Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Масалова Ирина Юрьевна

Материалы для подготовки

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ

Слайд 2

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы Сочинение может принести до 10 баллов при поступлении в некоторые ВУЗы Для чего нам сочинение - итог?

Слайд 3

Секреты… секреты… Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына

Слайд 4

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинения и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления ) Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Слайд 5

Время написания – 3 часа 55 минут Результатом итогового сочинения будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет» Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне

Слайд 6

Оценивание сочинения Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. К проверке по пяти критериям оценивания, утверждённым Рособрнадзором , допускаются итоговые сочинения , . . соответствующие установленным ниже требованиям :

Слайд 7

Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)» Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания) Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно. Н е допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника.

Слайд 8

Критерии оценивания Название критерия Что проверяет критерий Условия выставления «незачета» Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»). Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Слайд 9

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и № 2 являются основными Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5)

Слайд 10

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Слайд 11

Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). « Незачет » ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».

Слайд 12

Критерий № 2 « Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. « Незачет » ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».

Слайд 13

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. « Незачет » ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно -доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».

Слайд 14

Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. « Незачет » ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».

Слайд 15

Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. « Незачет » ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Слайд 16

Этапы подготовки к сочинению на заданную тему

Слайд 17

Выбор темы Выделите ключевые слова каждой темы, исходя из ключевых слов, определите основную мысль каждой темы. Решите, какая тема вам ближе. Не забывайте, что «Соответствие теме» - это первый и самый главный критерий.

Слайд 18

Работа над композицией Это критерий №3. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему, поэтому чётко продуманная композиция необходима. Структура итогового сочинения: Вступление – 10-15% Тезис 1-ый аргумент 75-85% 2-ой аргумент Вывод – 5-10%

Слайд 19

Любое сочинение начинается со вступления Какие виды вступлений вы знаете?

Слайд 20

Вступление Историческое Б иографическое Аналитическое Сравнительное Дневниковое Академическое Тематическое Цитатное

Слайд 21

Какие виды вступлений могут быть уместны при написании сочинений по данным темам? Биографическое (Сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме); и сторическое (рассуждение о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказ); а налитическое (Объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темы, раздумья над тем или иным словом); т ематическое (зачины, в которых устанавливаются и в общем виде характеризуются проблемы или основные темы текста); а кадемическое (образец: «Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…» (требует информированности, точности, некоторой деловой сухости); с равнительное (проведение литературных параллелей ); д невниковое (для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу. «Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»); ц итатное (предполагает использование цитаты, связанной с ключевым понятием темы)

Слайд 22

Историческое вступление Возможно только в тех сочинениях, где рассматривается значение данного произведения, творчества писателя или поэта, связь эпохи и произведения. («Эпоха революционных преобразований в произведениях А.Платонова, М.Замятина, М.Шолохова». Аналитическое вступление В нём анализируются центральные понятия темы (литературоведческие, философские и др. термины) и проблемно сформулированные определения . «Душа и маска Печорина в художественном изображении М.Ю.Лермонтова»: нужно определить, что понимается под словами «маска Печорина» и что мы имеем в виду, говоря о душе героя. Биографическое вступление Некоторые темы предполагают знание учащимися сведений из биографии автора, фактов его жизни, истории создания произведения и т.п. «Россия в лирике А.Блока»: невозможно обойтись без обращения к истории души поэта и изменению его взглядов на мир. Сравнительное вступление «Война гуляет по России, а мы такие молодые…» (По произведениям Б.Васильева, В.Астафьева, К.Воробьева и др.): автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений. Вступление-характеристика произведения Если в теме сочинения предлагается сравнить героев одного произведения, то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости. («Женские образы в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени») «Лирическое» вступление Такое введение будет своеобразным ответом на вопрос: «Почему я выбрал(а) эту тему? Что особенно интересно в ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями?» Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями?» Вступление-перекличка с современностью В нём указывается, ЧТО роднит произведение с сегодняшним днём.

Слайд 23

Работа над основной частью Что необходимо помнить при работе над основной частью? Это критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Слайд 24

Мы должны построить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

Слайд 25

Помните, что при работе над основной частью вы должны ответить на следующие вопросы: 1. Каково ваше отношение к затронутой в теме проблеме? 2. К каком(-их) произведении(- ях ) литературы поднимается та же проблема? 3. Какие эпизоды и герои помогают автору раскрыть проблему? 4. Каковы художественные особенности текста, помогающие автору раскрыть поставленную в произведении проблему?

