"Воспитание культуры речевого общения"
материал по русскому языку по теме

Наволока Татьяна Владимировна

Проблема культуры речевого общения очень актуальна для жизни молодых людей. Вокруг можно очень часто услышать жаргонизмы, иноязычную лексику. Молодые люди часто общаются на только им понятном сленге. В данной статье я делюсь опытом своей работы по воспитанию культуры речевого на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Воспитание культуры речевого общения на уроке

                       Наволока Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

                                                     МОУ СОШ № 27 с. Екатериновка

Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным, на мой взгляд, является формирование у обучающихся устойчиво высокого уровня речевой культуры.

Последнее время возрастает число детей, которым учиться трудно. Наиболее распространёнными причинами такого явления выступают, с одной стороны, недостаточный уровень умственного развития, в частности, плохое развитие логического мышления детей, с другой - низкий уровень личностного развития, в частности, волевой регуляции детьми своего поведения.

Основными навыками, которые непременно должна сформировать школа, являются навыки чтения, письма и вычисления. От уровня сформированности этих основополагающих навыков, я считаю, во многом зависит формирование личности, становление отношения ребёнка к учению, школе, учителям, товарищам, коллективу класса и к самому себе.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.

Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Развитие речи – составная часть единой системы учебных предметов. Оно направлено на осуществление всестороннего умственного и эстетического развития и воспитания.

Исходя из данных аспектов культуры речи, можно сформулировать несколько правил, которые должны быть приняты обучающимися в качестве правил в процессе общения.

  1. Речь должна быть грамотной и правильной, тогда она будет понятна для слушателя.
  2. Говорящий свободно и самостоятельно, осознавая цели своей речи, выбирает языковые средства и несёт ответственность за свой выбор.
  3. Речь говорящего должна быть правдивой и искренней, не нарушающей общепринятые нормы поведения и нравственности.
  4. В процессе общения необходимо соблюдать культуру слушания.

Не исключено, что кто-то будет против правил. Необходимо объяснить их полезность. Если подобные уроки проводятся систематически, то проблем не возникает, необходимо потратить время, чтобы все участники общения осознали, что правила способствуют плодотворному общению, а не мешают ему.

Работа по развитию речи требует времени. Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода.

Уровень развития речи значительного числа школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

Цель: Формирование умений школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих и индивидуальных способностей ребенка через осуществление деятельностного подхода и переход от совместной с учителем деятельности к самостоятельной деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Формировать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
  2. Развивать интеллектуальные способности, эмоционально-волевые и нравственные качества личности;
  3. Формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных и письменных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.
  4. Создать систему разноуровневых заданий, повышающих грамотность речи.

При организации занятий по развитию речи необходимо применять:

  1. Упражнения, обучающие ребенка выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
  2. Задания, направленные на активизацию словарного запаса ребенка;
  3. Упражнения, где ребенок находит и исправляет различные ошибки;
  4. Вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию.

Развитие речи - ориентировано на развитие устной и письменной речи учащихся как основного показателя интеллектуального уровня. В основе лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у школьников умения писать грамотно, поскольку овладение устной и письменной речью требует комплексного подхода.

При работе решается очень важная задача – умение переводить устную речь в письменную. Кроме того, работа помогает научиться хорошо писать в будущем.

Важно, чтобы во всех этих видах работы ребенок мог самостоятельно добиваться результатов. Но прежде чем ребенок овладевает умениями самостоятельной работы над развитием речи, протекает процесс сотрудничества учителя и этого ребенка.

Что такое самостоятельная работа над развитием речи? Это умение применить приобретенные в процессе сотрудничества знания, умения и навыки. Потому является важным, на мой взгляд, так построить этот процесс, чтобы каждый ребенок в классе почувствовал, что он приобретает необходимые ему навыки. Сотрудничество в обучении – это совместный труд педагогов, взаимодействие учащихся друг с другом, с учителями.

Этот процесс необходим для того, чтобы ученик быстрее стал сильным и самостоятельным, чтобы умел трудиться и в большом коллективе, и в малой группе, и самостоятельно.

Первое требование – требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем ребенок говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Второе требование – выразительность. Это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фраз, выбором слов.

Третье требование – ясность речи – доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносимая сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил.

