Культура электронного общения
проект по русскому языку (7 класс)

Собко Дарья Александровна

Актуальность: заключается в том, что в наше время мы не пишем

письма на бумаге, мы мало общаемся вживую, но в сети можем общаться совершенно спокойно с незнакомыми людьми.

 

Проектным продуктом является буклет с правилами общения в интернете. Эта памятка поможет правильно общаться в интернете.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emelyanova_a.docx36.34 КБ
Файл buklet.docx564.11 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 131 г. Карталы имени Героя Советского Союза К.С. Заслонова» "Средняя общеобразовательная школа № 31"

ПРОЕКТ

по русскому языку:

«Культура электронного общения»

Выполнил:  

Емельянова Анастасия, ученица 7 «Б» класса

Проверил:

Собко Дарья Александровна,

учитель русского языка и литературы

г. Карталы, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. ПИСЬМО – ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ………………...4

1.1. КУЛЬТУРА РЕЧИ…………………………………………….....................4

1.2. ПИСЬМО КАК КУЛЬТУРА РЕЧИ……………..........................................5

2. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ В ЭПОХУ ОНЛАЙН………………………………7

2.1. КУЛЬТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ОБЩЕНИЯ И E-MAIL…………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

Мы ощущаем себя «детьми прогресса», современниками эпохи нанотехнологий, смело осваиваем сложнейшие компьютерные программы.

Наверно, если бы возможно было встретиться с 14-летним подростком XIX века, мы бы выглядели в его глазах, по меньшей мере, инопланетянами. Поймём ли мы друг друга? Думаю, что поймём. Ведь есть жизненные категории, которые не подвластны времени. Это дружба, любовь, честь, милосердие – те нравственные истины, которые во все времена были мерилом человечности, над которыми мы размышляем, читая произведения великой русской литературы.

Хранителем этих истин является наш язык. Анна Андреевна Ахматова, перенёсшая блокаду во время войны, в 1943 году написала удивительные строки:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово...!

Тогда, в сорок третьем, она понимала: сохранение чистоты русского языка – задача не менее важная, чем победа над фашизмом. А сейчас? Не слишком ли расточительно мы относимся к «великому русскому слову»?

Именно этот вопрос заставил меня начать исследование, и я попыталась разобраться в «плюсах» и «минусах» электронного общения, работая над проектом «Культура электронного общения».

Актуальность: заключается в том, что в наше время мы не пишем

письма на бумаге, мы мало общаемся вживую, но в сети можем общаться совершенно спокойно с незнакомыми людьми.

Цель исследования– показать важность культуры электронного общения в современном обществе.

Задачи исследования:

  1. исследовать письменную речь и культуру современного общения;
  2. сделать выводы по теме общения;

Объект исследования: общение.

Предмет исследования: Интернет-общение и культура речи учащихся.

Проектным продуктом является буклет с правилами общения в интернете. Эта памятка поможет правильно общаться в интернете.

1.ПИСЬМО – ИНТЕРЕСНЕЙШИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Речевой этикет - принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний.

К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.

При общении люди передают друг другу ту или иную информацию, те или иные мысли, что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают определенные речевые действия. Однако прежде, чем перейти к обмену информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они привычны. Заметным становится как раз нарушение правил: Продавец обратился к покупателю на «ты», знакомый не поздоровался при встрече, кого-то не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок.

Как правило, такое неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой, конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта — ведь без этого деловые отношения невозможны.

Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее.

1.2. ПИСЬМО КАК КУЛЬТУРА РЕЧИ

Человечество развивается, и с каждым новым веком в человеческой культуре появляется что-то новое, но при этом тесно связанное с прошлым – «старым». Каждый раз общество выходит на новый уровень развития. Язык является не просто частью культуры, язык — это «хранитель» культуры, который сохраняет культуру и передает ее из поколения в поколение. Отсюда следует, что именно язык играет важнейшую роль в формировании национального характера и каждой личности.

    Сейчас можно запросто позвонить, послать SMS, но оперативная связь имеет и свои слабые стороны: в таком виде передаётся только «голая» информация, в её тени остаётся вся гамма оттенков событий и переживаний, которые необходимо сопутствуют человеческой жизни.

