«Правописание суффиксов чик,щик,чиц,шиц в существительных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Левашова Елена Петровна

Открытый урок в 5 классе по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Доброе утро, ребята! (Слайд1 «Улыбка»)

В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, за природой, за искрящимся снегом, за небом. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее и сегодняшнее занятие проведем с улыбкой.

   Главная наша  задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Нам нужно показать, что мы знаем и как умеем работать.

    Какое настроение у вас сегодня? У меня – замечательное. Покажите, какое у вас настроение, используя карточки, которые лежат на партах.

- плохое тревожное        хорошее, спокойное

- отличное, радостное

- Надеюсь, что таким же отличным оно будет и в конце урока. А у тех, у кого не очень хорошее настроение, надеюсь, оно улучшится.

 Откройте тетради запишите число, классная работа.

I .Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы познакомимся с новым правилом и орфограммой. Но вначале давайте вспомним, какую тему проходили на прошлом уроке (имя существительное). (Слайд2. Космический корабль)

-Посмотрите,пожалуйста, на экран,что вы видите?

-Правильно - это космический корабль.

-Ребята, а какой праздничный день будет в апреле, посвящённый этому кораблю? (12 апреля 1961 г.первый раз человек полетел в  космос. Юрий Гагарин). -Это было совершено первый раз в мире, и мы гордимся этим.

-Молодцы, ребята.

- А давайте назовем имена существительные, связанные со словом космическая ракета? (космос, ракета, скафандр, орбита, космонавт,экипаж, Луна, планета,  аппарат, конструктор )

-Молодцы! Вы правильно назвали существительные.

- А сейчас, вспомним, что мы знаем о существительном и проведем игру Да-нетка.

--Ребята, мы сегодня на нашей ракете отправляемся в путешествие на планету ОРФОГРАФИЯ. Впереди нас ждут испытания. Я верю,что мы справимся с ними и наш космический корабль отправится в космос. Перед вами лежат БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ. Напишите свои имена. По каждому заданию вы будете себя оценивать. Если хорошо справились с заданием ставим +,если справились, но возникали трудности «?»,а если не справились «-». А в конце урока посмотрим, кто будет готов к полёту.

1. Игра “Да-нетка” с самооценкой.

Задание: если согласны с утверждением – да, если не согласны нет.

1) Имя существительное – это самостоятельный член предложения. Нет.
2) Именем существительным является почти каждое 2-ое слово в нашей речи. Да.
3) Имя существительное обозначает признак предмета. Нет.
4) Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что? Да.
5) Имя существительное может обозначать качества, действия Нет.
6) Грамматические признаки существительного –спряжение, род, число, падеж. Нет.
7) Имя существительное изменяется только по падежам. Нет.
8) Склонение – это изменение по лицам и числам. Нет.
9) Имя существительное может быть любым членом предложения. Да.
10) Имена существительные образуются только суффиксальным способом. Нет.

Вы хорошо справились с повторением.  (Слайд 3.)Обобщение

Итак, обобщим все сказанное:

Рассказать об имени существительном по плану:

  1. Имя существительное – это…
  2. Отвечает на вопросы…
  3. Обозначает… Явления природы, предметы быта, признак как предмет, действие как предмет
  4. Изменяется….
  5. В предложении является…

Рассказать о способах образования имени существительного по плану:

  1. Имена существительные образуются…
  2. Приведите примеры. *Грибок, подоконник,пароход,привал,недруг

-Таким образом, мы повторили признаки имени существительного как части речи, особенности его значения и способы образования.

II .Формулирование темы, цели и учебных задач урока учащимися.

-Сегодня, у нас новая тема.

-Ребята, на экране записаны слова. (Слайд4)

(Собака, улитка,фотоаппарат, фортепиано, индеец, книга,свеча)

 Прочитайте их правильно. Какое слово получится, если мы соединим первые буквы слов?(суффикс) Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? (О суффиксах).

- Правильно. А что такое суффикс? (Наименьшая значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.)

-Правильно, проверим по слайду (Слайд 5)

   - Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.

- Ребята, внимание ещё раз на нашу ракету. (Слайд 6)

 - А вы когда-нибудь хотели стать космонавтом?  А что для этого нужно? (хорошо учиться, заниматься спортом, знать иностранные языки, быть здоровым).

- Ну, а если вам не позволяет здоровье, стать космонавтом, есть ли другие профессии, которые позволяют быть ближе к этой теме, к космосу?(да,есть)

- А вы знаете, что выпускница нашей школы, Зинакова Виктория, хорошо сдав экзамены, поступила в Самарский аэрокосмический университет в г.Самаре. Она уже учится на 3 курсе. Будет инженером конструктором.

 - А давайте подумаем, какие космические профессии мы можем получить?

конструктор                                    лёт чик

космонавт                                        проектиров щик

робототехник                                  налад чик

астроном                                         ракет чик

испытатель                                      лазер щик

инженер                                           развед чик  

исследователь                                 разработчик

  А ведь, чтобы корабль улетел, нужен космодром. А чтобы его построить, нужны и рабочие профессии.

