Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (базовый уровень, 1 час, к учебнику под ред. Н.Г. Гольцовой и др.)
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Рабочая программа по русскому языку для 10  класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по русскому языку, созданной на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Рабочей программы по русскому языку для 10 – 11 классов для общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Г. Гольцовой (автор-составитель Н.Г. Гольцова),  рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология» и является обязательным компонентом базисного учебного плана. Изучение курса рассчитано на 69 ч. (35 учебных часов в 10 классе и 34 учебных часа в 11 классе — 1 ч. в неделю). Завершается освоение курса обязательной государственной (итоговой) аттестацией в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса ориентирована на изучение предмета на базовом уровне.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Преподавание ведётся по учебнику для общеобразовательных организаций «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч./ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 3 изд. – М.:  ООО «Русское слово - учебник», 2016 г., дополнительных методических пособий для учащихся и электронных ресурсов. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, Примерным программам по учебным предметам, русский язык 10 – 11 классы.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Рабочая программа включает следующие разделы:

·        пояснительная записка, где представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, и об их распределении по разделам курса, информация об используемом учебно-методическом комплексе, о форме организации образовательного процесса, а также изложены цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки учащихся по рубрикам «Знать», «Уметь», «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»;

·        календарно-тематическое планирование;

·        учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся.

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем Стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Примерное распределение учебных часов по разделам программ и календарно-тематическое планирование соответствует методическим рекомендациям авторов учебно-методических комплектов. Планирование составлено достаточно подробно и указывает основное содержание урока, формируемые понятия, виды деятельности учащихся (на уровне УУД).

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 10а  класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по русскому языку, созданной на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Рабочей программы по русскому языку для 10 – 11 классов для общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Г. Гольцовой (автор-составитель Н.Г. Гольцова),  рекомендованной Министерством образования и науки РФ, и на основании Основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.А. Тимофеева» г.о. Бронницы  (приказ № _____ от _____ 09.2019 г.).

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология» и является обязательным компонентом базисного учебного плана. Изучение курса рассчитано на 70 ч. (35 учебных часов в 10 классе и 35 учебных часов в 11 классе — 1 ч. в неделю). Завершается освоение курса обязательной государственной (итоговой) аттестацией в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Рабочая программа по русскому языку для 10а класса ориентирована на изучение предмета на базовом уровне.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Преподавание ведётся по учебнику для общеобразовательных организаций «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч./ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 3 изд. – М.:  ООО «Русское слово - учебник», 2016 г., дополнительных методических пособий для учащихся и электронных ресурсов. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, Примерным программам по учебным предметам, русский язык 10 – 11 классы.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения. Изучение русского языка на базовом уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Базовый уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Содержание курса обусловлено реализацией системно-деятельностного подхода. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий направлены на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса, на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, обозначенных в Стандарте. Курс русского языка и литературы в 10—11 классах общеобразовательных организаций призван завершить формирование представлений о системе языка, его уровнях и изобразительно-выразительных возможностях, поэтому теоретический материал преподносится крупными блоками. Курс выстроен таким образом, чтобы прослеживалась взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как о системе, тем самым формировалось системное мышление обучающихся и достигалась полнота единой картины мира, отражённая в максимальном объёме языковых средств, доступных языковой личности для выражения мысли и осознания процессов формирующегося мировоззрения на этапе старшей школы. Особое внимание в данном курсе уделяется подбору текстов из произведений, изучаемых в школе, для лингвистического и литературоведческого анализа.

Программа охватывает все разделы русского языка, соединяя традиционный и инновационный аспекты современной методики и технологии обучения русскому языку. Традиционно большое внимание в программе уделяется грамматике, орфографии и пунктуации, так как правописные и аналитико-синтетические навыки работы с языковыми явлениями, безусловно, требуют своего закрепления и развития в старшей школе. Причём этот процесс выстраивается на более высокой методико-дидактической платформе, с учётом возрастных особенностей обучающихся в старшей школе и имеющегося у них комплекса знаний, умений и навыков, компетентностей и универсальных учебных действий, полученных и сформированных на ступени основного общего образования, что обеспечит преемственность между изучением предметов на этих ступенях образования.

