Культура электронного общения
творческая работа учащихся по русскому языку (7 класс)

исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_elektr_pisma.docx55.44 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации  муниципального образования

«Заиграевский район»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Талецкая средняя общеобразовательная школа

671321, РБ, Заиграевский район, п. Нижние Тальцы, ул.Новая, д.9/а; тел 8-301-36-58-3-67

Тема  работы:

Культура электронного общения 

Наименование  секции: русский язык

Автор: Мункуева Юлия, 7б класс

Руководитель: Хасанова Т.М.,

учитель русского языка и литературы 

2020

Оглавление

  1. Введение                                                                                                                             3
  2. Из истории эпистолярного жанра                                                                                    4
  3. Письменная речь в эпоху онлайн                                                                                     5
  4. Электронное общение и e-mail                                                                                         6
  5. Основные правила переписки по электронной почте                                                    7
  6. Письма семиклассников                                                                                                    9
  7. Заключение                                                                                                                        10
  8. Список использованных источников                                                                             11
  9. Приложения                                                                                                                       12

                                                             Введение
    Человечество развивается, и с каждым новым веком в человеческой культуре появляется что-то новое, но при этом тесно связанное с прошлым – «старым». Каждый раз общество выходит на новый уровень развития. Язык является не просто частью культуры, язык - это «хранитель» культуры, который сохраняет культуру и передает ее из поколения в поколение. Отсюда следует, что именно язык играет важнейшую роль в формировании национального характера и каждой личности.

В этой связи задумываешься над тем, как общались люди, когда не было Интернета? Конечно же, они писали друг другу письма… Сейчас можно запросто позвонить, послать SMS, но оперативная связь имеет и свои слабые стороны: в таком виде передаётся только «голая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков событий и переживаний, которые необходимо сопутствуют человеческой жизни.

В своём исследовании я попыталась разобраться в «плюсах» и «минусах» электронного общения.

Актуальность данного исследования заключается в том, что свободное обращение с языком непростительно для развитого общества, а утрата чистоты языка станет для него большой потерей.

Цель исследования – показать важность культуры электронного общения в современном обществе.

Задачи исследования:

  1. изучить историю эпистолярного жанра;
  2. провести анкетирование учащихся 7-х классов;
  3. проанализировать письменную речь и культуру современного общения;
  4. составить основные правила переписки по электронной почте.

Предмет исследования: Интернет-общение и культура речи учащихся.

Используемые методы:

  • поиск информации в сети Интернет;
  • сбор информации из научной литературы;
  • разработка и проведение анкетирования среди учащихся 7 класса;
  • анализ письменных сообщений учеников 7 класса.

Из истории эпистолярного жанра

Эпистолярный жанр - это жанр письма, происходит от греч. epistole — письмо, послание. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слово «письмо» имеет значение: сообщение на бумаге, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому.

Эпистолярный жанр зародился в античные времена. Изначально он не имел ничего общего с художественной прозой и не выходил за рамки простого обмена важной информацией. Cо временем возможности жанра становились шире, в нём всё отчётливее стали проступать элементы публицистики и дидактики. Именно эти черты видны в самых древних образцах античной эпистолографии — в письмах Платона и Аристотеля. В них содержались ценные философские размышления о морали и способах управления государством.

Затем пришла очередь так называемой поучительной эпистолографии Эпикура. Все свои философские воззрения этот мыслитель представил в трёх письмах, получателями которых были Менекей, Пифокл и Геродот. Однако со временем «поучительность» из писем стала исчезать. Они становятся сухими, пространные размышления в них уступают место простому перечислению фактов, уделяя больше внимания конкретным событиям.

Далее на историческую сцену выходит риторика, создавшая богатый набор формальных правил и штампов письменной речи. Изучающие эту дисциплину должны были уметь составлять письма на заданную тему от имени заданного лица. Своей стилистикой письма отличались от устной речи. От ораторских речей они отличались своей краткостью, от научной прозы — повышенной эмоциональностью и фамильярностью. Эти черты эпистолярного жанра, сформированные ещё в античные времена, присутствуют в нём и сегодня.