Слайд 26

Работа над заключением В чём особенность заключения? В заключении суммируются высказывания, делается краткий вывод, подводится итог всему сказанному выше. Хорошо смотрятся сочинения, в которых вступление перекликается с заключением. Такие сочинения оставляют ощущение законченности.

Слайд 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ заключение- вывод заключение -следствие новая информация, имеющая обобщающий характер информация о том, что выходит за рамки уже сказанного Без грамотно написанного заключения не получится правильно построенного текста!

Слайд 28

Заключительная часть сочинения Заключение должно отвечать следующим требованиям: содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении; оно должно соответствовать теме сочинения. Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чём говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст. Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.

Слайд 29

Приемы написания заключения Прием Пример Риторический вопрос Почему же Тургенев привел героя к такому концу? И означает ли он бесперспективность крайнего отрицания- нигилизма? Восклицание Сколько же мудрости, сколько света в финале романа! Как удивителен и многозначен последний пейзаж – картина сельского кладбища! Высказывание своего мнения, предположения Тургенев увидел появление нового типа сознания у человека. Он придумал Базарова, желая «высечь» нигилистов-детей. Я думаю, у него это получилось не вполне. Сам писатель симпатизирует своему герою и заставляет задуматься о крайностях нигилистического сознания. Призыв к действию, совет, пожелание Будем помнить, что не нигилистическим отрицанием и разрушением традиционных ценностей, а созиданием торжествует и движется жизнь. Подведение итогов Таким образом, в романе Тургенева… Рассуждая о проблеме, прихожу к выводам… « Ход в будущее» ( что будет, если…; что может произойти…; как будет хорошо… и т.п.) Жизнь всегда меняется, «преобразования необходимы», но что будет, если оно будет крайне революционным, сметающим все на своем пути. В том числе любимых старичков родителей…

Слайд 30

Приемы написания заключения Яркие высказывания известных людей, пословицы и т.п. …у жизни есть один смысл – сама жизнь. Эрих Фромм История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития. Эрих Фромм Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни… что вся жизнь – это великая тайна. Альберт Швейцер Настоящие писатели – совесть человечества. Людвиг Фейербах Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Н.А. Бердяев Сравнение, образ Давно возникло это противостояние «отцов» и «детей». Но что будет, если «блудный сын» не вернется к Отцу. Базаров у Тургенева, мне кажется, вернулся.

Слайд 31

Средства связи частей текста Средства связи частей текста Примеры Цель использования Слова-сигналы очередности, логической последовательности , так называемые «путеводные» слова Во-первых, во-вторых, в первую очередь, далее, затем. Создать «мостики» между частями текста и тем самым облегчить его восприятие Связочные предложения Рассмотрим следующую проблему. Перейдем к следующему вопросу. Остановимся на этом подробнее. Стоит поразмышлять на тему… Слова, указывающие на причину Из-за, благодаря, по причине, в связи с… Объяснить причину появления чего-либо Обобщающие или резюмирующие слова Следовательно, стало быть, таким образом, поэтому Подвести итог рассуждениям, сигнализировать о завершении всего рассказа или какого-либо его этапа.

Слайд 32

Слова, используемые для сопоставления частей информации Так же, точно так, как; таким же образом Подчеркнуть сходство чего-либо, кого-либо Слова, используемые для противопоставления частей информации С одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, зато, один – другой, герой персонаж (такой–то) - его оппонент…; благородные порывы одного – аморальные, предосудительные другого и т.д. Подчеркнуть различие чего-либо, кого-либо Слова, дающие оценку степени достоверности информации Наверно, безусловно, конечно, вероятно, без сомнения Помогают понять позицию автора, степень его уверенности Слова, выражающие отношение автора к сказанному (уверенность, сомнения, оценка, чувства) На мой взгляд, как мы знаем, по моему убеждению, к стыду моему, с сожалению Проявить в тексте личность автора и вызвать определенную реакцию читателей, создать общее поле речевого взаимодействия между пишущим и читающим Апелляция к читателям Давайте вместе подумаем, представьте себе, поставьте себя на это место; предположим, представим, что… Поясняющие слова То есть, иными словами, иначе говоря, точнее говоря Конкретизировать, более подробно изъяснить вышеизложенное

Слайд 33

Особенности итогового сочинения Итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций, выявление уровня речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. Сочинение является литературоцентричным , так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Слайд 34

Особенности формулировок тем итогового сочинения Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

Слайд 35

Направления тем сочинения 2016-17 учебного года 1) «Разум и чувство» 2) «Честь и бесчестие» 3) «Победа и поражение» 4) «Опыт и ошибки» 5) «Дружба и вражда»