В программу включены уроки по теме «Культура речи», в котором даны расширяющие сведения об уже известной школьникам дисциплине. Но этот раздел носит характер итогового и обобщающего, даёт возможность учителю и ученикам сознательно поговорить о проблемах правильности речи, ещё раз поставить индивидуальные ориентиры дальнейшего совершенствования речи. А само освоение происходит в течение всего курса обучения. Теоретический материал описывает содержание нормы, практические упражнения позволяют её закрепить, а творческие задания и проблемные вопросы и ситуации — перенести в собственную речевую практику обучающегося. Они вооружают обучающегося навыками самоконтроля за речевым поведением и выбором адекватных речевых средств в их нормативном соответствии. В программе отражены такие темы, как «Основные принципы русской орфографии», «Основные принципы русской пунктуации». Они важны при повторении правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу.

Задачи, стоящие перед учебным предметом «Русский язык и литература» в старших классах, успешно решаются в рамках урока и при самостоятельной работе над языковым анализом литературных произведений. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место в учебнике отводится орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены темы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», изучение которых даёт возможность в первую очередь самостоятельно освоить материал, анализировать тексты разных функциональных стилей, что расширяет лингвистический кругозор, помогает формированию языкового вкуса, углублению знаний о языке.

Включение в число заданий исследовательских и проектных работ, проблемных вопросов к текстам упражнений, соотнесение языковой основы литературного текста с его идейным замыслом позволяют планомерно решать поставленные задачи формирования познавательных универсальных учебных действий и готовить обучающихся к непрерывному обучению в течение всей его профессиональной жизни. Большую роль в освоении курса русского языка и литературы играют информационные технологии. Это одно из важнейших условий освоения предложенного обучающимся учебного материала на пике внимания и сосредоточенности.

Не менее значимую роль для освоения современного курса русского языка играет вооружение учащихся навыками самостоятельного получения и обработки информации. Электронные образовательные ресурсы, электронные словари, электронные библиотеки, электронные научные и научно-популярные порталы, с одной стороны, как естественное продолжение работы с учебником в ходе освоения программы развивают обучающегося и дают ему возможность в зоне удалённого доступа общаться с мировым сообществом, что становится актуальным в условиях глобализации мирового экономического, политического и образовательного пространств, с другой – требуют от него чёткости в формировании образовательного запроса, краткости и точности в общении, толерантности в выборе языковых средств, культуры личности, которая в интернет-формате напрямую ассоциируется с культурой речи, ибо является единственным маркером собеседника в дистанцированном общении. Поэтому культурно-речевой аспект является основным в изучаемом материале.

Курс русского языка и литературы в 10 – 11 классах предполагает освоение предмета с целью формирования у обучающихся посредством освоения системы русского языка целостного представления о мире и формирования общей культуры личности как неотъемлемых составляющих современного выпускника общеобразовательной организации, способного ориентироваться в постоянно изменяющейся действительности, готового к таким изменениям и способного адекватно на основе общечеловеческих ценностей и общественной целесообразности адаптироваться к изменяющейся среде, а также способного самому активно менять условия своей жизни и деятельности на благо себе, обществу и государству как нерасторжимому единству составляющих мира человеческого бытия. Важнейшими результатами освоения курса «Русский язык и литература» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

2. Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностные результаты:

  • сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре, толерантное отношение к языку и культуре народов многонациональной России и усвоение форм толерантного поведения в поликультурном мире;
  • через осознанное освоение лексического богатства русского языка, получившего образцовое воплощение в литературных произведениях отечественной классики, формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину, связывающей своё будущее с развитием своего края, города, села;
  • посредством выявления языковых особенностей произведений русской литературы, несущей мощнейший гуманистический заряд, формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • через понимание эстетических основ художественного текста, выраженных языковыми средствами, приобщение обучающихся к эстетическому отношению к миру, сформированность основ экологического сознания, понимаемого относительно изучения русского языка как неприменение речевой агрессии и умение противостоять речевой агрессии посредством организации гармонизирующего диалога, осознания необходимости саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