В художественной литературе форма письма или послания (эпистола) позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью. Письма великих людей – настоящая школа мудрости и нравственности. Читая опубликованные письма великих людей, мы находим в них не только отражение их души, но и получаем нравственные уроки. Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает. Без таких писем мы можем утратить навсегда какие-то важные эпизоды нашей жизни, которые, не будучи запечатленными, могут уйти навсегда.

В настоящее время интерес к данному жанру снизился. В наш современный век информации и технологий рукописные письма эволюционировали в свои электронные эквиваленты. Моим современникам трудно представить, как на самом деле выглядят письма: такие, каких сотни отправляли друг другу наши родители, дедушки и бабушки.

Во-первых, многие из современных школьников никогда не видели бумажное письмо вживую, не держали его в руках.

Во-вторых, нам, детям XXI века, трудно понять, зачем нужно было столь подробно излагать свои мысли, писать обращения и заканчивать строками «с нетерпением жду ответа» или «ответь как можно скорее». Потому что сейчас письма отсылаются прямо в электронный почтовый ящик адресата, и нет необходимости указывать, кому мы пишем. Кроме того, электронное письмо, в отличие от рукописного, дойдет до своего получателя в считанные минуты, и, соответственно, ответ придёт быстро.

Письменная речь в эпоху онлайн

Эпистолярный жанр – это асинхронная форма общения, при которой отправитель сообщения может ожидать ответ в течение длительного времени. Собрания сочинений классиков долгие годы хранят для потомков образцы эпистолярного жанра - личную переписку, дневники. Электронная почта хранится в почтовом ящике несколько дней, а то и минут, а затем удаляется. Единицы архивируют свою переписку. Сообщения сиюминутны: создал - отправил - прочитал - удалил.

Постоянно ускоряющийся темп жизни диктует свои условия, в том числе и к письменному электронному сообщению: скорость, краткость, сжатость. Википедия, электронная энциклопедия, определяет создание коротких сообщений термином «текстинг». Примечательно, что термин «письмо» всё чаще заменяется термином «сообщение» или «текстовое сообщение», что подчёркивает его краткий характер.

Интернет представляет собой не просто компьютерную технологию или средство общения, получения и передачи информации, а культурный феномен, уже сейчас изменивший мировоззрение миллионов. Не секрет, что молодые люди составляют самую большую группу пользователей Интернета. Они считают, что Интернет – революционная социальная платформа современных технологий.

Переписка на маленьком экране мобильного телефона оказывает сильное воздействие на образ мышления моих сверстников. Они превращаются в акул пера, поскольку максимальный размер сообщения не должен превышать 160 знаков. Поэтому начинаются эксперименты с изобретением новых слов и значений, синтаксисом и морфологией, опущением гласных, использованием цифр и математических знаков. А значит, и эта область общения может способствовать разрушению культурной языковой среды.

                                               Электронное общение и e-mail
       Электронное общение со всем миром стало простым и удобным. Мы быстро привыкли посылать друг другу SMS-ки и писать друг другу электронные письма. Стиль электронного общения прочно вошел в повседневное деловое общение и нашу частную жизнь.

Процесс создания текста электронного письма имеет свои особенности, потому что электронный текст сам по себе необычен: чаще всего он передает разговорный текст на письме. Электронный текст - это соединение двух форм речи: устной и письменной, и скомбинированный таким образом текст приобретает иную природу.

Попытку определить признаки электронной переписки как коммуникативного жанра можно найти в статье "Переписка по электронной почте как лингвистический объект" А. Зализняк, И. Микаэлян. Они отмечают:

1. Особый тип интерактивности.

2. Сериальность.

3. Возможное отсутствие обращения, приветствия и прощальной формулы.

4. Особенности пунктуации.