    А вот в письмах можно рассказать всё подробно. Кроме того, читая опубликованные письма великих людей, мы находим в них не только отражение их души, но и получаем нравственные уроки. Письма несут в себе важную информацию, ценность которой с годами только возрастает. Без таких писем мы можем утратить навсегда какие-то важные эпизоды нашей жизни, которые, не будучи запечатленными, могут уйти навсегда.

     Проблема сегодняшней молодежи в том, что очень снижена языковая культура общения. А без речевой культуры, без грамотного языка невозможны развитие интеллекта, социализация личности, её способность к общению.

1.3. КАК ПИСАТЬ ПИСЬМА

   Приходилось ли вам когда-нибудь писать письма? Редко? Конечно же, не секрет, что сейчас, по сравнению с позапрошлым веком, письма писать мы почти разучились. При нашем скоростном образе жизни и бурном развитии средств связи это и не удивительно. Да, в наше время люди стали редко писать письма, чаще стали пользоваться СМС-ками, телефон, к сожалению, заменил бумагу и перо.

 Но коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком.

При написании письма мы ставим перед собой следующие коммуникативные задачи:

-  сообщить, оповестить;

-  поздравить;

-  извиниться;

-  поделиться чувствами, впечатлениями;

-  поблагодарить и т. д.

Все любят получать письма. Пока человек будет готов с трепетом распечатывать конверт в ожидании добрых вестей, почта не умрёт. Но чтобы письмо дошло в срок и по адресу, нужно уметь его написать и отправить. Советы на эту тему за последние сто лет изменились мало.

Как начинать письмо? Если вы хотите ответить на другое письмо, то лучше всего достать это письмо и перечитать его заново, чтобы освежить в памяти то, на что вы собираетесь отвечать, и нынешний адрес вашего корреспондента. Затем следует написать адрес на конверте. Как? Надписывать конверт до того, как написано письмо? Именно так! Затем на листе бумаги сверху следует написать свой полный адрес.

Золотое правило, которого следует придерживаться с самого начала: пишите разборчиво.

Как закончить письмо? Если вы не уверены в том, как следует закончить письмо: "ваш...", "преданный вам...", "искренне преданный вам...", обратитесь к последнему письму вашего корреспондента и постарайтесь ответить ему столь же дружественно. Даже если ваш тон окажется чуть более дружественным, то вреда от этого не будет!

2. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ В ЭПОХУ ОНЛАЙН

Постоянно ускоряющийся темп жизни диктует свои условия, в том числе и к письменному электронному сообщению: скорость, краткость, сжатость. Википедия, электронная энциклопедия, определяет создание коротких сообщений термином «текстинг». Примечательно, что термин «письмо» всё чаще заменяется термином «сообщение» или «текстовое сообщение», что подчёркивает его краткий характер.

Не секрет, что молодые люди составляют самую большую группу пользователей Интернета.

Иноязычные заимствования – нормальное явление в речи моих сверстников. Разговоры пестрят такими терминами, как bluetooth, driver, login, spam, на письме мы используем большинство таких слов без перевода. Английские слова русифицируются: они приобретают суффиксы и окончания, которые делают лексику не такой чужеродной: флешка (flash), эсэмэска или смс-ка (SMS), смайлик (smile).

   Смайлики –играют роль знаков пунктуации. Вообще пунктуация в «текстинге» весьма условна, порой запятые и точки просто отсутствуют.

   Для компьютерного общения характерно статусное равноправие участников, их определённая анонимность. Анонимность письма в сети стимулирует раскованность, снятие психологического барьера - шероховатости выражения мысли, ошибки в речи менее тяжело воспринимаются, чем при непосредственном общении. Это ведёт, с одной стороны, к увеличению числа корреспондентов, с другой - к избирательности в общении (с кем не хочу, с тем не общаюсь).

2.1. КУЛЬТУРА ЭЛЕКТРОННОГО ОБЩЕНИЯ И E-MAIL

Электронное общение со всем миром стало простым и удобным. Мы быстро привыкли посылать друг другу SMS-ки и писать друг другу электронные письма. Стиль электронного общения прочно вошел в повседневное деловое общение и нашу частную жизнь. Более того, быстро развивается определенная зависимость, информационный голод, если мы по какой-то причине отрезаны от Интернета.

Процесс создания текста электронного письма имеет свои особенности, потому что электронный текст сам по себе необычен: чаще всего он передает разговорный текст на письме. Электронный текст - это соединение двух форм речи: устной и письменной, и скомбинированный таким образом текст приобретает иную природу.

