Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

Повторение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_6_klass.docx19.32 КБ
Файл povtorenie_6_klass.pptx345.51 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография»

  1. О.Н.У.
  2. Введение в тему

Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение и запишите его.

Грамотный человек должен разбираться в структуре слова.

- Как вы понимаете эти слова? Каким синонимом можно заменить слово структура? (состав слова). Как они связаны с темой урока?

- Для чего нужно разбираться в структуре слова?

- чтобы определить его смысл

-для правописания . Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова). Многие орфографические правила опираются на словообразование. Зная из чего состоит слово, мы видим орфограмму.

- Так чем же мы сегодня будем с вами заниматься?

- Какие цели можно поставить перед собой на уроке? (Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова, отрабатывать орфографические навыки).

  1. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос

-Что составляет основу слова?

-Изменяемая часть слова.

-Какие части слова служат для образования новых слов?

-Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов.

-Это значимая часть слова, которая находится перед корнем.

-Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании.

-Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка?

-Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему?

-Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить?

-В каких частях слова мы изучаем правила о правописании гласных и согласных?

-Часть слова без окончания

-Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов

-Часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

-Какие разделы науки о языке мы изучали в данной теме?

2.Лови ошибку

1. Ростение 2. Расточек 3. Премудрый 4.Загарел 5.Загар 6.Прешил 7.Зоря 8. Зоренька

3. Лингвистическая задача (инд. у доски)-

Дано: выход способ образования? Решение: выходить→ выход (бесуфиксальный способ) Ответ: слово выход образовано бессуффиксальным способом).

Приехать- прист., стенной-прист., пригородный- прист.- суф.-. - Какие способы образования здесь не названы? ( бессуффиксальный, сложение, переход в другую часть речи).

3.Выберите из данных утверждений верные.

1)Морфемы-это корень, приставка, суффикс и окончание.
2)Любое слово содержит корень, но не любое – окончание.
3)В слове может быть только один корень.
4)В слове может быть только одно окончание.
5)Если два слова имеют одинаковые корни, но разные окончания, они родственные.
6)Суффикс стоит после корня, а приставка-перед корнем.
7)Предлог не морфема, а самостоятельная часть речи.
8)В словах 
испугать и искать одинаковые приставки –ис-.
9)В словах 
ромбик и квадратик одинаковые суффиксы –ик-.
10)Выражение "У слова нулевые окончание" и "У слова нет окончание" значат одно и тоже.

11) Этимология изучает произношение слова

12) Морфемика изучает части речи

4. Работа по теме урока

1. Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов:

подосиновик, водный, объездной, синь.

- Чем отличаются эти виды разбора?

( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют. Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)

2. Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе! Расул Гамзатов.

Прочитать текст.

Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить.) Какой это тип речи? (Рассуждение). На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов). Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?

3.Буквенный диктант с самопроверкой

Я называю слово, вы определяете, какую букву нужно писать в корне с чередованием, и  ставите крестик в соответствующей строке с самопроверкой (1 у доски)

1.     загорать 2.     касательная 3.     зорька 4.     выращенный 5.     пригорело

6.     отрасль 7.     зарница 8.     сгорели 9.     загар 10.   росток

  1. Закрепление изученного
  1.  Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.
  1. Расположенный у берега. (Прибрежный).
  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься). 
  3. Участок около школы. (Пришкольный).
  4. Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).
  5. Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться). 
  6. Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).
  7. Немного открыть окно. (Приоткрыть).
  8. Расположенный у дороги (Придорожный).
  9. Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).
  10. Очень длинный. (Предлинный).
  1. Тест
  1. Подведение итогов. Рефлексия
  2. Д/задание орфографический практикум в параграфе 13

Тест 

1. Что составляет основу слова?

а) приставка, корень, окончание б) корень, суффикс в) приставка, корень, суффикс, окончание г) приставка, корень, суффикс

2. Какая часть слова служит для образования форм слова?

