Использование интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
статья по русскому языку

Пиховкина Лариса Владимировна

Для повышения качества подготовки к ЕГЭ по русскому языку использую следующие интернет-ресурсы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл internet-resursy.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ

по русскому языку

В последнее время в образовании происходят принципиальные изменения: все больше внимания уделяется совершенствованию качества образования. Для дальнейшей эффективной работы учителю, в том числе русского языка и литературы, необходимо понимать теоретическую основу введения новых стандартов. Концепция филологического образования характеризует новый подход к содержанию филологического образования в школе. Одно из ключевых понятий Концепции – системно-деятельностный подход. Суть данного подхода в том, что будущее зависит не столько от объема знаний, полученных детьми в школе, сколько от сформированности у них универсальных учебных действий, то есть умения добывать знания, самостоятельно добывать информацию и проводить её анализ.

Таким образом, учитель в современном понимании – лишь тьютор, сопровождающий и направляющий деятельность учащегося. Такой подход позволяет способствовать саморазвитию учащегося и требует, соответственно, перестройки всей системы образования.

В Концепции филологического образования сказано: «Содержание предмета (русский язык) ориентировано на формирование предметных компетенций учащихся (коммуникативной, языковедческой и культуроведческой), на достижение в процессе обучения русскому языку комплекса результатов: личностных, метапредметных и предметных…» Как определяется достижение комплекса результатов? Посредством Единого государственного экзамена. А для того, чтобы успешно пройти Государственную итоговую аттестацию, необходимо научиться самостоятельно добывать информацию. Этому способствуют распространенные сегодня многообразные интернет-ресурсы, позволяющие не только получить необходимые знания, но и оперативно и эффективно отследить успехи учащегося. Таким образом, все интернет-ресурсы, которые возможно использовать при подготовке к прохождению ЕГЭ по русскому языку можно разделить на четыре группы:

1. Информационные ресурсы;

2. Тестирующие комплексы;

3. Порталы, предлагающие услуги репетиторства, в том числе в онлайн режиме;

 4. Сайты, содержащие нормативно-правовую базу по подготовке к ЕГЭ;

5. Сайты психологической помощи учащимся.

Последние, хотя и не используются напрямую для подготовки к экзамену, но значительно влияют на состояние учащихся, внутреннюю психологическую готовность к прохождению испытания.

Остановимся подробнее на указанных типах. Систематический курс изучения русского языка в школе заканчивается в 9 классе. В 10-11 происходит преимущественно повторение и углубление знаний, поэтому актуальными становятся различные пособия и ресурсы, позволяющие систематизировать и обобщить изученные ранее правила. Среди интернет-ресурсов можно выделить сайт Бингоскул (https://bingoschool.ru/news/pravila-russkogo-yazyika-dlya-ege/), содержащий информацию не только об орфографических и пунктуационных правилах, но и ее актуальное в соответствии с заданиями КИМ ЕГЭ.

Подобные ресурсы: ЕГЭ-студия (https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/), Экзамер (https://examer.ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya),

МирЕГЭ (http://mirege.ru/811-sbornik-teorii-po-russkomu-yazyku.html) и другие позволяют повторять именно те правила, которые вызывают затруднения, причем в соответствии с нумерацией заданий ЕГЭ по русскому языку. Кроме того, МирЕГЭ содержит ссылки для скачивания пособий, содержащих правила орфографии и пунктуации в таблицах и схемах, что облегчает систематизирование и обобщение материала школьного курса. Приведенные примеры сайтов не единичны, сегодня в сети Интернет можно найти массу подобных ресурсов, но данные сайты эффективны именно потому, что содержат весь материал школьного курса русского языка в сжатой форме, удобной для восприятия. Следует отметить также сайт Спадило (http://spadilo.ru/ege-po-russkomu-yazyku/) ввиду того, что здесь приведены не только правила, но и алгоритмы выполнения заданий, а также инфографики в соответствии с данными алгоритмами, что упрощает зрительное восприятие и способствет усвоению материала.

В интернет-ресурсах второй группы выделяется существующий с 2011 года сайт – тестирующий комплекс РешуЕГЭ (https://ege.sdamgia.ru) , разработанный Д.Д.Гущиным, который принимает непосредственное участие в разработке заданий ЕГЭ и является федеральным экспертом по математике. Данный ресурс уникален, так как содержит не только актуальные варианты КИМ по различным предметам, в том числе и по русскому языку, но и позволяет создавать собственные варианты, причем как полностью соответствующие КИМ, так и содержащие подборку заданий одного типа (например, задание 7). Это позволяет отрабатывать с учащимися именно те задания, которые вызывают затруднения при решении. Комплекс РешуЕГЭ также позволяет создавать личные кабинеты педагога и учащихся, индивидуализируя обучение, так как учитель имеет возможность выдавать учащимся варианты заданий, предназначенных конкретно для них. Преимуществом данного сайта является то, что проверка выполнения заданий производится онлайн, и учащийся сразу получает возможность увидеть свой результат и проработать неправильно решенные задания, так как в описании даются пояснения к выполнению и ссылки на правила русского языка. Подобным ресурсом является ЯндексРепетиторЕГЭ (https://yandex.ru/tutor), позволяющий как выполнять варианты ЕГЭ, так и работать с отдельными заданиями.

