РР Аудирование и чтение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

Два урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-4_rr_audirovanie_i_chtenie.docx22.04 КБ
Файл 3-4_rr_audirovanie_i_chtenie.pptx570.32 КБ
Файл 3-4_dz.docx13.66 КБ

Предварительный просмотр:

РР Аудирование и чтение

1 урок

  1. О.Н.У.
  2. Введение в тему

- Умение критически воспринимать информацию, в том числе на слух, является одной из важных, необходимых в современном мире жизненных потребностей человека. В речевой деятельности человека слушание занимает 45 %. Сегодня мы с Вами будем слушать текст, обрабатывать его, создавать план, пересказывать.

  1. Работа по теме урока
  1. - Перед Вами план текста об изменениях в современном русском языке (раздаётся на парты).

Микротема

Ключевые слова, предложения.

  1. Изменения в современном русском языке

  1. Появление новых функциональных стилей

  1. Жаргон вместо исконного русского языка

  1. Реальная опасность утраты русского языка, его традиций и правил

  1. Законы развития языка

- Слушая текст, сверяйте своё понимание с планом, записывайте ключевые слова, предложения, соответствующие каждой микротеме. Заполненная Вами таблица станет опорой для сжатого пересказа текста.

Прослушивание текста.

  1. - Какой эпиграф в качестве девиза, Мы можем выбрать для нашей темы? (слайд)

Речь дается многим, но мудрость редким. (Катон Старший). 

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. (Ф. Ларошфуко)

Красноречие есть искусство покорять умы. (Платон)

Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие. (Галилео Галилей)

Ясность – главное достоинство речи. (Аристотель)

На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова. (М. Лермонтов)

Красноречие — это живопись мысли. (Б. Паскаль)

  1. – Какие проблемы поднимаются в этом тексте?

- Что необходимо предпринять, чтобы исправить ситуацию?

  1. – Вам не просто нужно пересказать текст, а ещё использовать приёмы сжатия. Какие приёмы Вы знаете?

Известны следующие способы сжатия текста (слайд):

1. Исключение

2. Обобщение

3. Замена (упрощение)

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: (слайд)

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);
  • убрать детали;
  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
  • объединить существенное;
  • составить новый текст.

-Что же можно исключить? (слайд)

  • вводные слова; 
  • однородные члены предложения; 
  • повторы; 
  • однотипные примеры; 
  • риторические вопросы и восклицания; 
  • цитаты; 
  • детали, которые не влияют на ход авторской мысли; 
  • пояснения; 
  • рассуждения; 
  • описания; 
  • слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

ПРИМЕР: (слайд)

до сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

- Каким образом исключить лишнюю информацию?

после сжатия  (слайд)

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо: (слайд)

  1. Найти в тексте мелкие, единичные факты. 
  2. Найти в них общее. 
  3. Объединить эти факты на основе общего. 
  4. Сформулировать получившееся предложение. 

ПРИМЕР: (слайд)

до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

-Каким образом обобщить информацию?

после сжатия (слайд)
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

При ЗАМЕНЕ необходимо: (слайд)

  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную;
  • найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;
  • сформулировать получившееся предложение. 

ПРИМЕРЫ: (слайд)

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

- Какую информацию Мы уберём, что заменим?

после сжатия (слайд)

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

  1. – Я прочитаю текст второй раз. Вы можете добавить информацию в таблицу.

Чтение текста.

2 урок

- Попробуйте применить различные виды сжатия и, пользуясь планом, подготовьте пересказ текста.

Несколько человек отвечают.

- Сначала на черновике запишите получившийся текст, затем проверив его, перепишите в чистовик.  Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Объем изложения — не менее 70 слов.

Самостоятельная работа учащихся.

Подведение итогов

- Сложно ли было работать в таком формате?

- Что вызвало затруднения?

Д/з

Выпишите грамматическую основу предложений.

  1. А ей теперь нужен только покой.
  2. Мы ввели ей тонизирующее средство.
  3. Теперь выражение их было нежным и спокойным.
  4. Он встал, поднял шторы и, широко распахнув окна, впустил в комнату свежий ночной воздух.
  5. Неужели в пожарные команды людей подбирали не только по склонности, но и по внешнему виду.
  6. Монтэг вышел через стеклянную дверь и, не отдавая отчета, пересек лужайку.
  7. Мне прислали роль сегодня утром.
  8. И в следующее мгновение пожарные уже бежали по лестнице, размахивая сверкающими топориками в застоявшейся темноте пустых комнат, взламывали незапертые двери, натыкаясь друг на друга, шумя и крича, как ватага разбушевавшихся мальчишек.
  9. Свет отражался в кусочках рубинового стекла, слабо переливался и мерцал на тончайших, как капилляры, чувствительных нейлоновых волосках в ноздрях этого странного чудовища, чуть заметно вздрагивающего на своих восьми паучьих, подбитых резиной лапах.
  10. И люди с сигаретами в тонких, плотно сжатых губах, захватив с собой машины и шланг, захватив ящик с жидкой меланхолией и темной густой массой, не имеющей названия, покинули комнату.

