Урок русского языка в 7 классе Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

На данном уроке я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: текстоориентированный, функциональный, коммуникативно – деятельный, личностно-ориентированный.

   Характерной чертой современного урока языка является также его построение на основе развивающего обучения, которое способствует развитию у учащихся умственных способностей на основе использования элементов исследования, поиска, внедрения приёмов умственной деятельности (анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, выделения главного и классификации, установления и пояснения причинно-следственных связей, обобщения и систематизации); усовершенствованию речевых умений и навыков при помощи оперативно-конструктивного применения приобретённых знаний в практической деятельности; формированию коммуникативных умений (осуществление активной речевой коммуникации в разных видах речевой деятельности с учётом требований ситуации общения).

На уроке были использованы элементы технологии РКМ (приемы: верно-неверно, кластер, лист самооценки), активные методы обучения (метод «Лестница успеха»), компьютерные технологии, игровая технология. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществлялась при выполнении теста.

  С целью экономии времени самостоятельная работа на уроке выполнялась учащимися на специальном рабочем листе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rs_7_rya.docx38.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе Тема: ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «СОЮЗ»

  • Цели урока: обобщить и систематизировать материал по теме; определить уровень усвоения учебного материала

 Задачи:

  • обучающая: корректировка и углубление знаний учащихся по теме «Союз» через лингвистический эксперимент и решение практических задач.
  • развивающая: развитие умений выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;общую культуру, кругозор учащихся; навык грамотной устной и письменной связной речи.
  • воспитывающая: формирование навыков активного сотрудничества учащихся друг с другом и учителем в процессе познания, достижения цели, успеха.

1. Предметные:

  • - систематизировать знания о союзах
  • -повторить морфологические признаки союза
  • -повторить правописание союзов

2. Метапредметные:

познавательные УУД:

  •  - развитие умения формулировать проблему и решать её
  •  - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы
  •  - развитие умения систематизировать знания
  •  - речевое развитие учащихся
  • б) коммуникативные УУД:
  •  - развитие  умения  работать в парах
  •  - развитие умения слушать и понимать речь других

 регулятивные УУД:

  •  - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
  •  - развитие умения самостоятельно оценивать  свои мысли и высказывания, свои действия
  •  - развитие умения контролировать процесс и результат действий, вносить коррективы

3. Личностные:

  •  - развитие умения формировать  учебную мотивацию
  •  - развитие умения формировать рефлексию
  •  - развитие умения формировать адекватную самооценку

План урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 3) Актуализация знаний

4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Фаза вызова

1.Этап мотивации  

Сравнительный анализ предложений

СУ: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, поздороваемся с ними. Я желаю вам на уроке быть активными, внимательными, любознательными, старательными и надеюсь, что наше сотрудничество будет успешным.

СУ: Начать нашу работу предлагаю со сравнительного анализа предложений.

Хотите добиться успеха, избегайте шести пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности, нерешительности.  (Конфуций)

Урок, который я извлек и которому следую всю жизнь, состоял в том, что надо пытаться, и пытаться, и опять пытаться, но никогда не сдаваться!  (Ричард Бренсон) 

Как вы считаете, кроме содержания и  строения     что отличает         одно предложение  от другого? Определите средства связи.

Сравнивают предложения. Определяют, что в первом предложении отсутствуют союзы, а во втором предложении присутствует множество союзов.

Умение сравнивать, анализировать

развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

Постановка целей и задач

СУ: Итак, речь сегодня вновь пойдёт о союзе. Это заключительный урок по данной теме. Как вы думаете, чем логично сегодня заняться? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Какую цель мы можем поставить перед собой?

Ученики делают предположение о теме урока. Формулируют цели и задачи

Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи.

развитие умения формулировать проблему и решать её

2. Этап актуализации

СУ: Перед вами лестница успеха. Определите своё положение на ней в начале нашей работы. В ходе урока предлагаю заполнить лист достижений, который поможет вам определиться с самооценкой к концу урока.

Определяют свое местоположение, проанализировав свой уровень усвоения темы.

развитие умения формировать  учебную мотивацию

развитие умения формировать рефлексию

развитие умения формировать адекватную самооценку

Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Верно-неверно

СУ: Определите, верны ли высказывания.

Отметьте верные, по вашему мнению, высказывания знаком +, неверные - -

  1. Союз — это самостоятельная часть речи
  2. Союз служит для связи слов
  3. Союз служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.
  4. Союзы не изменяются и не являются членами предложения
  5. По строению союзы делятся на простые и сложные.
  6. Сочинительные союзы соединяют равноправные компоненты. Они связывают однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте.
  7. Подчинительные союзы объединяют неравноправные компоненты и указывают на зависимость одного из этих компонентов от другого. 

Анализируют информацию, представленную на слайдах, отвечают на вопросы.

Осуществляют самопроверку

Учащиеся сверяют свои ответы и оценивают свою работу: 5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1-2 ошибки, 3 балла-  – 3-4 ошибки. (Баллы выставляются в лист достижений)

1-

2-

3+

4+

5- (простые и составные)

6+

7+

развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

развитие умения самостоятельно оценивать  свои мысли и высказывания, свои действия

3.Этап реализации Обобщение и систематизация знаний

Кластер

СУ: Как вы считаете, как удобнее систематизировать информацию?

Попробуем составить кластер по теме.

КЛАСТЕР

СУ: В кластере мы отразили весь теоретический материал по теме «Союз». Предлагаю в ходе урока, выполняя  практические задания, усвоенную информацию удалять. Таким образом, мы наглядно увидим, всё ли у нас получается.

