Понимание речевой культуры в лингвометодической литературе
статья по русскому языку (7 класс)

Лютова Татьяна Эдуардовна

     Культура речи - неотъемлемая часть личностной характеристики любого человека. Не случайно А.П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно было бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

В статье содержится материал, который можно использовать на методических объединениях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понимание речевой культуры в лингвометодической литературе.

     Культура речи - неотъемлемая часть личностной характеристики любого человека. Не случайно А.П. Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить можно было бы считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания - обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

Понятие «речевая культура» многозначно. Оно содержит три аспекта:

1) нормативный;

2) коммуникативный;

3) гносеологический.

Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднённое построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Это первое значение принято называть субъективным, поскольку оно отражает состояние речевой культуры языковой личности (субъекта речи), его рече-языковые способности и личностные свойства. ( Программа курса «Основы культуры речи и стилистики». – М., 1988.)

Приведенное определение включает в себя широко распространенное

представление о культуре речи как следовании нормам литературного

языка, умении обеспечить точность, доходчивость, ясность речи, умении

отбирать словесные средства для общения. Так, например, С. И. Ожегов

писал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и

выразительно передавать свои мысли средствами языка… Но высокая

культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она

заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения

своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и

наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и,

следовательно, стилистически оправданное)».( Ожегов С. И. Очередные вопросы культуры речи. Вопросы культуры речи. – Вып. 1. – М., 1955. – с. 6.)

Правильность и точность, логичность и действенность,

выразительность и чистота, выявляемые на основе отношения речи к

неречевым структурам, объединяемые понятием «коммуникативные

качества речи», позволяют говорить о ее коммуникативном совершенстве.

Объективированная оценка свойств речи закреплена во втором значении

термина, называемом объективным: культура речи - совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о её совершенстве.  В приведенном понимании термина можно увидеть отражение представления о культуре речи как части духовной культуры народа, существующей в виде образцовых, совершенных текстов, созданных в течение веков. Это значение термина «культура речи» оказывается близким значению «культура языка». Чтобы стали возможны анализ и оценка высказываний, текстов с точки  зрения культуры речи (в объективном значении этого термина), с точки зрения соответствия речи ее коммуникативным качествам, должны быть выработаны соответствующие научные представления: понятийный аппарат, методика анализа и т.п. – все то, что составляет ключевые понятия данной области науки. Поэтому употребление термина «культура речи» в связи с разработкой определенной научной проблематики выявляет третье его значение, которое называют гносеологическим: культура речи – это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи, об учении о культуре речи.

Итак, культура речи  –  это основа общей культуры личности, базовый компонент коммуникативной культуры, который обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью.

Особенности речевой культуры в образовательном процессе.

      Речь человека - один из важнейших показателей уровня его культуры и общей грамотности. В круг основных задач современной российской школы входит научить учащихся правильному, точному, свободному от излишеств языку. Также школа должна прививать умение мыслить логично и объективно, и основным средством для этого служит изучение языка.

      «Речевые навыки школьника - это широкий круг навыков, связанных с пользованием устным и письменным словом, - умение построить односложный и развернутый ответ на вопрос, устно или письменно изложить прочитанное или прослушанное (в краткой форме и подробно), написать сочинение (на литературную и нелитературную тему, так называемое сочинение «на свободную» тему, сочинения-миниатюры и т.п.), вести переписку, составлять планы, конспекты, рефераты». Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. С. 297.

      Под влиянием различных языковых условий речь учащегося развивается, но школа обязана сделать этот процесс целенаправленным, чётким и организованным. Очень важно, чтобы работе по развитию речи уделялось внимание не только на отдельных, специальных занятиях (действующая программа отводит на это не менее 11% учебного времени), но и на занятиях по морфологии, лексике, пунктуации. Содержание, объем и уровень сложности уроков по развитию речи определяются этапом обучения того или иного класса, а также его индивидуальными психолого-педагогическими характеристиками.  Пешковский А. М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. М., 1930.- С. 34.

      Дисциплины, формирующие умение пользоваться содержательной и образной речью, имеют долгую историю. Одной из первых таких дисциплин стала риторика, получившая своё развитие в Древней Греции и Риме, а позднее и в средневековых схоластиках. Способность красиво и четко выражать свою мысль ценилось с древних времён. В период средневековья (в Европе и на Руси) эта способность развивалась прежде всего на основе письменной речи, имевшей приоритетное значение. В конце 19 века учёные, методисты и учителя стали активно выступать в защиту устной речи. В частности, профессор В. И. Чернышев настаивал на выделении отдельного времени на уроках русского языка для выполнения устных заданий. Чернышев В.И. В защиту живого слова. Статьи о значении и преподавании живого языка. СПб, 1912. С. 47. В послереволюционные годы установилось некое равновесие между развитием двух видов речи - устной и письменной. В своих работах методисты признают равенство между этими видами и рекомендовали уделять им одинаковое внимание. В современной методике баланс развития между устной и письменной речью сохраняется, а дискуссии касаются только отдельных способов и средств формирования умений и навыков в этой области.

