урок в 5 классе " Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Самоанализ и лан конспекта  урока в 5 классе по русскрму языку по теме " Имя прилагательное как часть речи" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_5kl_samoanaliz_1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка в 5 классе.

Тема: «Имя прилагательное как часть речи»

        Данный урок комбинированный, так как при его проведении сочетаются

различные цели и виды учебной работы и в частности, работа над

пройденным материалом, усвоением; осмыслением новой темы,

выработка практических умений и навыков.

        Урок проводился в 5 классе, для основной его части характерен средний уровень подготовки.

        Можно выделить 3 основные задачи, которые решались на уроке:

Образовательные: вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи; дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении;

Развивающие:  развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы;

Воспитательные:  воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему миру, к природе.

        Выбранная структура урока была более рациональной для решения  поставленных задач.

Рассмотрим более подробно структуру урока.

1) Оргмомент. Суть его – психологически настроить класс на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной деятельности.

2) Постановка цели урока – повторить сведения об имени

прилагательном, изученные в начальных классах, дать знания о

грамматических признаках и синтаксической роли в предложении.

3) На предыдущем уроке писали административный контрольный диктант и выполнили анализ контрольного диктанта, поэтому на дом были дано задание повторить орфографичкские правила. Письменного задания не было.

4) Тема методической работы: «Формирование орфографической

зоркости учащихся»

Проведена орфографическая работа с целью проверки орфографических навыков учащихся, по ранее изученному материалу.

5) Этап усвоения новых знаний. Прочтение текста  стихотворения учителем (учащимися),

ответы на вопросы учителя, переход к изучаемому материалу. Научная доступная подача  теоретического материала учителем . Затем было самостоятельное прочтение теории учащимися в учебнике.

6) Закрепление знаний происходило при выполнении заданий. Кроме этого в ходе работы проверялись знания учащихся по ранее изученным материалам.

7) Был сделан вывод по уроку.

8) Домашнее задание дано с последующим пояснением его выполнения. Было рационально выделено место для всех этапов урока.

        В объяснении новой темы главный акцент сделан на роль выполняемую именем прилагательным в речи и на его грамматические признаки. Были использованы словесный и наглядный методы организации и осуществления учебной деятельности. По характеру управления учебной работы: работа под руководством учителя. Применялся фронтальный

опрос, как метод устного контроля и самоконтроля.

        Формы организации обучения:

1) внутренние - комбинированный урок.

2)внешние- урок.

3) общие- фронтальные.

         Контроль усвоения знаний, умений, навыков был проведён в виде практического выполнения письменных заданий, фронтального опроса.

        Были выявлены качество и полнота усвоения материала.

Были использованы средства наглядности:  доска, фотографии,

раздаточный материал, учебник, видиофрагмент.

        За счёт доступного объяснения материала, использования наглядных средств обучения обеспечивалась хорошая работоспособность учащихся на уроке, которая поддерживалась благодаря перемене видов деятельности.

Хорошая психологическая атмосфера достигнута с помощью ровных, доброжелательных отношений, сложившихся между учителем и учениками. Использовались методы одобрения, поддержки, контроля.

        Продуманность, логическая обоснованность всех этапов урока позволили поддерживать высокую активность учащихся и дисциплину.

Учитель русского языка и литературы: Пузина М.Ф.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

по теме « Имя прилагательное как часть речи».

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическую функцию прилагательного.

Задачи: 

1.Образовательная- вспомнить, что такое  имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи, дать знания о грамматических признаках и синтаксической роли в предложении.

2. Развивающая-развить у учащихся познавательный интерес, речь через связанные ответы на вопросы.

3.Воспитательная-воспитать такие нравственные качества, как аккуратность, стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к природе.

Ход урока:

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Все сегодня пришли в хорошем настроении? Все на уроке будете писать? Все сегодня на уроке будете отвечать?

-Молодцы! А теперь, пожалуйста, откройте тетради, запишите число, классная работа. А строчку, где должна быть тема урока, мы пока оставим пустой, поскольку в ходе урока тему мы попробуем сформулировать сами.

1.

-Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с загадок, которые помогут нам окунуться в атмосферу тайны, чуда, необыкновенных открытий.

Загадки. 1.Сам алый , сахарный, кафтан зелёный , бархатный.

                                                                        (Арбуз.)

2. Золотое решето чёрных домиков полно, сколько чёрненьких домов- столько беленьких жильцов.

                                                                       ( Подсолнух.)

3. Золотистый и полезный,

    Витаминный, хотя резкий,

    Горький вкус имеет он.

    Обжигает… Не лимон.

                                    (Лук.)

- Скажите, ребята, а что помогло вам отгадать загадки? ( В них четко обозначаются признаки предметов.)

-Как же называются признаки предметов? ( Имя прилагательное)

- Молодцы! Ваши ответы ,ребята, и помогут сформулировать тему нашего урока. Как она будет звучать? Какие у вас будут варианты?

(Замечательно! Давайте запишем тему урока в тетради «  Имя прилагательное как част речи»)

-Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? ( Чередование А-О в корне слова ЛАГ-ЛОЖ).

-А как вы думаете, какие цели стоят сегодня перед нами на уроке? Чем мы будем заниматься?( Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, его морфологические и синтаксические признаки, выяснить роль имён прилагательных в речи.)

2.

-Итак, сегодня у нас пойдёт разговор об удивительной части речи. Всё к чему прикасается прилагательное преображается удивительным образом.

« Я  - часть речи интересная, широко в миру известная: опишу любой предмет – в этом равных со мною нет. Речь со мною выразительна, и точна , и удивительна. Чтоб красиво говорить , мною нужно дорожить!»

-Был , например, ГРИБ. Попробуйте его описать. (………)

-А теперь прикоснулась к нему художница-прилагательное кисть. Каким стал ГРИБ? ( Красным, ярким , нарядным, несъедобным, заметным.)

-Мы сейчас назвали прилагательные, по которым угадали , что этот гриб –мухомор. А что обозначает прилагательное? ( Обозначает признак предмета).

3. А теперь давайте вспомним , на какие вопросы отвечает имя прилагательное. А чтоб ответить на этот вопрос, прослушаем сначала стихотворения С. Есенина и  И. Токмаковой.

А кругом р…са ж…мчужная

Отл…вала блёстки алые,

И над оз…ром серебряным

Камыши , склонясь, ш…пталися.

                              Ночью темень, ночью тишь.

                              Ры…ка, ры…ка, где ты спишь?

                              Лисий сле… ведёт к норе,

                               Сле… собачий --- к конуре.

-Найдите имена прилагательные и определите , на какие вопросы они отвечают? ( Вопросы : какой? ,  чей?)

4.

--А сейчас , ребята, мы посмотрим с вами небольшой эпизод из комедии Фонвизина « Недоросль». Обратите внимание как недалёкий Митрофанушка объясняет, что такое имя прилагательное. ( Просмотр эпизода кинофильма.)

- Так Митрофанушка рассуждал о прилагательном. А  вы как , ребята, думаете, к чему прилагается имя прилагательное? ( К существительному.)

5.

-А чтобы нам  легче было разобраться в этом вопросе, мы сейчас послушаем сказку, да не простую, а грамматическую.

                                                СКАЗКА.

В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным . Оно было доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно что-нибудь сочиняло и мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы, придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. И вот тогда –то  буква И взялась помочь Существительному. Она собрала все буквы алфавита ,и стали они думать, как назвать помощника. –Ну, раз он будет прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его –Имя Прилагательное. Так и родилось Имя Прилагательное с покладистым характером, и с удовольствием согласовывалось с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательного собственного рода, числа и падежа. « А что , если мне попросить их у Существительного, хотя бы на время?»- догадалось как-то Прилагательное. Существительному очень пришлась по душе эта просьба .Захотело оно иметь помощника и поделилось с ним грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Имена Существительные с Прилагательными. Вместе-служба, вместе- и дружба!

-А вы, ребята, как поняли эту сказку? ( Прилагательное и существительное стоят в одном и том же роде, числе и падеже).

