Трудности современных детей в написании текста
статья по русскому языку

В статье рассматриваются трудности современных детей в написании текстов, анализирутся 4 стадии работы над созданием текста. Одним из примеров работы над этой проблемой приводится методика работы по созданию текста с помощью "мастерской творческого письма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_sovremennyh_detey_v_napisanii_teksta.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудности современных детей в написании текста»

У большинства людей написание даже небольшого текста вызывает трудности. Эти трудности могут быть разного характера. К примеру, одному человеку не хватает банального желания и силы воли, чтобы просто сесть и начать что-то писать. Другой и хотел бы написать, но сложно определиться с темой или подобрать нужные слова. Третий может писать много, но потом замечает, что в его тексте большое количество ошибок.

Какие трудности встречаются у современных детей в написании текстов?

1.Небольшой словарный запас;

2.Недостаточные  знания правил русского языка;

3. Слабо развит творческий тип мышления

4.  Нет знаний жанровых, стилевых и структурных особенностей письменной речи;

5. Кроме того, чтобы произведение т появилось на свет необходимо что-то неуловимое, связанное с моралью, жизненными идеалами, творческим вдохновением или, может быть, божественным даром.

О каком бы тексте ни шла речь, процесс его написания всегда включает в себя четыре стадии, которые необходимо чётко разделять. Первая стадия – собирание материала. Вторая – формулирование основных тезисов и составление плана. Затем идёт написание черновика. И наконец, редактирование текста.

Одним из приемов в формировании написания текстов может быть мастерская творческого письма. В процессе изучения русского языка мастерская творческого письма формирует и развивает коммуникативную компетентность, то есть регулирование отдельных слов и выражений в зависимости от конкретных обстоятельств: почему, что, где, когда и как говорят. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой и защищать.   Мастерская письма, безусловно,  призвана решить главную задачу: сформировать у учащихся языковое чутье, привить интерес к русскому языку и литературе. Недостатком при подготовке учащихся к письменному экзамену чаще всего является неумение верно и логично оформлять собственное письменное высказывание, бедность кругозора и речи, аргументация личностной позиции. Развитие речи  в рамках проведения  мастерской письма опирается  на обогащение лексического запаса, учит  правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические  средства, связно излагать свои мысли. Для расширения словарного запаса задания к тематике подбираются с учетом новых, незнакомых по лексическому значению слов.

  В алгоритм мастерских творческого письма обязательно входят:

   1. Индукция – этап «разогрева», «психологической настройки» (и самонастройки), «введения в тему» с помощью задания, произведения (-й) любого вида искусства и т.д.- призван задать эмоциональный тон, раскрыть участников в первую очередь на уровне чувств.

   2. Самоконструкция, т.е. создание первичного образа или продукта (в данном случае – первого текста) проходит в несколько этапов:

- создание словаря, как правило, по ассоциативному ряду (иногда их два, позитивный и негативный) и иногда лингвистическому ряду на основе ключевого слова. Это слово может быть дано мастером и являться квинтэссенцией темы мастерской, а может выбираться каждым участником для себя определённым способом (ключевой предмет; слово, формулирующее основную нравственную проблему и т.д.). В процессе подбора слов-ассоциаций идёт погружение в себя, внутреннее самораскрытие, осознание темы.

- обогащение словаря, когда все участники по очереди зачитывают подобранные ассоциации, а остальные слушают и имеют возможность дополнить свои списки любыми понравившимися из прозвучавших слов.

   3. Социализация первичного продукта (предъявление первого текста) в любой форме: чтение автором вслух, размещение на стене класса, создание библиотеки и т.д. Участники имеют возможность прокомментировать, дать отклики, задать вопросы по текстам друг друга в той или иной форме.

   4. Коррекция первичного продукта, когда участник имеет возможность вернуться к первому тексту и исправить его или написать совершенно новый под впечатлением данных отзывов. Часто предваряется каким-либо «импульсом», позволяющим совершить «прорыв» от первого текста до второго. Как правило, проводится и социализация второго текста в любой, но обязательно другой, форме.

   5. Рефлексия. На этом этапе важно, чтобы вопросы были ориентированы на каждый из 4 доминирующих типов способностей (рациональные, эмоциональные, интуитивные, деятельностные) или на все сразу. (Примером вопроса второго типа может служить: «С чем я сегодня ухожу с мастерской?»)

  Мастерские письма являются одним из наиболее эффективных средств развития письменной речи в первую очередь потому, что способствуют снятию страха перед созданием и презентацией письменного высказывания, укрепляют веру в свои силы. В этом плане особое значение имеет поведение мастера, который должен строжайшим образом соблюдать принцип абсолютной безоценочности, ни взглядом, ни жестом, ни улыбкой не давая участникам почувствовать своего преимущественного внимания или особой симпатии к кому-либо из них: иначе то, что призвано вселять веру в свои силы, станет очередным опытом собственного бессилия. Впрочем, с той же строгостью необходимо следить и за реакцией участников – в подростковом возрасте отвержение сверстников иногда ранит больнее, чем пренебрежение старших.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

Требования к написанию текста выступления (проектная деятельность)

Материал содержит методические рекомендации  к написанию текста выступления при защите проекта...

Интерпретация текстов художественной литературы в современных песнях (на примере текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Как увлечь современных детей? Как обратить их внимание на художественные тексты? Данная статья предлагает одно из решений актуальных вопросов - обращение к современным песням на уроках литературы. Как...

Трудности обучения детей английскому языку в школе

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Сегодня знание иностранных языков уже не роскошь, а необходимость; он сегодня превращается в ведущую дисциплин...

Родительское собрание "трудности адаптации детей в 5 классе

Цель родительского собрания - познакомить  родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....