В отличие от обычного письма, электронное письмо предполагает быстрый ответ - в норме, в течение суток. С другой стороны, в отличие от телефонного разговора адресат может отвечать не сразу.

Переписка по электронной почте часто происходит в форме серии писем и ответов на них, которые образуют общение. Внутри этой серии действуют некоторые особые правила, обеспечивающие ее связность.

Подобно обычному письму, исходное электронное письмо может содержать в себе несколько тем.

Первые два письма серии обычно содержат формулы обращения и приветствия, однако в последующих письмах серии формула приветствия опускается; что касается обращения, то оно может оставаться, а может тоже опускаться.

В электронной переписке имеются две тенденции отклонения от правил пунктуации, отчасти противоположные, но, по существу, служащие одной и той же цели - передаче информации.

  Потенциал создания электронного текста, в отличие от любого другого письменного текста, гораздо шире и предполагает наличие огромного арсенала экстралингвистических средств, которые возлагаются на всевозможные компьютерные функции:

  1. графические: изображение "смайликов" или разных значков, которые передают интонацию и эмоциональное состояние виртуальных собеседников;
  2. широкий выбор подчеркиваний и выделение цветом;
  3. разные шрифты – это дает возможность собеседникам расставлять логические акценты в тексте;
  4. иллюстративные - прикрепленные картинки и фотографии, видеоряд, иллюстрирующий содержание письма;
  5. аудиосредства (музыкальное или звуковое сопровождение).

        Электронные послания легко допускают проникновение в письменную форму приемов устной речи: сокращенные формы приветствия и прощания, частое употребление междометий, сленг.

 К печально известным особенностям современного электронного текста можно с сожалением отнести нарочитое невнимание к нормам правописания русского литературного языка: отказ от знаков препинания или вольной их трактовке, пренебрежение правилами орфографии, например, написание строчной-прописной буквы, отказ от буквы ё. Таким образом, происходит разрушение языковых норм.

  Электронная почта обеспечивает практически немедленный контакт, однако при этом полностью лишена сопровождения речи "языком жестов". Неугомонная культура людей в сети Интернет уже многие годы решает эту проблему с помощью так называемых "улыбающихся лиц"; ("смайликов"), ил

Наиболее распространенными являются следующие "смайлики":

Улыбающееся лицо обычно используется, чтобы указать веселье или то, что фраза будет насмешливой или иронической

Несчастное лицо; обычно используется для выражения разочарования или печали.

Подмигивающее улыбающееся лицо; обычно указывает на то, что нечто высказано "с намеком", "подколкой".

Вредное или озорное лицо; обычно указывает, что комментарий должен быть вызывающим или редким.

Если вы напечатали этот смайлик после фразы, то она сразу наполняется хорошим настроением. Используя различные смайлики при переписке, вы теперь сможете вести оживленную беседу в письмах и при этом передавать не только мысли, но и чувства. Вот наиболее распространенные смайлики:

Вид смайлика - Значение

:) Основная улыбка – используется для выражения сарказма или отметки шуточного утверждения (встречаются различные по ширине улыбки :-) :-)) :-)))…)

;) Улыбка с прищуром, ироничная или хитрая

:( Недовольство, огорчение, печаль (разные степени глубины: :-( :-(((…)

:-? Используется для выражения непонимания только что высказанной мысли.

:D Свидетельство громкого, жизнерадостного смеха относительно обсуждаемой проблемы.

:-: Строгость, непонимание, утверждение – в зависимости от контекста

Электронная почта - это связь с другими людьми, и для этого немного вежливости никогда не повредит.

Если Вы просите что-либо, не забывайте говорить "пожалуйста". Аналогично, если некто делает что-нибудь для Вас, никогда не бойтесь сказать "спасибо". Это может звучать слишком избито и даже оскорбительно, однако это действительно удивительно, как много людей, весьма вежливых в повседневной жизни, как бы утрачивают свои хорошие манеры в электронной переписке.

Не ожидайте немедленного ответа. Тот, что Вы не получили ответ от кого-то на свое письмо в течение десяти минут, вовсе не означает, что он или она игнорирует Вас, и это не есть что-либо ненормальное. Всегда помните, что не существует такой вещи, как безопасная почтовая система. Неразумно посылать очень личную или важную информацию электронной почтой, если Вы не используете кодирование сообщений с помощью надежных систем шифрования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив большое количество литературы, статей, я пришла к выводу, что вне зависимости от того, как мы общаемся, пусть даже посредством электронных средств связи, мы должны быть культурными людьми, должны любить свой язык и относиться к нему с должным уважением.