а) окончание б) приставка в) корень г) суффикс

3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?

а) приставкой б) корнем в) суффиксом г) окончанием

4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ?

а) в окончании б) в приставке в) в корне г) в суффиксе

5.В каком слове пропущена буква А?

а)ог…рок б) выг…реть в) подг…реть г) сг…рать

6.Буква А пропущена в слове

а)з…ревать б) з…ря в) з…рянка г) з…рюшка

7.Буква Е пишется в приставке, если она обозначает

а) присоединение б) приближение в) неполное действие г) близость по значению к слову очень

8.Буква И пропущена в слове

а) пр…кратить б) пр…града в) пр…школьный г) пр…старелый

Тест 

1. Что составляет основу слова?

а) приставка, корень, окончание б) корень, суффикс в) приставка, корень, суффикс, окончание г) приставка, корень, суффикс

2. Какая часть слова служит для образования форм слова?

а) окончание б) приставка в) корень г) суффикс

3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?

а) приставкой б) корнем в) суффиксом г) окончанием

4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ?

а) в окончании б) в приставке в) в корне г) в суффиксе

5.В каком слове пропущена буква А?

а)ог…рок б) выг…реть в) подг…реть г) сг…рать

6.Буква А пропущена в слове

а)з…ревать б) з…ря в) з…рянка г) з…рюшка

7.Буква Е пишется в приставке, если она обозначает

а) присоединение б) приближение в) неполное действие г) близость по значению к слову очень

8.Буква И пропущена в слове

а) пр…кратить б) пр…града в) пр…школьный г) пр…старелый


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Ростение 2. Расточек 3. Премудрый 4.Загарел 5.Загар 6.Прешил 7.Зоря 8. Зоренька

Слайд 2

1)Морфемы-это корень, приставка, суффикс и окончание. 2)Любое слово содержит корень, но не любое – окончание. 3)В слове может быть только один корень. 4)В слове может быть только одно окончание. 5)Если два слова имеют одинаковые корни, но разные окончания, они родственные. 6)Суффикс стоит после корня, а приставка-перед корнем. 7)Предлог не морфема, а самостоятельная часть речи. 8)В словах испугать и искать одинаковые приставки – ис -. 9)В словах ромбик и квадратик одинаковые суффиксы – ик -. 10)Выражение "У слова нулевые окончание" и "У слова нет окончание" значат одно и тоже. 11) Этимология изучает произношение слова 12) Морфемика изучает части речи

Слайд 3

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап ..рать в своем сердце! Да и не зап .. реть его вовсе! Расул Гамзатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография». С учетом ФГОС по программе Л.М.Рыбченковой

Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография».С учетом ФГОС по программе Л.М.РыбченковойЦ е л ь: определение уровня сформированности умений определять способ образования с...

Контрольный диктант по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография"

Контрольная работа содержит текст диктанта и грамматическое задание...

Контрольная работа по русскому языку по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография». 6 класс (Рыбченкова)

Контрольная работа по русскому языку за 6 класс по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» включает в себя 2 части: тест с выбором правильных ответов и работу с текстом. Задействованы орфографи...

Контрольная работа по теме "Морфемика, словообразование, орфография" 6 класс

Текст контрольной работы по теме "Морфемика, словообразование, орфография", включающий в себя текст для проверки орфографических навыков и задания по данному тексту. Контрольная работа составлена по п...

Технологическая карта "Контрольный диктант по теме "«Морфемика. Словообразование. Орфография», 5 класс.

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 5 класса. Контрольный диктант в качестве контроля после заершения изучения раздела «Морфемика. Словообразование. Орфография»....

Контрольная работа по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография" в 6 классе

Цель контрольной работы - выявить уровень освоения изученного материала по разделу "Морфемика. Словообразование. Орфография"...

Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография

конспект урока  русского языка "Обобщение изученного по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография"...