-Правильно! Молодцы! А теперь докажите это на примере наших стихотворений. Выпишите имена существительные вместе с именами прилагательными и определите у нах род ,число и падеж.

( роса жемчужная-ж. р.  , ед. ч. , И. п.

блёстки алые- мн. ч., И. п.

над озером серебряным – ср. р., ед. ч., Т.п.

след лисий, след собачий- м. р. , ед. ч., И. п.)

- Алые… Это какие? Подберите синонимы к этому слову.( красные, пунцовые, кумачовые, багряные.)

6.

- И ещё один важный вопрос. Нам необходимо выяснить, каким членом предложения является имя прилагательное.

На доске записано предложение, в котором вам надо найти имена прилагательные и определить, каким членом предложения они являются. Можете посовещаться в парах. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

                       Свежий воздух тих и прозрачен.

Вывод: чаще всего имена прилагательные являются определениями, но могут и выступать в роли сказуемых. Это краткие прилагательные , которые отвечают на вопросы КАКОВ?, КАКОВА?, КАКОВО?, КАКОВЫ?.

7.

-Итак, давайте сейчас сделаем вывод, что же называется прилагательным? ( Ответы учащихся).

-А теперь откройте учебники  на стр. 85 и сравните правило с нашим выводом.     (Учащиеся читают правило)

                                                                                                                              Все ли признаки прилагательного мы нашли? ( В правиле ничего не сказано про краткую форму.)

8. Физминутка.

Упражнения для рук и головы.

- Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является именем прилагательным. Попробуем- весна, весенний.

-Представьте, что мы пришли на экскурсию во дворец прилагательных и увидели множество признаков: весёлый, свежий, солнце, радоваться, зелёный, яркий, бегут, разноцветный.

-Молодцы. А теперь все встали.

Мы ходили в лес.

Много там чудес.

Посмотрели вправо, влево.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели!

9.- А поскольку мы все отдохнули, можно и дальше работать. Игра «Кто это?»

В нашей речи мы очень часто используем имена прилагательные. По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е  место после существительных и глаголов. А по частоте употребления-5 место.

- А как вы думаете, для чего нужны в нашей речи имена прилагательные? ( Для образности, для яркости нашей речи, с помощью прилагательных у существительных можно описать форму, цвет, вкус, величину, чувства и другие признаки.)

- Так вот, ребята, такие яркие, образные прилагательные –называются эпитетами ,которые широко используются в художественной литературе при создании портретных характеристик героев, пейзажных зарисовок.

Вот в  стихотворении  С. Есенина тоже есть эпитеты- это и роса жемчужная, и озеро серебряное.

-А как вы понимаете значение этих эпитетов?

10.

_ А теперь давайте и мы с вами попробуем создать пейзажную зарисовку.

Задание: перед вами небольшой текст . (Чтение текста.)  

-Понравился вам текст.     А почему? (Скучный, невыразительный)

-А теперь вы попробуйте изменить этот текст.

                                                                                                                                            Вставьте вместо точек подходящие по смыслу прилагательные. А музыка П.И. Чайковского поможет вам в этом.

Текст.

Вот и наступила…………………………………………..весна. Светит………………………………..солнце. Небо уже не ………………………….., как зимой, а …………………………………………………. . Тает ……………………………снег.  Журчат ………………………………ручьи. Воздух в эту пору ……………………………………и………………………………….. .Птицы возвращаются из …………………………………..стран в ……………………………….края. Всё в природе радуется наступлению ………………………………………времени года. (Учащиеся зачитывают текст).

Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. И уходя с урока, ответьте на вопрос « А каким сегодня был урок?», используя только имена прилагательные.

Домашнее задание: 1. Выучить правило из параграфа 101.

2. Выполнить упражнение № 567.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Цель презентации - на наглядном примере показать, как образуются прилагательные в простой и составной форме сравнительной степени....

Урок-обобщение по теме « Прилагательные. Степени сравнения прилагательных.»

Работая над проблемой мотивации ученков,убеждаешься, что результат во многом зависит от того, насколько мотивирована учебная деятельность.Одним из способов ее решения является, проведение  нестан...

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».

Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...