Повторение по теме «Имя Существительное»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_sushch_6_kl.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение по теме «Имя Существительное»

Работа по теме урока.

- Скажите, ребята, а какой частью речи является слово доброта?

Подберите однокоренные слова с корнем добр- (устно). (добрый,добряк, добропорядочность, добродеятель, добродушный,  одобрить, удобрять...)

- Что же мы знаем об имени существительном?

Блиц-опрос.

  • Дайте определение имени существительного. ( Имя сущ. – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?)
  • Назовите морфологические признаки имени существительного.

- Постоянные (Бывают одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Относятся к трем родам: мужскому, женскому, среднему, и трем склонениям: 1, 2, 3.)

- Изменяемые (Изменяются по числам и падежам.)

  • Синтаксическая роль имени существительного в предложении.( В предложении могут быть любым членом, особенно часто подлежащим и дополнением.)

- Что может обозначать имя существительное, кроме предмета? (признак предмета и действие предмет) Приведите пример (синева, бег, ходьба)

Задание № 1

Образуйте  и запишите существительные от глаголов:

бежать, кричать, прыгать;

прилагательных:

 вкусный, сильный, добрый.

- Приведите несколько существительных, которые называют явления природы (снег, метель, вьюга, дождь)

Молодцы, ребята, теоретическую часть вы хорошо знаете. Давайте теперь вспомним с вами что же нового об имени существительном мы узнали в этом году? (- не все имена существительные изменяются по числам, некоторые имена существительные бывают только единственного числа, а другие только множественного)

Задание № 2.

Распределите существительные по группам: 

 Чернила, брюки, облако, радость, каникулы, детвора, деньги, ворота, кубик, народ, солнце, листва, пшено, человек.

Задание № 3 . «Третий лишний»

Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

1 вариант: Заморозки, тьма, ружье. (ружье)

2 вариант: Вьюга, спортсмен, сутки. (спортсмен)

- Ребята, давайте вспомним у каких существительных пишется Ь на конце. (У сущ. 3 скл.)

Задание № 4.

     Прослушайте стихотворение и найдите форму одного и того же слова

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот,

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте!

- Формы какого одного и того же слова вы услышали?

Сколько склонений имеет имя существительное?

- А знаете ли вы падежи? Назовите их с вопросами

Просклонять существительное нора.

- Слово нора какое существительное: одушевлённое или неодушевлённое. Какие существительные относятся к одуш. и неодуш?

 (одуш. Р.п. мн.ч =В.п. мн.ч,

неодуш. И.п. мн.ч. = В.п. мн.ч)

  1. Работа с текстом. (Слайд № 7)

А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.

  1. Сообщение учителя об авторе рассказа

   Прежде чем начать знакомство с текстом, мне хотелось бы немного     рассказать вам о его авторе.

У Ивана Сергеевича Соколова – Микитова много рассказов о природе, он много путешествовал, плавал на кораблях матросом, бывал в экспедициях на севере нашей страны. Его произведения пробуждают в читателях любовь к родной земле, умение дорожить природой. И сейчас мы убедимся в этом , прочитав его небольшой текст.

  1. Выразительное чтение текста подготовленным учеником.

Очень хорош и красив чистый с..сновый бор. Идёш.. , и, точно огромные свечи, возвышают..ся над г..ловой ств..лы старых дерев..ев, чуть не касаются неба своими в..ршинами. Седым мя..ким мхом поросли невысокие кочки. Зеленеют блестящие листья брусники. Через высокие вершины дерев..ев пробиваются лучи солнца. Светлые з..лотистые зайчики загораются на ств..лах.

   Тихо в соснов..м лесу. Пахнет см..лой и з..млёй. Сказочными великанами ст..ят старые сосны среди молодого подр..стающего леса. Одна к другой тесно жмутся п..крытые зелёной хвоей молодые сосенки. Ранней весной здесь р..стут сморчки, а летом кр..суются жёлтые рыжики.

   На болотистых местах располагается низкая болотная осина. Идёшь по сосновому болоту, и нет конца мягким моховым кочкам с дозревающей клюквой.

                                                   (По И.С. Соколову – Микитову)

   - Докажите, что это текст.

- О чём он? Озаглавьте. (О сосновом боре. «Сосновый бор»)

Бор,-а, предл. о боре, в бору, мн. боры, м.  Сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте.

-         Ребята, кто – то из вас был в сосновом бору? Если были, то текст, с которым мы познакомились, напомнил вам о тех ощущениях, которые вы получили во время прогулки по такому замечательному месту. Если же вы ещё не были в сосновом бору, после сегодняшнего урока вы обязательно захотите там побывать.

-     К какому стилю речи относится данный текст? Обоснуйте своё мнение. (К художественному. В тексте ярко выражена авторская оценка увиденного при помощи различных средств выразительности. Тексту присуща образность.)

-         К какому типу речи отнесём текст? (Это описание, т.к. в нём изображается природа.)