Слайд 36

Направления тем сочинения 2017-18 учебного года 1) «Верность и измена» 2) «Равнодушие и отзывчивость» 3) «Цели и средства» 4) «Смелость и трусость» 5) «Человек и общество»

Слайд 37

Сочинение – это творчество, творчество требует вдохновения, но одного вдохновения мало для того, чтобы решить поставленную задачу и достичь желаемого результата. Перед нами стоит задача: написать сочинение и получить по нему зачёт

Слайд 38

Экзамен экзаменом, а жизнь жизнью. Любая работа должна доставлять наслаждение. Поэтому закончим мы словами Н.В.Гоголя: «...едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». Относитесь к сочинению как к творчеству, и всё будет хорошо

Слайд 39

«...едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить», - сказал Н.В. Гоголь.

Слайд 40

Дополнительные материалы

Слайд 41

О чём писать во вступлении: Общие сведения об авторе, его месте и значении в русской и мировой литературе. Анализ центрального понятия темы. Поставить проблемный вопрос по теме и входе сочинения искать ответ на него. Создание определённого эмоционального настроя, увязывающего тему сочинения с вашими личными впечатлениями. Какое влияние оказал писатель, его личность и творчество, что заставило полюбить данное произведение, задуматься над его проблематикой, что нового открыл для вас его автор. Использовать цитату, связанную с ключевым понятием темы.

Слайд 42

Главная часть раскрывает тему сочинения; в ней ученик выдвигает тезис (ы) и ходом всей работы доказывает его или отвечает на вопрос, содержащийся в теме; здесь нужно показать знание текстов произведений с помощью цитирования или пересказа; продемонстрировать умение анализировать и комментировать прочитанное; необходимо использовать литературоведческие термины; высказать своё мнение по проблеме, содержащейся в теме; аргументируя своё мнение, обращаться к фактам истории и культуры;

Слайд 43

О чём писать в заключении: В этой части следует подвести итог всей работе; логично завершить размышления над темой сочинения, сделав выводы. Это можно сделать несколькими способами: Связать с современностью. Поставить риторический вопрос. Призвать к чему-либо. Использовать цитату, которая наиболее полно выразит ваши мысли и чувства, вызванные размышлениями над темой сочинения.

Слайд 44

Общие рекомендации: Объём сочинения: 350– 400 слов; Между частями сочинения и внутри них не должно быть нарушений последовательности изложения мыслей и необоснованных повторов; Следует стараться не допускать фактических и речевых ошибок; Приветствуется , если сочинение отличается самостоятельностью суждений, творческим, нестандартным подходом, оригинальностью изложения мыслей.

Слайд 45

Источники: 1.Егораева Г.Т. Презентации: А)Основные направления тем сочинений Б)Пишем сочинение 2. http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie 3. http:// капканы-егэ.рф / index.php/100-sochinenij-dlya-ege/ vypusknoe-sochinenie /1810-primernye-temy-vypusknykh-sochinenij-po-napravleniyam

Слайд 46

Источники информации http://mypresentation.ru/documents/1b155e856ac68771fae09bf92764abaf/img3.jpg http://sochinenie11.ru/



Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сочинения, 11 класс

Цель - проанализировать  текст (проблема, позиция автора), высказать свою точку зрения.

  1. Упражнения.
  1. Прочитайте текст.

Нынешние подростки, рожденные в начале девяностых годов XX века, — первое поколение, выросшее в «обществе потребления». У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни все». Все взять. Все иметь, все успеть. Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. По велению души. Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. Все возрастающих. Дети хотят быстрее вырасти. Почему спешат? Чтоб свободно распоряжаться деньгами. Как заработать, пока не знают, не задумываются.

Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. Однако не все так плохо. В целом молодежь очень разношерстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране.

У современной молодежи немало и положительных ориентации. Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им все даст государство.

Тенденция к самореализации — знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. А повышенное внимание подростков к определенным товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. Надо быть как все.

Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? На первом месте у них — хорошая работа, карьера и образование. Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. Многие старшеклассники хотят получить высшее образование и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось еще десять лет назад. Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.

Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие.

По И. Маслову

  1. Определите проблему текста.

Справка: чтобы определить проблему, к которой обращается автор, надо найти противоречие. Оно и является предметом рассуждения или описания.

Формулировка проблемы содержит образные и оценочные слова.

Сформулировать проблему можно используя речевые обороты типа: Автор обращается к ... (философской, психологической, социальной, политической и др.) проблеме... (воспитания, образования, исторической памяти, экологии, культуры, нравственности...) и ... (вскрывает противоречие между , показывает, обращает внимание читателя на ..., выражает сожаление по поводу того, что...).