Распространенными являются также порталы, предлагающие услуги репетиторства (Ваш репетитор, Профи.ру и другие). Они позволяют организовать удаленную индивидуальную помощь при дополнительной подготовке к экзамену.

Особенно следует остановиться на официальных сайтах, содержащих нормативно-правовую базу, а также демонстрационные варианты и открытые банки заданий ЕГЭ по русскому языку. Это сайты государственных организаций: Федерального института педагогических измерений (http://www.fipi.ru), официальный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/ru/), портал 4ЕГЭ (https://4ege.ru/russkiy/), ctЕГЭ (https://www.ctege.info). На данных ресурсах содержится многообразная информация об официальных изменениях в КИМ ЕГЭ, статистические данные, демоверсии, регулярно проводятся вебинары и онлайн разборы отдельных заданий.

Отдельно следует отметить и интернет-ресурсы, содержащие материалы по психологической помощи учащимся во время прохождения Государственной итоговой аттестации. Отличие данных ресурсов в том, что чаще всего это не специализированные порталы, а отдельные страницы на сайтах психологической тематики: 7я (https://www.7ya.ru/article/Kak-sdat-EGJe-2017-bez-nervnogo-sryva-sovety-psihologa/), Метод-сборник (http://metod-sbornik.ru/kor-obr-soz-ped-psih-logoped/852-minnevaleeva), сайты школ (например,https://cog429.mskobr.ru/info_add/eg/psihologicheskaya_pomow_pri_podgotovke_k_eg_i_og/) и другие. Преимущество данных интернет-ресурсов в том, что их использование позволяет оказать поддержку выпускникам в стрессовой ситуации прохождения ГИА, увеличивая эффективность подготовки.

Таким образом, традиционные методы обучения русскому языку в школе должны гармонично сочетаться с использованием инновационных интернет-ресурсов, что позволяет увеличить результативность подготовки к ЕГЭ по русскому языку и реализовать системно-деятельностный подход, при котором учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности и использует различные способы реализации подготовки к экзамену.

Список использованной литературы:

  1. Интернет в гуманитарном образовании/ Под ред. Полат Е. С. - М.: Владос, 2013. - 272с. - 169с.
  2. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике. /В.И. Боголюбов // Школьные технологии. - 2013. - №1. С. 39-59
  3. Нарушевич А.Г. Материалы курса «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений»: лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 14 с.
  4. Савина М.В., Бруяка В.А. Методические аспекты подготовки к ГИА и ЕГЭ // Справочник заместителя директора школы. 2012. №3. С. 40-43.
  5. Шаталина Н.М. Планирование работы учителя по подготовке учащихся к единому государственному экзамену (на примере русского языка) // Справочник заместителя директора школы. 2015. №3. С. 49-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Интернет-ресурсов и компьютерных презентаций на уроках английского языка

Выступление на республиканской научно-практической конференции "Языковое образование в средней шк оле: проблемы и перспективы"...

"Использование интернет-ресурсов для подготовки учащихся 9, 11 классов к экзамену по русскому языку."

Обобщение опыта работы при подготовке учащихся 9, 11 классов к экзаменам....

Использование интернет-ресурсов в обучении лексике на уроках английского языка

В нашей школе раньше изучался только немецкий язык. Сейчас дети бывших учеников начинают изучать английский язык и родители не могут оказать им помощь, так как сами затрудняются. Прекрасным подспорьем...

Использование интернет-ресурсов в обучении лексике на уроках иностранного языка

Доклад для августовского городского семинара учителей иностранного языка....

Использование интернет-ресурсов в обучении лексике на уроках иностранного языка

Доклад для выступления на методическом объединении учителей английского языка на тему: "Использование интернет - ресурсов обучении лексике на уроках иностранного языка"...

Использование интернет-ресурсов при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в 11 классе

В статье рассматривается применение инновационных технологий при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Представлена классификация интернет-ресурсов, содержащих различные сведения о ЕГЭ, приведены пример...

Формирование навыка корректного использования интернет-ресурсов при самостоятельной подготовке проектных работ

В начале двадцать первого века наблюдается крайне стабильная склонность применения в практики обучения различных учебных дисциплин метода проектов. Метод проектов дает возможность создать требования с...