Русский человек должен говорить на своем родном языке правильно…  Это говорит о том, что семье, школе, средствам массовой информации нужно уделять больше внимания культуре речи, нашим традициям, манере разговора, мимике, жесту, письменному общению (традициям русского эпистолярного жанра), русскому речевому этикету.

Пишущий создает текст не для себя, а для того, чтобы кто-то прочитал его и получил максимальную информацию – в этом заключается главная задача любого текста.

Необходимо обязательно представлять своего читателя и его реакцию на ваши высказывания. Культура письма является отражением не только общей культуры, но и отличительной национальной особенностью

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. ред. Л.К. Граудина и Е.Н. Ширяев. - М.: НОРМА - ИНФРА. М, 1999. - 560 с.
  2. Международный этикет. Особенности делового этикета разных стран. ИД «Феникс», Ростов на Дону,  2008 г.
  3. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под общей ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2002. - 411 с.; Русский язык и культура речи: Практикум/ Под общей ред. В.И. Максимова.- М.: Гардарики, 2002. - 412 с.
  4. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004
  5. Язык общения интернет-социума Рунета. Становление и развитие, В.Н.Фокина, А.В.Абрамова, О.А.Дегтярева, Современная гуманитарная академия



Предварительный просмотр:

5)Отправка сообщения по слову или предложению, нередко приводит к путанице.

2) Если «стучитесь» к кому-то в друзья в социальной сети или мессенджере, напишите, кто вы и почему хотите добавиться. На виртуальное пространство распространяются и обычные правила вежливости.

1) Не спамьте. Не занимайтесь спамом, не нужно постоянно копировать одни и те же сообщения, не нужно постоянно спамить смайликами, не нужно публиковать сообщения каждые несколько секунд.

Как общаться в интернете

Памятка

Ручка. Детская рука. Рисование.

3)Следите за орфографией и пунктуацией. Обязательно перечитывайте сообщение, прежде чем отправить. Ваши сообщения и посты — индикатор вашей образованности.

4)Не используйте эмодзи в середине предложения. Не заменяйте смайликами слова. Не вставляйте эмодзи там, где они неуместны (например, в деловой переписке с учителем).

6) Ночь — не лучшее время для сообщений. Если вопрос не связан с угрозой жизни или здоровью, можно отложить его до утра.

  • Можно написать письмо по следующему образцу:
  • 1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
  • 2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  • 3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

9)Поддерживай с собеседником двустороннее общение: вопрос – ответ – подтверждение.

10) Избегайте грубых, просторечных слов и выражений. Не употребляйте обороты: “Лети с приветом, вернись с ответом”, “Жду ответа, как соловей лета” и т д.

Обучение. Компьютер. Ручка

7)Всегда отвечай именно на те вопросы, которые тебе задал собеседник и лишь только после этого задавай свои вопросы или давай комментарии.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово...!

8)Если в письме есть иносказания, намеки или то, что можно понять двояко, обязательно задай проясняющие вопросы, иначе твой ответ может быть совершенно не в тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура телефонного общения

Это удобное и оперативное средствосвязи, без которого невозможно представить современную жизнь.В презентации представлены некоторые рекомендации, разработанные специалистами....

"Воспитание культуры речевого общения"

Проблема культуры речевого общения очень актуальна для жизни молодых людей. Вокруг можно очень часто услышать жаргонизмы, иноязычную лексику. Молодые люди часто общаются на только им понятном сленге. ...

Элективный курс «Экология языка. Культура речевого общения»

Данный курс позволяет решить основную проблему гумманитарного образования - сохранение русского языка. Падение уровня общей культуры молодежи привело к вульгаризации литературных и языковых норм. Экол...

Культура речевого общения.

“Ораторское искусство — это искусст­во практического словесного воздействия, предоставляющее нам возможность мас­терски использовать слово как инстру­мент мысли и убеждения. Поле для ритор...

Культура электронного общения

исследовательская работа...

11.04.2020 МЖКХ1 Основы культуры делового общения Культура телефонного разговора

изучить материал, выполнить тест для самопроверки...