VII. Обобщение и систематизация знаний. Работа с текстом. Цель: тренировать способность к самоконтролю и взаимооценке; проверить свое умение применять изученный способ работы с текстом; развивать умение самостоятельной работы и взаимопроверки по эталону. 14 минут
| Организовывает высказывания обучающихся и мотивирует на критическое оценивание ответов одноклассников. – Какой тип речи представлен в тексте? (рассуждение с элементами повествования) – Каков стиль речи? (Художественный) – Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Анализ заданий 20-24 5. Лингвистическая картина текста. (Самостоятельная работа: тестирование материалом). Задание тестирования: найдите в тексте или группе предложений: – риторический вопрос – метафора – сравнение 29 – среди предложений 32-34 найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным (33). – среди предложений 24-26 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (№25). Взаимопроверка. Работа по презентации. | Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения ответов во фронтальном режиме.
Работают самостоятельно, выполняя тестирование по материалу текста. Работы проверяются путём взаимопроверки обучающихся.
Оценивают деятельность на данном этапе: производят контроль и коррекцию ответов друг друга. | Беседа с учителем и одноклассниками. Выполнение задания с выбором ответа.
Задание тестирования: найтив тексте или группе предложений средства художественной выразительности.
| Анализировать, сравнивать, выстраивать последовательность, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, вопросы), преобразовывать информацию из одной формы в другую. (П) Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.(К)Высказывать предположения на основе наблюдений. (Р)
|
VIII. Воспроизведение знаний на новом уровне. Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для закрепления необходимых умений анализа текста; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия. (25 минут)
| 6. Смысловой анализ текста. 1) Беседа: – Попробуем определить тему этого текста. (Текст о любви матери) – От чьего лица ведётся повествование в тексте? (Повествование ведётся от первого лица, то есть от лица самого героя.) –Что мы можем сказать о герое текста, его мыслях и чувствах? – Что можно сказать о синтаксической структуре текста? (Для синтаксиса рассказа характерно особое абзацное построение: абзац включает несколько сложных синтаксических единиц или строится как последовательность многочленных сложных предложений, каждое из которых насыщено тропами, заключают в себе определённую микротему.) – Давайте вспомним, какова композиция сочинения. - Вступление.
- Сформулировать основную проблему.
- Прокомментировать проблему.
- Изложить авторскую позицию по проблеме.
- Изложить свое мнение по заявленной проблеме.
- Два аргумента.
- Заключение-вывод.
2) Формулирование проблемы текста. – Сформулируем проблему текста. Вспомним, что такое проблема? (Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения.) – Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов. Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать лейтмотивы. Способы выражения проблемы текста тоже бывают разнообразны: - проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса,
- проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,
- проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).
Основная проблема – это та, - которая стала объектом раздумий автора;
- над которой он в основном размышляет;
- к которой он неоднократно возвращается.
– Постарайтесь сформулировать и записать проблему либо в форме вопроса, либо в форме утвердительного предложения. (Речевые клише.) – Примерный круг проблем | 1. Проблема проявления чувств к родителям. | 2. Проблема потребности ребенка в родительской заботе и любви. | 3. Проблема необходимости обретения общего для детей и их родителей дела |
3) Комментарий проблемы текста. – Нужно обратить внимание на то, что комментируется именно сформулированная выпускником проблема и никакая другая. Комментарии берутся из рассматриваемого текста, при этом демонстрируется понимание замысла текста, логики мысли автора. В качестве комментариев не может быть дан простой пересказ текста, не может быть процитирован большой фрагмент исходного текста. Автор текста, как правило, пытается акцентировать внимание читателя на проблеме, обозначить её ярко, выпукло, чтобы она так же возмутила читателя, как возмущает и его самого. И делает он это с помощью: - оценочной и специальной лексики,
- эмоционального тона текста,
- художественных средств,
- композиции произведения и т.д.