  1. Следуя алгоритму, определите тему текста.
    Алгоритм определения темы текста:
  • Из каждого абзаца выпишите тематическое предложение, которое содержит наибольший объем информации.
  • Сократите предложения, оставив в них только ключевые слова и словосочетания.
  • Выпишите получившиеся предложения (словосочетания) и распределите их от первого к последнему по мере убывания значимости информации для понимания темы текста.
  • Определите, как связаны предложения друг с другом. Для этого от одного предложения к другому задайте вопрос (возможны другие средства связи, например уточняющие члены предложения).
  • Сформулируйте тему текста, используя формулу:
  • речевое клише + ключевое слово (словосочетание).
  • Например:
  1. Автор текста обращается к теме о роли (значении, влиянии...) +  ключевые слова;
  2. В тексте говорится о роли (значении', влиянщ...) + ключевые слова;
  3. Автор рассуждает о роли (значении, влиянии...) + ключевые слова.
  1. Определите позицию автора по отношению к теме, следуя рекомендациям.

Позиция автора — это его отношение к предмету речи (отрицательное, утвердительное или неоднозначное).

Например:

•        Автор утверждает, что... (цитата), сравнивая... (предметы сравнения).

Или:

  • Автор призывает к ..., так как убежден, что «...(цитата)...». Доказательством этому являются (факты, явления, события, которые приводит автор) ».
  • Автор убежден в том, что...
  • Рассуждая о..., автор сожалеет о том, что...
  • К теме... автор относится неоднозначно. С одной стороны..., а с другой— ...

При формулировании позиции автора следует помнить, что она выражается с помощью глаголов: утверждает, призывает, сомневается, заставляет задуматься и т.д.

Аргументация тезиса выражается с помощью речевых оборотов типа:

  • Свою позицию автор обосновывает...
  • Позиция автора подтверждается следующими аргументами (доводами, фактами).
  • Доказательствами позиции автора являются такие аргументы, как...
  1. Составьте мини-текст (6-8 предложений), ответив последовательно на вопросы:
  1. К какой проблеме обращается автор?
  2. На примере какой темы автор пытается решить проблему?
  3. Как автор относится к теме (предмету речи)?
  1. Какие аргументы автор приводит для обоснования своей позиции?

Рекомендация: при составлении связного мини-текста избегайте повтора одних и тех же слов, заменяя их синонимами.

  1. Прочитайте варианты определения проблемы, темы и позиции автора учащимися. Сравните их с собственным вариантом, дайте оценку.

  1. Читая статью И. Маслова, невольно задумываешься вместе с автором о нынешних подростках. Он показывает, что современная молодежь стремится к самоусовершенствованию. Она другая, не похожая на предшественников: «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников».
  2. Автор текста затрагивает тему развития подростков, их стремление к учебе, карьере. Работе, реализации их как специалистов. И. Маслов рассуждает о проблеме самореализации подростков и считает, что «подростковые кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране». «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие », — утверждает он.
  3. Автор, обращаясь к проблеме образования, утверждает, что подростки хотят получить хорошее образование. Текст И. Маслова о подростках, которые хотят хорошо зарабатывать.
    Автор утверждает, что подростки «для достижения своих целей» готовы пожертвовать многим.
  4. В своей статье И. Маслов обращается к проблеме воспитания нынешних подростков. Он сравнивает молодежь «эпохи застоя» с молодежью XXI века. Маслов считает, что «нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».
  5. Хорошая работа, карьера и образование вот то, что современная молодежь,' выросшая в «обществе потребления», ставит на первое место. Именно об этом пишет И. Маслов,

обращаясь к проблеме воспитания и реализации сил нынешних подростков. Автор утверждает, что «нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

  1. Автор обращается к проблеме воспитания «нынешних подростков ». Он размышляет о нравственных ценностях современной молодежи. И. Маслов утверждает, что молодежь воспитана по принципу «Бери от жизни все ». Автор четко выражает свою позицию: «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».
  2. Автор затрагивает тему формирования нынешней молодежи, выросшей в «обществе потребления». И. Маслов обращается к проблеме самореализации сегодняшнего поколения:
    «Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие».

  1. Упражнения.
  1. Необходимо вспомнить, что такое аргументация и каковы основные виды аргументов.
  2. Частично согласитесь с приведенным тезисом и в то же время частично возразите против него, приведя аргументы «за» и «против».

Молодежь надо воспитывать по принципу «Бери от жизни все».

  1. Свяжите с идеей пользы / вреда следующую информацию:

Каждый молодой человек должен стремиться  к самореализации.

