Повторение по теме "Деепричастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока разработан для учащихся 7 классов. В ходе данного урока учащиеся смогут проверить и закрепить свои знания, полученные в ходе изучения темы "Деепричастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_po_teme_deeprichastie.pptx211.96 КБ
Файл povtorenie_po_teme_deeprichastie.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастие деепричастный оборот текст морфологический разбор обобщение

Слайд 2

Морфологический разбор деепричастия. Повторение изученного по теме «Деепричастие » .

Слайд 3

Совершенный, несовершенный вид

Слайд 4

Сделайте морфологический разбор выделенных деепричастий. 1) А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. 2)Я стою у дороги, прислонившись к иве.

Слайд 5

Распределить в две колонки деепричастия совершенного и несовершенного вида Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья

Слайд 6

Деепричастия совершенного вида пригорюнившись, убежав , устремив, погрузившись Д еепричастия несовершенного вида Отражаясь, качая, облетая, ощущая, прислушиваясь

Слайд 7

Найдите пару Забыв обо всем , мы слушали рассказ ветерана войны. Часовой стоит на посту, не засыпая ни на минуту . Он работает, не прилагая особых усилий . Мальчик бежал по коридору, все сметая на своем пути. Спустя рукава Сломя голову Затаив дыхание Не смыкая глаз

Слайд 8

Исправьте предложения Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа .

Слайд 9

Продолжите предложение с деепричастным оборотом 1. Закаляя свой характер, …. 2.Сделав уроки,…. 3. ……,…….,..

Слайд 10

Поделитесь своими впечатлениями Мне стало известно, что... Меня особенно привлекло и заинтересовало... Я полностью понимаю, что... То, что мне стало известно, может повлиять на... Считаю нужным сделать следующее..



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор деепричастия. Повторение изученного  по теме «Деепричастие».

Цель урока: обобщение и систематизация сведений о деепричастиии и деепричастном обороте

Предметные результаты: знать порядок морфологического разбора деепричастия; уметь производить разбор (устный и письменный) деепричастия; знать характеристику деепричастия по значению признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении;

Метапредметные:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке русского языка мы будем работать вместе. Улыбнитесь мне, соседу справа от вас, а соседу слева – подмигните. Пусть наш урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи нам! 

Орфоэпическая минутка. Расставить ударения в данных на доске словах:

Ржавея, балуясь, ленясь, копируя, премируя, запломбировав, облегчив, откупорив.

(Учащиеся по цепочке читают слова с правильным ударением, один учащийся средних способностей у доски ставит ударение в словах)
Готовность к учебному действию (объявление темы, цели и учебных  задач урока);

 Сообщение темы урока, постановка цели

Ребята, посмотрите на доску. Здесь написаны ключевые слова: деепричастие, деепричастный оборот, текст,  морфологический разбор, обобщение.

-Используя ключевые слова, сформулируйте тему урока.

Морфологический разбор деепричастия. Повторение изученного по теме «Деепричастие»

Опираясь на тему урока, попробуйте определить цель урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Чему мы должны научиться на уроке? Что мы должны сделать на уроке?

Ребята, на этом уроке мы с вами подведем итог тому, как вы усвоили тему «Деепричастие». Вспомним все, чему научились в течение нескольких уроков. Покажем, что умеем образовывать деепричастия от глаголов, исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий.

Повторение изученного:

1) Устный опрос:

-Что такое деепричастие?

-Каковы его морфологические признаки?

-Что такое  деепричастный оборот?

-Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?

Давайте попробуем на основе изученного материала обобщить все свои знания и нарисовать небольшую схему

Познакомимся с порядком морфологического разбора. (Читаем учебник и интерактивная доска) Задание 5

Задание: Сделайте  морфологический разбор выделенных деепричастий.
Работа по рядам.

1) А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.

2)Я стою у дороги, прислонившись к иве.

Теперь попробуем  повторить и обобщить полученные ранее знания. Для этого мы выполним ряд заданий.

Первое задание выполняем в парах на листочках, которые лежат у вас на партах. От глаголов образуйте деепричастия, выделите суффиксы. Укажите вид деепричастий.