Также автор может рассказать об истории существования проблемы, о путях её решения в другие времена и в других странах, об актуальности проблемы сегодня и т.д. Это важно найти в тексте, чтобы продемонстрировать не только понимание проблемы, но и актуальность её постановки. Не случайно за комментарии к сформулированной проблеме выпускник получает 2 балла. Все комментарии должны быть связаныссформулированной выпускником проблемой. – Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему. – Какие вопросы можно осветить в комментарии? - Почему автор предпочел именно эту проблему?
- Актуальна ли она? Часто ли мы встречаемся с этой проблемой в наши дни?
- К какой категории относится избранная автором проблема?
- Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?
- Как характеризует автора выбор данной проблемы?
– Давайте вернемся к тексту. - К какой категории можно отнести проблему? (Нравственная).
- Дадим определение проблемы. (Важная, волнующая, острая, актуальная, серьезная, сложная)
- Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения? – В последнее время проблема … является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как …; это важная проблема,
потому что …. 4)Работа в группах: составить варианты комментария к сочинению-рассуждению. Учитель организовывает работу учащихся в группах: - Начало рассказа — это обобщённая картина бытовых реалий. А концовка рассказа — нравственный вывод . – Мы проблему прокомментировали. Теперь формулировку проблемы соедините с комментарием, напишите свои варианты – Не забудьте о том, что в комментарии не должно быть: - Пересказа исходного текста или любой его части;
- Рассуждений по поводу нескольких проблем.
Учащиеся зачитывают образцы. 5) Изложение авторской позиции. – Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме? – Если проблему текста рассматривать как вопрос автора, то позиция автора - это ответ на вопрос, как нужно поступить, чтобы решить эту проблему. Чтобы найти в тексте позицию автора, нужно применить те же способы, что и при поиске поставленной проблемы. – Какова позиция автора? Подтвердите цитатой.
| Работают с текстом, производя анализ, определяя тему, проблему текста. Отвечают на вопросы учителя. Слушают друг друга, дополняют, аргументируют ответ, отвечают на поставленный вопрос, оформляют мысли в устной форме.
Обсуждают синтаксическую структуру текста, определяют микротемы текста.
Отвечают на вопросы по композиции будущего сочинения.
Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, воспроизводят опорные знания по теме урока. Пробуют полно и точно выражать мысли, учатся слушать ответы друг друга, вносят поправки, дополнения.
Определяют ключевые слова текста.
Повторяют способы выражения проблемы текста.Соотносят уже известное и еще неизвестное, прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.
Определяют основную проблему текста. Учатся правильно и осознано строить высказывание, аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. Закрепляют умение пользоваться речевыми клише.
Выражают мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, высказывают вслух разные точки зрения перед окончательным выбором правильного ответа.
Находятся в режиме совзаимодействия, строя предположения, пытаясь их аргументировать.
Выражают мысли с полнотой и точностью, инициативно ведут диалог, быстро реагируют на мнение собеседника, используют критерии для обоснования своего суждения.
Работая в группе, обсуждают задание, кооперируют усилия по решению учебной задачи, создают варианты комментария к сочинению-рассуждению.
Дети зачитывают результаты групповой работы, обсуждают их достоинства и недостатки.На основе предложенных критериев оценивают результаты учебной работы групп.
Самостоятельно выделяют авторскую позицию в тексте, записывают в тетрадь. Озвучивают свои записи, аргументируя свои мысли цитатами текста. | Аналитическая беседа по содержанию текста.
Обсудить синтаксическую структуру текста, определить микротемы текста.
Составляют план будущего сочинения.
Сформулировать примерный круг проблем данного текста.
Определить ключевые слова текста.
Вспомнить способы выражения проблемы текста.
Определить основную проблему текста. Доказать, почему эта проблема является основной в тексте. Потренироваться в употреблении речевых клише.
Обсудить способы комментария текста.
Работа в группах: составить варианты комментария к сочинению-рассуждению.
