помощью учителя, приклейте звездочку к зеленому шарику; если вам было не комфортно и вы испытывали трудности при выполнении заданий, приклейте звездочку к синему шарику.

15

 Итог урока

        Сегодня   на   уроке   мы   изучили   тему   «О   - Е  после   шипящих в суффиксах существительных»,  перевернули  еще  одну  страницу  великой  книги  «Русский  язык».  Помните, что знание языка делает нас образованнее, культурнее.
А я прощаюсь с вами, до свидания, мне было очень приятно с вами работать.  На память о нашей работе, я вам дарю закладки с алгоритмом на правило: «Правописание гласных О – Е после шипящих в суффиксах существительных»

Подарок на память: закладки

16

Запас

Игра «Верно-неверно»

Если верно, показываем класс, если нет, то перекрещиваем руки

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?
  3. Имена существительные изменяются по родам.
  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.
  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на – мя и существительное «путь».
  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму, а склоняемые 6 форм.
  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
  8. НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.
  10.  Буква Ч в суффиксе – чик –(-щик-) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.

-Молодцы. Вы успешно справились с работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени "

Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени". Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у...

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе.

Гласные о-е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6 классе по программе Т. Ладыженской. Соответствует требованиям ФГОС....