Метапредметные результаты:

  • способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;
  • обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;
  • освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, тезирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;
  • приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;
  • овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств;
  • владение умениями работы с информацией (поиск, хранение, использование);
  • владение речемыслительными операциями (интерпретация, поиск аналогий; выдвижение гипотезы, научный аппарат обоснования и опровержения), необходимыми для работы с информацией;
  • формирование навыка познавательной рефлексии как осознания правильности, целесообразности, эффективности и экологичности совершаемых действий и мыслительных процессов за счёт выполняемых в рамках программы проектных и исследовательских работ, аналитических лингвистических упражнений и аналитико-синтетических заданий к фрагментам предложенных текстов нравственно-этической, социально значимой и научно-публицистической тематики.

Предметные результаты:

  • сформированность понятий «национальный русский язык» и «русский литературный язык»;
  • понимание характера обязательности, вариативности, допустимости в применении норм литературного языка; закрепление навыка соблюдения языковых норм в речи в ходе повседневного бытового, учебного, научного, делового общения;
  • владение на основе полученных знаний о нормах русского литературного языка навыками самоанализа и самооценки собственной произвольной речи или воспроизведённой речи;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения содержащейся в нём информации (основная/второстепенная, явная/скрытая);
  • умение представлять текст в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений разных жанров, а содержание грамматических правил — в виде таблиц, алгоритмов, свёрнутых алгоритмических предписаний;
  • более глубокое и детальное знание содержания произведений художественной литературы;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё к ним отношение в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • знание изобразительно-выразительных средств русского языка и умение их применять;
  • осознание художественной картины мира, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного и интеллектуального понимания.

Выпускник научится:

– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой

принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения)

– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;

– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

– соблюдать культуру публичной речи;

– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения учащиеся должны:

- знать определения основных изученных в 10 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

- по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
  • по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать анализ лексического значения слова; характеризовать слова с точки зрения употребления и  с точки зрения происхождения; правильно использовать паронимы; объяснять значение фразеологизмов;
  • по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
  • по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы частей речи; производить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи;
  • по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова: определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять виды осложнения простого предложения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор простого и сложного предложений
  • по связной речи: читать учебно-научный текст изучающим чтением: владеть приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, текстов-повествований, текстов-рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;
  • по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 10 классе слова с непроверяемыми написаниями;
  • по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • функции языка;
  • основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
  • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
  • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
  • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
  • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

  • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

3. Содержание учебного предмета

Содержание материала

Количество часов

Примерная программа

Рабочая

 программа

Введение

1

1

Лексика. Фразеология. Лексикография

5

5

Фонетика. Графика. Орфоэпия

2

2

Морфемика и словообразование

2

2

Морфология и орфография

22

22

Самостоятельные части речи

17

17

Имя существительное

2

2

Имя прилагательное

2

2

Имя числительное

1

2

Местоимение

1

1

Глагол

3

2

Причастие

2

2

Деепричастие

1

1

Наречие

1

1

Слова категории состояния

1

1

Служебные части речи

5

5

Предлог

1

1

Союзы и союзные слова

2

2

Частицы

1

1

Междометие. Звукоподражательные слова

1

1

Повторение и обобщение пройденного

3

3

Всего

35

35

№ п\п

Наименование темы

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности

1

Введение

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков. Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Осознавать роль русского языка в жизни человека и общества.

Осознавать функции русского языка как государственного и языка межнационального общения. Понимать роль и значение русского литературного языка. Уметь выявлять характерные признаки разных стилей, определять стилевую принадлежность текста, создавать тексты разных стилей.

2

Лексика. Фразеология. Лексикография

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

Осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

Извлекать информацию о значении слов из лингвистических словарей.

Расширять свой лексический запас.

Определять характер возможной ошибки при употреблении синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.

