Буквы И-Ы после Ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Малахова Олеся Владимировна

Для учителей русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_i-y_posle_ts_5_kl_tnr.docx145.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока русского языка в 5 классе

«Буквы И-Ы после Ц»

Дата: 07.02. 2017.

Учитель: Малахова Олеся Владимировна

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование представления написания орфограммы «Буквы И-Ы после Ц».

Задачи урока:

  1. Обучающая: научить пятиклассников грамотно определять выбор написания орфограммы  «Буквы И-Ы после Ц».
  2. Коррекционная: учить правильному произношению звука [ц] с гласными [и], [ы], отработка правильного произношения плохо поставленных звуков.
  3. Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
  4. Воспитательная: воспитывать умение работать в паре, в коллективе, умение слушать и слышать товарища, своевременно оказывать помощь и поддержку однокласснику.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания;

- личностные УУД:

  • положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
  • следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

  • понимать и строить планируемые действия;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;
  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
  • извлекать нужную информацию.

Оборудование: карточки, мел, доска, учебник, тетради.

Ход урока

  1. Организационное начало урока.
  2. Артикуляционная разминка.
  3. Фонетическая зарядка.

Ц, ца-ци-це-цы, царь, цепь, цирковой цыплёнок,   Цапли в цирке танцевала, Цапли цугом гарцевали. Что вы делали? Как вы говорили? ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТЕ ОЦЕНКИ!

- Что вы можете сказать о звуке [ц]? (согласный, всегда твёрдый, всегда глухой, непарный).

  1. Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

- Найдите два слога, которые пишутся по-разному, а произносятся одинаково?

- А вы знаете, почему слова цирк, цыплёнок пишутся с разными буквами после Ц?

- А хотите это узнать?

- А зачем вам это знать?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тема урока.

  1. Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения.

На доске по столбикам записаны слова, в которых выделены морфемы:

Птицы                         сестрицын             цирк                       лекция

Улицы                         курицын                цимбалы                акация

Страницы                   синицын                цилиндр                 полиция

- Ребята, посмотрите на слова и скажите, в каких случаях после Ц пишется И, а в каких – Ы?

- Хорошо! Молодцы! Скажите, а почему в словах цыц, цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть – написана буква Ы, ведь она стоит в корне слова?

- Правильно, это слова исключения!

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Задание: записать слова под диктовку, объяснить написание орфограмм. Учащиеся по одному выходят к доске, записывают слова, объясняют их написание: цирк, цыган, станция, сестрицын, молодцы, акция, циклон, цыплёнок, циркуль, на цыпочках, ящерицы, синицын. ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТЕ ОЦЕНКИ!

  1. Физминутка. Подвижная.
  2. Закрепление по учебнику. Чтение правила.

Я нашла вам стихотворение – помощник.

В существительных на –ЦИЯ

Мы всегда напишем –ИЯ.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву И.

А в концовке –ЦЫН, -ЦЫЙ, -ЦЫ

Пишем только букву Ы!

А вот запоминалка для слов исключений!

«Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой. Двое у доски. О

Задание: распределить слова в 2 столбика: с И, Ы. Взаимопроверка.

Цинк, цикада, курицы, цыплёнок, синицын, информация, цифра, цыц.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТЕ ОЦЕНКИ!

  1.  Выполнение творческого задания.

Пришло письмо от Незнайки. Оно, конечно, с ошибками. Прочитаем его.

Профессору Синицину

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Спишите текст, исправляя ошибки и выделяя орфограммы. Самопроверка.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ЛИСТЕ ОЦЕНКИ!

  1.  Игра «Ы или И?» (сигнальные карточки)

Слова для игры.

Цирковой, цитата, цыпочки, декорация, операция, цыц, традиция, секция, цыганский, у ящерицы, с улицы, циркуль, мультипликация, сестрицын, циновка, панцирь, молодцы, цигейка, цифра, цинга.

  1. Развитие речи. Устно перестройте предложения так, чтобы слова с ц

имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами (Укрепления построили бойцы). Синицами были съедены все хлебные крошки (Синицы съели все хлебные крошки). Матч выигран нижегородцами (Нижегородцы выиграли матч)

  1.  Итог урока. Что мы делали на уроке? Что нового сегодня узнали? Как вы

оцените свою работу? Довольны ли вы ей? Как вы говорили?

  1.  Отметки.
  2. Рефлексия. Взять со стола смайл (грустный, если на уроке не понравилось

и нет удовлетворения от своей работы; весёлый, если всё получилось и было интересно) и наклеить его на доску, уходя с урока.

Профессору СиницинуКартинки по запросу почтовая марка

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Спишите текст, исправляя ошибки и выделяя орфограммы.

Профессору СиницинуКартинки по запросу почтовая марка

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Спишите текст, исправляя ошибки и выделяя орфограммы.

Профессору СиницинуКартинки по запросу почтовая марка

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Спишите текст, исправляя ошибки и выделяя орфограммы.

Профессору СиницинуКартинки по запросу почтовая марка

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Спишите текст, исправляя ошибки и выделяя орфограммы.

Профессору СиницинуКартинки по запросу почтовая марка

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых. Попались даже цыкады. Птици мешают в работе.

Спишите текст, исправляя ошибки и выделяя орфограммы.

И

Ы

И

Ы

И

Ы

И

Ы

Картинки по запросу смайлы раскраска                                  Картинки по запросу смайлы раскраска

Картинки по запросу смайлы раскраска                               Картинки по запросу смайлы раскраска   

Картинки по запросу смайлы раскраска                             Картинки по запросу смайлы раскраска

Картинки по запросу смайлы раскраска                           Картинки по запросу смайлы раскраска

ЛИСТ ОЦЕНКИ

Ф.И. _______________________________________

ЭТАП УРОКА

ОЦЕНКА

Фонетическая зарядка

Словарный диктант

Распределительный диктант

Письмо от Незнайки

Итоговая отметка за урок

ЛИСТ ОЦЕНКИ

Ф.И. _______________________________________

ЭТАП УРОКА

ОЦЕНКА

Фонетическая зарядка

Словарный диктант

Распределительный диктант

Письмо от Незнайки

Итоговая отметка за урок

ЛИСТ ОЦЕНКИ

Ф.И. _______________________________________

ЭТАП УРОКА

ОЦЕНКА

Фонетическая зарядка

Словарный диктант

Распределительный диктант

Письмо от Незнайки

Итоговая отметка за урок

ЛИСТ ОЦЕНКИ

Ф.И. _______________________________________

ЭТАП УРОКА

ОЦЕНКА

Фонетическая зарядка

Словарный диктант

Распределительный диктант

Письмо от Незнайки

Итоговая отметка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы И-Ы после Ц

Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...