  1. Подберите к приведенному тезису собственные доводы, примеры.

Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие.

  1. Упражнения.
  1. Прочитайте текст.

Упражняется ли милосердие в нашей жизни? ...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? Часто ли мы получаем призыв к нему? В «Памятнике », где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» — милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.

Это не только прямой призыв в милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.

Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России  росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

Милость к падшим призывать — воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему —необходимость настоятельная, труднооценимая. Я убежден, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.

Д. Гранин

  1. Данный текст, как показывают результаты экзаменов, оказывается сложным в плане восприятия темы. Речь идет о роли литературы в воспитании в человеке милосердия , что это чувство воспитывается литературой на примерах из жизни самых разных литературных героев, живущих в разное время, что задача современной литературы состоит в продолжении доброй традиции, заложенной классической литературой, - воспитать в человеке чувство милосердия.
  2. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение.
  3. Какие виды аргументов вы использовали?
  4. Прочитайте варианты аргументов  учащихся. Сравните их с собственным вариантом, дайте оценку. Какие виды аргументов использовали учащиеся?

Обратите особое внимание на комментарии выставленного экспертом балла.

Тезис

Аргументы

Комментарий

фраг-

 

 

-

мента

 

 

 

1

Я согласна с мнением автора, что «милость к падшим призывать воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему необходимость настоятельная, труднооценимая». «Литература, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета »

«человек, я считаю, без сострадания жить не может» ;

«если ты не будешь милосерден к окружающим, к тебе также никто не будет сострадателен и милосерден»;

«в нем (в пушкинском завете) звучит довольно сильный призыв к милосердию»

Позиция ученика выра-

жена, но аргументирована недостаточно убедительно

(1 балл):

неточное понимание темы текста не позволило ученику аргументировано выразить свою позицию

2

...Гранин очень точно отразил в своей статье роль милосердия в русской литературе.

Эта тема очень важна сейчас...

воспитание чувства милости к падшим, сострадания «необходимость настоятельная »

«сострадание способно сделать нас в моральном плане лучше и добрее»

Позиция ученика выражена, но аргументирована недостаточно убедительно (1 балл):

убедительно аргументировать можно обращаясь к примерам из литературы или личного жизненного опыта

3

Я абсолютно согласна с мнением автора.

Как я считаю, не существует людей плохих, злых, недостойных. Попытаться понять человека поступок поистине благородный. И наша классическая литература воспитывает в нас как раз таких людей

«неординарность и амбициозность вовсе не мешали ему (Раскольникову) быть терпимым, добрым, великодушным по отношению к близким, дорогим его сердцу людям и увидеть в Соне не падшую женщину, а ранимое и чувствительное создание»

Позиция ученика выражена, но аргументирована недостаточно убедительно (1 балл):

Обращение к примеру из классической литературы делает этот фрагмент более убедительным в плане аргументации одного из тезиса, но ученик аргументирует не все выдвинутые им тезисы

4

Я разделяю свою точку зрения с автором

Аргументация отсутствует

Позиция ученика лишь формально заявлена (0 баллов)

  1. Напишите сочинение по прочитанному тексту И. Маслова



Предварительный просмотр:

http://otvet.imgsmail.ru/download/226637456_482bfe7a93433d878fea140b610054b6_800.png

Переведите свои первичные баллы в тестовые, оцените свои знания для постепления в вуз.

Шкала построена в соответствии с минимальными баллами ЕГЭ в 2017 году.

Шкала перевода баллов ЕГЭ 2017 в оценку

Как вы видите, балла для поступления в ВУЗ и баллы для преодоления минимального порога не много отличаются.

Таблица перевода баллов ЕГЭ 2017 в оценки (по пятибалльной системе)

Предмет

5

4

3

2

Русский язык

от 72

58–71

36–57

0–35

Математика

от 65

47–64

27–46

0–26

Физика

от 68

53–67

36–52

0–35

Химия

от 73

56–72

36–55

0–35

Биология

от 72

55–71

36–54

0–35

География

от 67

51–66

37–50

0–36

Обществознание

от 67

55–66

42–54

0–41

История

от 68

50–67

32–49

0–31

Литература

от 67

55–66

32–54

0–31

Информатика и ИКТ

от 73

57–72

40–55

0–39

Английский язык

от 84

59–83

22–58

0–21

Немецкий язык

от 84

59–83

22–58

0–21

Французский язык

от 84

59–83

22–58

0–21

Испанский язык

от 84

59–83

22–58

0–21



Предварительный просмотр:

http://school-shumilovo.ru/storage/app/media/Exam/GIA11/shkala%2011.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...