Осознавать выразительные возможности указанных групп слов, находить их в литературном произведении. Определять роль изобразительно-выразительных средств в создании литературного образа и настроения художественного произведения, уметь сознательно употреблять их в своей речи.

Осознавать внелитературный характер слов и выражений лексики, имеющей ограниченную сферу употребления. Воспитывать литературный и речевой вкус, влияющий на общую культуру личности.

Уметь объяснить значение и происхождение фразеологизмов.

Уметь использовать словари разных типов для сбора лингвистической информации.

3

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы.

Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор. Орфоэпия.

Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Владеть основными терминами и понятиями раздела.

Уметь объяснять причины появления возможных ошибок, связанных с фонетическими процессами в слове.

Уметь выполнять фонетический разбор.

Вырабатывать правильное литературное произношение. Уметь при необходимости сопоставить фонетические системы двух разных языков: русского и изучаемого иностранного языка.

Уметь находить в литературном произведении фонетические средства создания выразительности, определять их роль в произведении.

4

Морфемика и словообразование

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.

Владеть основными терминами и понятиями раздела. Употреблять их при выполнении аналитических упражнений по морфемике и словообразованию.

Понимать принципиальное отличие между морфологическим и неморфологическим способами образования слов, между словообразованием и формообразованием.

Осознавать разницу между омонимичными морфемами, антонимичными и синонимичными морфемами. Осознавать стилистические возможности морфем. Находить в тексте художественного произведения слова с стилистически окрашенными морфемами.

Уметь объяснять роль стилистически окрашенных морфем в создании образа, портрета, пейзажа в художественном произведении.

5

Морфология и орфография

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Орфография

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-.

Гласные и и ы после приставок.

Употребление ъ и ь.

Употребление прописных и строчных букв.

Правила переноса слов.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе правила орфографии.

Осмыслить основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность.

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имён существительных.

Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных.

Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний.

Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени существительном как части речи.

Определять грамматические признаки имени существительного.

Определять признаки рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур.

Уметь на этой основе выбирать верные формы сочетающихся с именами существительными имён прилагательных и глаголов прошедшего времени. Понимать особенности выбора падежных окончаний имён существительных, выбирать верные в стилистическом и грамматическом плане варианты окончаний.

Обобщить правила написания сложных имён существительных и составных наименований.

Выполнять морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных.

Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени прилагательном как части речи.

Выявлять стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения и на этой основе выбирать верные грамматические формы степеней сравнения имён прилагательных.

Выявлять особенности образования и употребления кратких прилагательных.

Уметь выбирать синонимические формы полных и кратких имён прилагательных.

Обосновывать свой выбор.

Выполнять морфологический разбор имён прилагательных.

Обоснованно выбирать верные формы падежных окончаний имён прилагательных.

Объяснять выбор написания имён прилагательных, использовать изобразительно-выразительные возможности имён прилагательных в речи.

Находить в текстах художественных произведений имена прилагательные, выявлять эпитеты и определять их роль в создании образа и настроения.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды имён числительных.

Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных.

Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об имени числительном как части речи.

Производить морфологический разбор имени числительного.

Анализировать особенности склонения имён числительных.

Понимать особенности употребления имён числительных в речи.

Употреблять в собственной речи верные формы имён числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи.

Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о местоимении как части речи. Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.

Выполнять морфологический разбор местоимений. Соблюдать правила правописания местоимений в речевой практике.

Глагол

Глагол как часть речи.

Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).

Категория времени глагола.

Спряжение глагола.

Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов.

Правописание глаголов.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о глаголе как части речи. Понимать особенности грамматических категорий глагола.

Употреблять в речи правильные глагольные формы. Уметь правильно образовывать формы глагола. Выполнять морфологический разбор глагола.

Выбирать и обосновывать верные варианты глагола в собственной речевой практике.

Определять роль глаголов в предложении и тексте.

Причастие

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий. Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о причастии как особой форме глагола.

Выполнять морфологический разбор причастия. Понимать особенности образования причастий с учётом грамматических и сочетательных норм.

Употреблять верные формы причастий в собственной речи, обосновывать свой выбор.