      М.Т. Баранов, характеризуя направления в работе по развитию речи, выделяет три крупных линии: овладение нормами литературного языка, обогащение речи школьников и обучение различным видам речевой деятельности.  Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе. М., «Академия», 2000. С. 228.

1) овладение нормами литературного языка.

 Т.А. Ладыженская пишет о том, что для успешного проведения работы по развитию речи необходимо выполнение определенных условий. Во-первых, это наличие четкой установки учителя на то, что усвоение норм литературного языка не менее важно, чем усвоение норм правописания. Ученик должен понимать важность и значительность таких понятий, как «культура речи» и «культурный человек». Во-вторых, это осмысление учащимися самого понятия нормы: что такое норма, как она функционирует в языке, почему необходимо ею владеть. В-третьих, это учет необходимости многократного повторения правильного варианта как в устном, так и в письменном виде. И, в-четвёртых, это, как результат выполнения предыдущих условий, использование четко сформированной системы упражнений, позволяющей ученикам развивать речевые умения и навыки. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1974. С. 23.

2) обогащение речи школьников.

 Как отмечает большинство методистов, это направление подразделяется на работу со словарным запасом ученика и работу с грамматическим строем. «Учащиеся, создавая текст, оказываются перед необходимостью выбора из своего словарного запаса нужного слова, и чем богаче его словарь, чем он более структурирован по семантическим полям, тем поиск слова оказывается более удачным. Задача преподавателя русского языка заключается в обучении детей правилам отбора слов, которые должны учитывать, во-первых, тему высказывания, во-вторых, ситуацию, адресата и цель высказывания, в-третьих, семантические особенности и сочетательные возможности используемых слов, в-четвертых, форму высказывания. Первое и второе правило связаны в основном с отбором содержания высказывания, третье и четвертое - определяют отбор языковых средств, в том числе лексических». Основу содержания обогащения словарного запаса учащихся должен составлять словарь-минимум. Для русской школы он представляет собою определенную часть словаря родного языка, которая прибавляется к уже имеющемуся у ученика личному словарному запасу.

Что касается обогащения грамматического строя школьника, то здесь мы должны помнить, что обиходная речь ребенка формируется уже к 5 годам. В этом возрасте он почти безошибочно склоняет и спрягает, его устная речь образна и эмоциональна, поэтому учителю необходимо только направлять процесс приобретения новых грамматических навыков в определенное русло. В этих целях Ладыженская настаивает на использовании упражнений с дополнительными речевыми заданиями, в том числе и письменного характера: изложения, сочинения, языковые специализированные игры.  Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе. М., «Академия», 2000. С. 260.

3) обучение различным видам речевой деятельности.

Данное направление подразделяется на обучение слушанию, чтению и устной и письменной речи (связная речь).

«Слушание - это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащего текста и коммуникативное взаимодействие собеседников. Умение слушать - одно из самых социально значимых и одновременно наиболее сложных коммуникативных умений». Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. -- М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 129. Оно выступает в качестве источника получения информации с целью обогащения знаниями, повышения культурного уровня; средством удовлетворения эстетических и культурных потребностей, а также выполняет регулятивную функцию, так как полученные в процессе слушания инструкции определяют действия ученика. Психологи выделяют три вида слушания как процесса: глобальное, детальное, критическое. Главная задача человека при глобальном слушании - определить основной предмет речи, понять общий смысл высказывания адресанта. Подробности здесь не настолько значимы по сравнению с другими видами, поэтому слушающий их опускает. Детальное слушание предполагает восприятие текста по блокам, разграничение основных смысловых единиц. Человеку необходимы такие навыки, чтобы уметь выделять тезисную структуру текста. Третий вид - критическое слушание. Здесь мы должны говорить не только об усвоении смысловых единиц текста, но возможности ученика выразить собственную точку зрения, оспорить или согласиться с главными положениями автора. Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. -- М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 130.

