Распознавание подчинительного словосочетания
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Гурьянова Оксана Николаевна

Данный урок рекомендую проводить в 8 классе при изучении темы "Виды словосочетаний", а также при подготовке учащихся к ВПР (задание 11). В основу урока положен практико-ориентированный принцип обучения, основанный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к ВПР по русскому языку (8 класс)

 Распознавание подчинительного словосочетания

(Задание №11)

Цели деятельности педагога

Повторить сведения о словосочетании, способствовать развитию творческих способностей учащихся; развивать умения в определении типа связи слов в словосочетании

Тип урока

объяснение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметнные:

  • знать определение словосочетания; выделять словосочетания в составе предложения, распознавать главное и зависимое слово; уметь определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания; по заданным признакам группировать и моделировать словосочетания; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Метапредметные:

  • умение определять цели своего обучения самостоятельно, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителем: работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование

учебник под редакцией Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской «Русский язык. 8 класс», М. «Просвещение», 2018 г.

 Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер

Демонстрационный материал

презентация по теме урока

Основные понятия

словосочетание, согласование, управление, примыкание

Организационная структура урока

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Актуализация и проблемное учебное действие

Воспроизведение изученного ранее, установление преемственных связей прежних и новых знаний. Умение применять их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации

- На прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. О них мы будем говорить и на сегодняшнем уроке. Тему и цель  вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. Давайте договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.

Начнём наш урок с проверки знаний.

-Прочитайте полученное определение соседу по парте.

-Что вы знаете о словосочетании?

Заполняют карточку

Словосочетание – это синтаксическая единица;

- соединение …слов;

-состоит из …слова;

-бывают …, … и наречные;

-состоит только из …частей речи:

- слова, связанные по смыслу и …;

-связь в словосочетании – подчинительная …;

Зачитывают определение, участвуют в диалоге, осознают, что знаний для полных ответов недостаточно

Парная, фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; устанавливают причинно-следственные связи;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний;

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в парах; слушают и отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли

Выявление места и причины затруднения

Целеполагание и построение выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

- Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов:

Настоящий друг, пришёл на помощь, могут доверять, отличительная черта, обязательное общение; внимательно слушать.

- По каким признакам можно объединить словосочетания?

– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?

– Какой вариант нам менее знаком?

-Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

-Сформулируйте тему урока

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем

- По главному слову;

- по зависимому слову.

- Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.

- Объединение по зависимому слову незнакомо.

- Как называется связь с зависимым словом – существительным?

- Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

- Как называется связь с зависимым словом – наречием?

- Типы связи слов в словосочетании

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию;

Регулятивные: действуют по плану;

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность

Творческая практическая деятельность

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися

-Изучите материал на страницах 39–40 учебника, продумайте алгоритм (опорный конспект, схему) определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний

Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы. Формулируют  выводы, высказывают и обосновывают свою точку зрения

-Изучили теоретический материал и составили алгоритм определения типа связи слов в словосочетании:

- Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.

- Определить часть речи зависимого слова.

- Изменяется ли зависимое слово?

- Если нет – примыкание.

- Если да – изменить главное слово.

-Изменяется зависимое слово?

- Если да – согласование.

- Если нет – управление.

Управление: пришёл на помощь;

Примыкание: внимательно слушать;

Согласование: настоящий друг, отличительная черта, обязательное общение.

Групповая, индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию;

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, исправляют, дополняют;

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения на практике.

Прочитайте текст о дружбе1. Из предложений 1-4 выпишите все словосочетания. Пользуясь алгоритмом, определите тип связи слов словосочетаниях.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

Задание 1

  • Определите тип связи в словосочетании ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ в предложении 16: Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения.

Задание 2

Определите тип связи в словосочетании ЕГО ДОСТОИНСТВА в предложении 8:

Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга.

Задание 3

Определите тип связи в словосочетании СУЩЕСТВУЕТ ДАВНО в предложении 17:

Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально.

Задание 4

Из предложения 16 Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ

Задание 5

Из предложения 19

Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

Выполняют задания под руководством учителя и самостоятельно. Формулируют собственную точку зрения.

Групповая, индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления;

Коммуникативные:  формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения, обосновывают

Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке

Самостоятельная работа с взаимопроверкой задания №4 из М. Никулина «Русский язык. Всероссийская проверочная работа2»

Ответьте на вопросы:

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным?

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Отвечают на вопросы, оценивают работу одноклассников

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

понимают значение знаний для человека;

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки;

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Рефлексия

Продолжите предложение: На уроке я узнал(а)…

Домашнее задание

Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Что такое дружба?» Из полученного текста выпишите по 2 словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ

Приложение 1.

(1)Дружба - это не что-то внешнее. (2)Дружба лежит глубоко в сердце. (3)Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом. 

       (4)Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. (5)Что означает уважать своего друга? (6)Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. (7)Уважение проявляется в словах и делах. (8)Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. (9)В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. (10)Конечно, друг может совершать ошибки. (11)Но ведь все мы несовершенны. (12)Это два основных и главных условия для дружбы. (13)Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. (14)Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. (15)Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. (16)Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. (17)Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально.

    (18)Дружеские чувства не зависят от возраста. (19)Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. (20)Но без дружбы жизнь немыслима.

                                                                                                                                         (По материалам Интернета)

Библиографический список:

1.http://shcoolparallel.ru/masterskaya/kak_napisat_szhatoe_izlozhenie/prakticheskij_material/4_szhatoe_izlozhenie_druzhba_-_eto_ne_chto-to_vneshnee/

2. https://drive.google.com/file/d/1Bnj2f6U166ZQoOQt4kiClVFD_M5C4I7V/view


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Схема ООД по распознаванию видов подчинительной связи в словосочетаниях.

Алгоритм распознавания видов подчинительной связи в словосочетаниях....

Схема ООД по распознаванию видов подчинительной связи в словосочетаниях.

Алгоритм распознавания видов подчинительной связи в словосочетаниях....

урок русского языка "Связь слов в подчинительных словосочетаниях"

Урок с использованием интерактивных иллюстраций...

Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. 8 класс

Урок русского языка в 8 классе "Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании". Цели урока: – образовательные: повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, о ...

Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании

Этот материал в сжатой форме представляет сведения о способах подчинительной связи, алгоритм определения типов связи, а также поможет учащимся 8-9 классов научиться заменять словососочетания одного ви...