Деепричастие

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий.

Морфологический разбор деепричастий.

Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о деепричастии как особой форме глагола.

Выполнять морфологический разбор деепричастия.

Осознавать процессы, приводящие к переходу деепричастий в наречия и предлоги.

Определять роль деепричастий в предложении и тексте.

Наречие

Наречие как часть речи.

Разряды наречий.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о наречии как о части речи. Производить морфологический разбор наречий.

Выявлять признаки выбора написаний наречий, применять правила в речевой практике.

Определять стилистические возможности наречий, осознавать необходимость верного употребления наречий в собственной речевой практике.

Слова категории состояния

Грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о категории состояния как о части речи.

Понимать сложность выявления слов категории состояния и их отличия от наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч.

Выполнять морфологический разбор слов категории состояния.

Определять роль слов категории состояния в предложении и тексте.

Служебные части речи

Предлог

Предлог как служебная часть речи.

Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения об особенностях служебных частей речи.

Выполнять морфологический разбор предлогов. Объяснять написание предлогов.

Выявлять стилистические и грамматические особенности употребления предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи.

Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре.

Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о союзах и их грамматических признаках.

Выполнять морфологический разбор союзов.

Объяснять написание союзов.

Определять роль союзов в предложении и тексте. Употреблять союзы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка.

Частицы

Частица как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о частицах и их грамматических признаках.

Выполнять морфологический разбор частиц.

Объяснять выбор верного написания частиц.

Определять роль частиц в предложении и тексте. Употреблять частицы в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка.

Междометие. Звукоподражательные слова

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий.

Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе сведения о междометиях и их грамматических признаках.

Выполнять морфологический разбор междометий. Объяснять выбор верного написания междометий. Определять роль междометия в предложении и тексте. Употреблять междометия в письменной и устной речи в соответствии с нормами русского языка.

6

Повторение и обобщение пройденного

Повторить, обобщить и систематизировать полученные сведения о частях речи, их грамматических признаках, правописных нормах и стилистических возможностях употребления.

Формы организации образовательного процесса

         С целью достижения качественных результатов  образования в процессе реализации данной образовательной программы по курсу русского языка использованы:

Формы обучения:

урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, практикумы, конференции, игры, тренинги.

Технологии образования:

развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы,  и другие;

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

системно-деятельностный подход,  личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, словесные, наглядные, практические, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, проблемно-поисковые методы, методы самостоятельной работы  и работы под управлением учителя;

Формы организации работы учащихся:

1.Индивидуальная.

2.Коллективная:

- фронтальная;

- парная;

- групповая.

Виды деятельности учащихся:

- Устные сообщения;

- Обсуждения;

- Мини – сочинения и сочинения;

- Работа с источниками;

- Доклады;

- Защита презентаций;

- Учебные проекты.

Методы мониторинга знаний и умений учащихся:

  • тесты,
  • контрольные работы,
  • устный опрос,
  • творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Виды контроля:

  • диагностический,
  • текущий,
  • итоговый.

Средства обучения:

  • печатные,
  • наглядные,
  • дидактические,
  • графические,
  • технические,
  • аудиозаписи.

Учебно-методический комплект учителя:

1.        Программа курса «Русский язык». 10-11 класс. Базовый уровень.  Н.Г. Гольцова.  . - М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014.

2.        Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных. Базовый уровень: в 2 ч. / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 336 с. – (Инновационная школа).

3. Н.Г. Гольцова, И.В.. Мищерина. Методическое пособие. Тематическое планирование. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной «Русский язык». 10 – 11 классы/Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014.

4.Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 10 – 11 класс» (авт. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина): базовый уровень. Профильный уровень / Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерин. – 8-е изд.- М.: ООО  «Русское слово – учебник», 2013.

5.Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах 10-11 классы / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013.

6.Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11классы. – 5-е изд. – М.: «Русское слово – учебник», 2013.

7.  Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.. Контрольные тесты: орфография и пунктуации. 10 – 11 классы / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – 6-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Учебно-методический комплект ученика:

1. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных. Базовый уровень: в 2 ч. / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 336 с. – (Инновационная школа).

