Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча- ща, чу- щу" 8.10.2019 г. 4 класс ФГОС ИН (1 вариант)
план-конспект урока по русскому языку

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме

«Правописание буквосочетаний  жи-ши, ча-ща, чу-щу» 8.10.2019 4 класс ФГОС ИН (1 вариант)

Цели урока:        

 Цели: формировать у учащихся навыки правописания буквосочетаний жи- ши, ча-ща, чу –щу, учить применять их на практике;

развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;

воспитывать  интерес к русскому языку.        

                                            Ход урока

Орг. момент.

 Мотивация к учебной деятельности

Настроение у нас отличное,

А улыбка – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

                                  Нам урок начинать пора!

Актуализация темы урока.

Создание проблемной ситуации.

-Ребята, давайте вспомним после каких согласных: твёрдых или мягких – надо писать букву «а»? Букву «у»? А букву «и»?

-Сегодня мы будем говорить о таких буквосочетаниях, в которых нормы употребления букв «а», «у», «и» нарушаются.

Основной этап урока.

-Ребята, вы уже знаете, что в русском языке есть группа согласных звуков, которые называются шипящими.

-Какие звуки являются шипящими?

- Подумайте, почему их так назвали?

- Произнесите эти звуки и послушайте себя. С чем их можно сравнить?

-Все шипящие согласные звуки – непарные по твёрдости – мягкости. Какие из них твёрдые? Какие мягкие?

Работа  с моделями слов ножи, шишки, щука, часы.  Надо найти твёрдые и мягкие согласные звуки в звуковых схемах модели.

-Звуки ж и ш – твёрдые. Какую гласную надо было бы писать после них в словах ножи и шишки? ( ы )

-А какое правило мы уже знаем? «Жи – ши пиши с буквой и».

-Звуки ч и щ – мягкие. Какую гласную надо было бы писать после них в словах щука, часы? (ю, я)

-А какое правило мы уже знаем? «Чу – щу пиши с буквой у». «Ча – ща пиши с буквой а».

Гласные в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу- щу – это орфограммы. Их написание нужно запомнить, чтобы не делать ошибок при написании слов с этими сочетаниями.

Пальчиковая гимнастика «Дружба».

Дружат в нашем классе девочки и мальчики.       Соединять пальцы в «замок».

Мы с тобой  подружим маленькие пальчики.          Касание кончиков пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.  Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.     Руки вниз, встряхнуть кистями.

Работа в тетради.

Минутка чистописания.

Прописываем по строчке буквосочетания

жи ши

ча ща

- Ребята, мудрая Сова хочет убедиться в том, что вы все запомнили правила написания буквосочетаний жи – ши, ча –ща, чу –щу. Она приготовила для вас задания.

1. Отгадайте загадки, запишите ответы в тетради, орфограмму подчеркните.

То всегда идет, а с места не сойдет?  ЧАСЫ.

Какие животные носят иголки  на спине?  ЕЖИ

Пятнистое животное с очень длинной шеей.  ЖИРАФ.

Он хорош для кислых щей помимо прочих овощей.  ЩАВЕЛЬ.

Зимний вид спорта и любимое развлечение детей.  ЛЫЖИ.

Дикая роза с ярко-красными ягодами.  ШИПОВНИК.

Из горячего колодца через нос водичка льётся. ЧАЙНИК.

Злая, зубастая под водою рыщет, малых рыбок ищет.  ЩУКА.

Инструмент для прокалывания отверстий.  ШИЛО.

Взаимопроверка.

Физминутка.

 

Жи-жи-жи – на плечи руки положи.

                      (круговые вращения руками).

Чу-чу-чу    - снова прыгать я хочу.

                      (прыжки на месте).

Щу-щу-щу – руки вниз я опущу.

                       (наклоны вниз с вытянутыми руками).

Ща-ща-ща – приседаем не пища.

                       ( приседания).

Ши-ши-ши – посидим теперь в тиши.

                        (садятся за парту).

2. Слова в каждой строчке перепутались, составьте и запишите  предложения  так, чтобы выделенное слово было первым.

Чаща, полна, звуков, лесная.

По, дятел, стучал, дубу.

Кружились, елью, над, клесты.

Срывали, шишки, клювами, они.

Искали, птицы, пищу.

Офтальмопауза.

«Совушка-сова»

(профилактика нарушений зрения)

Совушка-сова, большая голова.

Движения глазами вправо – влево, не поворачивая головы.

Маленькие ножки, а глаза как плошки.

Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.

Днём спит,

Закрывать глаза.        

Ночью глядит:

Открывать глаза.

Луп – луп – луп, луп – луп – луп…

Широко открывать глаза.

 3. Найди и исправь ошибки (предложения записаны на доске).

                                      Кипит в кастрюле Маша.

                                      Бежыт по саду каша.

                                      Сидят, прищюрясь, мошки.

                                      Слетелись к лампе кошки.

        Запомни эти предложения. Расскажи  их по памяти.

    - Молодцы! Вы справились с заданиями мудрой Совы!

Итог.

- Правописание каких орфограмм мы отрабатывали сегодня на уроке?

Домашнее задание.

Придумать и записать по 3 слова с буквосочетаниями  жи-ши,   ча-ща,      чу-щу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Технология" 5-8 класс ФГОС второго поколения (вариант девочки)

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения (вариант для девочек). Данная программа содержит: общую характеристику учебного п...

ВПР - 2019 5 класс Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ (ссылка для скачивания)

Данное пособие предназначено учащимся 5 классов общеобразовательных школ. Оно позволит в кратчайшие сроки проверить свои знания, потренироваться в выполнении заданий и подготовиться к ВПР. Материалы п...

ВПР - 2019 6 класс Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ (ссылка для скачивания)

Пособие предназначено для учащихся 6 классов общеобразовательных школ. Оно позволит в кратчайшие сроки проверить свои знания и потренироваться в выполнении заданий.  Учителя найдут в пособии мате...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 5 класс ФГОС УО (ИН), Вариант 1

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному  предмету «Математика» 5 класс ФГОС УО (ИН), Вариант 1...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Мир истории" 6 класс ФГОС УО (ИН), Вариант 1

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Мир истории" 6 класс ФГОС УО (ИН), Вариант 1...