-         Какие изобразительно – выразительные средства языка делают это описание ярким? (Эпитеты: чистый бор, седым мхом, блестящие листья, золотистые зайчики, сказочными великанами, мягким кочкам; сравнение: точно огромные свечи; олицетворение: пробиваются лучи, зайчики загораются, жмутся сосенки, красуются рыжики).

-         Какую роль в тексте выполняют художественные средства выразительности? (Они служат для усиления выразительности речи, делая её яркой, образной.)

-    Выполните морфологический разбор существительных

I вар. – неба (2-е предл.)

   II вар. – мхом (3-е предл.)

     I. Неба – сущ, (чего?)

         II. Н.ф. –небо; нариц., неодуш., II скл., в род. п., в ед. ч.

       III. Не касаются (чего?) неба

       I. Мхом – сущ. (чем?)

       II. Н.ф. – мох; нариц., неодуш., м. Р., II скл.., в твор. п., в ед. ч.

III. Поросли (чем?) мхом.

-         Найдите в тексте существительные, которые могут иметь только форму единственного числа. Запишите их. (Брусники, клюквой названия ягод; солнца – светило; смолой – название вещества; хвоя – собирательное значение). Эти существительные обладают значением, не допускающем множественности, считаемости.)

-         Выпишите по 3 существительных 1 скл., 2 скл., 3 скл.. Существительных какого склонения не оказалось в тексте? (3 скл.)

-         Какие сущ. Относятся к 3 склонению? Приведите примеры.

-         А сейчас выясним, как вы научились определять род существительного. Найдите в тексте по 2 сущ. Мужского, женского и среднего рода.

-         С этим заданием вы справились хорошо. Молодцы.

 Подберите синоним и антоним к существительному великанами (гигантами, карликами)

-         Произведите морфемный разбор слов:

I вар. – вершинами, мхом, зайчики

   II вар. – сосенки, бор, хвоей

-         Найдите в тексте слова с чередующейся гласной в корне. Выпишите. Объясните их правописание (подрастающего, растут).

-         И, наконец, последнее задание к тексту. Произведите фонетический разбор существительных

I вар. - листья

     II вар.- стоят

3)О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, И-Е в падежных окончаниях существительных в единственном числе(слайд№8)

Репортаж…м, мельниц…й, беглец…м, стриж…м, луч…м, крыш…й, скрипач…м, поется в песн…, подошел к избушк…, встречаются в жизн.., находиться в здани…, присутствовать на лекци… .

  1. Тестовая  работа по теме "Имя существительное".

1 вариант

1. Какого признака нет у существительного:

А) рода Б) числа В) падежа Г) времени

2. Имя существительное изменяется по:

А) родам Б) числам В) падежам Г) склонениям

3. Найдите существительные 1 склонения:

А) тенью Б) полотенцем В) в революции Г) семьей

4. Укажите существительные женского рода:

А) мозоль Б) тюль В) кофе Г) какао

5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

А) вермишель Б) такси В) фальшь Г) пальцы

6. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

А) о песн.. Б) о професси… В) об отношени… Г) у дорог…

7. В окончании каких существительных пишется О:

А) борщ..м Б)ковш..м В) дач.й Г) гордец..м

 8. В каких существительных нужен Ь:

А) нет крыш.. Б) мощ.. В) камыш… Г) полноч…

9. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении  Березы украшают леса

А)подлежащим;   Б)дополнением; В) обстоятельством

10. Сделайте морфологический разбор существительного  леса

VI. Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

VII. Домашнее задание.

     Ответить на вопросы на стр. 212 учебника.

     Выполнить упр. 562 (письм.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -повторение по теме"Имя существительное".

Данный урок разработан для повторения в 6классе....

Повторение по теме «Имя существительное».Путешествие в город Весна.

Урок-путешествие по русскому языку, проводимый в рамках повторения темы "Имя существительное" в 5 классе. Данный материал помогает закрепить знания учащихся об имене существительном как части речи, а ...

Обобщение и повторение по теме «Имя существительное» 6 класс

    Данный урок закрепляет знания обучающихся об имени существительном. Использование игрового материала помогает развивать познавательную акти...

повторение по теме Имя существительное

презентация направлена на повторение основных знаний по пройденному разделу "Имя существительное". 6 класс....

Открытый урок по теме "Повторение по теме «Имя существительное»

Цель: обобщение знаний обучающихся об имени существительном как части речи, отработка орфографических и пунктуационных навыков. Задачи: 1) развивать лингвистическ...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение по теме "Имя существительное"

Заключительный урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение по теме "Имя существительное" Дидактическая цель: обобщение и систематизация  теоретических знаний об имени с...

Мультимедийная разработка урока по теме "Повторение по теме "Имя существительное"

Мультимедийная разработка урока с целью  обобщить и систематизировать знания по теме "Имя существительное" с   применением метода интеллект - карт....