ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7 Изучение синтаксических норм. Формирование умений строить и анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности.
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Краткие теоретические и учебно-методические материалы и задания на устранение основных типов  синтаксических ошибок:

  • неоправданная инверсия
  • неоправданный пропуск члена предложения (эллипсис)
  • смещенные синтаксические конструкции
  • незавершенность синтаксической конструкции
  • нарушение координации главных членов  предложения
  • ошибки в предложениях с однородными членами

Задания содержат многовариантный материал, направленный на формирование навыка нахождения, классификации и редактирования синтаксических ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_rus_no7._punktuatsiya.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7

Изучение синтаксических норм. Формирование умений строить и анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности.

Цель: отработка навыка нахождения, классификации и редактирования синтаксических ошибок.

Время на подготовку и выполнение – 14 часов.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы:

Основные синтаксические ошибки:

  • неоправданная инверсия
  • неоправданный пропуск члена предложения (эллипсис)
  • смещенные синтаксические конструкции
  • незавершенность синтаксической конструкции
  • нарушение координации главных членов  предложения
  • ошибки в предложениях с однородными членами

Сложное предложение. Типы сложных предложений.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов — относительных местоимений и наречий) . В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов) .

Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное) .

Голос ее дрожал: слезы мешали говорить (бессоюзное) .

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения — это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения — это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, — придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное) , зайди к Ефимкиным (главное) .

Камешек хочу найти (главное) , каких у вас не бывает (придаточное) .

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие — при помощи подчинительных союзов, третьи — без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н. В. Гоголь) .

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

Ход работы:

Задание №1.

Измените порядок слов в предложениях, чтобы они были однозначными или правильными. Напишите ваши варианты.

I вариант: Мы регулярно будем печатать новости литературы и искусства за рубежом. Хозяин дома спал.

II вариант: Через час после поступления дела ко мне позвонил Степанов. Не только утешением служили письма дочери, но и встречи с прежними учениками.

III вариант: Нельзя входить в троллейбус с собаками в нетрезвом состоянии. Билет стоит 500 рублей, который еще можно приобрести в кассах концертного зала.

Задание №2.

Выберите правильный вариант согласования подлежащего и сказуемого.

I вариант:

  1. Большинство студентов нашей группы успешно защитило(и) курсовой проект.
  2. Несколько сотрудников отказало(и)сь от сверхурочной работы.
  3. Три заявления о приеме на работу лежали(о) на столе.
  4. Засеяно(ы) сто двадцать гектаров.
  5. Сто сорок один депутат участвовал(и) в работе сессии.

II вариант:

  1. Ряд столов стоял(и) посередине аудитории.
  2. Пять учеников подошло(и) к экзаменационному столу.
  3.  Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало(и) на столе.
  4.  На совещание прибыли пятьдесят один делегат.
  5. Тысяча человек отправило(и)сь в турне.

III вариант:

  1. Прошло(и) сто лет.
  2. На экскурсию пошло(и) всего десять школьников.
  3. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло(и) незаметно.
  4. Пятерка истребителей бросила(и)сь на вражеские бомбардировщики.
  5. Много выпускников нашей школы стало(и) работать в новых структурах.

Задание №3.

Устраните ошибки в употреблении однородных членов.

I вариант:

  1.  Больным давали фрукты, бульон, какао, апельсины.
  2. На стройку завезли стройматериалы, рабочих, бетон, лес.
  3. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
  4. Некрасов любил и восхищался русским народом.

II вариант:

  1. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.
  2.  Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.
  3.  Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках.
  4.  Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах.

III вариант:

  1. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
  2.  В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др.
  3.  Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны.
  4. Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности, поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

Задание №4.

Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

I вариант:

  1. Поднявшись на гору, перед нами открылась великолепная панорама.
  2. Закончив эту большую работу, нами было принято решение отдохнуть.
  3. Не добрав нескольких баллов, его не приняли в университет.
  4. Посмотрев фильм, писатель стал мне еще ближе и дороже.
  5. Придя в первый день в мастерские, нам сразу же дали задание.

II вариант:

  1. Читая поэму, чувствуется сила каждого слова.
  2. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.
  3.  Стоя у дверей в гостиную, мне был ясно слышен их разговор.
  4.  Убежав из дома, мальчик был найден милицией.
  5. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

III вариант:

  1. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.
  2. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.
  3. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы
  4. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.
  5. Перейдя на второй курс, у нас появился новый предмет.

Задание №5.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

I вариант:

1. Мать сильно беспокоилась за сына.

2. Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.

3.  Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.

4. Нельзя было смириться с недостатками.

II вариант:

  1. К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.
  2. Мы наблюдали за солнечным затмением.
  3. Мальчик бросил камнем в воду.
  4.  Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?
  5. III вариант:
  1. Успокойтесь, выпейте воду.
  2. В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы.
  3. Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.
  4. Мы наблюдали за солнечным затмением.

Задание № 6.

Устраните ошибки, связанные с преобразованием прямой речи в косвенную.

I вариант: Света спросила у подруги, что придешь ли ты сегодня на лекцию. Когда Раскольников встретился с Соней, то не сразу сказал ей, что это я убил старую процентщицу.