Вступая с кем-либо в электронную переписку, мы пытаемся обозначить свой образ, невидимый для нашего виртуального собеседника, посредством создания электронного текста. О презентации своего лингвистического образа через создание электронного текста и влиянии при этом устной речи пишет Г. Н. Трофимова.

Она отмечает: «Презентация личности в Интернете единственно возможна именно через ее лингвистический образ. Виртуальные личности могут сообщаться друг с другом только посредством письменных текстов, которые создаются в условиях режима реального времени и подвержены влиянию спонтанной устной разговорной речи. Так текст и личность в виртуальной реальности становятся равнозначными. Следовательно, значение "письменно произносимого" текста сильно возрастает».

Потенциал создания электронного текста, в отличие от любого другого письменного текста, гораздо шире и предполагает наличие огромного арсенала  средств, которые возлагаются на всевозможные компьютерные функции:

  • графические: изображение "смайликов" или разных значков, которые передают интонацию и эмоциональное состояние виртуальных собеседников;
  • широкий выбор подчеркиваний и выделение цветом;
  • разные шрифты – это дает возможность собеседникам расставлять логические акценты в тексте;
  • иллюстративные - прикрепленные картинки и фотографии, видеоряд, иллюстрирующий содержание письма;
  • аудиосредства (музыкальное или звуковое сопровождение).

Электронные послания легко допускают проникновение в письменную форму приемов устной речи: сокращенные формы приветствия и прощания, частое употребление междометий, сленг.

К печально известным особенностям современного электронного текста можно с сожалением отнести нарочитое невнимание к нормам правописания русского литературного языка: отказ от знаков препинания или вольной их трактовке, пренебрежение правилами орфографии, например, написание строчной-прописной буквы, отказ от буквы ё. Таким образом, происходит разрушение языковых норм.

Культура письма является отражением не только общей культуры, но и отличительной национальной особенностью. Целевая установка и умение составить содержание электронного сообщения отсылает нас к правилам создания письменных текстов различных жанров в зависимости от ситуации общения: дружеское послание, официальное письмо, письмо близкому человеку. Разумеется, и формат, и текст, и оформление будут зависеть от коммуникативной задачи.

                             Основные правила переписки по электронной почте
Переписка по электронной почте стала неотъемлемой частью нашей жизни. Но это не значит, что мы умеем писать письма по всем правилам.

Появление электронной почты Википедия относит к 1965 году, когда сотрудники Массачусетского технологического института Ноэль Моррис и Том Ван Влек написали новую программу MAIL для обмена сообщениями между пользователями одного большого компьютера. Развитие электронной почты началось после того, как была создана возможность отправки сообщений и на другие компьютеры.

Приветствие

Приступая к переписке через электронную почту, вам нужно будет привыкнуть к новому стилю общения. Некоторые правила, характерные для "бумажной" почты здесь не используются. Так, совершенно нормальным считается отсутствие привычных приветствий, таких как "здравствуйте", "уважаемый", "дорогой" и т. п. Вместо этого нормой считается начать свое письмо с приветствия "привет", либо вообще опускать приветствие или обращение и сразу же переходить к сути дела. При отправке электронных сообщений в поле "Кому"  вы вводите e-mail адрес получателя. Если вы хотите отправить одно письмо сразу нескольким получателям, то адреса можно ввести через запятые. Считается дурным тоном отправлять письма, без указания темы.

Адресная книга

Вовсе не обязательно помнить электронные адреса ваших друзей и коллег на память. Для этого в любой почтовой программе есть так называемая "Адресная книга", в которую вы можете занести фамилии и имена ваших корреспондентов, а также их e-mail и другую контактную информацию. Чтобы написать письмо нужному вам человеку, достаточно выделить его имя в адресной книге, и нажать кнопку "отправить почту". В появившейся форме для нового сообщения, его электронный адрес будет автоматически занесен в поле "Кому".