- Посмотрите на экран, какие я нашла профессии, прочитаем их. (Слайд 7)

  • летчик                               резчик
  • проектировщик               бетонщик  
  • наладчик                           подносчик
  • ракетчик                          прицепщик
  • лазерщик                          каменщик
  • разведчик                        

Какие части речи эти слова?(сущес.) Что они обозначают?(профессии)

 - А как образованы данные слова?(при помощи суффиксов). Каких?чик,щик  Как они произносятся (одинаково).

- А пишутся ли одинаково? На какие группы можно разделить их?(устно)

летчик                 проектировщик

наладчик              лазерщик

ракетчик             бетонщик

разведчик            прицепщик

резчик                  каменщик

 подносчик

перебежчик

- Проверим по слайду,правильно ли поделили?(Слайд 8)

– Можно ли по произношению определить, какую букву, Ч или Щ, нужно писать в суффиксе? Почему?

- Ребята, так какая тема нашего урока, над какой темой мы будем работать?

(Правописание суффиксов чик,щик.) А если в этих профессиях будет работать женщина, как они будут называться? (лётчица).Правильно.

Давайте запишем в тетрадях тему (Слайд 8,щелчок)

  «Правописание суффиксов чик,щик,чиц,шиц в существительных»

  - Чему же мы должны сегодня научится, над каким орфографическим правилом работать? Какова цель нашего урока? (ответы учащихся)

(Слайд9)

Цель нашего урока – познакомиться с суффиксами –чик- и –щик-,чиц,-щиц  и правилом написания буквы ч и щ в суффиксах им. существительных

– (Слайд 10) От чего же зависит выбор букв Ч или Щ в этих суффиксах?
Посмотрите на экран.  Кто догадался?

-Не догадались? У меня для вас есть подсказка. Слайд нажимать 

-Правильно. Запишите эту фразу в тетрадках   Я ТоЖе ЗДеСь

-Вы заметили,ребята, что в сочетаниях букв с ч, щ нигде не пишется Ь. Почему?(Потому что Ч и Щ всегда мягкие )

-  Но следует помнить, что в русском языке есть одна капризная буква, которая требует обязательного присутствия Ь, когда обозначает мягкий звук, - это буква «Л»

(Слайд 11)

-Посмотрим, ребята в учебник, на эталон, правильно ли мы догадались про правописание чик,щик?

(стр.83)

-Давайте составим алгоритм. Первое, что нужно для правильного написания суффиксов чик, щик?

 (Слайд 12) Алгоритм.

Рассуждай так:

1) Определите, к какой части речи относятся слова.

2)Обозначьте в словах суффикс.

3)Подчеркните согласную букву, стоящую перед суффиксом двумя чертами

img1.jpg (24283 bytes)

 -  Ребята, чтобы легче запомнить правило, я дарю вам “Путеводную звезду”. Слайд  13 .Она будет освещать ваш путь в стране “Орфография”, в которой так много правил, что можно легко заблудиться.

img7

IV. Закрепление изученного материала

- А теперь проверим, как вы усвоили изученное правило. Если правильно будем выполнять задания, мы с вами сможем отправить наш космолет в орбиту. Выполним упражнения, потренируемся в правописании чик,щик

Слайд  14 .1.Станция «ГРАМОТЕЙ» . Самостоятельная работа

Извоз..ик, обход..ик (путей), прессов..ик, рез..ик (по кости), груз..ик,  развед..ик, съём..ик (дачи), смаз..ик, перебеж..ик, уклад..ица,  вышиваль..ица

Слайд  15 .Проверим, всё ли у вас получилось. Поменяйтесь карточками

(Не забудьте отметить в бортовых журналах. Если 1 ошибка +.2,3 ?, а больше -)

       Слово учителя. Названий профессий – великое множество. В этом мы убедились, выполняя задания. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека. А вот какие профессии существовали в недалёком прошлом, прочитайте –ка.

Слайд  16 . Как вы думаете, кто такой извозчик? Смотрим на экран.

А как вы думаете, кто такой обходчик? Смотрим на экран.

Словарная работа.

Напишите эти слова в словариках

Слайд  16.Давайте, ребята ,отдохнём. КОСМИЧЕСКАЯ  ФИЗМИНУТКА.

Слайд  22

2. Станция «Умники» Следующее задание по учебнику. Упражнение 123. Что нужно сделать?

Читаем предложение и по одному пишем на доске.

Молодцы,следующая станция:

Слайд  23

3. Станция «Космодром». Групповая работа (по карточкам)

    1 группа

Вставьте согласные Ч и Щ. Выделите суффиксы, обозначьте орфограмму.
Извоз…ик, сигналь…ик, автомат...ик, стеколь…ик, перевод…ик, рассказ…ик, автопогруз…ик, оцен…ик, аппарат…ик, болель…ик.