II вариант: Преподаватель спросил у студента, какие проблемы испытывали вы при работе над дипломным проектом. Базаров ответил Павлу Петровичу, что – строить – не наше дело, сперва надо место расчистить.

III вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу. Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.

Задание № 7

Определите тип и способ выражения обособленного члена.

 ПРИМЕР: НО НА ЕЕ ЛИЦЕ Я НЕ ПРОЧЕЛ НИЧЕГО, КРОМЕ УДИВЛЕНИЯ И ЗАТАЕННОГО СМЕХА, ДРОЖАВШЕГО В УГЛАХ ГУБ — КРОМЕ УДИВЛЕНИЯ И ЗАТАЕННОГО СМЕХА — обособленная конструкция «КРОМЕ + сущ.»; ДРОЖАВШЕГО В УГОЛКАХ ГУБ — обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

1. Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба.

2. В кабинете Алмазов постоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол.

3. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа.

4. Прошло минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим.

5. Вера, уже одетая, последний раз оглядывалась кругом.

6. Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для Веры, был оценен очень дорого.

7. Отец Лидочки, служивший у нас уездным казначеем, жил открыто.

8. Вся роль Лидочки заключалась в каких-нибудь двух-трех десятках реплик, чрезвычайно живых и кокетливых.

9. Но он ничего, кроме своего казначейства, знать не хочет.

10. Был в пьесе, я помню, иезуитский патер, тайная пружина всей драмы.

11. Столкнулись мы как раз перед ее выходом, в тесном коридоре, между стеной и кулисами.

12. Она слушала меня, не перебивая, но отвечала невпопад.

13. Оркестр играл «Маюфес» — национальный еврейский танец.

 

 Задание № 8.

 Найдите обособленные члены предложения, определите способ их выражения, расставьте знаки препинания.

1. Но зато я видел настоящую Офелию тот самый женственный образ который нарисован Шекспиром.

2. Я ее проводил домой поздно ночью счастливую, обессиленную.

3. Но неожиданно в самом трагическом месте драмы из зрительного зала донесся до нас бешеный взрыв хохота и аплодисментов.

4. Оглянувшись вокруг он бессильно пал рядом со мною на свободный стул и вдруг опустив лицо в ладони горько заплакал.

5. Вскипевшая ссора с трудом была потушена антрепренером добродушным и плутоватым толстяком.

6. Весь его музыкальный репертуар исполняемый необыкновенно фальшивым басом состоял только из двух пьес.

7. Одна мажорная пелась в антрактах между кутежами.

8. А без этого нам трагикам жить невозможно.

9. Она невольно пошла за мной вся дрожа от волнения.

10. Я, кажется, кроме радости видеть ее ничего не высказал.

 11. Его единственная дочь Надя больна какой-то странной болезнью.

12. Так лежит она целые дни и целые ночи тихая, печальная.

13. Аносов начиная с польской войны участвовал во всех кампаниях кроме японской.

14. Во время польского мятежа он отказался однажды расстреливать пленных несмотря на личное приказание полкового командира.

15. В середине августа перед рождением молодого месяца вдруг наступили отвратительные погоды.

16. Ее холостой брат Николай товарищ прокурора живший обыкновенно вместе с ними также уехал в город в суд.

17. Женни Рейтер очень требовательная музыкантша всегда охотно ему аккомпанировала.[1]

3. Найдите обособленные члены предложения, расставьте знаки препинания.

 ДЕМОНЫ ГЛУХОНЕМЫЕ

           Они проходят по земле

              Слепые и глухонемые

              И чертят знаки огневые

              В распахивающейся мгле.

 Собою бездны озаряя

              Они не видят ничего,

              Они творят не постигая

              Предназначенья своего.

 Сквозь дымный сумрак преисподней

              Они кидают вещий луч…

              Их судьбы это лик господний

              Во мраке явленный из туч! (М. Волошин)

Задание 10: выписать сложносочинённые предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы, обозначить союз, соединяющий простые предложения в составе сложного.

Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме и они запотели. Он посыпал зернистым инеем крыши захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и ярко сверкали. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка а за окнами едва заметно голубела заря.

Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой и сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой. Мгла эта светлела делалась всё прозрачнее сквозь неё также были видны далёкие и нежные стороны золотых и розовых облаков.

Ветра не было но в саду всё падали и падали листья. Берёзы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек и листья сыпались с них частым и печальным дождем.

Я вернулся в комнаты в них было тепло и сонно. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая берёза и почти вся она за эту ночь пожелтела и несколько лимонных листьев уже лежало на полу. Через день она вся облетела.

Оценка практической работы преподавателем:

Количество баллов зависит от качества выполненного задания (правильность выполнения задания, полнота ответа, орфографическая и пунктуационная грамотность).

№ задания

Количество баллов

Оценка

Задание №1

 2 балла

«5» - 22-23 баллов

«4» - 20-18 баллов

«3» - 17-15 баллов

Задание №2

2 баллов

Задание №3

2  балла

Задание №4

 3 балла

Задание № 5

3 балла

Задание № 6-10

По 2 балла