Ответ на полученное сообщение

Чтобы ответить на полученное письмо, как правило, достаточно нажать на кнопку "Ответить" в вашей почтовой программе. При этом появится форма для нового сообщения, где в поле "Кому" автоматически будет вписан адрес получателя, а в «теле» письма будет включен текст исходного сообщения. Рекомендуется не удалять этот текст и отправить ответ вместе с ним. Таким образом, получатель вашего сообщения легко сможет вспомнить, о чем шла речь в вашей предыдущей переписке. Иногда с этой целью в одном письме могут содержаться 3—5 и более предшествующих сообщений.

Смайлики (Smileys)

Электронная почта обеспечивает практически немедленный контакт, однако при этом полностью лишена сопровождения речи "языком жестов". Когда мы разговариваем "в живую", кроме вербального компонента мы широко используем жесты, мимику, интонации, обогащающие смысл сказанного. Общение через электронную почту лишает нас главного козыря человеческого общения – возможность обмена эмоциями. Но этот недостаток частично преодолен с помощью так называемых "улыбающихся лиц" ("смайликов").

Сегодня в Сети для виртуального общения, в том числе и через электронную почту, широко используются "смайлики" – рожицы, составленные из точек, запятых, дефисов и других символов. способные передавать эмоциональную окраску вашим текстам. К примеру, посмотрите на этот набор знаков :-), мысленно переверните этот рисунок на 90° по часовой стрелке и вы увидите весело улыбающуюся рожицу.

Если вы напечатали этот смайлик после фразы, то она сразу наполняется хорошим настроением. Используя различные смайлики при переписке, вы теперь сможете вести оживленную беседу в письмах и при этом передавать не только мысли, но и чувства. Вот наиболее распространенные смайлики:

Вид смайлика - Значение

:-) Основная улыбка – используется для выражения сарказма или отметки шуточного утверждения (встречаются различные по ширине улыбки :-) :-)) :-)))…)

;-) Улыбка с прищуром, ироничная или хитрая

:-( Недовольство, огорчение, печаль (разные степени глубины: :-( :-(((…)

:-? Используется для выражения непонимания только что высказанной мысли.

:-D Свидетельство громкого, жизнерадостного смеха относительно обсуждаемой проблемы.

:-< Одно из самых грустных выражений лица.

:- Строгость, непонимание, утверждение – в зависимости от контекста.

                                                                 Вежливость
Электронная почта - это связь с другими людьми, и для этого немного вежливости никогда не повредит. Если Вы просите что-либо, не забывайте говорить "пожалуйста". Аналогично, если некто делает что-нибудь для Вас, никогда не бойтесь сказать "спасибо". Это может звучать слишком избито и даже оскорбительно, однако это действительно удивительно, как много людей, весьма вежливых в повседневной жизни, как бы утрачивают свои хорошие манеры в электронной переписке. Не ожидайте немедленного ответа. Тот, что Вы не получили ответ от кого-то на свое письмо в течение десяти минут, вовсе не означает, что он или она игнорирует Вас, и это не есть что-либо ненормальное.

                                                Письма семиклассников
C целью изучить отношение своих сверстников к языковой культуре интернет-переписки я провела анкетирование среди своих одноклассников. Для этого я разработала анкету, в которую вошли 10 вопросов (Приложение 4).В анкетировании приняли участие 19 человек из 7 класса.

Результаты тестирования меня не очень порадовали:

  • 94 % опрошенных одноклассников согласны с тем, что культура общения - это культура речевого поведения, проявление общей культуры человека;
  • 58 % опрошенных (11 человек  из 19) считают себя культурными людьми;
  • 84 % опрошенных считают нужным знание речевого этикета;
  • 70 % опрошенных общаются посредством электронной почты, через социальные сети;
  • 74 % опрошенных (14 человек) считают, что культура SMS-общения важна;
  • Всего 10 % опрошенных (2 человека) плохо относятся к отсутствию речевого этикета в интерактивном общении; 58 % (11 человек) считают, что им всё равно; 66 % (6 человека) хорошо относятся к отсутствию речевого этикета в интерактивном общении;
  • 1 человек использует в переписке в социальных сетях ненормативную лексику;
  • 2 человека (10%) из 19 используют в социальных сетях слэнг;
  • 100% опрошенных используют в социальных сетях символы и знаки (в т.ч. смайлики, скобки, многоточия);
  • 68 % опрошенных (13 человек) пользуются при интернет-переписке пунктуационными и орфографическими нормами русского языка.