Т. А. Ладыженская выделяет следующие виды работ по развитию умения слушать:

- повторение учащимися высказанной учителем установки задания;

- запись во время слушания слов, обозначающих конкретные наименования фактов (фактологической цепочки), всего, что слушатель считает нужным запомнить, например тезиса высказывания, спорного положения, перехода к новой части сообщения и т.д.;

- запись всего того, что говорящий фиксирует на доске во время объяснения, и т.д.;

- составление набросков плана, более или менее развернутых, -в зависимости от того, что предстоит выполнять ученикам на основе услышанного: отвечать подробно или кратко на вопросы, пересказывать, интерпретировать услышанное и т.д.;

- конспектирование, составление тезисов;

- кодирование (символическое изображение) информации (составление таблиц, схем и т.д.);

- многократное прослушивание магнитофонной записи, грампластинки и т.д., предполагающее критическое осмысление услышанного. Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка. 5 класс. М., 1992. С. 43.

«Чтение - это рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие письменного текста и взаимодействие автора и читателя». Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. -- М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 162.

       Особое значение приобретает развитие связной речи. Под связной речью следует понимать не только сам процесс говорения, но и сам акт коммуникации (выступление, доклад, диалог, реферат). Работа в этом направлении представляется методистам основной задачей школьного образования. См. об этом: Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии. - СПБ, «Питер», 2000. С. 337.  В методическом пособии М.Т. Баранова приводятся следующие задания на развитие связной речи школьников.

1. Задания аналитического характера по готовому тексту. Задания такого плана предполагают, что ученик должен устно или письменно раскрыть основную авторскую мысль, сопоставить мысль автора и мысль критика.

2. Задания аналитико-синтетического характера по готовому тексту. Выполняя подобные упражнения, учащийся создает элементы нового текста на базе уже существующего: подбирает эпиграф, составляет композиционную схему текста.

3. Задания на переработку готового текста. Здесь ученику необходимо выполнить работу редактора: устранить речевые недочеты, ввести в текст цитаты или собственные мысли.

4. Задания, требующие создания нового текста на основе данного. Школьнику требуется изложить содержание текста, записать услышанное.

5. Задания, требующие создания своего текста. Здесь ученику необходимо использовать свой речевой арсенал, чтобы воплотить в тексте самостоятельную мысль: написать статью, описать научные наблюдения, подготовить доклад на определенную тему. Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка в школе. М., «Академия», 2000. С. 283.

Задания пятой группы представляют собой сочинения разной степени сложности.

Проблемы формирования речевой культуры.

      Одной из важнейших особенностей школьников является относительная неустойчивость внимания: если долгое время использовать задания, связанные только с одним каналом связи (зрение, слух), то интерес к их выполнению достаточно быстро падает, что сказывается на качестве работы. Поэтому, учитывая этот фактор, необходимо постараться чередовать задания письменные и устные, чтение и слушание.

      Следующая особенность данного возраста - усиление роли словесно-логического запоминания, что связано с возрастающими способностями в области регулировки памяти. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать сложные обобщения, выводы, проводить детальные аналогии, строить системные умозаключения.

      Психологи отмечают, что слог школьника начинает формироваться в возрасте 12-13 лет. Соответственно, именно при работе в шестом-седьмом классах учитель должен обращать повышенное внимание на развитие у ребят умения выделять закономерности и последовательно излагать свою точку зрения. Методисты также настаивают на важности развития стройности речи, определяя умение рассуждать как способность «логически мыслить, когда высказывания, относящиеся к одному и тому же предмету, находятся в причинно-следственной зависимости друг от друга и в совокупности дают ответ на поставленный вопрос». Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы). Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1978. С. 248.

      С другой стороны, подростковый возраст - это время, когда у школьников становится менее активным непроизвольное внимание. Если пятиклассника все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает само по себе и запоминается безо всяких усилий с его стороны, то внимание ученика седьмого класса гораздо труднее удержать сменой образов и впечатлений. Чтобы его заинтересовать, важно предложить ему тему, которая была бы для него актуальна, отвечала бы его внешкольным увлечениям и, возможно, затрагивала бы глубинные чувства. Нужно также помнить, что в подростковом возрасте человек начинает обращать внимание на общественные, политические и философские проблемы. Кашкарова Т. Н. Словарная работа на уроках русского языка. // «Русский язык в школе», 1991, №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевой культуры в процессе обучения русскому языку и литературе.

Красноречие было в чести во все времена.Проблема эффективной речи особенно важна сегодня,когда растёт значение правильного,убедительного слова.Поэтому одной из наиболее важных задач на современном эта...

Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы в межаттестационный период по теме "Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского  языка и литературы  на межаттестационный период  по теме «Формирование речевой культуры как средство л...

Развитие и совершенствование речевой культуры на уроках русского языка и литературы в системе ФГОС

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...

Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы

Конкурс «Педагогический проект». Школьный  уровень. 2018 год...