Задание 9 ЕГЭ рус.яз
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Акулова Елена Николаевна

теория

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_ege_no9.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ. Правописание гласных в корне слова(задание 9 ).

Слайд 2

Задание 9 формулируется следующим образом: Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. Варианты заданий безударная проверяемая гласная корня безударная непроверяемая гласная корня. безударная чередующаяся гласная корня

Слайд 3

Задание 9. Что требуется знать? Правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, требующими запоминания.

Слайд 5

Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением. д а лекий – д а ль в и згливый – в и зг соед и нение - ед и ный д и ректор ф и алка р е форма об о няние к а вычки

Слайд 6

Проверь себя Подчеркните безударную гласную в корнях слов. Рядом с каждым словом запишите проверочное. Белизна - ____, приходить-____, флажок-____, цветной-______, родной-______,скрипучий-____, з олото-_______, уголок-______, стрелок-______.

Слайд 7

Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, определяется по орфографическому словарю. Их содержат как русские, так и заимствованные слова : Авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция, багаж, бойкот, вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет, габариты, гарнизон, горизонт,

Слайд 8

дезертир , декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально, игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция, кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий,

Слайд 9

лелеять, меридиан, меценат, мотивация, наваждение, ностальгия, о ригинальный, палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал, реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать,

Слайд 10

семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет, у трамбовать, факультет, филармония, фестиваль, шоколад, шовинизм, шоссе , экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция

Слайд 12

I. Корни, в которых написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем

Слайд 13

- бер -/- бир - - дер -/- дир - -мер-/-мир- -пер-/-пир- -тер-/-тир- - блест -/- блист - -жег-/-жиг- -стел-/- стил - -чет-/- чит -

Слайд 14

Пишется И , если за корнем следует суффикс - â -

Слайд 15

зам и р â ть – нет - â - зам е реть, бл и ст â ть – нет - â - бл е стеть

Слайд 16

Исключения: соч е т â ть , соч е т â ние

Слайд 17

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!! 1)Чередование и / е в корнях мир- / мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п. Вымирать – вымереть, замирать – замереть. В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и . Мир, мирный, усмирять. В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е . Мерить, измерять, примерять платье, мерило. 2) Чередование и / е в корнях пир- / пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п. Запирать – запереть, отпирать – отпереть, выпирать – выпереть. В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и . Пир, пировать.

Слайд 18

10. -лаг-/-лож- 11. -кас-/-кос-

Слайд 19

Пишется А , если за корнем следует суффикс - â -

Слайд 20

к а с â ться нет - â- к о снуться , предл а г â ть нет - â- предл о жить

Слайд 21

II. Корни, в которых написание гласной зависит от ударения

Слайд 22

12. - гар-/-гор- 13. -клан-/-клон- 14. -твар-/-твор- 15. -плав-/-плов-

Слайд 23

Под ударением – А , без ударения – О . Исключение: у́тв а рь

Слайд 24

-плав-/-плов- Без ударения О пишется только в словах: Пл о ве́ц, пл о вчи́ха

Слайд 26

16.- зар-/-зор-

Слайд 27

Под ударением – О , без ударения – А .

Слайд 28

з А ря́ оз А ри́л з О ́ рька

Слайд 29

Исключение: з О рева́ть

Слайд 30

III. Корни, в которых написание гласной зависит от буквы (букв), стоящей (стоящих) за гласной

Слайд 31

17. -раст- (-ращ-)/-рос- Пишется А перед ст , щ . В остальных случаях – О Р а сти́, ср а ще́ние – р о сла́ Исключения: р о сто́к, р о стовщи́к, подр о стко́вый, Р о сто́в, Р о стисла́в, о́тр а сль

Слайд 32

18. -скак-/-скоч- Пишется А перед К , пишется О перед Ч Ск а к а ́ ть – вск о ч и ́ ть Исключения: Ск а ч о ́ к, ск а ч у ́

Слайд 33

IV. Корни, в которых написание гласной зависит от смысла

Слайд 34

19. -мак-/-мок- м а к = «погружать в жидкость», «макать» м о к = «пропускать жидкость», «мокнуть» М а ка́ть (хлеб в молоко) Вы́м о кнуть (под дождем)

Слайд 35

20. -равн-/-ровн- Р а вн = «равный, одинаковый, наравне» р о вн = «ровный, гладкий, прямой» Вы́р о внять (поверхность) – ур а вня́ть

Слайд 36

Отдельную группу составляют корни с чередованием а (я) — им или а (я) — ин . Буква И пишется в том случае, когда за корнем следует суффикс - â -

Слайд 37

-а(я) – им- -а(я) – ин - Сж а ть - сж им â ть нан я ть - нан им â ть сн я ть - сн им â ть

Слайд 38

-а(я) – им- -а(я) – ин Прим я ть — прим и н â ть , пож а ть — пож и н â ть , нач а ть — нач и н â ть , прокл я сть — прокл и н â ть , расп я ть — расп и н â ть .

Слайд 40

Проверь себя Вставьте пропущенные гласные, устно объясняя выбор написания. Водор.. сли , з.. ря , зам..рать , отп .. реть , пост..лить , отт ..рать, к.. снуться , отл ..жить, выр ..стать, заг .. реться , прикл .. ниться , подб .. рёшь , зап ..рать, зам.. реть , р..сток , ск .. чок , п рил .. гательное

Слайд 41

Алгоритм выполнения задания 1. Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова). 2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово, определяем правило, на котором основано написание каждого слова. 3.Находим нужное слово, записываем его, вставляя пропущенную букву. Записываем ответ.

Слайд 42

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) (созревает) оз… мь , зан … мательный , об…жаться 2) ур … вень , нав … вать (печаль), непредск … зуемый 3) к… лючий , (не на кого) оп… реться , ад… птация 4) гастр …ном, ф… нарь , к… нфорка 5) вел… сипед , г…гиена, вин…грет 4, 5

Слайд 43

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) бл … годенствие , прин … ровиться , пол… скать (собачку) 2) сем…нар, ф… милия , преподн … сить 3) заб … левание , раск … лоть , р…сточек 4) ц … нтральный , напр… вление , игн … рировать 5) уст… ревший , ре… листический , провозгл … шать 1,5

Слайд 44

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов. 1) возр … стной , попл … вок , ср… внить (результаты) 2) ср… щение , прик … сновение , благотв … рительность 3) з … рницы , прим… нать (траву),р…сточек 4) напом … нать , расст …лается, отр … сль 5) поб …лить, в… трина , аб … немент 1,2,3,4

Слайд 45

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) к… мплимент , обог … щение , д… льновидный 2) настр … чить , м… ксимальный , к… вычки 3) зав… зировать (документ), пол… скать бельё, устр … шать (врага) 4) ч… стота (посещений), кл … ёнка , ум… лчание 5) нагр … вание , настр … ение , ск … лолаз 3,4,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...