    2 группа

Исправьте ошибки. Выделите суффиксы, обозначьте орфограмму.
Перевозщик, пильщик, грузчик, переносщик, заказщик, барабанщик, приказчик, подписщик, каменчик, ракетщик.

                            (нет ош – “+”, 1-2ош – “?”, 3 ош – “_”)

Слайд  25

4. Станция «Космонавты».  Сейчас мы напишем Лексический диктант. Вы будете записывать слова с суффиксом -чик/-щик-. По лексическому значению надо будет определять  существительные со значением лица, обозначающие  людей какой-либо профессии, специальности, по роду их деятельности)
Н-р. Работник, ведущий учёт чего-нибудь (учётчик)

1.Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике. (Разведчик.)

2.Рабочий, специалист по бетонным работам (бетонщик).

3. Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (каменщик).

4.Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь. (Смазчик.)

5.Рабочий, укладывающий что-то. (Укладчик.)

6.Работник, который занимается приемом чего-нибудь. (Приемщик.)

7.Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание.     (Подписчик.)

8.Рабочий, обслуживающий кран. (Крановщик.)

9.Человек, который управляет самолетом. (Летчик.)

10.Инженер, который занимается проектированием (Проктировщик)

 

Проверка

V. РЕФЛЕКСИЯ

  Молодцы. Справились с заданием.  Ребята, мы говорили, что  запустим ракету в космос. Для этого нам надо вспомнить, что мы узнали на уроке и прикрепить к нашей ракете наши ответы и образовать пламя. Перед вами лежат ответы: правильные и неправильные, вам нужно выбрать правильные и прикрепить к нашей ракете. (Прикрепляют)

VII. Итог урока (рефлексия деятельности).

(Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности

Организует фронтальную беседу)

Слайд  26

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Удалось ли его достичь?

-Каким образом?

-Где можно применить новые знания?

  Дополните фразы:

Слайд  27

Я узнал…

В ходе работы удалось научиться…

Порадовался тому, что

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

Какое настроение в конце урока?

Слайд  28

Домашняя работа.

Разноуровневая.

1. Упр.120 Образовать существительные с -чик и -щик

2. Составить карточку из 20 слов по изученному правилу.

3. Сочинить лингвистическую сказку с суффиксами –чик и -щик

5.Цифровой диктант         

Если в слове пишется суффикс –чик- - 1; -щик- - 2.

  1. Бакенщик
  2.  Наводчик                                
  3.  Газетчик
  4.  Бетонщик
  5. Рассказчик
  6. Гардеробщик
  7. Арматурщик
  8. Смазчик
  9. Прокатчик
  10. Компьютерщик.

(Самопровека) (нет ош – “5”, 1-2ош – “4”, 3 ош – “3”, 4 и >ош – “2”).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

1

1

2

1

2

2

1

1

2

А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать о суффиксе –чик-  небольшую сказку.

Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.

- Итак, какое значение приобретают слова с этим суффиксом? (уменьшительно - ласкательные) Приведите свои примеры.

для ракеты ответы:

После д/т, з/с, ж пишем -чик

После д/т, з/с, ж пишем –щик,-щиц

После д/т, з/с,ж пишем уменьшительно-ласкательный суффикс -чик

После д/т, з/с,ж пишем уменьшительно-ласкательный суффикс –щик

-Чик,-щик образуют, профессии, род деятельности людей

-Чик,-щик не образуют, профессии, род деятельности людей

Перед -щик после Л пишется Ь

Перед –чик после Л пишется Ь

После д/т, з/с, ж пишем -чиц

                                          Бортовой журнал

 ФИ___________________________________________________

Класс_____

Система оценивания:

«+» справился с заданием без затруднений

« ? » справился с заданием, но возникали сложности

« -» не справился с заданиями

 Если у вас: 5 - 4,5  «+»  - ставим «5»

                     4 - 3,5 «+» - ставим «4»

                     3 - 2,5  «+» - ставим «3»

Задания

Оценка

Оценка

1

Игра «Да- нетка»

2

Станция «Грамотеи»

3

Станция «Умники»

4

Станция  «Космос»

5

Станция «Космонавты».

Лексический диктант

6

7

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правописание суффиксов имен существительных" (10 класс)

Презентация к уроку в 10 классе "Правописание суффиксов имен существительных" по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А....

Подготовка к ГИА. Часть А7. Правописание суффиксов существительных

Данную презентацию можно использовать не только для подготовки к ГИА, но и в качестве пособия для обобщенного повторения на уроках....

Игровой урок-эстафета по русскому языку в : классе. Тема: Правописание суффикса ЧИК-ЩИК в именах существительных.

В  школе  особое  место  занимают   такие   формы   занятий,   которые обеспечивают активное участие в уроке каждого  ученика,...

Правописание суффиксов имён существительных и прилагательных

Дидактический материал для подготовки ЕГЭ по русскому языку. Задание А 17...