Конспект урока по теме "Краткие прилагательные" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Семенищева Мария Александровна

Урок изучения нового материала по теме "Краткие прилагательные" в 5 класс. УМК Рыбченкова Л.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Краткие прилагательные". 5-й класс

Семенищева Мария Александровна,

учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык

Цели.

  • Образовательные:
  • познакомить учащихся с краткими прилагательными;
  • научить употреблять краткие прилагательные в речи;
  • систематизировать знания о правописании Ь после шипящих в словах разных частей речи.
  • Развивающие:
  • развивать умение делать выводы из наблюдений;
  • развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности.
  • Воспитательные:
  • прививать интерес и любовь к родному языку;
  • воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного.

 Поздн_  осенью срезают на огородах сочн_  капусту. Сняли в саду пахуч_  антоновку. Травы и деревья поют последн_  песню, хвалят щедр_  землю, хвалят жарк_  солнце, хвалят тепл_   дожди. Пролетело жарк_   лето, прошла золот_    осень. Холодна такая пора.

- Какую часть речи мы изучаем?

-Дайте определение этой части речи.

-Как проверить безударное окончание прилагательных?

-Найдите в тексте предложение с однородными членами (объяснить знаки препинания)

-Найдите сложное предложение (объяснить знаки препинания)

-Каким членом предложения являются прилагательные

3. Формулирование темы урока.

Давайте рассмотрим прилагательное ХОЛОДНА. В чем его особенность, какое оно? Сформулируйте и запишите тему урока.

4. Усвоение новых знаний.

Разберите слово холодна  по составу. Образуйте полную форму. Как вы думаете, что было первоначально: полная форма или краткая?

Некоторые прилагательные имеют полную и краткую форму. А как вы думаете, краткие прилагательные изменяются? (я холодна – мы холодны – по числам; он холоден, она  холодна, оно холодно– по родам только в единственном числе).

А просклонять (изменить по падежам) можем?

Вывод. Имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму. Краткие прилагательные не склоняются, т.е. не изменяются по падежам, но изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.

 Заполняем таблицу, распределяя признаки полных и кратких прилагательных.

Признаки

Полные прилагательные

Краткие прилагательные

Отвечают на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Изменяются

По родам, числам, падежам

По родам и числам

В предложении являются

Определения, сказуемые

Сказуемые

5. Первичное закрепление.

1) От данных прилагательных образуйте краткую форму, согласуйте их с существительными. Проследите за ударениями.

ЯС(?)НЫЙ (вопрос, задача, небо)

ГРУС(?)НЫЙ (рассказ, песня, лицо)

ПРЕКРАС(?)НЫЙ (друг, подруга, друзья)

ОПАС(?)НЫЙ (поворот, дорога, приключение)

Обратите внимание, в кратких прилагательных женского рода ударение падает на окончание.

Для какой орфограммы краткая форма может служить проверочным словом? Вставьте пропущенные буквы.

2) Во время чтения текста “Лягушка-невеста” посчитайте, сколько в нем кратких прилагательных. Назовите только цифру. (Татьяна Рик “Доброе утро, имя прилагательное!”)

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: “Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!”

6. Закрепление темы.

1) От полных прилагательных образуйте краткие с основой на шипящий. Сначала устно, а потом запишите (проверка в парах).

Колючий шиповник –

Горячий кофе –

Свежий ветер –

Пахучий ландыш –

Неуклюжий медвежонок –

Дремучий лес –

Могучий орел –

Шипучий напиток –

2) В каких еще частях речи есть орфограмма “Ь после шипящих”? Соедини Ь линией с теми формами, в которых он пишется.

СУЩ. Ж.Р., 3 СКЛ.

КРАТК. ПРИЛАГ.

СУЩ. М.Р., 2 СКЛ.

Ь

ГЛАГ. НЕОПРЕД. ФОРМЫ

ГЛАГ. 2 ЛИЦА, ЕД. Ч.

СУЩ. РОДИТ.П., МН. Ч.

3) Вставь, где необходимо, Ь и отметь строчку(и), в которой(ых) ни в одно слово ты не впишешь Ь.

  1. Мелоч.., обруч.., хорош.., несколько клавиш.., вещ..
  2. Пригож.., борщ.., из-за туч.., плащ.., циркач..
  3. Список училищ.., ёж.., колюч.., обруч.., могуч..
  4. Блестящ.., среди круч.., роскош.., удивляеш..ся

7. Тест (выполняется на листе с заданиями)

Укажите верные высказывания. Прослушайте утверждения. Если согласны, поставьте рядом с цифрой букву Д(да), не согласны – Н(нет).

  1. Прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ, ЧЕЙ. (ДА)
  2. Прилагательное обозначает предмет. (НЕТ)
  3. Прилагательное в предложении бывает только определением. (НЕТ)
  4. В предложении МОРОЗНОЕ ДЫХАНИЕ ВЕТРА ЕЩЕ СВЕЖО два прилагательных. (ДА)
  5. Имена прилагательные изменяются по родам только в единственном числе. (ДА)
  6. Имена прилагательные согласуются с существительными. (ДА)
  7. Чтобы узнать, какое окончание в прилагательном, нужно определить его падеж и склонение. (НЕТ)
  8. В предложении ДЕРЕВЬЯ УЖЕ УСПЕЛИ ОКУТАТЬСЯ ЯРКОЙ СВЕЖЕЙ ЛИСТВОЙ у прилагательных одинаковые окончания. (НЕТ)
  9. В окончаниях прилагательных и существительных после шипящих под ударением пишется буква О, без ударения – Е. (ДА)
  10. В кратких прилагательных после шипящих Ь не пишется. (ДА)

10 заданий

“5”

8-9 заданий

“4”

6-7 заданий

“3”

 

 

9. Итог. Рефлексия.

Ребята, вы сегодня отлично потрудились. Сегодня вы были красивы, хороши, умны, активны. Запишите прилаг., какими еще вы сегодня были на уроке и каким сегодня был урок.

10.Домашнее задание: параграф 45, упражнение 338.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...