урок русского языка в 9 классе. Понятие о сложном предложении.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Виктория Семеновна Семяшкина

Знакомство со структурой предложения начинается еще в начальной школе, там он получает основное синтаксическое понятие - "гамматическая основа предложения".Это понятие необходимо того, чтобы делить предложения на простые и сложные. Закрепление этих знаний происходит в 5-7 классах. В 9 классе изучение сложного предложения выводится на новый уроень.Главный структурный признак - это его средства связи.  Важно при изучениии видов сложных предложени повтрять и систематизировать знания, полученные ранее. Задания в ОГЭ на определение границ сложных предложений, определение типа сложных предложений  вызывают у обучающихся 9 класса затруднения,  поэтому преодоление этих трудностей вижу через лингвистический анализ  сложных предложений и индивидуальный подход к обучающимся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ненецкого автономного округа

«Средняя школа им. А. А. Калинина с. Нижняя Пёша»

Конспект  урока русского языка в  9 классе

Тема «Понятие о сложном предложении»

подготовила:  учитель                                                                                                   русского языка и литературы

Семяшкина Виктория Семеновна

с.Нижняя Пеша

2020г.

Урок – комбинированный.

Тип урока – изучение нового материала.

Технология – технология проблемного обучения

Цель урока: ознакомление с основными структурными типами предложения (простое и сложное)

Задачи:

  1. Образовательные: систематизация знаний о сложных предложениях, известных учащимся по курсу 5-7 классов; обобщение и систематизация знаний об орфографии  и пунктуации.
  2. Развивающие: развитие речевой и мыслительной активности.
  3. Воспитательные: побуждение учащихся к накоплению знаний, воспитывать уважение к окружающим.

Оборудование: проектор, компьютер, слайды с теоретическим материалом, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель предлагает посмотреть слайд презентации и ответить на вопрос.

II.Актуализация знаний.

Учитель:  Какие предложения по структуре   вы видите на слайде?

1. Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна.

2.Было уже десять часов вечера. Над садом светила полна луна.

3. Стемнело. В комнате зажгли свечи.

4.Когда стемнело, в комнате зажгли свечи.

5.В комнате зажгли свечи: стемнело.

 Учитель: В чем сходство и в чем различие этих предложений?

(В сложном предложении вторая часть предложений добавляет  значения к первой части сложный предложений).

Учитель: Можем ли мы утверждать, что сложное предложение всего лишь механическая сумма двух предложений?

Учитель:  Какие предложения мы будем изучать на уроке? Сформулируем цель урока.

Учитель:  Действительно, мы будем изучать сложные предложения, их виды, научимся выделять их из текста, узнаем, как части предложений  связываются между собой.

Наблюдения учащихся. Учебник русского языка  для 9 класса, параграф 7,  с.23. Предложения под *для наблюдения:

1)Даже маленькие маргаритки, выросшие на газонах , отбрасывали миниатюрные тени.( В. Катаев.)

2) Дверь, обитая гобеленом с пастушками, неслышно распахнулась и вбежал человек. (М. Булгаков.)

1)Чтение предложений вслух, для того чтобы  обратить  внимание учащихся на интонацию конца предложений.                                                                                                                 2)Запись предложений с нахождением грамматических основы с сопоставлением их числа в простом и сложном предложении, составление схем предложений.

3)Сравнить  полученные схемы и найти  разницу в их построении.

Вывод: сложные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений, соединенных в одно целое по смыслу и интонационно, простые предложения в составе сложного не имеют главного свойства предложения – интонационной и смысловой законченности.                                      

III. Работа по теме урока.

1.Упражнение 41 выполняется устно.   Ученики делают вывод, что интонация конца предложений присуща всему сложному предложению в целом.

2.Прочитать предложения, записанные на доске, знаки препинания не расставлены. Выписать №№ предложений:

  1. вариант- сложные
  2. вариант- простые

1)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

2)Только где(то)вблизи упорно шептал и  хлопал одинокий крупный лист лопуха.              3)Пришел тот возр…ст, когда у  человека открылись глаза на мир влекущий  к себе пр..красный и таинстве…ый.                                                                                                                    4) Очень увлекательны были рассказы моряков.                                                                                       5) Пока слушаешь их веришь бывало всем морским чудесам.                                                                             6)Они выдумывают каких (то)чудовищ.. глотающих корабли.                                              7)Начнешь разб…раться а там много (не)известного.                                                                          8)Я узнавал из книг что существуют летающие по воздуху рыбы.                                        9)Уд…вительные вещи скрываются за самыми обыкновенными.                                                      10) Небо медленно  заволокли тучи и по лесу прошел ветер.

