Деловая игра "Редакция"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Урок-обобщение по русскому языку в фоме деловой игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-игра "Редакция"31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Редакция»

Урок-обобщение

Краткая характеристика темы

Психологи Л. С. Выготский, В. М. Теплов, Л. И. Рувинский утверждают, что применение дидактических игр в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Дидактические игры позволяют, кроме того, отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при обучении русскому языку. В процессе ролевой игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу, при этом ученики «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания личности на уроке.

Введение элементов игры в обычную учебную деятельность обучающихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения.

Урок-игра «Редакция», рассчитанный на два часа, поможет не только проверить знания по русскому языку, но может стать и школой профессиональной ориентации (каждый попробует свои силы в ролях: заведующего отделом, ответственного секретаря, литературного редактора, корректора и т. д.), позволит уже сейчас ответить на важные жизненные вопросы: Легко ли мне работать в коллективе? Какая роль больше подходит – лидера или исполнителя? Могу ли я заниматься своим делом, если обстановка не способствует этому? Умею ли я рассчитывать время?

Задачи

  1. Обучающие:
  • систематизация и обобщение накопленных ранее знаний;
  • самостоятельное применение уже имеющихся знаний;
  • экспериментальное подтверждение теоретических положений;
  • формирование профессиональных знаний;
  • выработка умений решать практические задачи путем проведения опытов;
  • формирование профессиональных умений.
  1. Развивающие:
  • привитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • развитие культуры речи;
  • формирование умений слушать других, отвечать на поставленные вопросы;
  • развитие познавательных способностей – внимания, восприятия, наблюдательности, мышления, воображения;
  • развитие интеллектуальных умений.

  1. Воспитательные:
  • воспитание ответственности, самостоятельности, наблюдательности;
  • воспитание умения общаться;
  • воспитание творческого подхода к выполнению задания;
  • формирование у обучающихся бережного отношения к оборудованию.

III. Тип урока – урок-обобщение.

Форма урока – деловая игра.

IV. Оборудование рабочего места:

  1. Две сдвинутые парты
  2. Различные виды словарей
  3. Чертежные листы – для макета газеты
  4. Листы бумаги формата А4 для черновиков и чистовиков
  5. Цветные карандаши, маркеры, фломастеры

Организация и методика проведения занятия

Каждая «редакция» (это группы по 5-6 человек) размещается за двумя сдвинутыми столами: так удобнее работать. Учитель зачитывает индивидуальные задания заведующим отделами международной информации, информации по России, культуры и искусства, литературы, писем. Письмо автору, подпись к фотографии, рекламу газеты, макет, названия рубрик обсуждает и принимает окончательный вариант вся редакция.

Отдел международной информации

Условия игры: Заболела машинистка. Студента, владеющего компьютерной грамотностью, проходящего практику в редакции, попросили напечатать информацию. Чтобы не показывать свою малограмотность, практикант напечатал текст вовсе без знаков препинания.

Задания. Переписать текст, расставив знаки препинания. Дать название, состоящее из 8-11 букв. Дописать один абзац – вывод из материала. Придумать название рубрики. Поставить разборчиво подпись Зав. отделом…

Если колумбийской женщине в родильном доме скажут что ее ребёнок умер это вовсе не означает что так оно и произошло на самом деле. Новорожденный может отправиться в далекий путь через океан он может оказаться в любой стране Европы в совершенно чужой для него семье Младенец вырастет в ней так никогда и не узнав ни имени своей настоящей матери ни города и страны где появился на свет. Еще до своего рождения он был куплен и преступники в белых халатах только ждали момента чтобы обменять его на пачку ассигнаций Нередки случаи когда взятого на воспитание ребенка превращают в безропотного слугу-раба или же просто выбрасывают на улицу как надоевшую игрушку.

Отдел информации по России

Условия игры: Материал принимали по телефону в Ваше отсутствие. Знаки препинания ставили, где успевали.

Задания. Переписать, расставив знаки препинания. Сократить на 3-4 строки: можно выбрасывать слова, видоизменять предложения, из двух делать одно, не нарушая стиля. Дать название, состоящее из 5-7 букв. Озаглавить рубрику. Разборчиво подписать материал: Зав. отделом...

Таких строек Алтай ещё не видел профиль   предприятия – чёрная   металлургия – для края не совсем традиционная. Не преувеличивая можно сказать. Алтайский коксохимический завод строила вся страна. В самые напряжённые дни на площадке работали строители из Ленинграда и Новосибирска возились монтажники из Новокузнецка и Липецка и вот первые тонны алтайского кокса пошли на-гора.

