Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в СПП.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_uchitelya_mou.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ» пст. Первомайский

Конспект урока учителя русского языка и литературы Каневой Н.В.

по теме «Строение сложноподчиненного предложения.

Знаки препинания в СПП»

Предмет: русский язык.

Класс: 9.

Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный союз.

Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее и на уроке).

Формы: индивидуальная; работа в парах.

Оборудование: таблицы-схемы строения сложноподчиненного предложения.

Оформление доски:   таблицы-схемы; предварительно записанные 4 предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, простое осложненное).

Педагогические цели:

познавательная цель:

- познакомить со строением сложноподчиненного предложения;

- сформировать умение находить главное и придаточное (ые) предложения;

- сформировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

развивающие цели:  

- развивать логическое мышление и языковое чутье;

- развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

воспитательная цель:  

- воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.

Технологическая карта урока

Цели

на каждом

этапе         

Деятельность

учителя        

Деятельность

учащихся        

Педагогические

приемы        

Система

ожидаемых

умений

1Организационный момент урока

Приветствие учащихся

Этап урока: Вызов

 1. Актуализация имеющихся знаний по изучаемому вопросу        

 Учитель спрашивает, какие виды сложных предложений знают учащиеся, какие из этих видов ими изучены. Выводит учащихся на тему урока.

 Учащиеся называют виды сложных предложений: ССП, СПП, БСП. Изучены ими только ССП. Значит, тема урока «Строение СПП».

Учащиеся индивидуально заполняют первую колонку таблицы «З-Х-У» записями о первоначальных знаниях о СПП.  

        

Составление таблицы «З-Х-У»        

Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

2. Активизация деятельности учащихся        

Заслушивание ответов учащихся, проверка первой колонки таблицы        

Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе, по необходимости дополняют записи первой колонки ответами одноклассников        

Фронтальный опрос        

Развитие коммуникативных навыков.

3. Мотивация к дальнейшей деятельности.        

Постановка новой познавательной задачи: предлагается заполнить вторую колонку таблицы, определить цели урока        

Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы (что бы хотели узнать нового о строении сложноподчиненного предложения), определяют цели урока        

Составление таблицы «З-Х-У», определение целей урока        

Умение самостоятельно ставить новые задачи, определять цели урока.

                                                                     

                                                     

                                                  Этап урока: ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Формирование собственной позиции        

Учитель предлагает выделить среди четырех записанных на доске предложений сложноподчиненное, аргументируя свой ответ        

Учащиеся находят сложноподчиненное предложение, составляют алгоритм нахождения сложноподчиненного предложения сначала индивидуально, потом в парах        

Работа в парах. Составление алгоритма ответа        

Умение слышать чужое мнение. Умение составлять алгоритм

2. Пробуждение интереса к получению новой информации        

Учитель предлагает обратиться к приложению №1 и, проанализировав предложения, установить логическую закономерность в строении сложноподчиненных предложений

1 ряд №1,5,6,9;

 2 ряд №7,8,9,11;

 3 ряд №2,3,4,12;

 индивидуальное задание №3,14,15,16        

Учащиеся, проанализировав предложения, называют три возможные схемы строения  СПП, делают вывод, что у сложноподчиненного предложения может быть более одного придаточного, выбирают на доске таблицу-схему, которая соответствует предложенным предложениям

Сопоставление опорных записей        

Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации. Умение отслеживать материал. Умение делать выводы

3. Получение новой информации        

Учитель предлагает прочитать параграф 9 (учебник «Русский язык» под редакцией С.Г.Бархударова) с использованием приема «инсерт». Учитель предлагает оформить полученные знания в третью колонку таблицы «З-Х-У»        

Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «инсерт», делают записи в тетради. Учащиеся озвучивают новую информацию вслух        

«Инсерт» (маркировка текста)        

Умение работать с научным текстом. Умение отслеживать материал. Активизация внимания

4. Размышление        

Учитель просит учащихся обратиться к приложению №2 и распределить предложения в 2 колонки: предложения с вводными конструкциями и сложноподчиненные предложения        

Учащиеся выполняют задание и записывают в таблицу новый вывод, полученный экспериментальным путем.  

Сопоставление записей. Фронтальный опрос. Взаимопроверка по критериям оценивания        

Умение делать выводы, расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, строить схемы

5. Закрепление полученных знаний        

Учитель просит выполнить упражнение № 87(учебник «Русский язык» под редакцией С.Г.Бархударова)        

Учащиеся выполняют упражнение

Самопроверка выполнения упражнения

Умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, строить схемы

Этап урока:  РЕФЛЕКСИЯ

1. Целостно обобщить полученную информацию        

Учитель просит подготовить по таблице «З-Х-У» сообщение о сложноподчиненном предложении        

Учащиеся готовят монологические ответы по теме, дополняют записи в таблице        

Взаимопроверка по критериям оценивания        

Умение целостно обобщать и систематизировать информацию

2 Домашнее задание

Учитель предлагает выполнить В7 тестовой части сборника «ГИА 2013. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов. Под ред. Цыбулько И.П.»(2012, 112с.)

  .        

Умение находить сложноподчиненное предложение или части сложноподчиненного предложения в тестовых заданиях ГИА

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 1. На каникулах, в самом начале лета, мы отправились в экспедицию, которая давно была запланирована нами.

 2. Отец вернулся из экспедиции в тот день, когда началась война, и сразу ушел на фронт.

 3. Крутые склоны гор, что поднимались справа, были опасны для восхождения.

 4. Книга, что дала мне хозяйка, потрясла меня.

 5. Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоту природы, окружающей нас.

 6. Я не знал, когда мы сможем встретиться вновь.

 7. Когда Архип проснулся, он увидел Дубровского и низко поклонился ему.

 8. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

 9. Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.

 10. Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы жажды познания.

 11. Пока он говорил, Щавинский внимательно наблюдал за ним.

 12. Начальник отряда, когда мы готовились выехать на стройку, договаривался с мастером  об условиях работы.

 13. Марья Дмитриевна не много больше мужа занималась Лизой, хотя она и хвасталась перед Лаврецким, что одна воспитала детей своих.

 14. Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть.

 15. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится.

 16. Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

 1. Глеб, насколько я знал, учился в брянской гимназии.

 2. Мой старший брат, когда учился в институте, стал печататься в журнале « Юность».

 3. В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.

 4. Несмотря на то, что солнце уже поднялось, в степи было тихо, пасмурно.

 5. Это обстоятельство, как мне тогда показалось, должно было осложнить наш дальнейший путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Урок открытия нового знания.Расширение понятия о СП.Введение понятия "СПП"....

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП.

Урок по СПП, расчитанный на учеников 11 класса, задания на базе текста...

Сложноподчинённое предложение: строение, способы связи, знаки препинания 9 класс

Сложноподчинённое предложение: строение, способы связи, знаки пре-пинания Цели урока. 1. Образовательные: • закрепление понятия о сложноподчиненном предложении • формирование умения различ...

Презентация Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в них.

Презентация по русскому языку "СПП. Знаки препинания в них"....

Презентация к уроку "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум"

Данная презентация предназначена для работы на уроке в 9 классе по теме "Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум". Работа со...