2.  Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.. Контрольные тесты: орфография и пунктуации. 10 – 11 классы / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – 6-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Образовательные электронные ресурсы:

Сайт учителя русского языка и литературы Акимовой С.А. http://asa.my1.ru/

Сайт учителя русского языка Боровлевой С.В. http://sv.ucoz.ru/

Фразеологический калейдоскоп http://svb.ucoz.ru/index/0-2Сайт предназначен для учителей, учеников и всех, кто интересуется русским языком и его историей.

http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Словари и справочники

1. Букчина Б. З. Орфографический словарь русского языка. Свыше 100 000 слов. Грамматическая информация. Трудные случаи. М., 2010.

2. Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. М., 2012.

3. Касаткин Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 2010.

4. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2010.

5. Лопатин В. В. Русский орфографический словарь. М., 2010.

6. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. М., 2006.

7. Николина Н. А. Школьный морфемный словарь русского языка. М., 2010.

8. Николина Н. А. Школьный словарь лингвистических терминов. М., 2012.

9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.

10. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2003 и послед. изд.

11. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.

12. Семенюк А. А., Семенюк И. А. Школьный словарь синонимов русского языка. М., 2013.

13. Семенюк А. А., Семенюк И. А. Школьный толковый словарь русского языка. М., 2010 и послед. изд.

14. Скворцов Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. М., 2010.

15. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 2003.

16. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2004 и послед. изд.

17. Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный этимологический словарь русской фразеологии. М., 2011.

18. Энциклопедический словарь-справочник: выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А. П. Сковородникова. М., 2009

Дополнительная литература

1. Богданова Г. А. Русский язык без репетитора: в 2 ч. Ч. 1. Орфография. М., 2012.

2. Богданова Г. А. Русский язык без репетитора: в 2 ч. Ч. 2. Пунктуация. М., 2012.

3. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., 2009.

4. Воронина Н. В., Егорова Т. В. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку. М., 2013.

5. Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности. М., 2010.

6. Горшков А. И. Русская словесность: сборник задач и упражнений. М., 2006.

7. Колесов В. В. Гордый наш язык… СПб., 2009.

8. Крысин Л. П. Жизнь слова. М., 2008.

9. Крысин Л. П. Язык в современном обществе. М., 2008.

10. Николина Н. А. Великие имена: русские лингвисты. М., 2008.

11. Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. М., 2009.

12. Чертов В. Ф., Виноградова Е. М., Яблоков Е. А., Антипова А. М. Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения. 10—11 классы. М., 2006.

13. Шанский Н. М., Махмудов Ш. А. Филологический анализ художественного текста. М., 2013.

14. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов.

Электронные информационные ресурсы

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10—11 классы: электронный учебник.

2. Методический раздел издательства «Русское слово»:  русское-слово.рф.

3. Справочно-информационный портал «Грамота»: www.gramota.ru.

4. Справочный портал по русскому языку «Культура письменной речи»: www.gramma.ru.

5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): feb-web.ru.

6. Федеральный институт педагогических измерений:  old.fipi.ru.

7. Электронная версия газеты для учителя «Первое сентября»: ps.1september.ru.

8. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru

9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: scool-collection.edu.ru

График уроков развития речи

п/п

Тема

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение.

Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

2

Анализ контрольного диктанта.

Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

1

3

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1

4

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1

5

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения и написание сочинения-рассуждения.

1

6

Комплексный анализ текста.

1

7

Сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ).

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения и написание сочинения-рассуждения.

1

8

Всего часов

7

График контрольных работ

Тема

Количество

часов

Дата по плану

Дата по факту

1

(Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного» (входной контроль)).

Контрольная работа №1 по теме "Входной контроль (повторение)".

1

17.09.2019

17.09.2019

2

(Диагностическое тестирование (в формате ЕГЭ)).

Контрольная работа №2 по теме "Фонетика и орфоэпия".

1

01.10.2019

01.10.2019

3

Контрольная тестовая работа №1 (в формате ЕГЭ) по теме «Морфология и орфография».