Самостоятельно изложить авторскую позицию. | Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; производить отбор и систематизацию материала. (П) Уметь точно выражать свои мысли; понимать на слух ответы; уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ. (К) Высказывать предположения на основе наблюдений. (Р)
Анализировать, сравнивать, выстраивать последовательность, делать выводы. (П) Уметь формулировать собственное мнение и позицию;уметь задавать вопросы; уметь выделять существенную информацию из текстов и сообщений. (К) Воспринимать информацию в разных формах. (Р)
Анализировать, сравнивать, выстраивать последовательность, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, схемы), преобразовывать информацию из одной формы в другую. (П) Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; свободно излагать свои мысли в устной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; осуществлять речевой само- и взаимоконтроль.(К) Соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.(Р)
Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах, уметь соотносить её; конструировать синтаксические модели; устанавливать причинно-следственные связи. (П) Свободно излагать свои мысли в устной форме в выбранном стиле.; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; взаимодействовать в группе, осуществлять речевой самоконтроль; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. (К) Искать пути решения проблемы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (Р)
Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы. (П) Владеть монологической и диалогической формами речи; выступать с небольшими сообщениями; осуществлять речевой самоконтроль. (К) Высказывать предположения на основе наблюдений. (Р)
|
IХ. Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель: Научить аргументировать своё предположение, подбирать доказательства для обоснования своего мнения. (18 минут) | 6) Аргументация собственного мнения по проблеме. – Выразите собственное мнение по данной проблеме. – Аргументируйте собственное мнение по проблеме. – Вспомним, что такое аргумент? (Доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения). – Сколько аргументов вы должны привести? (Два) Литературные аргументы. Аргументы из жизненного опыта. (Учащиеся приводят пример.)
7) Работа в парах. – А теперь придумайте вступление, заключение. (По парам.) Помните, что вступление и заключение должны перекликаться. | Учатся аргументировать свое предложение, убеждать, уступать, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов.Соотносят материал с жизненным опытом.
Приводят доказательства, аргументы и примеры в поддержку своего мнения. Обсуждают возможные литературные аргументы.
Приводят доказательства, аргументы и примеры в поддержку своего мнения. Обсуждают возможные аргументы из жизненного опыта.
Работают в парах. Составляют тексты вступления и заключения к будущему сочинению-рассуждению. | Найти аргументы для доказательства правоты своего мнения.
Составить тексты вступления и заключения к сочинению-рассуждению. Работа в парах. | Уметь аргументировать свое предложение, убеждать; уметь строить работу на основе алгоритма; осуществлять познавательную рефлексию; анализировать, сравнивать, группировать. (П) Уметь слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. (К) Уметь искать пути решения проблемы. (Р)
Осуществлять отбор и систематизацию материала.(П) Осуществлять взаимодействие в парах; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. (К) Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. (Р) |
Х. Итоги урока. Рефлексия, инструкция к домашнему заданию. Цель: оценить результаты собственной деятельности; повторить способ нового знания; сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание. (3 минуты)
| V. Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Организует беседу по ключевым вопросам темы. Предлагает учащимся соотнести цель и результат, оценить свою деятельность на уроке. – Что сегодня делали на уроке? – Сегодня на уроке мы проанализировали текст известного писателя Ю.Нечипоренко, определив проблему текста и позицию автора по этой проблеме. Мы смогли в своих ответах аргументировано доказать актуальность темы, о которой рассуждает автор. – Практически мы проговорили о том сочинении, которое вам предстоит написать. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока, в подготовке к сочинению? – Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь вам предстоит написать работу в целом. VI. Оценивание. Рефлексия – Как вы оцениваете свою работу на уроке? – Что понравилось в своих действиях? Над чем еще предстоит работать? |
Подводят итоги своей работы, говорят об ошибках и достоинствах будущих сочинений.
Отвечают на вопросы: - что я узнал? - чему научился? - как мне это поможет в будущем? - продолжу работать над… Оценивают друг друга. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
Ответить на вопросы учителя и одноклассников; произвести взаимо- и самоконтроль своей деятельности.
Соотнести цели и результаты своей работы, сделать выводы, выбрать решение. | Отбирать информацию, классифицировать, обобщать; анализировать, сравнивать, группировать; проводить коррекцию деятельности. (П) Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимо- и самоконтроль. (К) Соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. (Р)
Уметь самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.(П) Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.(К) Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности. (Р) |