Микротема

Ключевые слова, предложения.

  1. Изменения в современном русском языке

  1. Появление новых функциональных стилей

  1. Жаргон вместо исконного русского языка

  1. Реальная опасность утраты русского языка, его традиций и правил

  1. Законы развития языка

Микротема

Ключевые слова, предложения.

  1. Изменения в современном русском языке

  1. Появление новых функциональных стилей

  1. Жаргон вместо исконного русского языка

  1. Реальная опасность утраты русского языка, его традиций и правил

  1. Законы развития языка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речь дается многим, но мудрость редким. ( Катон Старший). Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. (Ф. Ларошфуко ) Красноречие есть искусство покорять умы. (Платон ) Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие. (Галилео Галилей) Ясность – главное достоинство речи. (Аристотель ) На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова. ( М. Лермонтов) Красноречие — это живопись мысли. (Б. Паскаль)

Слайд 2

Известны следующие способы сжатия текста: Исключение 2. Обобщение 3. Замена (упрощение)

Слайд 3

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: + выделить главное (существенное) и детали (подробности ); + убрать детали; + пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; + пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; + объединить существенное; + составить новый текст.

Слайд 4

вводные слова; однородные члены предложения; повторы; однотипные примеры; риторические вопросы и восклицания; цитаты; детали, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснения; рассуждения; описания; слова, предложения, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Слайд 5

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

Слайд 6

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

Слайд 7

При ОБОБЩЕНИИ необходимо : + Найти в тексте мелкие, единичные факты. + Найти в них общее. + Объединить эти факты на основе общего. + Сформулировать получившееся предложение.

Слайд 8

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

Слайд 9

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек

Слайд 10

При ЗАМЕНЕ необходимо : заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную; найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.; сформулировать получившееся предложение.

Слайд 11

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Слайд 12

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.



Предварительный просмотр:

Выпишите грамматическую основу предложений.

  1. А ей теперь нужен только покой.
  2. Мы ввели ей тонизирующее средство.
  3. Теперь выражение их было нежным и спокойным.
  4. Он встал, поднял шторы и, широко распахнув окна, впустил в комнату свежий ночной воздух.
  5. Неужели в пожарные команды людей подбирали не только по склонности, но и по внешнему виду.
  6. Монтэг вышел через стеклянную дверь и, не отдавая отчета, пересек лужайку.
  7. Мне прислали роль сегодня утром.
  8. И в следующее мгновение пожарные уже бежали по лестнице, размахивая сверкающими топориками в застоявшейся темноте пустых комнат, взламывали незапертые двери, натыкаясь друг на друга, шумя и крича, как ватага разбушевавшихся мальчишек.
  9. Свет отражался в кусочках рубинового стекла, слабо переливался и мерцал на тончайших, как капилляры, чувствительных нейлоновых волосках в ноздрях этого странного чудовища, чуть заметно вздрагивающего на своих восьми паучьих, подбитых резиной лапах.
  10. И люди с сигаретами в тонких, плотно сжатых губах, захватив с собой машины и шланг, захватив ящик с жидкой меланхолией и темной густой массой, не имеющей названия, покинули комнату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный срез по английскому языку (аудирование и чтение), 4 класс, I четверть

Контрольный срез по английскому языку содержит задания по аудированию и чтению, рассчитанные на конец I четверти 4-ого класса. Позволяет проверить сформированность соответствующих компетенций в рамках...

Подготовка к сдаче ОГЭ. Разделы аудирования и чтения

Данная презентация отражает технологию подготовки к экзамену по английскому языку в 9 классе....

Разделы ЕГЭ по английскому языку аудирование и чтение, результаты ЕГЭ 2015, стратегии подготовки

Разделы ЕГЭ по английскому языку аудирование и чтение, результаты ЕГЭ 2015, стратегии подготовки Аудирование и чтение- два раздела ЕГЭ, которые тесно связаны между собой, на выполнение кажд...

Подготовка к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Стратегии аудирования и чтения.

Обучение подготовке выполнения заданий по аудированию и чтению к экзамену по английскому языку....

Тексты для аудирования и чтения с тестовыми заданиями

Тексты для аудирования и чтения с тестовыми заданиями...

Описание внешности. Введение новой лексики. Обучение аудированию. Обучение чтению и говорению. Обучение монологической речи.

Научатсяслушать и понимать отдельные детали текста, обсуждать их; Употреблять новые слова: Old, weak, short, fat, young, strong, tall, thin в письменной и устной речи.Знать слова по описанию внешности...