1

03.12.2019

03.12.2019

4

Контрольная работа №4 по теме «Морфемика. Словообразование».

1

24.12.2019

24.12.2019

5

Контрольная работа №5 по теме «Орфография».

1

28.01.2020

6

Контрольная работа №6 по теме «Пунктуация».

1

25.02.2020

7

Контрольная работа №7 по теме «Грамматика».

1

31.03.2020

8

Контрольная работа №8 по теме «Комплексный анализ текста».

1

28.04.2020

9

Контрольная работа №9. Административный контроль по итогам года.

2

19.05.2020

ВСЕГО ЧАСОВ:   10 ч.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Введение (1 ч.)

1.

Слово о русском языке.

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография  (5 ч.)

2. Р.р.

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение.

Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка.

3.

(Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного» (входной контроль)).

Контрольная работа №1 по теме "Входной контроль (повторение)".

4. Р.р.

Анализ контрольного диктанта.

Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

5.

(Диагностическое тестирование (в формате ЕГЭ)).

Контрольная работа №2 по теме "Фонетика и орфоэпия".

6.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 ч.)

7.

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.

Звуки и буквы. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

8. Р.р.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Морфемика и словообразование (2 ч.)

9.

Основные понятия морфемики и словообразования.

Состав слова. Морфемный разбор слова.

Словообразование. Способы словообразования и формообразования. Словообразовательный разбор.

10. Р.р.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Морфология и орфография  (3ч.)

11.

Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.

12.

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч. Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки при- и пре-.

Гласные И и Ы после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

13.

(Контрольная тестовая работа №1 (в формате ЕГЭ) по теме «Морфология и орфография».)

Контрольная работа №3 по теме "Лексикология и фразеология".

Самостоятельные части речи (14 ч.)

Имя существительное (2 ч.)

14.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род, число, падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

15.

Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.

Имя прилагательное (2 ч.)

16.

Контрольная работа №4 по теме «Морфемика. Словообразование».

17.

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.

Правописание окончаний, суффиксов имён прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное (2 ч.)

18.

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Морфологический разбор имени числительного. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи.

19.

Контрольная работа №5 по теме «Орфография».

Местоимение (1 ч.)

20.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Морфологический разбор местоимения. Правописание местоимений.

Глагол (2 ч.)

21.

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.

22. Р.р.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения и написание сочинения-рассуждения.

Причастие (2ч.)

23.

Контрольная работа №6 по теме «Пунктуация».

24.

Причастие как особая глагольная форма. Морфологический разбор причастия. Образование причастий.  Правописание суффиксов причастий. Н и НН  в причастиях и отглагольных прилагательных.

Деепричастие (1ч.)

25.

Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический  разбор деепричастия.

Наречие. Слова категории состояния (2ч.)

26.

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречия. Правописание наречий.

Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния.

27.

Контрольная работа №7 по теме «Грамматика».

Служебные части речи. (4ч.)

28.

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога. Правописание предлогов.

29.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза. Правописание  союзов.

30.

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и

раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи.

31.

Контрольная работа №8 по теме «Комплексный анализ текста».

Междометие (1ч.)

32.

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия. Правописание междометий.

Повторение и обобщение пройденного (3ч.)

33. Р.р.

Сочинение-рассуждение (в формате ЕГЭ).

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения и написание сочинения-рассуждения.

34.

Контрольная работа №9. Административный контроль по итогам года.

35.

Контрольная работа №9. Административный контроль по итогам года.

             РАССМОТРЕНО

                  на заседании ШМО

____________/Т.А. Кудинова/

Протокол № _____ от  _______.2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

          ______________/Ю.В. Густинович/

«____»____________ 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 7 класс базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы". Авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Москва,"Просвещение", 2009 ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 к...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая  программа  по  русскому  языку  11 класс (базовый  уровень)  составлена  на  основе  авторской  программы  для  средней (полно...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по русскому языку для учащихся 10-11 классов под редакцией А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой (базовый уровень)...