Одновременно  с  производственными объектами вырос и новый город сегодня Заринск это целые кварталы многоэтажных домов с широкими проспектами площадями и магазинами.

По сравнению с другими родственными предприятиями на Алтайском коксохимическом применён ряд новшеств их цель повысить производительность улучшить условия труда коксовые машины имеют высокую степень автоматизации, электронно-вычислительный центр рассчитывает температурный и гидравлический режимы.

Предусмотрена программа по охране окружающей среды гигантский комбинат не причинит вреда природе Алтая. Технология позволяет снова пускать в дело отходы из специального отделения утилизации, они будут возвращаться в шихту идущую на коксование.

Первая батарея встала в рабочий строй рядом строится вторая готовится котлован под третью намечено место под четвёртую. В стране немного батарей-миллионников, а здесь в перспективе батареи еще большей мощности.

Литературный отдел

Условия игры: Отсутствует литературный сотрудник. В номер срочно нужно дать фантастический рассказ. Выбрать его поручили вам – сотруднику другого отдела.

Задания. Из двух научно-фантастических рассказов выбрать один. Если выбор падает на первый, сократить в три раза, на второй – сократить на треть, сохранив стиль. Озаглавить. Дать название рубрике.

Случай

Орды двигались на Новгород. Батый, окруженный «непобедимыми», выехал в авангард войска. Впереди была богатая добыча...

В доме профессора истории Никонова шли приготовления: профессор отправлялся в экспедицию во времени. Никонов уже много лет работал над вопросом: что заставило монголов повернуть от Новгорода? Этого дня профессор ждал пять лет: временная линия проходила как раз через 1240 год.

В основе науки о времени — темпологии — лежит утверждение о спиральности временного потока: время напоминает пружину. С одного витка можно перескакивать на противоположную точку другого витка.

Митька Никонов — внук профессора — страшно хотел попасть в экспедицию. Тонкостей темпологии он, ученик седьмого класса, ещё не знал и решил спрятаться в ящике для запасной провизии. Пробравшись в институт, где его все знали, Митька осуществил свой план.

Через час стартовая аппаратура, экипаж и провизия темполета были доставлены на старую Владимиро-Новгородскую дорогу.

И наконец — пуск! Митьку передергивало, он корчился, извивался (все остальные были в страховочной одежде) и, не выдержав, взвыл Когда его открыли, Митька пулей выскочил из ящика и стал искать спасения от дедушкиного гнева. Ткнувшись в какой-то люк, Митька неожиданно вывалился из темполета. Лицо дедушки вытянулось: выход за пределы темполета грозил изменением истории.

Немного пробежав по лесу, Митька очутился на дороге — и был схвачен людьми в чёрных тулупах и меховых малахаях, сидевшими на низкорослых лошадях. Митька сразу узнал монголов.

Батый был очень удивлён, увидев в этих диких лесах мальчишку в странном одеянии. Были вызваны толмачи. Но Митька с трудом понимал старославянский язык, а толмачи его вообще не понимали. Батый вызвал шаманку, которая с дикими воплями прыгала вокруг Митьки, а потом о чем-то горячо заспорила с важным монголом. Шаманка предложила принести отрока в жертву богам, чтобы облегчить тяжёлую дорогу. Батый дал согласие.

В темполете все видели и слышали. Профессор Никонов принял решение устроить небольшой электрический фейерверк.

В монгольском лагере началась паника. В ясном небе ослепительно вспыхивали молнии, раздавались страшные удары грома. Всё бросив, монголы бежали от проклятых мест

Митьку подобрал темполёт. О бегстве монгольского войска решено было умолчать. В летопись это событие занесено не было, а простые воины старались не вспоминать о виденном.

Батый приказал повернуть на Тверь.

Падающая звезда

Погасла Легца, звезда планеты Пелита. Правительство успокаивало впавший в панику народ заверениями в том, что тьма ненадолго: при теперешнем прогрессе учёные Совета что-нибудь придумают. Но другую Легцу не сделаешь, а освещать Пелиту чем-то надо. Тентан, старейший член Совета, нашел выход: необходимо было к Жёлтой звезде, ближайшей к Легцайской системе, послать звездоплан с мезитилезоропными ускорителями, которые разгонят Желтую звезду до огромной скорости, через 3-4 семата она займет место Легцы.

