Пунктуация в ПП с ОЧП и в ССП
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Бадрединова Эльмира Рустямовна

В презентации представлен теоретический материал по теме, практические задания для подготовке к заданию 16 ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_16_-_2020g.pptx84.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ Задание 16 Пунктуация в ПП с ОЧП и в ССП

Слайд 2

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений 1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей. 2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. 3) Кум стоял ни жив ни мертв. 4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения. 5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.

Слайд 3

Алгоритм выполнения 1. Выделите грамматическую основу. Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда части ССП - односоставные предложения, поскольку их легко не заметить и перепутать с однородными или второстепенными членами . 2 . Если предложение простое, то обратите внимание на ОЧП, которые присутствуют в предложении. Вспомните правила постановки/отсутствия запятой между ОЧП. Особого внимания заслуживает постановка запятой между однородными членами, связанными повторяющимися союзами . 3 . Если предложение сложное, применяем правило постановки запятой в ССП (в ССП обычно ставится запятая). Не забываем про случаи отсутствия запятой в ССП . 4 . Выпишите ответ. В качестве ответа выступают две цифры, записанные в произвольном порядке.

Слайд 4

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ Запятая ставится между однородными членами, не соединенными союзами. ( ), ( ), ( ), ( ) Например : Здесь уже все смешалось, закружилось, зашумело (С. Кошечкин ). Если в ряду однородных членов последний однородный член присоединяется союзами и, да ( =и ), или, либо, то запятая перед союзом не ставится . ( ), ( ), ( ) и ( ) Например : Райский смотрел на комнаты, на портреты, на мебель и на весело глядевшую в комнаты из сада зелень… (Гончаров) Между однородными членами, соединенными союзами а, но, зато, однако, да ( =но ), впрочем, а также, а то и, хотя . ( ), а ( ) Например: Ври, да меру знай (пословица) ( да=но ) Запятая не ставится между однородными членами, соединенными соединительными и, да ( =и ) или разделительными союзами (или, либо) ( ) и ( )

Слайд 5

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами (и… и … и , да… да … да , ни… ни … ни , или… или … или , ли… ли … ли , ли … или… или , либо… либо … либо , то… то … то , не то… не то… не то, то ли… то ли… то ли). Перед первым повторяющимся союзом запятая не ставится. И ( ), и ( ), и ( ) Нап ример: Овсяников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхов. (Тургенев) Если однородные члены соединены союзами ли…или (они не должны быть повторяющимися) Например: Мечтал ли он об этом или не мечтал – трудно сейчас сказать (И. Яблонская).

Слайд 6

Запятая ставится Запятая не ставится Если однородных членов больше двух и перед первым однородным членом отсутствует союз И, запятая ставится так же, как и в случае, если бы этот союз присутствовал. ( ), и ( ), и ( ), и ( ) Например: Весенне солнце отражалось на стеклах машин, и на окнах многоэтажек , и в глазах проходящих девушек. Если два ОЧП соединены повторяющимися союзами и… и , то запятая ставится, если есть обобщающее слово или зависимые слова при однородных членах . Например: Всё напоминало об осени: и желтые листья, и туманы по утрам. Если два ОЧП, соединенных повторяющимися союзами, составляют тесное смысловое единство (в т.ч.фразеологизмы ), то запятая между ними не ставится. Например: На другой день ни свет ни заря Лиза проснулась (А. Пушкин).

Слайд 7

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ Если ОЧП объединяются при помощи союза И в пары, то запятая ставится между парами однородных членов. ( ) и ( ), ( ) и ( ) Например : Книги по географии и туристские справочники, друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо — один из самых красивых и диких уголков Болгарии. Запятая не ставится между разными рядами однородных членов . ( ) и ( ) ( ) и ( ) Например : Она говорила быстро и громко и во время рассказа улыбалась мягко и добродушно (С. Разов). Быстро и громко Говорила и улыбалась Мягко и добродушно Каждый ряд однородных членов рассматривается отдельно. Запятая ставится между ОЧП, соединенными двойным и союзами как… так и, не только… но и, не столько… сколько, насколько… настолько, хотя и… но, если не… то, не то что… но, не то чтобы… а, не только не… а, скорее… чем Например: Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.

Слайд 8

Однородные определения Неоднородные определения используются для перечисления разновидностей предметов, характеризуя их с одной стороны; перечисляют признаки одного предмета; последующее определение раскрывает содержание предыдущего; Характеризуют предмет с разных сторон, обычно выражаются сочетанием качественных и относительных прилагательных. Неоднородными являются и такие определения, когда одно из них выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным. (твоя новая шляпа; эта деревянная шкатулка; порядковым числительным и прилагательным: второй каменный дом). Например: А среди дня и река и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных (К. Паустовский). Например: Был солнечный апрельский день (И. Волынский).

Слайд 9

Не являются однородными членами, не разделяются запятой: 1. Два глагола в одинаковой форме, обозначающие действие и его цель (пойду поищу, пойду посмотрю) 2. Глаголы со значением движения, положения (Сижу читаю; пойду посмотрю; иди садись) 3. Сочетания двух глаголов при помощи союзов да и, и, да, частиц не, так (возьму да и скажу; взял и пожаловался; спит не спит; смотри не смотри) Например: Жду не дождусь, когда вернется отец с охоты (М. Красин). Лежу смотрю телевизор. Пойду погляжу на детей. Идем разговариваем с другом по улице.

Слайд 10

Запятая в ССП Между двумя грамматическими основами в сложносочиненном предложении в большинстве случаев СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ . Например: Запахло гарью, и воздух посинел от дыма. (Чехов)

Слайд 11

Запятая в ССП не ставится 1. Если части ССП имеют что-то общее: Общий второстепенный член В эту ночь на море дул крепкий береговой ветер и шел снег . Общую придаточную часть Как только поднялись мы на изволок , туман исчез и первый луч солнца проник почти сзади в карету и осветил лицо спящей против меня моей сестрицы. Общее вводное слово Возможно , прошло еще слишком мало времени и информация скоро появится. Общий обособленный член предложения Вопреки предсказаниям синоптиков , небо уже прояснилось и дождь перестал.

Слайд 12

Запятая в ССП не ставится 2. Если части ССП представляют собой Два назывных предложения Зной и свет…(А. Толстой) Два безличных предложения Светло и жарко (А. Черемнов). Два неопределенно-личных предложения Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления. Два вопросительных предложения Кем налит был стакан до половины и почему нет розы на столе? (А. Тарковский.) Два побудительных предложения Пусть светит солнце и птицы поют! Два восклицательных предложения Как хороша сирень и память хороша! (А. Тарковский.)

Слайд 13

Потренируемся 1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей. 2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. 3) Кум стоял ни жив ни мертв. 4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения. 5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.

Слайд 14

2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом то полыхают на чёрных тучах. 2) От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом. 3) В отсутствие Риты Басков все соседние и дальние каменья на животе излазал и высмотрел. 4) Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха имени Горького сосед подарил Соне тоненькую книжечку Блока и ушёл добровольцем на фронт. 5) Поначалу болото было неглубоким и Лиза успела успокоиться и даже повеселела.

Слайд 15

3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Суриков явился не только наследником но и великим новатором русской исторической живописи. 2) Сама личность А.И. Куинджи привлекала молодёжь и служила ей ярким примером беззаветной преданности искусству. 3) На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение широкая популярность и непонимание. 4) И стар и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи. 5) На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики.

Слайд 16

4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Морозный и тонкий воздух защипал в носу и иголочками уколол щёки. 2) Илья Репин любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал своё громкое имя. 3) Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен загудел и завыл в печных трубах. 4) После чемпионата мира по футболу радовались и тренер и футболисты и болельщики команды. 5) Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к иконописцу и через три года его стали приглашать в соседние губернии расписывать церкви и писать образа.

Слайд 17

5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Мне жилось плохо и я часто плакал тайком. 2) Мы мало знаем о характере Аносова и его привычках о страстях этого человека и его заблуждениях. 3) Кое-где при дороге попадаются угрюмая ракита да молодая берёзка. 4) Василий Львович не расслышал её слов или не придал им настоящего значения. 5) А в лесу трубит рог и раздаются крики загонщиков.

Слайд 18

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Луговая и степная трава очень отличаются друг от друга. 2) Месяц и звёзды кротко и ясно смотрели на спящее село и лес. 3) Как мой отец так и дедушка не поддержали решение матери уйти с работы. 4) За стеной выл ветер и грозно шумело море. 5) Уже давно смерилось и мне отчаянно захотелось вернуться в тепло и уют.

Слайд 19

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запищите номера этих предложений. 1) В утреннем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических историй. 2) Всё блестит нежится и страстно тянется к солнцу. 3) Длинные и закопчённые сверху трубы выпускают клубы чёрного и грязного дыма. 4) Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок. 5) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.

Слайд 20

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Орден святого Андрея Первозванного мог быть получен и за военные и за штатские заслуги. 2) Георгиевский крест давался только военным за боевые заслуги и его никогда нельзя было снимать. 3) Многочисленная и разнородная по своему составу знать противостояла в целом мелким чиновникам и купцам. 4) В Древней Руси удар тыльной стороной кисти или кулака считался бесчестным и позорным. 5) Любовь гоголевской эпохи — это и вечная человеческая любовь и любовь Чичикова и любовь Хлестакова.

Слайд 21

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Проникновенная любовь к родным местам и заснеженным просторам манит к себе рождает раздумья о горечи утрат и тревогу за будущее. 2) В самом языке заключены и образы и ритм и рифмы и аллитерации. 3) Язык многообразен и многозвучен и разнотонен . 4) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове. 5) Воздух лёгок и чист и замёрзла река.

Слайд 22

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился отдохнуть в старом зимовье. 2) И стар и млад весело отплясывали на городской площади. 3) Чтение сего письма не только возбудило во мне разные чувствования но и жестоко оскорбило. 4) Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев из-за тёмного леса. 5) На востоке тускло забрезжило и со всех сторон первые петухи неуверенно закричали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...

Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме "Пунктуация. Культура речи"

Данный ресурс проверяет знания  про теме "Пунктуация.Культура речи". (Подготовка к ЕГЭ.)...

Пунктуация в предложении с однородными членами и в сложносочинённом.

Данный ресурс представляет собой тренировочные упражнения  на тему "Пунктуация в предложении с однородными членами и в сложносочинённом".(Подготовка к ЕГЭ, выполнение задания А-19. Даны ответы к задан...

Пунктуация в предложении с обособленными членами.

Урок-практикум.Подготовка к ЕГЭ ( выполнение задания А-20)...