Из этого можно сделать вывод, что большинство моих одноклассников старается соблюдать пунктуационные и орфографические нормы русского языка. Но, в то же время, они  не обращают внимания на ошибки, допущенные другими. Им важнее информация, данная в письме, чем то, как она написана. Это опасно. Ведь это предполагает то, что скоро все станут писать с ошибками, не обращая на это внимания. Поэтому всем своим одноклассниками я раздала рекомендации, как правильно писать письма и отвечать на них.

Заключение

Я пришла к выводу, что вне зависимости от того, как мы общаемся, пусть даже посредством электронных средств связи, мы должны быть культурными людьми, должны любить свой язык и относиться к нему с должным уважением.

К сожалению, с переходом в век инновационных технологий наш язык теряет свою красочность и разнообразие. Меня коробит, когда мне пишут: "Шо делаешь, шоли, ясе(ясно), у тя(у тебя), щас" или просто посылают смайлики и т.п. Интернет "исказил" русский язык. Только искаженным языком можно произнести то, что порой встречаешь в форумах и чатах всемирной паутины. Ошибки не замечаются, писать с ошибками становится нормой. Пользователям важно, как можно быстрее передать информацию. Тут уж не до грамматики.

Мои одноклассники  и я, по результатам анкетирования, считают, что человек должен писать на своем родном языке правильно… Это говорит о том, что семье, школе, средствам массовой информации нужно уделять больше внимания культуре речи, нашим традициям, манере разговора, мимике, жесту, письменному общению (традициям русского эпистолярного жанра), русскому речевому этикету.

Пишущий создает текст не для себя, а для того, чтобы кто-то прочитал его и получил максимальную информацию – в этом заключается главная задача любого текста.

Необходимо обязательно представлять своего читателя и его реакцию на ваши высказывания. Культура письма является отражением не только общей культуры, но и отличительной национальной особенностью.  В заключение хочу сказать, что многим людям должно быть стыдно перед поколениями за свою речь. 

Использованная литература

  1. Даль В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка»
  2. Зализняк А., Микаэлян И. Переписка по электронной почте как лингвистический объект, http://www.dialog-21.ru 
  3.  ru.wikipedia.orgЭпистолярный стиль

 

Приложение 1.

Алгоритм написания письма:

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
  5. Подпись. Дата.

Основные правила написания писем:

  1. Указывайте дату и место написания письма.
  2. Избегайте грубых, просторечных слов и выражений.
  3. Не употребляйте обороты: “Лети с приветом, вернись с ответом”, “Жду ответа, как соловей лета” и т д.

Приложение 2.

Рекомендации пишущему письмо

  1. Сформулируй цель своего сообщения, кратко, четко и логично изложи ее, после чего прочитай, как будто бы это читает тот, кому адресовано сообщение. При необходимости проведи коррекцию написанного сообщения.
  2. Используй приемлемую для собеседника форму обращения. Фамильярность и надменность никогда не приносили успеха, зато уважение и признание – всегда приносят положительный результат.
  3. Старайся в одном письме обсуждать не более трех вопросов. Не перегружай своего собеседника лишней информацией или подробностями, не относящимися к делу.
  4. Не допускай иносказаний, намеков или того, что можно понять двояко. Если же ты сообщаешь свое мнение, напиши: «Мое мнение», если же сообщаешь факт, указывай время, место, событие, участников и другую точную информацию.
  5. Помни всегда о том, что твое письмо могут прочитать все (и даже те, кого ты в письме ругаешь или против кого плетешь заговор). Будь конструктивен и доброжелателен, думая о том, чтобы твои предложения приносили пользу всем людям. Именно такой подход приносит наибольший результат в общении между людьми.