3. Создать 2 группы по вариантам для взаимопроверки и приведения доказательств.

4. Коллективная работа. Устно вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Объяснить устно орфограммы.(Повторение правописания чередующихся гласных в корне слов, правописание приставок пре-, при-, безударных  гласных в корне слова, слитное и раздельное НЕ с прилагательными и существительными.)

5. Анализ предложения с записью на доске и в тетрадях:

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые. И.С. Тургенев.

1)Каким мотивом пронизано все четверостишие?

2)Какие художественные средства выразительности использует для этого автор? (эпитеты: нивы печальные, утро седое; синтаксические средства : инверсия, повтор, однотипные по структуре предложения)

3)Нахождение основ простых предложений, нахождение обособленных согласованных определений.

4)Повторение видов односоставных предложений, которые есть в этом сложном предложении.

Вывод: сложные предложения обладают богатыми возможностями для выражения чувств.

III.Актуализация знаний. Конструирование сложных предложений с союзами и без них,  выяснение смысловых отношений между частями сложного предложения.

1.Было уже десять часов вечера.

2. Над садом светила полная луна.

3.Последние тени сливались

4.За курганом тускнело мертвое зарево.

IV.Организация деятельности по применению полученных знаний.

1.Самостоятельная работа,   взаимопроверка. Приложение 2.

 V. Обобщение нового материала, подведение итогов урока по вопросам:

— Каковы признаки сложного предложения?

— Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

— Какое предложение содержит больший объём информации — простое или сложное?

— Где преимущественно употребляются сложные предложения?

VI. Домашнее задание: упражнения  № 44, №45 параграф 7, выучить определение.

Приложение 1.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемый УДД

1.Мотивация

Мотивация учебной деятельности

Самоопределение.

Активизация знаний о сложном предложении

Личностные (самоопределение);

Регулятивные (целеполагание);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем)

2.Актализация знаний

Объяснение целеполагания урока

Определение цели учебной деятельности.

Личностные(самопроверка);

Познавательные (анализ объектов с целью определения признаков)

3.Работа по теме урока

Создание проблемной ситуации. Распределение заданий

Групповая работа

Личностные (ориентация в социальных ролях и межличностных отношений);

Регулятивные (поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание);

коммуникативные (сотрудничество в поиске);

4.Актуализацция знаний. Работа по развитию речи

Установление осознанности восприятия. Организация деятельности  по применению полученных знаний

Выполнение самостоятельной работы

Личностные(взаимопроверка);

регулятивные (контроль и оценка, коррекция);

познавательные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание);

коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации).

5.Повторение сведений о СП.

Установление осознанности восприятия . Организация деятельности по применению полученных знаний .

Выполнение теста

Коммуникативные(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ); познавательные (рефлексия); личностные (смыслообразование).

5. Домашнее задание

Объяснение выполнения домашнего задания

Запись в дневники

Познавательные (умение делать выбор и обосновывать его)

                                                                                                                                       Приложение 2.

Тестовые задания

1. Какое из следующих утверждений верно?

а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов.

б)Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными.

в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью.

г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

Ответ: г.

2. Найдите четвёртое лишнее предложение.

а) Летучие мыши низко и косо чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица.

б) Где сосны дремотно тихи, глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи.

в) Она вышла навстречу Саше на веранду, где стоял неубранный стол.

г) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.

Ответ: а.

3. Определите, чем соединены части в предложении: Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье тревогу таит.

а) подчинительным союзом

б) союзным словом

в) сочинительным союзом

г) интонацией

Ответ: г.

Литература:

1. Тростенцова Л.А., Т.А. Ладыженская «Русский язык», учебник для 9 класса, М. - «Просвещение», 2017 г., с.23.

2. Сергеева  Е.М. Русский язык.  Рабочая тетрадь.  9 класс,  пособие для работающих по учебнику Бархударова С.Г.и др. . М. – «Зкзамен», 2015 год, с. 4.

3. Тростенцова Л. А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 9 класс.Понятие о сложносочиненном предложении

урок русского языка в 9 классе по теме "Сложносочиненные предлжения"...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...

Презентация к уроку русского языка по теме "Простые и сложные предложения" 5 класс

Данный урок поможет:Вспомнить основные изученные термины по разделу «Синтаксис»;Выяснить, в чем же разница между сложным и простым предложениями;Уметь отличать на письме сложное предложени...