  1. Оглядываться (несов. в.)
  2. Сверкать (несов. в.)
  3. Уметь (несов. в.)
  4. Купить (сов. в.)
  5. Прочитать (сов. в.)
  6. Увидеть (сов. в.)
  7. Назначать (несов. в.)
  8. Освободить (сов. в.)
  9. Стучать (несов. в.)
  10. Играть (несов. в.)
  11. Ехать (несов. в.)

Учитель:  Какие суффиксы помогают нам образовать деепричастия?

Распределительный диктант. Распределить в две колонки деепричастия совершенного и несовершенного вида (работа по вариантам), выделить суффиксы.

Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья

деепричастия совершенного вида              деепричастия несовершенного вида

пригорюнившись, убежав, устремив,        Отражаясь, качая, облетая, ощущая,

 погрузившись                                                                прислушиваясь

 Произведите синтаксический разбор предложений, расставьте знаки препинания. Работа над предложением:

Листья падали покачиваясь в воздухе бесшумно и плавно.

-Выделите грамматическую основу предложения.

-Какое это предложение? Чем осложнено это предложение?

-Какие знаки препинания Вы поставите? Объясните их постановку? Начертите схему.

 Спишите, раскрывая скобки:

«Не с деепричастиями»

(Не)зная ничего, (не)чувствуя опасности, (не)думая ни о чём, идти (не)спеша

(не)доумевал по поводу случившегося,  (не)беспокоясь ни о чём, (не)навидя  ложь

Перед вами текст. Прочитайте, объясните орфограммы. Найдите предложения
с деепричастными   оборотами. По каким признакам вы определили, что перед нами деепричастие. Начертите схемы.

Тяпка - мой симпатичный пёс. Гуляя с ним мы часто уходим в лес. На з…лёной шелковистой опушк… леса поражая своей чернотой в…днею(т,ть)ся пятна от костра. Извиваясь между камней т…чёт ручей с ледя(н,нн)ой водой. Тяпка пьёт из него чистую прозрач(?)ную воду.

1)Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.

2)Могут ли деепричастия входить в состав фразеологизмов? Слайд 7

7)Найдите пару

Забыв обо всем, мы слушали рассказ  ветерана войны.

Спустя рукава

Часовой стоит на посту, не засыпая ни на минуту.

Сломя голову

Он работает, не прилагая особых усилий.

Затаив дыхание

Мальчик бежал по коридору, все сметая на своем пути.

Не смыкая глаз

Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки. Давайте обратимся к следующему слайду и попробуем исправить ошибки.

Исправьте предложения двумя способами: сохранив деепричастный оборот и трансформировав его в другую синтаксическую конструкцию. Слайд 8

 Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
 
Подъезжая к станции, я потерял шляпу. 

Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни.

Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.

Продолжите предложение с деепричастным оборотом (творческое задание):


  • !. Закаляя свой характер, ….
    2.Сделав уроки,….
  • 3……..

Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?

Какие из тем вы бы хотели еще повторить?

Даны предложения. Нужно выбрать те, на которых есть деепричастия

1. На валу подле маленькой пушки сидел караульный, поджав под себя ноги.

2. Есть у меня одна игра.

3.  Тот сидел на задних лапах, и в четвертых его глазках застыло недоумение.

4. Слушая его, я вспоминаю весну прошлого года.

5. Резко остановив машину, отец спрыгнул на землю.

6. Я написал письма и пошел на почту.

7. Коля открыл свой альбом и предложил мне взять марку.

8. Читайте книгу аккуратно, не загибая листов, не пачкая ее пальцами.

Закончите фразы

6. Рефлексия.

Поделитесь своим впечатлением об уроке, используя для этого неоконченные предложения:

  • Мне стало известно, что...
  • Меня особенно привлекло и заинтересовало...
  • Я полностью понимаю, что...
  • То, что мне стало известно, может повлиять на...
  • Считаю нужным сделать следующее..

Деепричастие отвечает на вопрос …

Деепричастие обозначает …

Деепричастие образуется от… с помощью…

У деепричастия нет такой морфемы, как …

Деепричастия имеют  признаки … и признаки …

В предложении деепричастия бывают…

Деепричастие с зависимыми словами называется…

Д/з: Подготовиться к диктанту по теме «Деепричастие»:

§§ 43-46 – повторить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».

Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"

Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...