Приложение 3.

Рекомендации отвечающему на письмо

  1. Всегда отвечай именно на те вопросы, которые тебе задал собеседник и лишь только после этого задавай свои вопросы или давай комментарии.
  2. Если в письме есть иносказания, намеки или то, что можно понять двояко, обязательно задай проясняющие вопросы, иначе твой ответ может быть совершенно не в тему.
  3. Не обещай помощи и не подразумевай возможность ее оказания, если для тебя нереально ее оказать.
  4. Никогда не обрывай однажды начатого общения, ни при каких якобы очевидных для тебя обстоятельствах.
  5. Проявляй к собеседнику интерес и симпатию даже если он, по твоему мнению, испытывает к тебе негативные эмоции. Так как печатные буквы не передают эмоций пишущего, очень легко додумать то, чего может быть и нет.
  6. Всегда стремись помочь, на уровне реальности собеседника. Оказывая помощь так, как ты считаешь правильно оказывать помощь, можно принести вред, а не помощь.
  7. Всегда старайся ответить на письмо быстро: в течение двух суток. Если по каким-то обстоятельствам ты не можешь ответить в этот срок, сообщи причину и укажи срок, когда напишешь ответ.

Приложение 4

Анкета школьника (семиклассника)
(материал к работе «Культура электронного общения»)

При ответе на вопросы просьба обвести выбранный вариант ответа

Согласны ли Вы с выражением, что «Культура общения - это культура речевого поведения, проявление общей культуры человека»?

да, нет

Считаете ли Вы себя культурным человеком?

да, нет

Нужно ли современной молодёжи знание речевого этикета?

да, нет

Часто ли Вы общаетесь с друзьями и знакомыми посредством SMS, электронной почты?

да, нет

Считаете ли Вы, что важна и культура SMS-общения?

да, нет

Как Вы относитесь к молодёжному сленгу и отсутствию речевого этикета в интерактивном общении?

хорошо
плохо
мне всё равно

Используете ли Вы в SMS, переписке в социальных сетях и по электронной почте ненормативную лексику?

Да нет
иногда

Используете ли Вы в SMS, переписке в социальных сетях и по электронной почте сленг?

Да нет
иногда

Используете ли Вы в SMS, переписке в социальных сетях и по электронной почте символы и знаки (в т.ч. смайлики, скобки, многоточия)?

Да нет
иногда

Пользуетесь ли Вы при переписке пунктуационными и орфографическими нормами русского языка?

Да нет
иногда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура телефонного общения

Это удобное и оперативное средствосвязи, без которого невозможно представить современную жизнь.В презентации представлены некоторые рекомендации, разработанные специалистами....

"Воспитание культуры речевого общения"

Проблема культуры речевого общения очень актуальна для жизни молодых людей. Вокруг можно очень часто услышать жаргонизмы, иноязычную лексику. Молодые люди часто общаются на только им понятном сленге. ...

Элективный курс «Экология языка. Культура речевого общения»

Данный курс позволяет решить основную проблему гумманитарного образования - сохранение русского языка. Падение уровня общей культуры молодежи привело к вульгаризации литературных и языковых норм. Экол...

Культура речевого общения.

“Ораторское искусство — это искусст­во практического словесного воздействия, предоставляющее нам возможность мас­терски использовать слово как инстру­мент мысли и убеждения. Поле для ритор...

11.04.2020 МЖКХ1 Основы культуры делового общения Культура телефонного разговора

изучить материал, выполнить тест для самопроверки...

Культура электронного общения

Актуальность: заключается в том, что в наше время мы не пишемписьма на бумаге, мы мало общаемся вживую, но в сети можем общаться совершенно спокойно с незнакомыми людьми. Проектным продуктом явля...