Составляют кластер по теме «Союз»

Обсуждение, вывод

развитие умения систематизировать знания

Фаза осмысления

Простые-составные союзы

И, наконец, первое задание

Игра «Мозаика»

Распределите указанные союзы по группам.

https://learningapps.org/display?v=piidm4ytc17

Оцените свою работу

Учащиеся распределяют по группам        простые и составные союзы

Взаимопроверка, выставление результатов в лист достижений

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Сочинительные-подчинительные союзы

Продолжим

Игра «Скачки»

https://learningapps.org/3358090

Найдите в предложении союз, определите сочинительный или подчинительный

Учащиеся находят в предложении союз, определяют группу по значению (сочинительный или подчинительный)

Результаты вносят в лист достижений

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Правописание  союзов

Запишите предложение, раскройте скобки, объясните

Что (бы) нужно было сделать, что(бы) достичь цели?

На что мы должны обратить внимание?

В правописании каких союзов мы можем испытать затруднения?

Каким образом мы можем отличить союзы тоже, также, чтобы, зато от других частей речи (местоимений и наречий с частицами)?

Отличить союз от омонимичной самостоятельной части речи нам поможет алгоритм.

1.Союз замени союзом:                                              

зато=но                                                                            

тоже=также=и                                                  

чтобы=для того чтобы                                          

причём=притом=и                                                   оттого что=потому что=так как                  

         

 2.Частицы  ЖЕ  БЫ  при местоимении  

         переставь или отбрось.                                                  

             

 3.Местоимение можно опустить.  

4. Помни!

Союзы: не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос, их можно заменить только синонимичными союзами.

Местоимения и наречия: являются членами предложения, к ним можно поставить вопрос, их можно заменить синонимичными местоимениями и наречиями. 

Определите написание, в работе используйте алгоритм.

Обменяйтесь работами, проверьте правильность выполнения задания. Сделаем вывод: усвоен ли данный материал?

  • Все дружно работали я то(же) не отставал.
  • Выполни то(же) задание.
  • Я не попал на выставку, за(то) встретился с друзьями.
  • Что(бы) я делал без помощи друзей.

Отвечают на вопросы, восстанавливают алгоритм

Выполняют практическую работу

Взаимопроверка, оценивание

развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

развитие умения формулировать проблему и решать её

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

  • развитие умения формулировать проблему и решать её
  • развитие  умения  работать в парах

развитие умения слушать и понимать речь других

Работа с текстом

Определите стиль, тип речи.

Какова основная мысль текста?

Выполните морфологический разбор союзов из первого абзаца (по группам).

Морфологический разбора союза 

Союз разбирается по следующему плану:

I. Часть речи. Грамматическая роль (для чего служит).

II. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной. 

 

I. Что— союз

II. Подчинительный, изъяснительный, простой, неизменяемый, соединяет части сложного предложения.

И

Ибо

Что

 Два человека шли к своей заветной мечте. Их путь пролегал между крутыми горными склонами и грозил опасностью. Однажды они остановились в раздумье, ибо ещё издали увидели, что дорога, по которой они шли, оканчивается у ближайшего выступа скалы.

 Сомнение, страх и неверие смутили первого идущего и сбили с Пути. Он поверил своим глазам вместо того, чтобы довериться своему сердцу и мечте. Развернувшись, он пошёл назад, не добравшись до заветной цели.
  Второй идущий  поначалу тоже засомневался. Он остановился в нерешительности, но в отличие от своего попутчика, поверил своему сердцу и своей мечте и усомнился в своём видении. Приблизившись к выступу скалы, он увидел, что дорога вовсе не заканчивается, как ему казалось, а незаметно сворачивает за скалу, за которой ее просто-напросто не было видно.
   И чем дальше он шел, тем больше открывался ему путь. В его сердце была решимость и вера в свои силы, а для устремлённого нет ничего невозможного, для него всё, даже неудача и падение, способствует восхождению, становясь ступенью на Пути к победе, ибо они помогают увидеть ошибку и исправить её, а так же с новыми силами вновь подняться с колен на ноги.
Первый ищущий так и вернулся домой, не достигнув заветной цели. А второй путник сам стал проводником, указывающим  Путь всем стремящимся.

Работают в группе (обсуждают характеристику союза, делают выводы)

развитие умения слушать и понимать речь других

речевое развитие учащихся

  • развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

  • развитие  умения  работать в группах

Фаза рефлексии

Этап рефлексии учебной деятельности

-Какая цель была поставлена на уроке? 

- Как вы считаете, она достигнута? 

- Оцените свою деятельность на уроке,

определите свое положение на ступеньках нашей лестницы успеха. Изменилось ли оно?

 Вывод
Верь своему сердцу и иди за своей мечтой, даже если она тебе кажется недостижимой и нереальной
, и если кажется, что пути дальше нет.
Помни, от тебя зависит, чем обернётся твоя мечта сказкой или реальностью!

Заполняют лист достижений

Оценивают собственную деятельность на уроке.

Этапы урока:                  Оцени себя:

1.Верно-неверно

5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1-2 ошибки, 3 балла-  – 3-4 ошибки.

 

2. Мозаика

5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1-2 ошибки, 3 балла-  – 3-4 ошибки.

 

3. Гонка

Всё верно-5баллов

Засомневался-4 балла

Испытал затруднения-3 балла

4. Правописание союзов

5 баллов – 0 ошибок, 4 балла– 1 ошибка, 3 балла-  – 2 ошибки.

5. Морфологический разбор Всё верно-5баллов

Засомневался-4 балла

Испытал затруднения-3 балла

 

Оценки за урок: внимательно посмотрите на свои баллы, сложите их.

25–«5»

20-24- «4»

15-19- «3»

0- - надо подучить

 Оценка за урок.

развитие умения формировать рефлексию

развитие умения формировать адекватную самооценку