Внеурочная деятельность
материал по русскому языку (6 класс)

Голубова Юлия Николаевна

Внеурочная деятельность по русскому языку в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_put_k_slovu.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

« Русский язык как средство общения».

Пояснительная записка

           Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. С 5-го класса интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Однако важно отметить, что изучение русского языка – это не только строгий набор правил по орфографии и пунктуации, знания которых требует школьная программа. Русский язык таит в себе много тайн, он богат, выразителен и разнообразен.

Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности. 

Кружок «Русский язык как средство общения» предназначен для учащихся 6 классов. Программа составлена на основе пособий

Грызловой М.Л. «Внеклассная работа по русскому языку» и Дроздовой О. Е. «Уроки языкознания для школьников. 5-8 класс».

Данная программа поможет учащимся овладеть навыками культуры речи, научит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм речевого этикета, составлять тексты для публичных выступлений.

Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в иностранном языке. 

В этой связи, данный курс способствует взаимообогащению родного и иностранных языков), совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.

Цель:

содействовать интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества; помочь ощутить русский язык, как стройную гармоничную систему.

Программа рассчитана на 34 учебных часа. На занятиях кружка предусмотрены различные виды работ. На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных заданий повышенной сложности. Также предполагается, что учащиеся будут заниматься под руководством учителя исследовательской работой, которая выльется в выступления на школьных и городских научных конференциях и поможет им планировать собственную научную деятельность.

Задачи: 

1)   воспитание коммуникативной культуры школьников;

2)   расширение и углубление запаса знаний по предмету и формирование лингвистической компетенции учащихся;

3)   выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

4)   поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;

5)    развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. 


Формы работы:

Формы организации разнообразны: беседа, лекции, диспуты, практикумы, семинары, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, Неделя русского языка и литературы.

Приемы работы:

- наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера,

- практическая работа с различного рода словарями,

- игры на языковом материале,

- изготовление дидактического материала,

- составление задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, шарад,

- вопросы занимательной грамматики,

- краткие увлекательные рассказы учителя о жизни языка,

- сообщения самих учеников о наблюдениях над языковыми явлениями,

- знакомство с работой над языком наших писателей,

- сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языка,

- знакомство с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа.

- решение и составление олимпиадных задач различного уровня сложности.

К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;

Знания и умения:

- основные лингвистические термины и понятия; 

- основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология); 

- лексическое значение слова; 

-основные орфоэпические нормы; 

- жанры публицистического стиля (статья, заметка); 

-происхождение некоторых слов и выражений

- иметь представление о русском языке как системе;

- создавать собственные произведения различных стилей;

- уметь правильно оформлять сообщение, доклад, исследовательскую работу;

-правильно употреблять слова в речи; 

-различать слова-паронимы ;

- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями; 


Учебно-тематический план

Дата

п

ф


№п/п


1


Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система



2


Язык и общество. Вербальные и невербальные формы общения



3


Живые и мёртвые языки



4


Происхождение языка. История русского языка.



5


Естественные и искусственные языки.



6


Языки и диалекты.



7


Классификация языков. Языковые семьи и группы. Место русского языка среди них.



8


Язык –чудо из чудес( писатели о языке)



9


Речевой этикет. Культура речевого общения.



10


Культура монологической речи.



11


Особенности диалогического общения.



12


Культура поведения и этические нормы общения.



13


Речевая ситуация. Особенности общения в различных речевых ситуациях.



14


Слово, его назначение в речи. Слово как выразительное средство речи.



15


Тропы и фигуры.



16


Особенности заимствованных слов в русском языке.



17


Лексические нормы.



18


Фразеологизмы, их использование в речи.



19


Пословицы и поговорки в речи. Крылатые слова и выражения.



20


Фонетические средства языковой выразительности. Звукопись и благозвучие.



21


Происхождение слов. Знакомство с этимологическим словарем.



22


Чудесные превращения слов ( шарады, головоломки, лингвистические задачи)



23


Путешествие в страну Признаков. Словарь эпитетов.



24


Что означают наши имена?



25


Слова-близнецы. Знакомство со словарем омонимов. Явления, близкие к омонимии.



26


Паронимия и парономазия.



27


Слова-друзья. Употребление синонимов в речи



28


Слова - враги. Словарь антонимов



29


Почему мы так говорим. Грамматические нормы русского языка.



30


Слово и текст. Контекстуальное значение слова.



31


Средства связи в тексте.



32


Язык мой – враг мой. Секреты хорошей речи. Несколько правил успешного выступления.



33-34.


Итоговое занятие: «Русский язык и мы».




Литература:


  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. –М.: Просвещение, 1967. – 288 С.

  2. Баранов М.Т. Программа курса «Жизнь слов и фразеологизмов в языке и речи» для VIII-IX классов//РЯШ. – 1991. - №4. – С.101.

  3. Блинов Г.И. О некоторых вопросах перспективности в обучении (на материале синтаксиса и пунктуации)//РЯШ. – 2003. - №1. – С.9-15

  4. Виды внеклассной работы по русскому языку (Сб. статей из опыта работы)/Сост. М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968. – 268 С.

  5. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994. – 448 С.

  6. Волкова Т.Н. Путешествие в страну Глаголию//РЯШ. – 2005. - №1. – С.50.

  7. Вопросы и задания Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку//РЯШ. – 2007. - №4. – С.52.

  8. Вопросы и задания Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку//РЯШ. – 2008. - №4. – С.46.

  9. Воробьева О.И., Головенкина Л.Н. Олимпиада по русскому языку: задания, результаты, выводы//РЯШ. – 1996. - №2. – С.48.

  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...