Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Козловская Анна Александровна

Урок по СПП, расчитанный на учеников 11 класса, задания на базе текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_12_dekabrya_2014.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Преподаватель Козловская Анна Александровна

Группа223/224

Дата – 12 декабря 2014

Дисциплина «Русский язык»

Тема.  Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в СПП

Тип урока: практическое занятие

Вид урока: урок усвоения и закрепления знаний

Цели урока:

образовательная: закрепление полученных знаний о СПП, совершенствование умения постановки знаков препинания в СПП, формирование умения составлять схемы СПП;

развивающая: совершенствовать умение употреблять в речи различные виды СПП; совершенствование умения правописания, умения работать самостоятельно,

 воспитательная: способствовать формированию эстетических взглядов

Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint, раздаточный материал: таблица «Виды придаточных предложений», задания для самостоятельной работы, опросные листы (для письменного теоретического опроса)

Результат: в ходе урока идет формирование следующих  общих компетенций:

ОК 1. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

ОК 2. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль и коррекцию собственной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие обучающихся. Рапорт дежурного

  1. Повторение изученного

- На прошлом занятии мы с вами приступили к изучению сложного предложения, вспомнили его определение, рассмотрели виды сложных предложений. Дома вы должны были выучить тот теоретический материал, с которым мы работали. Поэтому сейчас я попрошу вас выполнить задание №1 в ваших рабочих листах. Вам необходимо будет закончить предложения, вставив пропущенные слова.

Заполните пропуски (индивидуальная работа на карточках)

1.Предложения, включающие более одной грамматической основы, называются_________________________________

2.Виды сложных предложений:

ССП               __________               БСП

3.Зависимая часть в СП называется ______________________

4  .[      ] – так на схеме предложения обозначают _______________________ часть

5. Чаще всего между частями сложного предложения ставится______________

- Итак, давайте проверим, что у вас получилось. (Обучающиеся читают получившиеся предложения). Поднимите руки те, кто справился без ошибок.

  • - Актуализация

- Мы с вами вспомнили все самое необходимое, что пригодиться нам с вами при выполнение следующего задания. Посмотрите, пожалуйста, на предложения на слайде. Запишите эти предложения, расставив недостающие знаки препинания, составьте схемы данных предложений.

Запишите предложения. Составьте их схемы, объясните постановку знаков препинания.

  1. Большую мерзлую елку, аромат которой мигом разлетелся во все уголки, втащили в гостиную.
  2. Захар долго стучал и тесал топором, чтобы приладить к ней большой крест.
  3. Когда дерево наконец подняли, оно оказалось слишком высоким.

- Прочитайте первое предложение вместе со знаками препинания. Почему вы поставили в этом предложении запятую? Докажите. Назовите грамматические основы частей СП. Составьте схему предложения (к доске выходит ученик, рисует схему).

- Прочитайте второе предложение вместе со знаками препинания. Почему вы поставили в этом предложении запятую? Докажите. Назовите грамматические основы частей СП. Составьте схему предложения (к доске выходит ученик, рисует схему).

- Прочитайте последнее предложение вместе со знаками препинания. Почему вы поставили в этом предложении запятую? Докажите. Назовите грамматические основы частей СП. Составьте схему предложения (к доске выходит ученик, рисует схему).

  • Обобщение - Итак, еще раз посмотрите, какие предложения перед вами? Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня, какие вопросы рассмотрим. Какой будет тема нашего занятия?

Запишите тему занятия.

  1. Закрепление

- А сейчас я попрошу вас снова вернуться к рабочим листам. Посмотрите, пожалуйста, на задание №2 . Перед вами текст и задания к нему. Вам необходимо письменно выполнить данные задания. Обращаю ваше внимание, что первое задание вы выполняете по вариантам. По вариантам мы делимся как всегда от окна.

  • Работа с текстом

Прочитайте текст, выполните предложенные к нему задания.

Мы ехали берегом реки на юг, а зима догоняла нас с севера. Однако могло показаться, что она идет нам навстречу. На одной из станций мы соблазнились чудесною лунною ночью, поэтому и легли на берегу, устроив себе постели в лодках. Ночью мне показалось, что кто-то жжет мне пламенем правую щеку. Я проснулся и увидел, что лунная ночь ещё более побелела. Кругом стоял иней, который покрыл и мою подушку. Именно это его прикосновение и показалось мне таким горячим. В это время в соседней лодке  встал другой мой спутник, приподняв шкуры, которыми он был покрыт. Весь он казался белым привидением. Когда лодка под ним колыхнулась  на воде послышался звон. Это в местах, защищенных от быстрого течения, становились первые «забеги», еще тонкие, ломавшиеся и звеневшие, как хрусталь.

Задания к тексту

1.Выпишите СПП с придаточным изъяснительным (1 вар.)/ определительным (2 вар.), составьте схемы предложений, подчеркните грамматические основы.

2.Найдите в тексте предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка; запишите исправленный вариант.

3.Прочитайте выделенное предложение. Переделайте его из простого в сложное. Определите вид придаточной части, составьте схему.

- Для того, чтобы нам удобно было проверять, я попрошу за доской выполнить задание 1 ….. (1вар.), … (2вар.)

- Прочитайте предложение с уже исправленной пунктуационной ошибкой.

Задание№3

  • Конструирование предложений.

Свяжите части предложений, подходящие друг другу по смыслу. Укажите виды придаточных.

1.По всему дому запахло хвоей … когда понемногу слежавшиеся ветви оттаяли

2.Деревья почтительно расступились…чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе.

3. Снег набился в глубокие морщины коры…поэтому толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

4. И дышалось возле дуба как-то особенно легко… словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

- Прочитайте получившиеся предложения (обучающиеся читают предложения)

   Задание №4

    - Посмотрите на следующее задание в ваших рабочих листах. Прочитайте задание. Понятна ли вам ваша задача?

  • Числовой диктант

Перед вами пронумерованные предложения и пронумерованные схемы этих предложений. Найдите для каждого предложения свою схему, запишите только числа.

1. Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы.

2. Едва они ступили в лес, тяжко гружёные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной.

3. Несмотря на то, что сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, обламывали хрупкие, сухие прутики, ничто не рождало здесь ни звука.

4.Казалось, что вся природа была полна испуга и торжественного ожидания.

5. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры.

- А сейчас я попрошу вас обменяться тетрадями и проверить правильность выполнения данного задания. Кто справился без ошибок?

- А у нас с вами осталось последнее задание. И будет оно носить творческий характер. Обратите внимание, какой теме были посвящены сегодня все разобранные нами предложения? Как вы относитесь к этому времени  года? Какими словами вы могли бы описать зиму?

  • Творческое задание

Составьте свои  СПП, опираясь на предложенные слова.

1.Зима. Снег.

2.Река. Лед.

3.Снежные шапки. Деревья.

Приложение

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП»

Задание 2. Прочитайте текст. Выполните предложенные к нему задания.

МОРОЗ

Мы ехали берегом реки на юг, а зима догоняла нас с севера. Однако могло показаться, что она идет нам навстречу. На одной из станций мы соблазнились чудесною лунною ночью, поэтому и легли на берегу, устроив себе постели в лодках. Ночью мне показалось, что кто-то жжет мне пламенем правую щеку. Я проснулся и увидел, что лунная ночь ещё более побелела. Кругом стоял иней, который покрыл и мою подушку. Именно это его прикосновение и показалось мне таким горячим. В это время в соседней лодке  встал другой мой спутник, приподняв шкуры, которыми он был покрыт. Весь он казался белым привидением. Когда лодка под ним колыхнулась  на воде послышался звон. Это в местах, защищенных от быстрого течения, становились первые «забеги», еще тонкие, ломавшиеся и звеневшие, как хрусталь.

Задания к тексту

1.Выпишите СПП с придаточными изъяснительными (1 вар.) / определительными (2 вар.), составьте схемы предложений, подчеркните грамматические основы.

2.Найдите в тексте предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка; запишите исправленный вариант.

3.Прочитайте выделенное предложение. Переделайте его из простого в сложное. Определите вид придаточной части, составьте схему.

Задание 3. Свяжите между собой части сложных предложений, подходящих по смыслу. Запишите получившиеся предложения. Укажите виды придаточных.

1.По всему дому запахло хвоей …

2.Деревья почтительно расступились…

3. Снег набился в глубокие морщины коры…

4.И дышалось возле дуба как-то особенно легко…

1…чтобы дать старшему собрату развернуться.

2… словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

3. … когда понемногу слежавшиеся ветви оттаяли.

4. …поэтому толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.

Задание 4. Найдите для каждого предложения свою схему, запишите подходящее число.

1. Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на  задах школы.

2. Едва они ступили в лес, тяжко гружёные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной.

3. Несмотря на то, что сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, обламывали хрупкие, сухие прутики, ничто не рождало здесь ни звука.

4.Казалось, что вся природа была полна испуга и торжественного ожидания.

5. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры.

1. [  =   ], (       ).

2.[ ---   , (         ),       =  ].

3. [  ---      =    ], (     ).

4. (         ), [  ---      =    ].

5. [  …   , (           ),   ---      =    ].

Задание 5. Составьте свои СПП, опираясь на предложенные слова.

1.Зима. Снег.

2.Река. Лед.

3.Снежные шапки. Деревья.

Задание 1. Закончите предложения, вставьте пропущенные слова.

1.Предложения, включающие более одной грамматической основы, называются_________________________________ .

2.Виды сложных предложений:

ССП               __________               БСП

3.Зависимая часть в СП называется ________________________________________________

4  .[      ] – так на схеме предложения обозначают ________________________________ часть

5. Чаще всего между частями сложного предложения ставится__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Презентация Сложноподчиненные предложения. Знаки препинания в них.

Презентация по русскому языку "СПП. Знаки препинания в них"....