Развитие этих способностей предполагает развитие мышления. Однако отождествлять развитие речи и развитие мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Но работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления, а, следовательно, и индивидуальных творческих способностей.

Следует доводить до автоматизма навыки устного счета. Отработку навыков целесообразно проводить в парах сменного состава, используя элементы коллективного способа обучения. Дети работают в паре, решают примеры устно, исправляют ошибки друг друга. Решая большое количество однотипных примеров, проговаривая правила ребёнок доводит до автоматизма навык вычислений.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: риторизированная технология способствует формированию высокого уровня речевой компетенции, позволяя воздействовать в первую очередь на увеличение степени активности обучающегося в учебном процессе, эффективно повышают уровень развития речевой культуры обучающегося.

Язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельства нашей духовной и нравственной деградации. Как справедливо замечает академик В.Костомаров, очень часто «инициаторами более свободного обращения с языком выступают сейчас ... достаточно грамотные люди - журналисты и иные профессионалы пера». А ведь искусственное насаждение средствами массовой информации «американизмов», навязывание русской речи иноязычного ритма, мелодики, фразового ударения, нарочитое употребление «крепкого словца» - все это ведет к изменению национального образа мира, традиционных речемыслительных процессов, стереотипов общественного поведения, присущих тем, для кого русский язык является родным. И наиболее уязвимыми в этом отношении оказываются дети: деформируется их языковое чутье, языковой вкус определяется скорее модой, чем красотой, правильностью и уместностью речи. «Сегодня русский язык - важный фактор и объект национальной безопасности», - не без оснований пишет академик Российской академии естественных наук К.Колин. В этой ситуации ответственность за состояние языка ложится не только на лингвистов, нормализаторов языка, но и на нас - учителей, а также на авторов программ и учебников и, конечно же, на родителей.

Думаю, неслучайно современная концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Современные учебники русского языка включают материалы о том, как язык устроен, каковы его основные законы. В них предусматривается и усвоение на практике основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского языка. Однако, учитывая современную языковую ситуацию, хотелось бы, чтобы этот аспект изучения языка был расширен. Поэтому представляется совершенно правильным введение в содержание примерных программ, разработанных в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, понятий языковой нормы и культуры речи, элементов истории языка, раскрывающих динамику, изменение нормы.

Немаловажен и третий аспект культуры речи - этический, связанный с этическими формами речевого общения: в каких ситуациях как уместно попросить, приказать, поздороваться, установить контакт, отказаться и т. п. Обучение ребенка вежливому, корректному общению должно входить в задачи учебного предмета «Русский язык».

Итак, воспитание речевой культуры на уроках русского языка предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционирования, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения. При этом необходимо исходить из того, что «многие науки обогащают сознание дитяти, давая ему новые и новые факты. Грамматика начинает развивать самосознание человека!.. Она является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью» (К.Ушинский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Экология языка. Культура речевого общения»

Данный курс позволяет решить основную проблему гумманитарного образования - сохранение русского языка. Падение уровня общей культуры молодежи привело к вульгаризации литературных и языковых норм. Экол...

Культура речевого общения.

“Ораторское искусство — это искусст­во практического словесного воздействия, предоставляющее нам возможность мас­терски использовать слово как инстру­мент мысли и убеждения. Поле для ритор...

Взаимодействие с родителями по вопросам культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Работа, по формированию у детей культуры речевого общения, наиболее результативна, если она находит продолжение в семье.Мною представлены формы взаимодействия с родителями, которые способствуют достиж...

Разработка урока по культуре речевого общения. «Учимся благодарить»

Цель урока: Формирование новых знаний, умений и навыков по культуре речевого общения.Тип урока: Комбинированный.На уроке решаются следующие задачи:1.Знакомство с речевыми формулами.2.Знакомство со стр...

программа элективного курса "Культура речевого общения"

Работа по данному курсу позволит  учащимся поработать над культурой общения, следить за своей речью, сделать ее  более грамотной....

Урок по культуре речевого общения "Учимся благодарить"

Надо  в  любой  ситуации оставаться  вежливыми людьми. Благодарить - значит дарить  людям благо,  дарить  людям  добро....

Речевой этикет и культура речевого общения

Этикет (франц. etiquette), свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В переносном значении - форма поведения...