Когда Керлингу, лучшему космолбтчику Пелиты, сообщили, что именно он поведет звездоплан к Желтой звезде, тот ужаснулся: «Но ведь там отмечены признаки жизни!» «Ничего не поделаешь, старина, из-за каких-то примитивных существ развитая цивилизация не должна погибать»,— услышал он в ответ.

... Керлинг летел к Желтой звезде, летел как убийца, он это где-то в душе понимал. Он не хотел лететь, но для этой экспедиции нужен был именно его опыт, острый ум. В душе Керлинга боролись совесть и эгоистическая трусость — мы, мол, выше Керлинг встал, подошел к видеоселектору и спроецировал на экран Голубую планету (так он про себя назвал эту третью от Желтой звезды планету). До этого он не раз на неё смотрел, но не видел ничего, кроме темных пятен на голубом фоне. И все же в душе его пробуждалась какая-то жалость: через 3 темрока Голубая планета, по расчётам Совета, должна будет превратиться в кучу космической пыли. Керлинга вдруг охватило желание, ни разу его не посещавшее: увидеть, что делается на этой планете. Для этого необходимо было израсходовать НЗ энергии, но желание было столь велико, что он пошёл на риск. Подключив к видеоселектору резервный запас энергии, он стал фокусировать на экран тёмное пятно планеты. Из неясных очертаний вдруг сложилась чёткая картина: женщина сидит на шкуре, скобля её камнем; ребёнок, которому 2-3 семата, смотрит, кажется, прямо ему в глаза, прижимая к груди игрушку — кусочек кости. Керлинг больше не знал сомнений. «Почему эта женщина, этот ребёнок, хоть они и находятся на уровне развития ниже Пелиты, должны стать жертвами цивилизации! Они не виноваты в том, что Легца погасла, они должны жить!» — думал он, опуская руку на пульт карезмета. Автомат предостерегающе мигнул красным глазом, но рука космолбтчика с силой ударила по чёрной кнопке за стеклом. Последнее, что Керлинг увидел, — взгляд серых глаз малыша Голубой планеты и ослепительную вспышку...

«Мама, что за блестящая точка на небе?» — спросил маленький Юмо, показывая на светящийся кружок. Неандерталка, уставшей от работы рукой смахнув волосы, сказала: «Это, наверно, падающая звезда».

Отдел писем

Задание. Подготовить аргументированный, корректный ответ автору рассказа, который не будет опубликован. При этом правильно оформить письмо (обращение, дата, подпись) и конверт.

Отдел рекламы

Задание. Написать рекламное стихотворение, призывающее подписывать газету. В нём должно быть от 2 до 12 строк.

Примеры рекламы:

«Голос эпохи» 

Невозможно жить на свете,

Не отдав часок газете.

Ведь газета — знает каждый —

Информатор очень важный.

Если всё узнать хотите,

«Голос...» прочитать спешите!

«Объектив»

«Объектив», проверьте сами,

Не нуждается в рекламе.

Фотоотдел

Сочинить текстовку к фотографии.

Художественный отдел

Задания. Нарисовать макет газеты. Написать её название, а также названия рубрик, материалов, оставить место для рисунков. Поместить слева вверху рекламное стихотворение, справа внизу – фамилии и имена сотрудников редакции.

Подведение итогов игры

Макет, названия материалов и рубрик, рекламное стихотворение утверждаются редколлегией. Вместе правятся ошибки. Каждый вычитывает все материалы и ставит свою подпись. Если за два часа заведующий отделом не успеет прочитать все материалы, он подписывает только те, которые прочитал.

Каждый получает две оценки: одна – за выполнение индивидуального задания, вторая – средний балл редакции: суммируются оценки за все материалы и делятся на их количество.

Итоги подводятся на следующем уроке. На доске выписываются баллы с комментариями за общую работу. По десятибалльной системе оцениваются макет, реклама газеты, письмо автору, оригинальность названий материалов и рубрик, их неповторимость в прямом смысле слова и соответствие  содержанию, четкость выполнения заданий, литературная работа, слаженность и темп деятельности коллектива. По пятибалльной системе оценивается грамотность текстов. На доске выписываются оценки за все тексты и общее количество пропущенных фактических, речевых, стилистических, логических, пунктуационных, орфографических ошибок. Итоги подводят обучающиеся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо

Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»

Элективный курс знакомит с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствует умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами....

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Программа элективного курса по русскому языку "Деловой этикет, или Язык деловых отношений"

Программа  элективного курса для профильного обучения в старших классах предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями  делового стиля общения....

Деловая речь. Деловое общение.

Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов....