Реализация технологий рефлексивно-деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
материал по русскому языку

Дмитриенко Людмила Серафимовна

Текст выступления "Реализация технологий рефлексивно-деятельностного типа на уроках русского языка и литературы" на научно-практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_npk_14.02.20.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация технологий рефлексивно-деятельностного типа на уроках русского языка и литературы

           Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.

Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу обучения: поиск и анализ информации, решение коммуникативных задач, объяснение и рассуждение с опорой на факты. «…Упор не на знания, а на умение применять эти знания», – мнение директора ФИПИ Оксаны Решетниковой. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.

К нам приходят выпускники с различным уровнем подготовки, и мы нередко сталкиваемся в своей работе с тем, что многие воспринимают русский язык лишь как свод орфографических и пунктуационных правил, а литературу как нечто непонятное и ненужное.

Сегодня нет, видимо, преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого обучающегося?»

В учебном процессе активно использую современные образовательные технологии рефлексивно-деятельностного типа, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время, актуализировать  и расширять область знаний обучающихся, осуществлять личностно-ориентированный подход, развиваться интеллектуально, ментально, творчески, становиться самостоятельными.

Данные технологии позволяют мне, как преподавателю:

  • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
  • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать учебную и самообразовательную деятельность;
  • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий;
  • добиваться высоких результатов обученности студентов.

Учебный процесс становится для обучающихся интересным, что повышает их активность, развивает навыки самостоятельного получения знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности обучающихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

На наш взгляд, на нынешнем этапе развития сферы образования принципиальное значение приобретает именно технологии рефлексивно-деятельностного обучения.

Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения Задача преподавателя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Преподаватель должен организовать поисково-исследовательскую работу обучающихся, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Субъект – субъектное взаимодействие. чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Технология уровневой дифференциации

Для достижения личного успеха каждого ученика необходимо учитывать его индивидуальные особенности, подбирать задания различного уровня сложности. С этой целью я использую дифференцированный подход к обучению. 

Дифференцированный подход к обучению приносит следующие положительные результаты:

  • уменьшается нагрузка на обучающихся, которым иногда физически трудно учиться в рамках образовательной программы;
  • решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может;
  • в группе улучшается психологический климат;
  • становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума.

Задание №1 Работа в группах. Выписать из текста слова и рассказать правило:

1-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от ударения.

2-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от последующих согласных.

3-я группа: Чередование гласных а//о, зависящих от значения слова.

Задание №2 Написать сочинение-рассуждение миниатюру на тему:

1-я группа: «Для чего нужно различать орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова» и «Чередующиеся гласные в корне слова»?

2-группа: «Почему важно знать значение слова с корнями -мак-, -мок-, -моч-»?

Опыт работы показывает, что обучающиеся лучше усваивают орфограмму, сведя ряд правил к общему алгоритму, составляя таблицы, кластеры обобщающего характера.

3. Информационно-коммуникационные технологии

Перевернутый урок

Результаты использования ИКТ на уроке:

  • повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;
  • применяется индивидуальный подход;
  • повышается степень наглядности при изложении учебного материала;
  • развивается творческий потенциал детей;
  • появляются возможности для моделирования учебного процесса;
  • снижается утомляемость учащихся;
  • сокращается время на опрос.
  • 4. Технология проблемно-поискового обучения  

Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

Результаты использования данной технологии:

  • совершенствуется умение учащихся обосновывать свою позицию;
  • воспитывается уважение к чужой точке зрения;
  • активизируется познавательная деятельность учащихся;
  • увеличивается количество творческих работ;
  • учитель не даёт знания в готовом виде – дети открывают их сами.
  • 5. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Данная технология включает в себя целый ряд методических приемов, что обеспечивает развитие мышления, способствует формированию коммуникативной компетенции и способностей к сотрудничеству

Эта технология в образовании способствует формированию целостной картины мира у обучающихся, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

7. Технология проектного обучения

"Эпитеты в создании портрета Пугачева в романе «Капитанская дочка»", «Цветовые образы в любовной лирике А.А. Блока», Русский писатели – лауреаты Нобелевской премии, Будь другом всему живому на примере якутской поэзии, Своеобразие поэзии В.Цоя, Митяева О. (лексики, синтаксиса). Шолоховская география

8. Здоровьесберегающие технологии

Главный вопрос образования при использовании педагогических технологий – как учить? С точки зрения здоровьесбережения – не наносить вреда обучающимся и педагогам.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий – такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать и читать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. При подготовке к уроку учитываю:

  • особенности группы,
  • периоды высокой, средней и низкой работоспособности обучающихся на уроке,
  • возрастные и физиологические особенности обучающихся на занятиях,
  • наличие эмоциональных разрядок на уроках;
  • создание благоприятного психологического фона на уроке;
  • использование приемов, способствующих появлению и сохранения интереса к учебному материалу;
  • Болевая точка любого урока – поиск таких форм взаимодействия преподавателя и обучающегося на уроке, когда субъективная позиция обучающегося реализуется максимально. Ребятам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача преподавателя – помочь обучающемуся увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность в творческую плоскость. Думаю, нет смысла доказывать, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для обучающихся – интересным и продуктивным.

Модель учебного занятия на основе рефлексивно-деятельностного подхода

Деятельностный подход на уроках русского языка и литературы осуществляется через:

  1. моделирование и анализ учебных и практико-ориентированных ситуаций;
  2. использование активных и интерактивных методик;
  3. овладение приёмами исследовательской деятельности;
  4. вовлечение учащихся в проектную, оценочную, рефлексивную деятельность.

Урок, организованный по технологии деятельностного обучения, состоит из девяти этапов:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  2. Актуализация и пробное учебное действие.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

1. На этапе мотивации стараюсь использовать интересные приёмы с долей интриги, неожиданности, соревновательного духа.

Приём «Общая тема». Каждый урок я стараюсь объединить одной темой, материал к которой обучающиеся готовят заранее: «Система образов в драме «Гроза» А.Н. Островского. Представители «темного царства», «Синтаксические единицы», «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными». Большинство заданий связано с общей содержательной темой.

Приём «Пословица»: закончить пословицы и поговорки:

Лишь тот зовется патриот, Кто в бой идет за свой… (народ); Родина – мать, сумей за неё… (постоять). (Тема «Сложное предложение»).

На чужой стороне родина милей… (вдвойне); Для Родины своей ни сил, ни жизни… (не жалей). (Тема «Типы сказуемых»).

Кроссвордный диктант (его цель – обогащение словарного запаса обучающихся). Государство, Родина, патриот, Отечество, гуманизм, гражданин, ветеран, столица, Республика Марий Эл, красота, сердце, планета, любовь, семья, Отчизна, поколение.

Задание. Чем объединены эти слова? Обоснуйте свою точку зрения.

Исторический диктант на уроках литературы  При изучении порядковых числительных даю задание записать даты, а затем объяснить, с какими событиями они связаны:

Гимнастика для ума. Этот приём часто использую как тренировочное упражнение для подготовки к сочинению, изложению. Обучающиеся объясняют смысл афоризма, дают собственную интерпретацию фразе. Например: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». (К. Паустовский). «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». (К. Паустовский). «Некоторые люди забывают расписаться в своём присутствии на земле». (Об активной жизненной позиции). «Не за себя себе себя отдай на растерзание». (О милосердии).

Работа со словарями. Ребята могут выполнять самые различные задания. Например: 1) «Прочитайте в «Толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит быть патриотом».

2) «Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?».

3)Что общего в лексическом и грамматическом значении слов «природа, родители, родственники, Родина, народ»? (Не случайно это однокоренные слова!).

2. Актуализация и пробное учебное действие. На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Например, стихотворение Олега Григорьева «Какой дождь» может стать основой для выявления затруднений по темам: а) причастие (в стихотворении 15 прилагательных, и причастие «нарастающий» дети поначалу также причисляют к этой части речи); б) несогласованные определения (определения в последней строфе учащиеся не относят к данному члену предложения).

Дождик капал, моросил,

Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял,

Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной,

Нарастающий, грибной,

Обложной, висячий, скорый,

Сонный, медленный и спорый,

Как камыш, стоймя стоячий,

И холодный и горячий,

А ещё и грозовой,

Радужный, полосовой,

Параллелями и в сетку,

А при ветре даже в клетку.

Вот как много есть дождей

Для растений и людей.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе преподаватель организует выявление обучающимися места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные обучающимися, из которых выбирается оптимальный. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Например, некоторые студенты испытывают затруднения в различении производных предлогов и омонимичных существительных. Обучающимся предлагается материал для наблюдения, на основе которого они делают собственные выводы и оформляют их в виде алгоритмов, таблиц, схем. Для сравнения можно воспользоваться таблицами Т. Я. Фроловой, автора методики интенсивного обучения.

1. Работа со схемой « Различай производные предлоги и существительные» (с. 54 «Грамотность за 12 занятий» Т. Я. Фроловой):

производные предлоги / существительные

в течениЕ (как долго?) дня / в течении (чего?) реки

в продолжениЕ (когда?) лета / в продолжении (чего?) книги

в заключениЕ (чего?) выступления / в заключении (кого?) врача

2. Рифмовка:

Спроси: как долго? или когда? – в конце пишем Е, но раздельно – всегда.

Вследствие = из-за, ясно вполне: слитно напишем, конечная Е.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. На данном этапе обучающиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Приёмы работы: сочинение лингвистической сказки, баскет-метод, кроссенс. Баскет-метод основан на имитации ситуации. Например, студент должен выступить в роли гида и провести экскурсию по виртуальному историческому музею, где собраны предметы старины (ступа, огниво, светец, ботфорты и т.д.). Данный приём можно использовать при изучении темы «Историзмы». При этом задача обучающегося – собрать и донести информацию о каждом экспонате, пояснить его лексическое значение. Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, придуманная художником и философом, доктором технических наук Владимиром Бусленко и писателем, педагогом и математиком Сергеем Фединым. Кроссенс, впервые опубликованный в 2002 году в журнале «Наука и жизнь», представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов для «Крестиков-ноликов". Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:

  • на стадии определения темы;
  • постановки проблемы;
  • на стадии закрепления материала;
  • как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке;
  • как творческое домашнее задание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Вопросы:

  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?

В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

На этом этапе подводятся итоги урока.

При использовании технологии деятельностного метода обучающиеся:

  • успешнее своих сверстников осваивают новый учебный материал;
  • увереннее отвечают у доски;
  • чётко аргументируют собственные высказывания, отстаивают свою точку зрения;
  • быстрее овладевают навыками самоконтроля и самооценки;
  • умеют выбирать и предлагать для выполнения работы свой способ деятельности, склонны к исследовательской деятельности;
  • у них формируется познавательная мотивация, значительно повышается качество знаний.

Вся эта работа в комплексе помогает добиваться стабильных результатов.

Результаты деятельности:

  • развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их активность;
  • способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
  • помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
  • развивает у обучающихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Впереди новые горизонты обучения. Пытаюсь осваивать технологию «Перевернутый класс». Новые технологии, вроде облачных вычислений, дополненной реальности и 3D-печати, социальные сети и адаптивные системы обучения прокладывают такое будущее для системы образования, которое мы можем уже представить. Во всяком случае, уже есть от чего отталкиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Доклад «Реализация инновационных подходов в образовании на уроках русского языка и литературы».

В статье изложен опыт работы по применению приёмов и методов ТРКМ на уроках русского языка и литературы....

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...