Строение сложноподчиненного предложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_9_klass.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Джаванкентская СОШ"

 Открытый урок по русскому языку в 9-м классе.

Тема:

Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе.

        

Провела: Бадырханова У.И.

  учитель русского языка и литературы

с.Джаванкент.

2018-2019год.

Цель: способствовать формированию лингвистической компетенции через усвоение строения сложноподчиненного предложения; содействовать формированию коммуникативной компетенции, развивая умения конструировать сложноподчиненные предложения; формировать культуроведческую компетенцию, указывая на роль  сложноподчиненных предложений в тексте.

                                                          Ход урока

I.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

-Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

Целеполагание.

-Давайте поставим цель в соответствии с темой урока.

Мотивация.

-Скажите, где Вам могут пригодиться эти знания?

II. Составление плана

1.Повторение  знаний о строении сложного предложения.

2.Изучение строения СПП

3.Закрепление  знаний о СПП.

-Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, которые разделены на   3 столбца,  в соответствии с  планом урока вы оцените свою работу.  Подпишите их.

III. Работа по теме урока.

1.Повторение  знаний о строении сложного предложения.

Синтаксический разбор. (Марина)

Я сидел на лесной полянке, а вблизи игриво журчал ручеек.

- (Вопрос к классу) Докажите, что это сложное предложение. (наличие 2 грам. Основ. Назовите их)

-Какое это предложение относительно средств связи?( союзное, ССП)

-Какое предложение называется сложным?

_Справились с 1 пунктом плана? Оцените свою деятельность.

-Какие еще сложные союзные предложения вам известны? ( СПП)

-Скажите, чем ССП отличается от СПП? ( части ССП –равноправны,  в СПП – одна зависит от другой)

- Перестройте предложение так, чтобы одна   часть зависела от  другой.

Когда я сидел на  лесной полянке, вблизи игриво журчал ручеек.  

Вот так  мы плавно  перешли ко 2 пункту плана.

2.Изучение строения СПП.

-Давайте запишем  в тетрадях получившееся СПП.

Когда  я сидел на  лесной полянке, вблизи игриво журчал ручеек. (слайд 1)

-Скажите, в каком предложении заключается основная мысль? ( вблизи игриво журчал ручеек)

-Это главное предложение. От него можно задать вопрос к придаточному, в котором всегда  бывает союз или союзное слово. Составим схему данного предложения в тетрадях. ( 1 человек у доски)

-Союзы какого разряда используются в СПП? (подчинительные)

-Давайте вспомним их.( с. 71)Читаем

Работа с учебником. Правило с. 69 (1), (2), (3)

_ Сделаем вывод, что мы называем СПП?

Найдите в тексте параграфа то, о чем мы нем говорили.

( СПП состоит из одной независимой части ( главное предложение) и  одной или нескольких подчиненных частей (  придаточные  предложения).

Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми)

- Вас устраивают эти знания? Мы выполнили 2 пункт плана?

-Оцените свою деятельность в  оценочном листе.

-А теперь переходим к  3  пункту плана

3.Закрепление знаний о СПП.

А) Закончите предложение (Конструирование СПП по началу)  (Слайд 2)

-Подберите к данному главному предложению  придаточные

Дорога вывела меня на луг.

1 ряд                                  2 ряд                       3 ряд

в начале                        в середине                 в конце

предложения                  предложения            предложения

1.Когда я заблудился в лесу, дорога вывела меня на луг.

2.Дорога, которая бежала вдоль реки, вывела меня на луг.

3.Дорога вывела меня на луг, где росли маки.

-Назовите, какое предложение главное? ( спросить у каждого ряда). Молодцы.

А теперь попробуем конструировать предложения по схеме.

Б) Записать предложение по схеме (слайд  3)

               Вариант 1

1.   [      ],(чтобы).

             Вариант 2.

2. .  ( Когда),[      ].

- Прочитайте вслух ( 1 вариант, 2 вариант) Назовите главное и придаточное предложение. Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

-  Ребята, кто не справился?( Давайте поможем )

- А теперь откройте   учебник на с. 75. Найдите упр. 93

В) Упражнение 93 ( устно) Прочитайте текст упражнения.

Найдите только сложноподчиненные предложения, назовите  грамматическую основу.

А  теперь последнее задание.

Г) Тест ( на слух)

-Посмотрим, как вы умеете  на слух отличать ССП от СПП. (запись в тетрадях – С, П)

1.До вечера оставалось не более получаса, а заря едва зажигалась. ССП

2.За рекой  по  вечерам раздаются песни и мелькают огоньки.          ССП

3.Мне показалось, что он смутился.       СПП

4.Когда спешишь, не всегда получается.  СПП

5.Сыпались  звезды, да иглы звенели. ССП

6.Если хочешь быть счастливым, будь им. СПП

7.Впереди, где лишь угадывались огни, нас  ждало неизведанное. СПП.

 - Проверим у доски. – 1 ученик.( я прочитываю предложения)  ( ССППСПП)

-Вы усвоили строение СПП?  Значит, с этим пунктом плана    мы справились. Оцените свою работу по 3 пункту плана.

IV. Итог урока

-Что нового вы узнали на этом уроке?

-А теперь давайте составим синквейн о пройденном уроке.

Предложение

Сложное, необычное

Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю

Мне нравится узнавать что-то новое

Знания

Урок

Русский, интересный

Читаем, пишем, учимся

Мне понравилось

Экзамены

Информация

Новая, интересная

Узнаём, знакомимся, работаем

Сегодня я узнала много нового

Урок

V. Домашнее задание. С комментированием упр. 93( выписать СПП, составить схемы)слабым;  упр. 92 – сильным Слайд 4

VI. Рефлексия

- А теперь оцените вашу деятельность на уроке, выведите среднюю оценку.

- Кто в целом доволен работой на уроке?  

-Кому что-то не  удалось?

Отзыв

на урок русского языка в 9 классе на тему: Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе.

Урок был проведён в рамках недели русского языка и литературы. Бадырханова У.И. владеет  методикой и теорией предмета на соответствующем уровне; владеет современными образовательными технологиями и включает  их в методическую работу; использует  в работе  ИКТ  при подготовке к уроку, на уроках, в индивидуальных занятиях с одаренными обучающимися.

Имеет опыт работы во всех параллелях учебного предмета по программам базового уровня в 5-9 классах. Учитель свободно ориентируется во всех аспектах методики преподавания  русского языка и  литературы в  школе.

Основное внимание уделяет  обучению умению рассуждать, логически мыслить, анализировать и из определенных условий делать соответствующие выводы. Знания не даются готовыми, а добываются детьми самостоятельно. Выполнен большой объем работы, дети приучены работать самостоятельно,
контролировать свои действия. Умуханнат Исрапиловна рассматривает монологический ответ ученика на уроке как публичное выступление, обращая внимание учащихся на практическую или теоретическую значимость материала, представляемого на уроке. Дети активно выступают  на уроке, спорят, сравнивают, обобщают, делают выводы, а это и есть исследование. Применение компьютерных технологий, создание проблемных ситуаций мотивировали учащихся к настрою в работе.  Теория тесно переплетена с практикой на высоком уровне.  Мастерство учителя в том, что учительница  даёт возможность высказаться каждому. На уроке  удалось  организовать и реализовать деятельностный подход к изучению данной темы, большое внимание уделялось  дифференцированному обучению,   учитывая  индивидуальные  особенности  развития учащихся, их интересов. Занятие способствовало расширению общекультурного кругозора
. Педагог сумела заинтересовать обучающихся, владела аудиторией. На уроке созданы комфортные условия:  благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся), партнерский стиль отношений педагога и обучающихся. На  уроке  использовались  следующие методы: ролевые игры, проекты,  дискуссия, опорные схемы, проблемные вопросы. Урок проведён, как и большинство её уроков,  с использованием компьютерных технологий. Плотность уроку высока. Деятельность каждого учащегося не осталась без внимания учителя. Возможности кабинета использованы полностью.  

Рефлексия учащихся послужила осмыслением  своих действий и самооценку  этих  действий.

Учителя: Амирова Р.З.

Кадырбекова А.М.

Абдурахманова У.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: "Виды и строение сложноподчиненных предложений."

Урок русского языка в 9 классе. Тема: "Виды и строение сложноподчиненных предложений." Это повторительно-обобщающий урок пл СПП....

Строение сложноподчиненного предложения

Строение сложноподчиненного предложения. Основные группы СПП....

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....

Технологическая карта урока "Строение сложноподчиненного предложения" (9 класс).

Урок усвоения новых знаний через работу с информативными источниками. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Цели урока: - Познакомить со строением сложноподчиненного предложения. - Сфо...